Маруськина Елена Петровна
учитель начальных классов МБОУ « Староайбесинская СОШ»
Алатырского района Чувашской Республики
КОНСПЕКТ УРОКА
НА ТЕМУ "СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ"
Учебный предмет: русский язык. Класс: 3.
Тип урока: урок "открытия" нового знания
Цель урока: выявить способ обозначения соединительного гласного звука в сложных словах
Планируемые результаты:
Предметн ые результаты: | объяснять лексическое значение сложных слов; выполнять морфемный анализ слова, оценивать правильность его выполнения; использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических задач. применять правило правописания соединительных гласных в сложных словах. |
Метапред метные результаты: | Регулятивные УУД: самостоятельно ставить учебную задачу, выдвигать способы её решения; в ходе решения учебных задач формулировать выводы с помощью педагога и сверстников; самостоятельно оценивать собственные учебные действия; осуществлять свою деятельность по предложенному или составленному плану. осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: создавать и преобразовывать модели в соответствии с изменившимися условиями учебной задачи, ситуации; находить самостоятельно, в группе решение учебной задачи. Коммуникативные УУД: строить высказывание-рассуждение как доказательство своей позиции; осуществлять взаимоконтроль; учитывать в ходе дискуссии иное мнение и позицию, согласовывать их с собственными; совместными усилиями в ходе дискуссии выбирать единственно верный способ решения учебной задачи; осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
Личностн ые УУД: | формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить выходы из спорных ситуаций. |
Мотивация к учебной деятельности
Сегодня мы откроем тайну, / Ведь в нашей жизни часты чудеса. Секреты языка родного / Узнаем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же / Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут /Волшебные слова: «Хотим все знать!»
Итак, дорогие мои юные исследователи, пусть эти слова станут девизом нашего урока. Откройте тетради, запишите число и классную работу.
Актуализация знаний
- На экране – слова с пропущенными орфограммами. Прочитайте их, пожалуйста.
П*лёт, зв*зда, д*рожка, ключ* к, з*гадка.
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и распределяя их на группы:
I вариант: по месту орфограммы в слове
II вариант: по составу основы (Класс работает)
- Сколько групп получилось у I варианта?
- У нас получилось 3 группы.
Орфограмма в приставке | Орфограмма в корне | Орфограмма в суффиксе |
полёт | звезда | ключик |
загадка | дорожка | |
На экране появляется запись:
По месту орфограммы в слове
полёт звезда
ключик
загадка
дорожка
Вывод: Безударный гласный может находиться в любой части слова.
Сколько групп получилось у II варианта?
У нас получилось 4 группы. В составе основы только корень | В составе основы приставка и корень | В составе основы корень и суффикс | В составе основы приставка, корень и суффикс |
звезда | полёт | дорожка | загадка |
| | ключик | |
Как вы рассуждали? (Сначала выделяли окончание. Для этого изменяли слово. Потом выделяли основу – всё, кроме окончания. Потом – корень, для этого подбирали однокоренные слова. А после – приставку, суффикс.)
Что вы заметили? Что является главной частью основы? Почему? (Именно в корне содержится лексическое значение слова.) Какой способ образования слов во втором столбике? (приставочный). А в третьем? (суффиксальный). А в четвёртом? (приставочно-суффиксальный).
На экране появляется запись:
Как определить,
когда писать соединительную гласную о, а когда – е?
о
е
Вывод: Главной частью основы является корень. Новые слова могут образовываться суффиксальным, приставочным, приставочно- суффиксальным способом.
Гимнастика для глаз Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.
Определение основного вопроса урока.
Какое природное явление мы сейчас наблюдали? (Звездопад).
На самом деле звезды не падают. «Падающие звезды» - это метеоры, попадающие в атмосферу на большой скорости. Из-за трения в воздушной среде они разогреваются и, сгорая в атмосфере, светятся. Метеоры сгорают так быстро, что лишь немногие достигают поверхности Земли. Метеоры, достигшие поверхности Земли, называются метеоритами или метеоритным дождём. А в народе просто говорят – звездопад.
Запишите это слово к себе в тетрадь, выделите корень. (Один ребёнок пишет на доске).
- У кого другой вариант? (Тоже пишет на доске). На доске появляется запись:
звездопад звездопад
Какое противоречие заметили? Какой у вас возникает вопрос? (Какой корень в слове звездопад? Может ли быть в слове два корня?)
Что такое звездопад? (Когда падают звёзды.)
Запись на доске:
звездопад – падают звёзды
Какой корень в слове звёзды? Подберите однокоренные слова.
