СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка"

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка"»

Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности
учащихся вызвана требованиями, предъявляемыми социумом и временем.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Основным показателем успешности этого процесса является выполнение образовательных стандартов, которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.

Предмет «английский язык» является богатым ресурсом разнообразных методов и способов формирования функциональной грамотности.

Однако, педагоги сталкиваются с многочисленными трудностями у учащихся при работе с текстом. Учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, им сложно подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и проанализировать информацию из таблиц, ученики не могут перенести знания и умения из одной области в другую. Поэтому при выполнении заданий раздела «Чтение» (ОГЭ и ЕГЭ), который контролирует умения понимать основное содержание прочитанного текста, устанавливать структурно-смысловые связи в прочитанном тексте, полно и точно понимать содержание прочитанного текста, учащиеся допускают многочисленные ошибки.

Отсюда можно обозначить проблему: как организовать работу на уроке английского языка, направленную формирование функциональной
грамотности у учащихся.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами. Предмет «английский язык» является богатым ресурсом разнообразных методов и
способов формирования функциональной грамотности.

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся на уроках при работе с текстом, можно применять такие современные педагогические технологии и методы, которые заинтересовывают и мотивируют обучающихся:
- технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- метод проектов;

- технология сотрудничества;

-информационно-коммуникационная технология

Необходимо обратить внимание на особенности заданий для оценки функциональной грамотности:

- контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

- ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

- вопросы изложены простым и ясным языком;

- используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

Так с чего же стоит начинать работу над текстом? Ключевым моментом является выбор правильного текста.

Выбор текста

Удачно подобранный текст повышает учащихся. Удачный текст должен:

• быть актуальным и современным

• соответствовать уровню учащихся

• не быть очень длинным

• отвечать интересам учеников

• побуждать к высказыванию мнений, соображений

Этапы работы над текстом

Работу с текстом можно разделить на этапы:

1. Претекстовый (Pre-reading)

2. Текстовый (While-reading)

3. Послетекстовый (Post-reading)




Pre-reading

Задачи этапа: подвести учащихся к теме текста, разобрать лексику.
При подготовке к чтению можно выполнить такие задания:

• Написать на доске цитату, высказывание, которое отражает суть текста, и попросить учащихся высказать свое мнение о чем будет текст.

• Использовать карточки с вопросами по тексту. При ответе учащиеся
должны пояснить свои ответы.

While –reading

Перед чтением текста ученикам обязательно необходимо поставить цель. Чтение ради чтения не несет в себе никаких задач. Задания могут быть:

• развернуто ответить на вопросы.

• подтвердить или опровергнуть утверждение

• вставить подходящее слово / фразу/ заполнить пропуски

Разнообразить процесс чтения можно такими заданиями:

Найдите различия

- Иметь 3 варианта текста. В каждом из вариантов должно быть не менее 10 отличий. Например, в первом варианте героя зовут James, во втором Jack, в третьем Jim. В первом варианте он поехал на отдых, во втором в командировку, в третьем к родителям и т.д.

Учащиеся пытаются найти 10 несоответствий.

Чтение по ролям

Инсценировать текст.

Головоломка

- Разделить текст на части по количеству учеников.

- Каждый получает по одному фрагменту текста.

- Задание заключается в том, чтобы восстановить изначальный текст и
выстроиться в соответствующем порядке.




Post – reading


Третий этап важно использовать для развития речевых навыков Классические упражнения для этого этапа:

• устный или письменный пересказ текста

• характеристика героев

• придумать продолжение истории или новый финал текста

• придумать новый заголовок для текста

Чтобы разнообразить этот этап уместны следующие задания

Выскажи свое мнение.

Дебаты:

- Написать фразу, которая передает основную мысль текста

- Одна группа учащихся защищает позицию «За», другая «Против»


Диагностика читательской грамотности является необходимой мерой для отслеживания качества обучения и выявления тем, которые нуждаются в особом внимании. Необходимо на каждом уроке, независимо от предмета, систематически и целенаправленно организовывать учебную деятельность школьников в рамках трех основных мыслительных процессов читательской грамотности: находить и извлекать информацию, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, интегрировать и интерпретировать информацию.
Каждый из трех мыслительных процессов предполагает следующие умения: поиск информации - нахождение сути, умение делать выводы из прочитанного; осмысление - оценка, понимание текста, составление гипотез и выводов; интерпретирование - обобщение информации, анализ текста и поиск аналогичных ситуаций в жизни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!