СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Функциональная грамотность на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья Функциональная грамотность на уроках английского языка»

Демидова В.Ю.

Академический лицей №95,

г. Челябинск, Россия

e-mail:[email protected]

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка.

Annotation. The article considers the range of issues related to the formation of functional literacy during the English lessons, gives examples of exercises and tasks from different student books while forming mathematical, financial, natural-scientific literacy, development of creative thinking and global competences.

Key words: functional literacy, global competencies, creative thinking

Аннотация. В статье рассмотрен круг вопросов, связанных в формированием функциональной грамотности на уроках английского языка, приводятся примеры упражнений и заданий из различных учебно-методических комплектах при формировании математической, финансовой, естественно-научной грамотности, развитии креативного мышления и глобальных компетенций.

Ключевые слова: функциональная грамотность, глобальные компетенции, развитие креативного мышления.

Часто мы сталкиваемся со сложностями в общении с носителями языка, неумением применить полученные знания на практике. Именно функциональная грамотность призывается на помощь в решении этой проблемы. Она позволяет ребятам переносить свой «школьный» опыт в «реальную» жизнь.

В соответствии с международными требованиями более половины выпускников основной школы имеют только базовый уровень функциональной грамотности, т.е. они могут использовать приобретенные в школе знания в простых знакомых ситуациях, а около пятой части выпускников основной школы не достигают этого уровня. К продолжению образования хорошо готовы не более 30% российских выпускников школы, а высокий уровень способности решать сложные задачи демонстрируют в среднем около 5% учащихся. [1]

Цель обучения иностранному языку- формирование навыков свободного общения. При этом целью формирования функциональной грамотности является совершенствование языковых компетенций.

На уроках английского языка есть возможность использовать иностранный язык для решения максимального диапазона жизненных задач в разных сферах человеческой деятельности. Учитель ведет работу по всем направлениям формирования функциональной грамотности. Для этого ребята работают в группах, парах, практикуют ролевые и деловые игры, работают над проектами.

Основные направления формирования функциональной грамотности:

• Математическая грамотность

• Читательская грамотность

• Естественнонаучная грамотность

• Финансовая грамотность

• Глобальные компетенции

• Креативное мышление [2]

Приведём примеры работы с этими видами грамотности на занятиях английским языком.

На протяжении всего обучения ребята с начальной школы читают различные тексты, выполняя к ним задания на поиск информации по ключевым словам, что способствует развитию естественно-научной, а также читательской грамотности.

Говоря о естественно-научной грамотности, можно также привести следующий пример: ученикам 11 класса предлагается диаграмма со статистическими данными выдуманной страны Zetland (например, чем любят заниматься тинэйджеры в свободное время или какой вид отдыха они предпочитают). На основе диаграммы ребята должны составить монолог, интерпретируя данные исследования. [4]

Примером формирования математической и финансовой грамотности может служить упражнение из учебника Spotlight 5, British coins. Ученикам предлагается расположить монеты по возрастанию стоимости, рассказать о российских деньгах, составить диалог о покупке товаров и решить какими монетами за них заплатить. Похожие упражнения встречаются также в учебнике Incredible English 2.

Развитие креативного мышления осуществляется через решение проблемных ситуаций (например, учебник Starlight 8 класс – колонизация космоса и проблемы, связанные с этим), изложение разных точек зрения на 1 и тот же вопрос (учебник Starlight 8- польза и вред от возрождения динозавров, плюсы и минусы чтения книг), постановка творческих задач (Starlight 5 – нарисовать и описать свою комнату, животное, маршрут от дома до школы, еда в своем холодильнике), применение исследовательского метода (исследование на тему самых известных праздников и традиций Великобритании). [3]

На уроках ребята работают над развитием глобальных компетенций, обсуждают темы охраны природы, ответственного и бережного отношения к ней, традиции и обычаи стран изучения языка, права человека, роль семьи и друзей, развития личности. [6]

Принцип историзма также играет огромное значение. Например, в учебнике Starlight 5 класс ребята изучают древние цивилизации. Развитию читательской компетенции способствуют тексты про Помпеи и про древний Египет и задания к ним. Также в УМК приводятся аудирования про викингов, римлян. На основе изученного грамматического материала, а также, принимая во внимание прочитанные тексты, ребята знакомятся с древними цивилизациями на английском языке. Чтобы понимать, каким образом это связано с ними и их краем, ученикам также дается текст о древней цивилизации Аркаим и задания на выяснение правдивых или ложных утверждений по тексту. Кроме того, они в парах рассказывают о городах Челябинской области (Челябинск, Златоуст, Касли, Миасс) в прошлом и на сегодняшний день, таким образом проявляя навыки креативного мышления и глобальных компетенций. На дом они получают проектное задание – рассказать об одном из городе области, его прошлом и настоящем, а также чем этот город отличается от других городов области.

В результате таких уроков мы повышаем мотивацию, увеличиваем объем знаний как лингвистических, так и социокультурных, развиваем умение понимать и передавать информацию на иностранном языке, описывать свой жизненный опыт, аргументировать выказывание.

В итоге ученики готовы и способны к самостоятельному изучению иностранного языка и дальнейшему саморазвитию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Институт развития образования Краснодарского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iro23.ru/sites/default/files/kovaleva_g.s._funk_gram_fgos_logvinova_i.m.pdf

  2. Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2021/09/08/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah

  3. Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2022/02/20/formirovanie-globalnyh-kompetentsiy-na-urokah

  4. Панфилова Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 51–55. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/65081.htm

  5. Скиллбокс Медиа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost-i-kak-ona-svyazana-s-obshchim-intellektom/

  6. Майорова Ж.Г. Функциональная грамотность на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/697528


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!