СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сложные слова и их правописание"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маруськина Елена Петровна

учитель начальных классов МБОУ « Староайбесинская СОШ»

Алатырского района Чувашской Республики

 

КОНСПЕКТ УРОКА

НА ТЕМУ "СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ"

Учебный предмет: русский язык. Класс: 3.

Тип урока: урок "открытия" нового знания

Цель урока: выявить способ обозначения соединительного гласного звука в сложных словах

Планируемые результаты:

Предметн ые результаты:

  • объяснять лексическое значение сложных слов;
  • выполнять морфемный анализ слова, оценивать правильность его выполнения;
  • использовать   результаты    выполненного   морфемного    анализа для решения орфографических задач.
  • применять правило правописания соединительных гласных в сложных словах.

Метапред метные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно    ставить    учебную   задачу,    выдвигать   способы    её решения;
  • в ходе решения учебных задач формулировать выводы с помощью педагога и сверстников;
  • самостоятельно оценивать собственные учебные действия;
  • осуществлять      свою      деятельность       по      предложенному      или составленному плану.
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • создавать и преобразовывать модели в соответствии с изменившимися условиями учебной задачи, ситуации;
  • находить самостоятельно, в группе решение учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

  • строить высказывание-рассуждение как доказательство своей позиции;
  • осуществлять взаимоконтроль;
  • учитывать в ходе дискуссии иное мнение и позицию, согласовывать их с собственными;
  • совместными усилиями в ходе дискуссии выбирать единственно верный способ решения учебной задачи;
  • осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностн ые УУД:

  • формировать     мотивацию     к     обучению     и     целенаправленной познавательной деятельности.
  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить выходы из спорных ситуаций.
  1. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы откроем тайну, / Ведь в нашей жизни часты чудеса. Секреты языка родного / Узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же / Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут /Волшебные слова: «Хотим все знать!»

Итак, дорогие мои юные исследователи, пусть эти слова станут девизом нашего урока. Откройте тетради, запишите число и классную работу.

 

  1. Актуализация знаний

- На экране – слова с пропущенными орфограммами. Прочитайте их, пожалуйста.

П*лёт, зв*зда, д*рожка, ключ* к, з*гадка.

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и  распределяя их на группы:

I вариант: по месту орфограммы в слове

II вариант: по составу основы (Класс работает)

- Сколько групп получилось у I варианта?

- У нас получилось 3 группы.

Орфограмма в приставке

Орфограмма в корне

Орфограмма в суффиксе

полёт

звезда

ключик

загадка

дорожка

 

На экране появляется запись:

По месту орфограммы в слове

 

 

 

 

полёт             звезда

 

ключик

 

 

 

загадка

 

дорожка

 

Вывод: Безударный гласный может находиться в любой части слова.

  • Сколько групп получилось у II варианта?
  • У нас получилось 4 группы.

В составе основы только

корень

В составе основы приставка и корень

В составе основы корень и суффикс

В составе основы приставка, корень и

суффикс

звезда

полёт

дорожка

загадка

 

 

ключик

 

  • Как вы рассуждали? (Сначала выделяли окончание. Для этого изменяли слово. Потом выделяли основу – всё, кроме окончания. Потом – корень, для этого подбирали однокоренные слова. А после – приставку, суффикс.)
  • Что вы заметили? Что является главной частью основы? Почему? (Именно в корне содержится лексическое значение слова.)
  • Какой способ образования слов во втором столбике? (приставочный). А в третьем? (суффиксальный). А в четвёртом? (приставочно-суффиксальный).

На экране появляется запись:

Как определить,

когда писать соединительную гласную о, а когда – е?

 

о

 

 

е

 

Вывод: Главной частью основы является корень. Новые слова могут образовываться суффиксальным, приставочным, приставочно- суффиксальным способом.

