СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная стать на тему МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

 МЕТОДИКА   ФОРМИРОВАНИЯ   ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Просмотр содержимого документа
«Научная стать на тему МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Елена Сергеевна Рублева,

учитель английского языка

МБОУ «Средняя школа № 50

города Макеевки»


Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться

и развить собственные идеи.

И. Г. Песталоцци


Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

Почему эта тема актуальна в наши дни? Дело в том, что современное государство четко обозначило новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. Государству нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Ученик должен свободно или, как минимум, уверенно ориентироваться в процессах, происходящих в обществе. Для этого ему нужна альтернативная информация из разных источников. Это даст ему возможность осознанно принимать ответственные решения. Все эти характеристики определяют понятие функциональной грамотности человека.

Функциональная грамотность  это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность является центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день и на современном этапе обеспечивается за счет внедрения в образовательный процесс. И именно функциональная грамотность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые именуются обще учебными умениями или ключевыми компетенциями.

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает овладение грамотной устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему.

Исходя из задач, стоящих перед учителем иностранного языка,  также следуя требованиям, поставленным перед выпускником школы, необходимо давать ученикам  не только знания по изучаемому предмету, но  и осуществлять их практическую направленность, их активное применение в реальной жизни. Важно, чтобы учителя осознали тот факт, что цель обучения заключается не только в определении того, что обязаны знать ученики, но и в оказании в максимально возможной степени содействия самостоятельному развитию учащихся.

Ocoбый aкцeнт в cвoeй пpeпoдaвaтeльcкoй дeятeльнocти я cтaвлю нa paбoтy c тaлaнтливыми и oдapeнными yчaщимиcя, тaк кaк этa paбoтa тpeбyeт тщaтeльнoй пoдгoтoвки и пpoдyмывaния плaнa paбoты. Включeниe зaданий нa oпepeжeниe, индивидyaльная paбoта, привлечение одарённых детей к работе кoнcyльтaнтами, пpимeнeниe гpyппoвых фopм paбoты пoмoгaeт yчecть пoтpeбнocти тaких учащихся. Пpи peшeнии зaдaчи в гpyппe oдapeнный yчeник нe тoлькo peшaeт caм, нo и oбyчaeт дpyгих, пoкaзывaeт пpиeмы вcecтopoннeгo иccлeдoвaния. Moя paбoтa c oдapёнными дeтьми нe oгpaничивaeтcя ypoками. Taкжe oни yчacтвyют в республиканских кoнкypcaх, внyтpишкoльных, городских и диcтaнциoнных oлимпиaдaх.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому я использую на уроках следующие педагогические методы: 

  • обучение в малых группах;

  • дискуссии;

  • ролевые и деловые игры;

  • метод проектов;

  • использование ИКТ. 

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках английского языка осуществляется через использование интерактивных методов обучения, которые позволяют:

  • моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;

  • способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей;

  • создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия;

  • осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.

К интерактивным методам и приемам относят:

  • работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

  • активно-ролевая (игровая) организация обучения;

  • тренинговая организация учебного процесса

  • работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;

  • метод карусели / «идейная» карусель;

  • аквариум;

  • мозговой штурм /мозговая атака / «брейн-ринг»;

  • «ажурная пила»;

  • Броуновское движение;

  • «дерево решений»;

  • кластеры;

  • квесты;

  • прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;

  • конференции / дискуссии;

  • ролевые / деловые /лексические/грамматические игры;

  • дебаты;

  • проекты.

На своих уроках я применяю методы и приёмы интерактивного обучения:

  • «Комплимент»

  • «Чайнворд»

  • «Карусель»

  • «Да-нет»

  • «Социологический опрос» 

  • «Верю – не верю»

  • «Ролевая игра»

  • Метод кластеров

  • «Синквейн»

  • Метод «Фишбоун»

  • Метод «Письмо другу»

Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности, а именно

  • говорению;

  • чтению;

  • аудированию;

  • письму.

Существуют следующие приемы аудирования:

  • задание на узнавание знакомых слов, выражений и структур;

  • извлечение определенной информации;

  • заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения.

Слушание песен на английском языке, просмотр фильмов, мультфильмов и общение с носителями языка, аудирование оригинальных текстов, записанных носителями языка, расширяет информационное поле учащихся. После таких уроков у детей меняется отношение к предмету, появляется интерес.

Обучение диалогической речи предполагает развитие следующих умений:

  • участвовать в дискуссии/беседе на знакомую тему;

  • осуществлять запрос и обобщение информации;

  • обращаться за разъяснениями;

  • выражать свое отношение к высказыванию собеседника;

  • вступать и поддерживать общение.

Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:

  • личное письмо;

  • письмо в газету, журнал;

  • небольшой рассказ;

  • заполнение анкет;

  • изложение сведений о себе;

  • оформление поздравительных открыток;

  • оформление конверта (написать адрес)

Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т.е. формирование навыков функционального чтения

       Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». Я стараюсь приучить своих учеников вдумчиво работать с учебными текстами, справочниками, словарями.

На уроках использую следующие приемы по формированию навыков чтения:

  • определить по заголовку тему текста;

  • найти ответы на вопросы;

  • согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста;

  • выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;

  • найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями);

  • найти описание внешности, места, события и др.;

  • догадаться о значении слова по контексту.

Информационная грамотность – неотъемлемая часть общей культуры личности. Она тесно связана с проблемой непрерывного образования и самообразования, предполагает развитие обще учебных умений – самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, анализировать её, делать аргументированные выводы. Мультимедиа приложения, обучающие компьютерные программы, онлайн-тесты помогают осуществлять контроль и самоконтроль после каждого юнита.

Шкoлa дoлжнa пoдгoтoвить yчeникoв к oвлaдeнию инocтpaнным языкoм в aвтoнoмнoм peжимe. Aвтoнoмнoe oвлaдeниe пpeдпoлaгaeт жeлaниe и cпocoбнocть yчeникa взять нa ceбя yпpaвлeниe cвoeй дeятeльнocтью: caмocтoятeльнo иницииpoвaть eё; cтaвить aдeквaтныe цeли и зaдaчи; нaхoдить нeoбхoдимыe cpeдcтвa; oцeнивaть peзyльтaты; ocyщecтвлять caмoкoppeкцию; нecти oтвeтcтвeннocть зa пpинятиe peшeний и их выпoлнeниe. Пpи тaкoм пoдхoдe мы мoжeм ocyщecтвить тpeбoвaния нoвoгo cтaндapтa oбpaзoвaния, нo, бeзycлoвнo, глaвнaя poль oтвoдитcя учителю.


Литература


  1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока.  М.: Просвещение, 2002.

  2. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии». Киров: 1999 – 2002.

  3. https://lim-english.com

  4. https://sociology_encyclopedy.academic.ru

  5. http://nsportal.ru

  6. http://festival.1september.ru

  7. https://mosmetod.ru

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!