СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Сложные слова с пол-, полу-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с условиями выбора слитного и дефисного написания сложных слов с корнем пол-, полу-; формировать навык правописания слов с этой орфограммой; закрепить навык правописания сложных слов; актуализировать умение находить сложные слова; воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка; прививать любовь к языку великих русских писателей.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Сложные слова с пол-, полу-"»

Тема урока: Сложные слова с пол-, полу-

Цель урока: познакомить с условиями выбора слитного и дефисного написания сложных слов с корнем пол-, полу-; формировать навык правописания слов с этой орфограммой; закрепить навык правописания сложных слов; актуализировать умение находить сложные слова; воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка; прививать любовь к языку великих русских писателей.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: учебник, таблицы.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности учащихся, повторение изученного ранее.

Эмоциональный настрой на урок.

- Доброе утро, ребята! Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу:

…Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: «Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!».

Верь в свои силы — и все получится!

1. Давайте вспомним тему предыдущих уроков.

- Какие слова называются сложными?

- Как образуются сложные слова?

- Каким образом соединяются корни в сложных словах?

- Какую роль играют сложные слова в речи?

Учитель раздает карточки с заданием (работа в парах)

Отгадайте названия птиц, определите, каким способом образованы эти слова.

Очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнезда, вместе выкармливают птенцов. Оперенье на головке — черное. (Черноголовка)

Серенькая птичка,Птичка — невеличка, Шеей вертишь ты всегда,Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)

Эта птичка так названа за свой интересный хвостКрасного цвета, он все время подрагивает.Поэтому и кажется, что хвост, вспыхивает огоньком,Как будто горит. (Горихвостка)

II. Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Сложные слова с пол-, полу ».

Орфографическое правило.

Дефис между корнем пол- и второй частью сложного существительного пишется:

  • перед прописной буквой. Например: пол — Москвы.

  • перед буквой, обозначающей гласный звук. Например: пол-апельсина.

  • Перед буквой л . Например: пол — лимона

В остальных случаях сложные слова с пол- пишутся слитно. Например: полкниги, полмира.

С корнем полу — слова всегда пишутся слитно. Например: полусапожки, полумесяц.

  1. Спишите, раскрывая скобки.

(Пол)метра,  (пол)лимона,   (пол)девятого,   (пол)арбуза, (пол)Африки, (пол)листа,  (пол)города, (пол)Полтавы, (пол)яблока, (пол)груши, (пол)тысячи

Образуйте слова с пол- и полу- . Объясните правописание.

А.  Окно, булка, армия, сантиметр, гектар, стакан, чашка,  ярмарка,  апельсин,  дыня,  шаг,  слово,  столица,  юрта, ягодник, оборот, липа.

Б.   Ботинки, жидкий, остров, согнутый, тьма, сон, тень, тон, подвальный, часовой, шаль, шёпот.

III. Продолжаем работу по закреплению нового материала.

Подберите и запишите подходящие по смыслу слова.

Пол (название планеты), пол (название континента), пол (название государства), пол (название столицы государства),пол(название острова),пол(название горы),пол (название озера),пол(название реки), пол(название города), пол(название села)

Раскройте скобки. Слитно или раздельно пишутся данные слова?

1. Песня смолкла вдруг на (полу)слове. 2 Тусклый закат багровым светом разлился на (пол)неба. 3 Кусты зашевелились, вспорхнула (полу)сонная птичка. 4 Семён срубил ветку, положил её под коле­со, повернул на (пол)оборота. 5 Кто-то из учеников оставил на столе (пол)листа цветной бу­маги. 6 Отец ежедневно принимал (пол)десертной ложки лекарст­ва. 7 Прошло больше (полу)года, наступила весна. 8 Бэла всё грустила, напевала свои песни в(пол)голоса. 9 Око­ло меня образовалось (полу)кольцо. 10 В прошлом году более чем (пол)Румынии было занесено снегом. 

IV. Подведение итогов урока.

Выясняется, чему научились школьники, как оценивают свою деятельность на уроке. (используя метод незаконченных предложений)

На сегодняшнем уроке я узнал(а) о…

На сегодняшнем уроке я научился(ась)…

Было интересно выполнить…

Мне понравилось…

V. Домашнее задание.

Придумать сказку к орфограмме слитное и дефисное написание сложных слов с корнем пол-, полу-, нарисовать иллюстрацию.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!