СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие исследовательских и поисковых навыков учащихся на уроках английского языка, как один из аспектов функциональной грамотности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье, даётся описание тех методов и приёмов, при помощи которых можно развивать исследовательские и поисковые навыки учащихся на уроках английского языка, как один из аспектов функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
««Развитие исследовательских и поисковых навыков учащихся на уроках английского языка, как один из аспектов функциональной грамотности»»

«Развитие исследовательских и поисковых навыков учащихся на уроках английского языка, как один из аспектов функциональной грамотности»

Учитель: Рахметова З.А.

КГУ «Средняя школа имени Карла Маркса», Таласского района Жамбылской области


Цель работы: изучить современное состояние теории и практики развития функциональной грамотности у учеников средней школы, разработать и применить на практике упражнения, направленные на формирование навыков говорения, чтения и аудирования у учащихся средних классов.

       Актуальность работы продиктована потребностями современного мира.

Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.

       Новизна предлагаемой работы состоит в том, что при обучении английскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения английского языка)

Теоретической значимостью данной работы является выявление и обобщение положений о психологических и методологических основах формирования навыков чтения, говорения и аудирования.

Практическая значимость заключается в разработке системы упражнений на развитие необходимых навыков на английском языке у учащихся средних классов.

     Осмысленное обучение предоставляет учащимся знание и доступ к когнитивным процессам, которые им понадобятся для успешного решения проблем [4, 65].

     Однако, не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с текстом, а именно: уч-ся не знают значений многих слов; не умеют читать диаграммы; не умеют озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопрос; не могут выбрать способ решения задачи; не умеют актуализировать наличные умения; не могут перенести знания и умения из одной области на другую; часто подменяют задание на более привычное, знакомое.

     Все это связано с плохо развитой функциональной грамотностью, под которой понимается  

«способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [3, 4].

        Поэтому сегодня обучение чтению «не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью» [3, 10].         

В программе на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач: осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); уметь извлекать информацию из разных источников; учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; уметь пользоваться источниками и ссылаться на них; уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов; реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

         Итак, новые государственные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.

         Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев). Начало формы

Конец формы

Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал. В основе этого вида речевой деятельности лежат умения, связанные с извлечением поступающей информации.

Розов О.А. писал: “чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объемом подсознательной работы мозга”.

В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции:

  • чтение является целью обучения, т.е. является видом речевой деятельности (средство извлечения информации)

  • чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо.

Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

В чтении выделяют содержательный план (о чем текст) и процессуальный план (как его прочитать и озвучить). В содержательном плане результатом деятельности преподавателя является понимание прочитанного обучаемым; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесение букв и буквосочетаний с соответствующими фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха и т.д.

Я работаю с УМК “Английский язык” 7 класс, издательство Алматы «Атамұра» 2012 год, авторы учебника: Т. Аяпова, З. Абильдаева, Ж. Тутбаева, предлагают комплексный подход в обучении чтению. При таком подходе обучение чтению ведется параллельно с обучением аудированию, говорению и письму. На первых уроках применяется метод транслитерации (table – тейбл).

В 5 классе учащиеся должны освоить алфавит, научиться читать по транскрипции, а затем переходят к чтению слов по правилам.

Для достижения этих целей я использую следующие упражнения:

  1. Прочтите буквы.

  2. Составьте слова из следующих букв.

  3. Выберите слова, которые читаются по правилу (не по правилу).

  4. Впишите в слова недостающие буквы.

  5. Запишите под диктовку слова по буквам и прочитайте эти слова вслух.

  6. Чтение по ролям.

  7. Чтение до первой ошибки.

  8. Соедините букву и звук.

  9. Чтение за диктором.

Виды чтения

II. По форме

  1. про себя

  2. индивидуальное

  3. хоровое

  4. громкое



I.. По целевой направленности деятельности

  1. ознакомительное

  2. просмотровое

  3. изучающее

  4. поисковое

III. По способу раскрытия содержания

IV. По месту чтения

  1. домашнее

  2. классное



  1. аналитическое

  2. синтетическое

  3. переводное

  4. беспереводное

V. По характеру организации деятельности

  1. подготовленное

  2. неподготовленное

  3. тренировочное

  4. контрольное

  1. В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение.

  2. Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

  3. Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “для себя”, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.

  4. Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 – 30% избыточной, второстепенной информации.

  5. Изучающее чтение (detail reading) предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста.

  6. Темп изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

  7. Поисковое чтение (reading for specific information) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей и т.д.). В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

  8. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.

  9. Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей.

  10. В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

  • они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

  • ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому – либо одному предложению из текста;

  • вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

  1. Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.

  2. Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

  3. a) ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое;
    b) изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое.

  4. Последний вариант наиболее эффективен, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.