Какой корень в слове падают? Подберите однокоренные слова.
Есть ли корни звёзд и пад в слове звездопад?
Так сколько корней в слове звездопад? (В этом слове два корня.)
Что соединяет части двух слов в слове звездопад? (Гласная буква о.)
звездопад – падают звёзды
Значит, как мы можем назвать эту гласную? (Соединительная).
Значит, сколько слов приняли участие в образовании слова звездопад? (Два слова.)
Как называется в математике арифметическое действие, когда мы объединяем два числа? (Сложение).
Здесь мы части двух слов тоже … (Сложили!)
Давайте подумаем, какие части слов складывали. Как называется станция на железной дороге? (Железнодорожная).
Какие два слова принимали участие в образовании слова железнодорожная? (Железная и дорога).
Выделите корень в слове железная. Выделите корень в слове дорога.
железнодорожная – железная дорога
Что вы заметили? (Соединительная гласная о соединяет не корни, а основы.)
Действительно, сначала слово железная лишилось своего окончания. Осталась основа железн. Потом слово дорога лишилось своего окончания, осталась основа дорог. Затем к основе первого слова с помощью буквы о присоединилась основа второго слова. Получилось слово железнодорожная - женского рода с окончанием -ая.
железн / + дорог/ = железнодорожная
- Как называются такие слова? (Сложные.)
Создание проблемной ситуации
Поработайте в парах: замените одним словом, выделите основы и подчеркните соединительную гласную букву.
Человек, который ловит рыбу. | рыболов |
Человек, который измеряет землю. | землемер |
Человек, который рубит лес. | лесоруб |
Человек, который варит сталь. | сталевар |
- Что вас удивило? (Появилась соединительная гласная е.)
Какое противоречие вы заметили? (Когда писать букву о, а когда – е).
Значит, какая у нас проблема? (Как определить, когда писать соединительную гласную о, а когда – е.)
На экране появляется запись: Проблема: Как определить, когда писать соединительную гласную о, а когда – е?
рыболов
землемер лесоруб
сталевар
Значит, какая цель сегодняшнего урока? (Найти способ, чтобы правильно выбрать соединительную гласную букву в сложных словах).
А какая у нас сегодня тема урока? (Сложные слова и их правописание).
Физкультминутка Открытие нового знания
Так какая у нас была проблема? (Как определить, когда писать соединительную гласную о, а когда – е.)
Поработайте в группах и попробуйте выявить способ, помогающий
правильно выбрать соединительную гласную букву в сложных словах.
Итак, какие у вас есть версии?
Моделирование
Смоделируйте графическую модель, как определить, какой буквой обозначить соединительный гласный звук в сложных словах? (Дети работают в группах, а затем вывешивают свою модель на доску.)
Графическую модель вы сконструировали, а теперь сформулируйте правило, как определить, какой буквой обозначить соединительный гласный звук в сложных словах?
(После твёрдой основы пишется соединительная гласная о. После мягкой основы пишется соединительная гласная е.)
На экране появляется запись:
Как определить,
когда писать соединительную гласную о, а когда – е?
о
е
Начало формирования умения – применение знания
А теперь проверим, работает ли данная графическая модель на других словах.
Выписать слова:
I вариант - с соединительной гласной о. II вариант - с соединительной гласной е.
Лед . кол, пыл . сос, книг . люб, везд . ход, пчел . вод, земл . коп, скал
. лаз, овощ . вод.
Проверка:
I вариант II вариант
ледокол книголюб пчеловод скалолаз
пылесос вездеход овощевод землекоп
Ну как, ребята, работает модель? (Да, работает.)
Подведение итогов урока
- Ребята, а какая у нас сегодня была тема урока? (Сложные слова и их правописание.)
А какая была цель урока? (Найти способ, чтобы определить, какую соединительную гласную букву писать в сложных словах.)
А с какой проблемой мы сегодня столкнулись? (Как определить, когда писать соединительную гласную о, а когда – е.) Так как определить, когда писать соединительную гласную о, а когда – е? (После твёрдой основы пишется соединительная гласная о. После мягкой основы пишется соединительная гласная е.).
Рефлексия
- Закончи фразу: Сегодня на уроке я узнал…
Мне понравилось… / Было сложно… / Было интересно…
- В конце урока предлагаю побывать альпинистами. Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.
- Поместите на панно своего альпиниста. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).
Задание на дом (дифференцированно по выбору учащихся )
- А домашнее задание вы выберите себе сами. У меня на столе вы видите две карточки: голубую и розовую. На розовой карточке задание более трудное, а на голубой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания.