СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории в 8 классе "Победа в Северной войне. День Героев Отечества"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по УМК:  История России. XVIII век. В. Н. Захаров, Е. В. Пчёлов/под  науч. ред. Ю. А. Петрова

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории в 8 классе "Победа в Северной войне. День Героев Отечества"»

Технологическая карта урока

Учитель: Польская С. А.

Класс: 8

Предмет: История России. Всеобщая история

УМК: История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / В. Н. Захаров, Е. В. Пчелов ; под науч. ред. Ю.А. Петрова.

Номер урока в календарно-тематическом планировании: 4


Тема урока

Победа в Северной войне. День Героев Отечества.

Дата проведения урока


Цели урока

Формирование представлений о ходе военных действий Северной войны в 1708—1721 гг.; итогах войны со шведами;

причинах и результатах Прутского и Каспийского походов. Воспитание патриотических чувств обучающихся через реализацию модуля школьной воспитательной программы «Школьный урок».

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты

Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Уважительное отношение к чужому мнению. Познавательный интерес к истории России. Эмпатическое восприятие побед русского оружия в период Северной войны. Личностное осмысление итогов Северной войны и значения провозглашения России империей. Проявление патриотических чувств, гордости, эмпатии обучающихся к героям Северной войны.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными видами информации, структурировать и анализировать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать причинно-следственные связи, описывать события, строить логическое умозаключение, делать выводы.

Регулятивные УУД: умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, планировать свою деятельность, представлять и оценивать результаты своей работы.

Коммуникативные УУД: умение планировать общие способы работы, распределять функции между членами группы, обмениваться информацией, аргументировано высказывать свою точку зрения, интересоваться чужим мнением

Предметные результаты

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Продолжение заполнения таблицы «Крупнейшие сражения Северной войны (1700—1721)» на основе текста учебника и исторической карты. Высказывание оценочных суждений о значении Полтавской

битвы и других крупных сражений на суше и на море. Определение причин и результатов Прутского и Каспийского походов Петра I. Формулирование общих выводов об итогах внешней политики Петра I. Высказывание оценочных суждений о полководческих способностях Петра I.

Тип урока

Комбинированный урок

Основные понятия

Северная война, военная реформа, регулярная армия, рекрутская повинность, внешняя политика, Прутский поход, Каспийский поход

Основные даты

1700—1721 гг. — Северная война

28 сентября 1708 г. — битва под деревней Лесной.

27 июня 1709 г. — Полтавская битва

1711 г. — Прутский поход

27 июля 1714 г. — Гангутское сражение

1720 г. — сражение у о. Гренгам

1721 г. — Ништадтский мир

Основные виды деятельности

обучающихся

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Продолжение заполнения таблицы «Крупнейшие сражения Северной войны (1700—1721)» на основе текста учебника и исторической карты. Высказывание оценочных суждений о значении Полтавской

битвы и других крупных сражений на суше и на море. Определение причин и результатов Прутского и Каспийского походов Петра I. Формулирование общих выводов об итогах внешней политики Петра I. Высказывание оценочных суждений о полководческих способностях Петра I.

Образовательные ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь, презентация «Победа в Северной войне» URL: https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-rossii-klass-iks-pobeda-v-severnoy-voyne-3370545.html


Организационная структура урока:


Этап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих на уроке, проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности).

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Самоорганизация обучающихся.

  1. Мотивационно-целевой этап



- Прокомментируйте цитату Петра I: «Кто знамени присягнул единожды, у оного до конца жизни стоять должен!»

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Про какую конституционную обязанность современных граждан РФ высказался монарх?

- На сегодняшнем уроке продолжим разговор о Северной войне, на примере её страниц прикоснёмся к военной славы России.

Высказывают свои предположения, принимают цели деятельности на уроке.

- О доблестной защите Отечества, о преданности Отчизне, о нерушимости клятвы и присяги, о самопожертвовании.



  1. Входной контроль, проверка домашнего задания

Выполните тест:

1. Отметьте причины поражения России под Нарвой в 1700 г.:
а) измена иностранных офицеров-наемников,
б) помощь, оказанная шведам турецким султанам;
в) плохая подготовленность, слабая обученность русских войск;
г) численное превосходство шведов;

д) нехватка боеприпасов у русских,
е) неучастие в сражении русского флота,
ж) стрелецкое восстание.
2. В каком городе был построен первый русский военный корабль:
а) в Петербурге
б) в Воронеже
в) в Нарве

г) в Москве.
3. В каком году был основан Санкт-Петербург?
а) 1403 г;
б) 1703 г;
в)1765 г.

г)1700 г.
4. Какие страны были участниками «Северного союза»:
а)Англия; б) Австрия; в) Россия; г)Франция; д) Саксония е) Дания ж) Речь Посполитая

5. Назовите хронологические рамки Северной войны:
а) 1558-1583 гг.
б) 1757 – 1762 гг.
в) 1700-1721 гг.

г)1704-1722 гг.

Ответы: 1- авг, 2-б, 3-б, 4-вдеж, 5-в.

Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку и оценивание выполнения теста по предложенным учителем критериям.

  1. Актуализация знаний

Организует беседу по вопросам:

- Каковы причины Северной войны?

- В чём суть «Нарвской конфузии»?

- К каким выводам пришёл Пётр I после поражения под Нарвой?

- Что, на ваш взгляд, следовало сделать, чтобы последующие сражения со шведами принесли русским успех?

- Как прошли для России первые годы войны?

Участвуют в водной беседе, отвечают на вопросы учителя.


  1. Информационно-аналитический этап


План освоения новых знаний и видов учебных действий:

  1. Шведское нашествие

  2. Полтавская битва

  3. Прутский поход 1711 г.

  4. Окончание войны. Морские сражения

  5. Каспийский поход (1722-1723)

  6. День Героев Отечества


Организует работу с презентацией «Победа в Северной войне».

  1. Шведское нашествие

Работа со слайдами презентации №№1-13. Комментированное чтение п. 1 § 3, стр. 20-21.

Говоря об измене Мазепы, учитель спрашивает:

- В чём вы видите причины этого шага?

- Продолжите заполнять таблицу «Крупнейшие сражения Северной войны (1700—1721)» (форма таблицы приведена на стр. 20 учебника, задание 3), начатую на прошлом уроке. В таблицу внесите битву у д. Лесной.


2. Полтавская битва

- Прослушайте текст «Приказа Петра I перед Полтавской битвой» (см. приложение). Как вы его прокомментируете?

Организует работу обучающихся в парах.

- Изучите п. 2 § 3, стр. 21-23 и, используя алгоритм, расскажите о Полтавской битве.

Памятка (алгоритм) для сообщения о битве, сражении

Рекомендуемые пункты памятки:

  1. место сражения в общем ходе войны;

  2. задачи сторон;

  3. соотношение сил;

  4. особенности тактики сторон;

  5. ключевые моменты сражения, действия участников;

  6. исход борьбы;

  7. последствия, значение сражения.

Работа со слайдами презентации №№14-36.

- О Полтавской битве рассказывает учитель, опираясь на схему сражения (с. 22 учебника).

Для показа народного характера борьбы против шведов приводится свидетельство шведского историка, описывающего ситуацию после форсирования шведскими войсками Вислы, когда армия Карла XII встретила пустые дома в городах и сёлах, в то время как леса были полны враждебно настроенного населения:

«Карл попытался сначала привлечь население добром, но это был совершенно напрасный труд. Скрываясь за деревьями и кустами, подстерегали они шведских солдат и в замеченных стреляли. И один раз даже король подвергся большой опасности встречи с коварной пулей».

- В таблицу внесите Полтавское сражение.

- Сообщение обучающегося «Полтавская битва».

- Отметим решающее значение Полтавской битвы для исхода всей войны; битва имела переломный характер, несмотря на то, что война продолжалась ещё 12 лет.


3. Прутский поход 1711 г.

Работа со слайдами презентации №№37-40, работа с учебником, п. 3 § 3, стр. 26.

- Почему в то время, когда велась Северная война, российские войска должны были совершить Прутский поход? Чем он завершился?