  • Оцените свою работу и поставьте на полях отметку.
  1. Гимнастика для глаз
  2. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.
  1. Определение основного вопроса урока.
  • Какое природное явление мы сейчас наблюдали? (Звездопад).
  • На самом деле звезды не падают. «Падающие звезды» - это метеоры, попадающие в атмосферу на большой скорости. Из-за трения в воздушной среде они разогреваются и, сгорая в атмосфере, светятся. Метеоры сгорают так быстро, что лишь немногие достигают поверхности Земли. Метеоры, достигшие поверхности Земли, называются метеоритами или метеоритным дождём. А в народе просто говорят – звездопад.
  • Запишите это слово к себе в тетрадь, выделите корень. (Один ребёнок пишет на доске).

- У кого другой вариант? (Тоже пишет на доске). На доске появляется запись:

звездопад       звездопад

  • Какое противоречие заметили? Какой у вас возникает вопрос? (Какой корень в слове звездопад? Может ли быть в слове два корня?)
  • Что такое звездопад? (Когда падают звёзды.)

Запись на доске:

звездопад – падают звёзды

  • Какой корень в слове звёзды? Подберите однокоренные слова.
  • Какой корень в слове падают? Подберите однокоренные слова.
  • Есть ли корни звёзд и пад в слове звездопад?
  • Так сколько корней в слове звездопад? (В этом слове два корня.)
  • Что соединяет части двух слов в слове звездопад? (Гласная буква о.)

 

       
   
 

 

звездопад – падают звёзды

  • Значит, как мы можем назвать эту гласную? (Соединительная).
  • Значит, сколько слов приняли участие в образовании слова звездопад? (Два слова.)
  • Как называется в математике арифметическое действие, когда мы объединяем два числа? (Сложение).
  • Здесь мы части двух слов тоже … (Сложили!)
  • Давайте подумаем, какие части слов складывали. Как называется станция на железной дороге? (Железнодорожная).
  • Какие    два    слова    принимали    участие    в    образовании   слова железнодорожная? (Железная и дорога).
  • Выделите корень в слове железная. Выделите корень в слове дорога.

 

               
       
 

 

железнодорожная – железная дорога

 

  • Что вы заметили? (Соединительная гласная о соединяет не корни, а основы.)
  • Действительно, сначала слово железная лишилось своего окончания. Осталась основа железн. Потом слово дорога лишилось своего окончания, осталась основа дорог. Затем к основе первого слова с помощью буквы о присоединилась основа второго слова. Получилось слово железнодорожная - женского рода с окончанием -ая.

железн / + дорог/ = железнодорожная

- Как называются такие слова? (Сложные.)

  • Почему их так назвали? (Образуются путём сложения двух основ).
  1. Создание проблемной ситуации
  • Поработайте в парах: замените одним словом, выделите основы и подчеркните соединительную гласную букву.

Человек, который ловит рыбу.

рыболов

Человек, который измеряет землю.

землемер

Человек, который рубит лес.

лесоруб

Человек, который варит сталь.

сталевар

- Что вас удивило? (Появилась соединительная гласная е.)

  • Какое противоречие вы заметили? (Когда писать букву о, а когда – е).
  • Значит,   какая   у   нас   проблема?  (Как   определить,  когда   писать соединительную гласную о, а когда – е.)

На экране появляется запись: Проблема: Как определить, когда писать соединительную гласную о, а когда – е?

 

рыболов

 

землемер лесоруб

сталевар

 

  • Значит, какая цель сегодняшнего урока? (Найти способ, чтобы правильно выбрать соединительную гласную букву в сложных словах).
  • А   какая   у   нас   сегодня   тема   урока?  (Сложные   слова   и   их правописание).
  1. Физкультминутка
  2. Открытие нового знания
  • Так какая у нас была проблема? (Как определить, когда писать соединительную гласную о, а когда – е.)
  • Поработайте в группах и попробуйте выявить способ, помогающий

правильно выбрать соединительную гласную букву в сложных словах.

