Урок «Северная война »
Педагогические цели | Создать условия для дальнейшего формирования представлений об устройстве русской армии и вооружении, выявления факторов, способствующих военным успехам России в Северной войне; содействовать пониманию итогов Северной войны для внутреннего и внешнего положения России. |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / фронтальная, групповая ,индивидуальная. |
Планируемые результаты (предметные) | Объяснять причины, повод и ход Северной войны, характеризовать последствия Северной войны для России ; продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками ,художественными произведениями. |
Личностные результаты | Способствовать формированию патриотических качеств личности и гражданской активности учащихся. |
Метапредметные результаты | Формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать выводы |
Основное содержание темы, понятия и термины | Цели, участники, ход Северной войны. Нарвская битва. Реформы армии. Основание Петербурга. Битва при Лесной. Полтавская битва .Морские сражения при Гангуте и Гренгаме. Ништадтский мирный договор. Конфузия, рекрутский набор. |
Образовательные ресурсы | Учебник. Рабочая тетрадь. Презентация. Карта-схема. Кластер. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД |
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, рассказ | В виде краткой вводной беседы актуализируются ранее полученные знания и сформированные умения, Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить о чем сегодня будет наш урок? «Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать на море. Сюда по новым по волнам Все флаги в гости будут к нам» А.С. Пушкин | Отвечают устно на краткие вопросы по домашнему заданию. Участвуют в анализе эпиграфа. | Познавательные: осуществляют анализ эпиграфа; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, «удерживают» логику повествования | Беседа по вопросам, рассказ |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Сообщение учителя, беседа | Представьте, что вам нужно ответить на вопрос иностранца: «Какой мечтал видеть Россию молодой царь Петр I?» Отвечать нужно прилагательными. Вспомните, какие территории утратило наше государство в Смутное время на севере России ? Обращает внимание на мнение Петр I о причинах войны. Учитель просит сформулировать цели войны. | С помощью рассуждений, анализа карты раскрываются цели войны. Заполняют самостоятельно кластер. | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Знакомство с характеристикой Карла XII Петр I, данной С.Соловьевым и первым сражением Северной войны- сражением под Нарвой. | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, беседа, работа с картой | Излагает большой объём материала с привлечением средств обучения: презентация, историческая карта. Закладывает основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной. -Краткий рассказ о сражении под Нарвой с использованием презентации; - Предлагает найти в учебнике ответ на вопросы о реформе армии и как оттачивалось мастерство армии? -Организует запись в кластере; -Знакомство с описанием битвы при Лесной А.С.Пушкина. - Почему битву при Лесной Петр I назвал Матерью Полтавской битвы? | Работают с картой и учебником: раскрывают смысл реформы армии, значение исторических понятий. Формулируют значение битвы при Лесной. | Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: используют для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы. | Работа с картой, беседа по вопросам |
Изучение Полтавской битвы и итогов Северной войны. | Фронтальная. Словесный, частично- поисковый, наглядный. Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, историческим источником. | - Организует работу с историческим документом. - Просит прочитать документ и прокомментировать приказ Петра I перед Полтавской битвой. -Краткий рассказ о Полтавской битве и её итогах. -Организует работу с картой и просит сформулировать итоги Северной войны. | Осознают важность работы с текстом, иллюстрациями, хронологической таблицей; расширяют, закрепляют и контролируют свои знания с по-мощью карты, презентации. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: ориентируются в учебнике ,кластере, карте. | Работа с учебником, картой, историческими документами. |
V. Закрепление знаний и способов действий | Групповая. Словесный. Беседа, рассказ | Предлагает обсудить вопрос о важности и необходимости изучения Северной войны, опираясь на высказывание К.Маркса «Россия превратилась в главенствующую морскую державу на Балтийском море» Вопрос. Прав ли К. Маркс? Когда Россия стала таковой? Закрепление по датам: каким событиям Северной войны соответствуют эти даты 1700, 1709,1714,1703. 1720, 1708, 1721 | Применяют исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности войны. | Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе | Рассказ, беседа по вопросам |
VI. Подведе-ние итогов. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока? Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложение: Сегодня на уроке я … Самым полезным и интересным для меня было…. Я встретился с трудностью при … У меня хорошо получилось.. Мне это необходимо для… Строки самому себе.. Скажи комплемент новой теме.. .. | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации: 1 уровень – прочитать текст учебника, ответить на вопросы в конце параграфа. 2 уровень (повышенный) – подготовить презентацию, посвящённую одному из сражений | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение | Устные ответы на вопросы ,презентация. |
Ресурсный материал у к уроку
Соловьев о Петре I и Карле XII
«Карл родился в 1682 году, следовательно, был ровно десятью годами моложе нашего Петра. Сильная натура рано начала себя чувствовать в ребенке; и с самого же начала сила обнаруживалась односторонне; в удали, безрассудном искании опасностей уже высказывался исключительно герой-завоеватель, тогда как в русском Петре с малолетства была видна гениальная многосторонность, гениальная чуткость ко всему, виден был преобразователь, а не солдат, не завоеватель»
Речь Петра I
«Изволили мы, великий государь, наше царское величество, с королевством свейским за многие их свейские неправды и нашим царского величества подданным учинённые обиды….. И за тое Богом дарованную нам честь и за многие их свейския неправды и подданным нашим обиды указали мы, наше царское величество, всчать войну.»
.
Сообщение учащегося.
Жители Литвы, Белоруссии и Украины выступали против шведских захватчиков, оказывали им сопротивление, создавали партизанские отряды. Шведский историк прошлого века рассказывал, что, как только армия Карла XII перешла Вислу, она встретила пустые дома; в то же время леса были полны враждебно настроенным населением. «Карл попытался сначала привлечь население добром, но это был совершенно напрасный труд. Скрываясь за деревьями и кустами, подстерегали они шведских солдат и в замеченных стреляли. И один раз даже король подвергся большой опасности встречи с коварной пулей».
Некоторые партизанские отряды насчитывали тысячи человек. Они наносили врагу серьезные удары, задерживали его продвижение по территории России. Рискуя жизнью, местные жители ходили в разведку в места расположения шведских частей и гарнизонов, приносили ценные сведения русскому командованию.
Полным провалом кончилась попытка Мазепы отделить Украину от России. Украинский народ не пошел за изменником и остался верен клятве, данной на Переяславской раде 1654 г., о вечной дружбе и единстве с русским народом. Украинский гетман Мазепа перешёл на сторону шведов.
Жители многих украинских городов, казаки присылали Петру I письма, в которых говорили о своей непричастности к измене Мазепы и готовности к решительной борьбе со шведскими войсками и изменниками. Свои слова они подтверждали делом. По всей Украине развертывалась борьба народа против захватчиков, героически защищались украинские города.
А.С.Пушкин.
Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы.
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь конница летит,
Пехота движется за нею
И тяжкой твёрдостью своею
Её стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там;
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамён,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлён.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра…
Что же сказал Пётр своим солдатам?
Приказ Петра I перед Полтавской битвой
«Ведало бы российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродиться России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняго уже фортуны определения от оных ожидает. Ниже бы их не смущала слава неприятеля, яко непобедимого, которую ложну быти неоднократно сами ж они показали уже. Едино бы сие в оной пред очима, что сам Бог и правда воюет с нами, о чем уже на многих военных действиях засвидетельствовал им помощию своею сильный в бранех Господ!,, на того единаго смотрели бы. А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое не дорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».
«Однако ж, слава Богу, так хорошо окончилась, как лучше быть невозможно» и добавлял: «такого полезного мира [Россия] не получала. Правда, долго ждали, да дождались» Петра I