4.Окончание войны. Морские сражения

- Сообщения обучающихся:

  • Морское сражение у мыса Гангут

  • Морское сражение у острова Гренгам

Работа со слайдами презентации №№41-52.

- Обратимся к об­суждению события, непосредственно последовавшего за окончанием Северной войны — провозглашение России империей. Что послужило основанием для этого решения, какую перспективу оно открывало?

- Познакомимся с историческим документом «Из акта о поднесении Петру I титула Императора Всероссийского» - стр. 29 учебника - ответим на вопрос к документу.

Выводы. Ценой значительных усилий народа по строительству флота и крепостей, оснащению армии новым оружием, созданию военной промышленности России удалось одержать победу в Северной войне и войти в число ведущих европейских держав.

п. 5 плана урока обучающиеся читают самостоятельно дома.

п. 6. День Героев Отечества

- День Героев Отечества в России выпадает на 9 декабря, что является продолжением вековой традиции, существовавшей в российском государстве до 1917 года. Именно в эти дни в Российской Империи праздновали День георгиевских кавалеров.

О подобной преемственности заявил инициатор современного праздника Борис Грызлов, возглавлявший на тот момент Государственную Думу Российской Федерации и Высший совет партии «Единая Россия». Произошло это 25 января 2007 года. При этом, по замыслу Бориса Грызлова, День Героев Отечества мог носить сокращенный вариант названия – «День Героев» и исторический – «День георгиевских кавалеров».

На следующий день российские парламентарии приняли соответствующий законопроект в первом чтении. В своих комментариях народные избранники отмечали, что тем самым не только отдают дань памяти событиям далекого прошлого. День Героев Отечества в России призван чествовать современниками и Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы. По мнению депутатов, новая памятная дата должна способствовать формированию идеалов самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству.

Обсуждают план освоения новых знаний и видов учебных действий.







Изучают материал презентации, работают с учебником, отвечают на вопросы.





Заполняют таблицу.





Знакомятся с историческим документом.

Комментируют высказывание царя, высказывают свои предположения.


Работают в парах с учебником, описывая Полтавскую битву по алгоритму.









Изучают материал презентации, отвечают на вопросы.







Знакомятся с историческим документом.




Заполняют таблицу.

Получают информацию из сообщения одноклассника.





Изучают материал презентации, учебника, отвечают на вопросы.




Получают информацию из сообщений одноклассников.


Изучают материал презентации, учебника, отвечают на вопросы.




Знакомятся с историческим документом.



Анализируют, обобщают, делают выводы.








Знакомятся с памятной датой календаря, приводят примеры Героев Отечества.

  1. Первичная проверка понимания и закрепление знаний

- Как вы понимаете слова Петра I, произнесённые им после Полта­вы: «Ныне уже совсем камень во основание Петербурга заложен»?

- Пётр I назвал сражение под Лес­ной «матерью Полтавской бата­лии». Объясните это определе­ние.

- Какие последствия имел Прутский поход?

- Каковы итоги Северной войны для России и для остальной Ев­ропы?

- Почему выражение «как шведы под Полтавой» стало использоваться для обозначения сильнейшего поражения, неудачи?

Отвечают на вопросы по закреплению изученного материала.


VII.Оценочно-рефлексивный этап

Рефлексия учебной деятельности

Закончить предложения:

Я узнал …

Я научился ….

Для меня был полезен опыт …

Мне было интересно, потому что …

Оцените свою работу на уроке.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении:

§ 3, стр. 20-29, пересказ.

Задание по выбору обучающихся:

Напишите сочинение про Санкт-Петербург. Возможные темы - «Петербург — окно в Европу», «Люблю тебя, Петра творенье…» или сформулировать тему самостоятельно.

Рефлексируют по методу «неоконченное предложение».

Я оцениваю свою работу на уроке отметкой …

Мне понравилась на уроке работа … (назвать имя ученика)

Ученики выражают своё отношение к проделанной работе, указывают, что понравилось или не понравилось на уроке.

Слушают комментарии к выполнению домашнего задания, задают уточняющие вопросы.


Приложение



Приказ, отданный царем Петром I воинству своему в день Полтавского сражения июня 27 дня 1709 года


«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!