  • Итак, какие у вас есть версии?
  1. Моделирование

 

  • Смоделируйте графическую модель, как определить, какой буквой обозначить соединительный гласный звук в сложных словах? (Дети работают в группах, а затем вывешивают свою модель на доску.)
  • Графическую модель вы сконструировали, а теперь сформулируйте правило, как определить, какой буквой обозначить соединительный гласный звук в сложных словах?

(После твёрдой основы пишется соединительная гласная о. После мягкой основы пишется соединительная гласная е.)

На экране появляется запись:

Как определить,

когда писать соединительную гласную о, а когда – е?

 

о

 

 

е

  1. Начало формирования умения – применение знания
  • А теперь проверим, работает ли данная графическая модель на других словах.

Выписать слова:

I вариант - с соединительной гласной о. II вариант - с соединительной гласной е.

Лед . кол, пыл . сос, книг . люб, везд . ход, пчел . вод, земл . коп, скал

. лаз, овощ . вод.

Проверка:

I вариант                 II вариант

 

 

ледокол книголюб пчеловод скалолаз

 

пылесос вездеход овощевод землекоп

 

  • Ну как, ребята, работает модель? (Да, работает.)
  1. Подведение итогов урока

- Ребята, а какая у нас сегодня была тема урока?   (Сложные слова и их правописание.)

  • А какая была цель урока? (Найти способ, чтобы определить, какую соединительную гласную букву писать в сложных словах.)
  • А с какой проблемой мы сегодня столкнулись? (Как определить, когда писать соединительную гласную о, а когда – е.)
  • Так как определить, когда писать соединительную гласную о, а когда – е? (После твёрдой основы пишется соединительная гласная о. После мягкой основы пишется соединительная гласная е.).
  1. Рефлексия

 

- Закончи фразу: Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось…        / Было сложно…       /       Было интересно…

- В конце урока предлагаю побывать альпинистами. Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.

- Поместите на панно своего альпиниста. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).

  1. Задание на дом (дифференцированно по выбору учащихся )

- А домашнее задание вы выберите себе сами. У меня на столе вы видите две карточки: голубую и розовую. На розовой карточке задание более трудное, а на голубой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания.

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Сложные слова и их правописание"»

Маруськина Елена Петровна

учитель начальных классов МБОУ « Староайбесинская СОШ»

Алатырского района Чувашской Республики


КОНСПЕКТ УРОКА

НА ТЕМУ "СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ"

Учебный предмет: русский язык. Класс: 3.

Тип урока: урок "открытия" нового знания

Цель урока: выявить способ обозначения соединительного гласного звука в сложных словах

Планируемые результаты:

Предметн ые результаты:

  • объяснять лексическое значение сложных слов;

  • выполнять морфемный анализ слова, оценивать правильность его выполнения;

  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических задач.

  • применять правило правописания соединительных гласных в сложных словах.

Метапред метные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно ставить учебную задачу, выдвигать способы её решения;

  • в ходе решения учебных задач формулировать выводы с помощью педагога и сверстников;

  • самостоятельно оценивать собственные учебные действия;

  • осуществлять свою деятельность по предложенному или составленному плану.

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • создавать и преобразовывать модели в соответствии с изменившимися условиями учебной задачи, ситуации;

  • находить самостоятельно, в группе решение учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

  • строить высказывание-рассуждение как доказательство своей позиции;

  • осуществлять взаимоконтроль;

  • учитывать в ходе дискуссии иное мнение и позицию, согласовывать их с собственными;

  • совместными усилиями в ходе дискуссии выбирать единственно верный способ решения учебной задачи;

  • осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностн ые УУД:

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить выходы из спорных ситуаций.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы откроем тайну, / Ведь в нашей жизни часты чудеса. Секреты языка родного / Узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же / Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут /Волшебные слова: «Хотим все знать!»