  5. На уроках английского языка ведется обучение следующим видам чтения:

  • чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное);

  • чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее);

  • чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).

  • Упражнения для каждого вида чтения выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.

  1. Изучающее чтение

  2. Meals

  3. There are four meals a day in an English home: breakfast, lunch, tea, and dinner.
    Breakfast is the first meal of the day. It is at about 8 o'clock in the morning, and consists of porridge with milk and salt or sugar, eggs — boiled or fried, bread and butter with marmalade or jam. Some people like to drink tea, but others prefer coffee. Instead of porridge they may have fruit juice, or they may prefer biscuits.
    The usual time for lunch is 1 o'clock. This meal starts with soup or fruit juice. Then follows some meat or poultry with potatoes — boiled or fried, carrots and beans. Then a pudding comes. Instead of the pudding they may prefer cheese and biscuits.

  4. Last of all coffee - black or white. Englishmen often drink something at lunch. Water is usually on the table. Some prefer juice or lemonade.
    Tea is the third meal of the day. It is between 4 or 5 o'clock, the so-called 5 o'clock tea. On the table there is tea, milk or cream, sugar, bread and butter, cakes and jam. Friends and visitors are often present at tea.
    Dinner is the fourth meal of the day. The usual time is about 7 o'clock, and all the members of the family sit down together.
    Dinner usually consists of soup, fish or meat with vegetables — potatoes, green beans, carrot and cabbage, sweet pudding, fruit salad, ice-cream or cheese and biscuits. Then after a talk they have black or white coffee.
    This is the order of meals among English families. But the greater part of the people in the towns, and nearly all country-people, has dinner in the middle of the day instead of lunch.

  5. They have tea a little later — between 5 and 6 o'clock, and then in the evening, before going to bed, they have supper. So the four meals of the day are either breakfast, dinner, tea, supper; or breakfast, lunch, tea, dinner.

  6. Instead of - вместо чего-либо., взамен чего-либо. Poultry ['pəultrɪ] - домашняя птица

  7. bean - боб; фасоль; present -1) присутствующий, имеющийся налицо; данный, наличествующий

  8. 2) настоящий, теперешний; современный; существующий

  9. Pre – reading activities.

  • Read the text and find out the words which mean…

  1. a) happening once a year (annual)
    b) a set of reasons that you use for persuading people (argument)
    c) a substance that is used for causing explosions (dynamite)

  • Try to understand the underlined words. Check in the dictionary.

  • Explain the formation of the words: smokeless, peaceful, gunpowder, etc.

  • Read the title and say what will be the text about.

  1. Reading activities

  • Read the text and divide it into parts. Give each a title.

  • Find the key words in the sentences.

  1. Post – reading activities

  • Put the sentences into order. Make some questions. What is the main idea of this text?

  • Answer the questions

  1. How many meals are there in an English home?

  2. What is the first?

  3. What time do they have a tea? etc.

  4. Кроме упражнений, приведенных выше, на различных этапах можно использовать следующие задания:

  5. Предтекстовый этап

  • Выполните частичный перевод предложений на родной язык.

  • Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.

  • Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.

  • Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).

  • Выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.

  • Назовите исходную форму данных слов.

  1. Текстовый этап

  • прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем;

  • прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;

  • прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования;

  • выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания…;

  • прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.

  1. Послетекстовый этап

  • используя материал текста, ответьте на вопросы;

  • расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;

  • используя факты из текста, расскажите о …;

  • перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания;

  • охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;

  • выразите свое отношение к прочитанному;

  • прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;

  • составьте аннотацию к тексту.

  1. Ознакомительное чтение

  2. Предтекстовый этап

  • прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;

  • выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;

  • составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;

  • назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;

  • прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря;

  • разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);

  • попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);

  • скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.

  1. Текстовый этап

  • прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию;

  • назовите основные проблемы, затронутые в тексте;

  • найдите главные факты текста;

  • расположите следующие предложения текста в логической последовательности;

  • составьте список вопросов к тексту;

  • подготовьте план пересказа текста;

  • подтвердите достоверность суждений о …;

  • поясните главную мысль текста своими словами;

  1. Послетекстовый этап

  • прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями;

  • ответьте на вопросы по тексту;

  • перескажите текст на родном языке;

  • выразите свое отношение к прочитанному;

  • скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте.

  1. Поисковое чтение

  2. Предтекстовый этап

  • установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;

  • найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;

  • Текстовый этап

  • просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;

  • скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;

  • отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;

  1. Послетекстовый этап

  • зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;

  • подчеркните в тексте определение (вывод, термин).

  • При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.

  1. Литература

  1. Маслыко Е.А. , Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Вышэйшая школа, 1996

  2. Коммуникативная методика


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!