Итак, дорогие мои юные исследователи, пусть эти слова станут девизом нашего урока. Откройте тетради, запишите число и классную работу.

  1. Актуализация знаний

- На экране – слова с пропущенными орфограммами. Прочитайте их, пожалуйста.

П*лёт, зв*зда, д*рожка, ключ* к, з*гадка.

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и распределяя их на группы:

I вариант: по месту орфограммы в слове

II вариант: по составу основы (Класс работает)

- Сколько групп получилось у I варианта?

- У нас получилось 3 группы.

Орфограмма в приставке

Орфограмма в корне

Орфограмма в суффиксе

полёт

звезда

ключик

загадка

дорожка


На экране появляется запись:

По месту орфограммы в слове




полёт звезда

ключик


загадка

дорожка

Вывод: Безударный гласный может находиться в любой части слова.
  • Сколько групп получилось у II варианта?

  • У нас получилось 4 группы.

    В составе основы только

    корень

    В составе основы приставка и корень

    В составе основы корень и суффикс

    В составе основы приставка, корень и

    суффикс

    звезда

    полёт

    дорожка

    загадка



    ключик


  • Как вы рассуждали? (Сначала выделяли окончание. Для этого изменяли слово. Потом выделяли основу – всё, кроме окончания. Потом – корень, для этого подбирали однокоренные слова. А после – приставку, суффикс.)

  • Что вы заметили? Что является главной частью основы? Почему? (Именно в корне содержится лексическое значение слова.)
  • Какой способ образования слов во втором столбике? (приставочный). А в третьем? (суффиксальный). А в четвёртом? (приставочно-суффиксальный).

На экране появляется запись:

Как определить,

когда писать соединительную гласную о, а когда е?


о



е

Вывод: Главной частью основы является корень. Новые слова могут образовываться суффиксальным, приставочным, приставочно- суффиксальным способом.
  • Оцените свою работу и поставьте на полях отметку.

  1. Гимнастика для глаз
  2. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.

  1. Определение основного вопроса урока.
  • Какое природное явление мы сейчас наблюдали? (Звездопад).

  • На самом деле звезды не падают. «Падающие звезды» - это метеоры, попадающие в атмосферу на большой скорости. Из-за трения в воздушной среде они разогреваются и, сгорая в атмосфере, светятся. Метеоры сгорают так быстро, что лишь немногие достигают поверхности Земли. Метеоры, достигшие поверхности Земли, называются метеоритами или метеоритным дождём. А в народе просто говорят – звездопад.

  • Запишите это слово к себе в тетрадь, выделите корень. (Один ребёнок пишет на доске).

- У кого другой вариант? (Тоже пишет на доске). На доске появляется запись:

звездопад звездопад

  • Какое противоречие заметили? Какой у вас возникает вопрос? (Какой корень в слове звездопад? Может ли быть в слове два корня?)

  • Что такое звездопад? (Когда падают звёзды.)

Запись на доске:

звездопад падают звёзды

  • Какой корень в слове звёзды? Подберите однокоренные слова.

  • Какой корень в слове падают? Подберите однокоренные слова.

  • Есть ли корни звёзд и пад в слове звездопад?

  • Так сколько корней в слове звездопад? (В этом слове два корня.)

  • Что соединяет части двух слов в слове звездопад? (Гласная буква о.)






звездопад падают звёзды

  • Значит, как мы можем назвать эту гласную? (Соединительная).

  • Значит, сколько слов приняли участие в образовании слова звездопад? (Два слова.)

  • Как называется в математике арифметическое действие, когда мы объединяем два числа? (Сложение).

  • Здесь мы части двух слов тоже … (Сложили!)

  • Давайте подумаем, какие части слов складывали. Как называется станция на железной дороге? (Железнодорожная).

  • Какие два слова принимали участие в образовании слова железнодорожная? (Железная и дорога).

  • Выделите корень в слове железная. Выделите корень в слове дорога.






железнодорожная железная дорога

  • Что вы заметили? (Соединительная гласная о соединяет не корни, а основы.)

  • Действительно, сначала слово железная лишилось своего окончания. Осталась основа железн. Потом слово дорога лишилось своего окончания, осталась основа дорог. Затем к основе первого слова с помощью буквы о присоединилась основа второго слова. Получилось слово железнодорожная - женского рода с окончанием -ая.

железн / + дорог/ = железнодорожная

- Как называются такие слова? (Сложные.)

  • Почему их так назвали? (Образуются путём сложения двух основ).

  1. Создание проблемной ситуации
  • Поработайте в парах: замените одним словом, выделите основы и подчеркните соединительную гласную букву.

Человек, который ловит рыбу.

рыболов

Человек, который измеряет землю.

землемер

Человек, который рубит лес.

лесоруб

Человек, который варит сталь.

сталевар

- Что вас удивило? (Появилась соединительная гласная е.)

  • Какое противоречие вы заметили? (Когда писать букву о, а когда – е).

  • Значит, какая у нас проблема? (Как определить, когда писать соединительную гласную о, а когда – е.)

На экране появляется запись: Проблема: Как определить, когда писать соединительную гласную о, а когда е?


рыболов


землемер лесоруб

сталевар


  • Значит, какая цель сегодняшнего урока? (Найти способ, чтобы правильно выбрать соединительную гласную букву в сложных словах).

  • А какая у нас сегодня тема урока? (Сложные слова и их правописание).
  1. Физкультминутка
  2. Открытие нового знания

  • Так какая у нас была проблема? (Как определить, когда писать соединительную гласную о, а когда – е.)

  • Поработайте в группах и попробуйте выявить способ, помогающий

правильно выбрать соединительную гласную букву в сложных словах.

  • Итак, какие у вас есть версии?
  1. Моделирование
  • Смоделируйте графическую модель, как определить, какой буквой обозначить соединительный гласный звук в сложных словах? (Дети работают в группах, а затем вывешивают свою модель на доску.)

  • Графическую модель вы сконструировали, а теперь сформулируйте правило, как определить, какой буквой обозначить соединительный гласный звук в сложных словах?

(После твёрдой основы пишется соединительная гласная о. После мягкой основы пишется соединительная гласная е.)

На экране появляется запись:

Как определить,

когда писать соединительную гласную о, а когда е?


о



е

  1. Начало формирования умения – применение знания
  • А теперь проверим, работает ли данная графическая модель на других словах.

Выписать слова:

I вариант - с соединительной гласной о. II вариант - с соединительной гласной е.

Лед . кол, пыл . сос, книг . люб, везд . ход, пчел . вод, земл . коп, скал

. лаз, овощ . вод.

Проверка:

I вариант II вариант


ледокол книголюб пчеловод скалолаз

пылесос вездеход овощевод землекоп

  • Ну как, ребята, работает модель? (Да, работает.)

  1. Подведение итогов урока

- Ребята, а какая у нас сегодня была тема урока? (Сложные слова и их правописание.)

  • А какая была цель урока? (Найти способ, чтобы определить, какую соединительную гласную букву писать в сложных словах.)

  • А с какой проблемой мы сегодня столкнулись? (Как определить, когда писать соединительную гласную о, а когда – е.)
  • Так как определить, когда писать соединительную гласную о, а когда – е? (После твёрдой основы пишется соединительная гласная о. После мягкой основы пишется соединительная гласная е.).

  1. Рефлексия

- Закончи фразу: Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось… / Было сложно… / Было интересно…

- В конце урока предлагаю побывать альпинистами. Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.

- Поместите на панно своего альпиниста. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).

  1. Задание на дом (дифференцированно по выбору учащихся )

- А домашнее задание вы выберите себе сами. У меня на столе вы видите две карточки: голубую и розовую. На розовой карточке задание более трудное, а на голубой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!