СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по роману А.С. Пушкина "Дубровский". Урок 1-3.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая система уроков представляет собой сочетание двух поурочных разработок: О.А. Ерёминой "Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя" и поурочных  разработок по литературе для 6 класса к учебникам В.Я. Коровиной (М.: Просвещение) и Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа). Ход уроков, расположение этапов урока, включение для анализа определённых фрагментов текста, представлены в авторском видении. Разработка рассчитана на 8 часов.

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по роману А.С. Пушкина "Дубровский". Урок 1-3.»

Система уроков по роману А.С.Пушкина «Дубровский». 6 класс.

Урок № 1

О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства.

В методической практике накоплен богатый опыт изучения романа «Дубровский». Шестиклассники впервые встречаются с романом как жанром и еще не анализировали художественные особенности этого жанра.
      Роман в представлении детей 11—12 лет — это толстая книга. «Дубровский» не соответствует этому представлению. Проза А. С. Пушкина необыкновенно динамична и лаконична, и на небольшом пространстве звучит полноценное романное содержание.
      Школьники с увлечением следят за развитием сюжета, но социокультурная и социально-психологическая проблематика романа иногда оказывается за пределами понимания. Тщательная работа с вопросами и заданиями, предложенными в учебнике, приблизит детей к пониманию этого романа, но, без сомнения, для полноценного восприятия и понимания романа «Дубровский» ученикам необходимо будет обратиться к полному тексту произведения (в учебнике дан сокращенный вариант романа).
 1. О создании романа «Дубровский» 
      Слово учителя
      В 1826 году, в сентябре, Пушкин был вызван царем Николаем I в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. При жизни создателя этот роман не был напечатан: Пушкин считал его незаконченным.
      В основу романа легло сообщение графа Нащокина А. С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский... который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...» (П. И. Бартенев). О подобных делах Пушкин слышал и раньше. Эти факты были творчески осмыслены А. С. Пушкиным в романе «Дубровский».
 2. Введение в историко-культурный контекст времени.
      Беседа
      С помощью вопросов активизируем уже имеющиеся знания детей об этой эпохе. Прочитаем первую строку романа.
      — Когда происходит действие романа?
      Учителю важно будет обозначить, что действие происходит в первой половине XIX века.
      — Каким было общество тех времен?
      Самодержавие, крепостное право. Царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. (Общие представления.)
      — Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе?
      Вспомним «Муму» И. С. Тургенева.
      — Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.
      — Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин?
      Обратим внимание детей, что оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.
      Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами

  3. Изображение русского барства. Чтение и анализ 1 главы.

Начинает чтение романа учитель, чтобы задать верный тон для дальнейшей работы. Чтение фрагмента, характеризующего Кирилу Петровича Троекурова. (От слов «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин…»  до слов  «и старинные приятели не всегда их избегали за исключением одного Андрея Гавриловича Дубровского»).

4. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?

(Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится. Эту власть давали ему богатство, знатный род и связи).

  • Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Как к ним относился Троекуров? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?

(Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей).

  • Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его ежедневные «занятия»?

5. Продолжение чтения 1 главы. Чтение фрагмента, характеризующего Андрея Гавриловича Дубровского и его отношения с Троекуровым. (От слов «Сей Дубровский, отставной поручик гвардии…» до слов «Дубровский один остался вне общего закона…»

6. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопрос беседы:

  • Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал старшего Дубровского? В чём проявлялось сходство Троекурова и Дубровского?

      (Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак). 7.Продолжение чтение 1 главы. Эпизод ссоры Троекурова и Дубровского. (От слов «Нечаянный случай все расстроил и переменил» до слов «Но мысли его вскоре приняли другое направление…»).

8. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Как характеризует А. Г. Дубровского случай на псарне? Можно ли считать ссору Троекурова и А. Г. Дубровского «нечаянным случаем»? Приведите доводы, подтверждающие вашу точку зрения.

(Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.  Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила).













9. Продолжение чтение 1 главы. Чтение фрагмента «месть Троекурова».

  (От слов « Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале…» до слов «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»).

10 . Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:












 


11.

12. Домашнее задание. Заполнить опорную сравнительную таблицу «Дубровский и Троекуров». В конце сделать вывод: чем похожи и чем различны герои? Опорная сравнительная таблица понадобится учащимся при подготовке к сочинению по теме: «Троекуров и Дубровский-старший».

Два характера, две судьбы».

Сравнительная таблица «Троекуров и Дубровский-старший».

Два типа помещиков.

Примерный образец таблицы

Критерии для сравнения

Сходства

Возраст

Троекуров и Дубровский ровесники, дворяне, оба вышли в отставку, женились по любви, стали вдовцами, у каждого есть один ребёнок.

Происхождение

Служебное положение

Семейное положение


Различия

Троекуров

Дубровский

Социальный статус

Богат, имеет связи, власть, авторитет в обществе.

Беден, не имеет связей и веса в обществе.

Характер

Деспотичный, жестокий, своенравный, самовлюблённый, упрямый, властный, эгоистичный, высокомерный, заносчивый.

Порядочный, добрый, справедливый, имеет чувство собственного достоинства, чувство дворянской чести.

Отношение к людям, поступки

Не считается с мнением других людей, позволяет себе злые шутки, насмешки в их адрес, издевательства. По отношению к другим людям ведёт себя бесцеремонно, бестактно, по-хамски. Он ломает судьбы людей, его поступки приносят горе окружающим.

К другим людям относится уважительно, вежливо, мягко, уважает человеческое достоинство, но и к себе требует такого же отношения.


Урок № 2

Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия.

  1. Проверка домашнего задания (Сопоставительная таблица).

2. Чтение и анализ 2-3 главы. (От слов «Приехав в город, Андрей Гаврилович остановился у знакомого купца...» до слов и «секретарь звонким голосом стал читать определение суда…»).

3. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Как чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова?

(Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности»).
 4. Продолжение чтения 2 главы. (От слов «Секретарь умолкнул, заседатель встал…» до слов «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество»).

5. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Какое чувство вызывает у вас картина суда?

 (Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке).

  • Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»?
      (Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал).

  • Почему внезапное сумасшествие Дубровского так подействовало на Троекурова и «отравило его торжество»?

( «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены).

 6. Чтение и анализ третьей главы. (От слов «Он был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях…» до слов «Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку…»).
7.Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Какой образ жизни вёл Владимир Дубровский в Петербурге? Почему «он позволял себе роскошные прихоти»?

(Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту).

  • Как воспринял он известие о болезни отца? Какие черты его характера проявились при этом?

(Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу).
 8. Далее чтение диалога Владимира Дубровского и кучера Антона (можно по ролям). (От слов «Антон повез его проселочными дорогами — и между ими завязался разговор…» до слов «При сих словах Антон размахнул кнутом, тряхнул вожжами, и лошади его побежали крупной рысью»).
9. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:


  • Что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову? 
      (Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет». Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина).

 10. Продолжаем урок чтением описания Покровского и Кистеневки.

 (От слов «Прошло более часа, вдруг Гришка пробудил его восклицанием…» до слов «Старика отнесли в спальню».).

11.Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Какой прием использует автор, описывая две господские усадьбы?
         Приём антитезы.

    12. Как можно озаглавить 2 и 3 главу?

 13. Домашнее задание.  Перечитать 4-5 главы романа.











Урок№ 3

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

1. Проверка домашнего задания.  Если глава III прочитана и прокомментирована на предыдущем уроке, беседу по вопросам начинаем с 4 главы. Важно, чтобы учащиеся осваивали работу с текстом, учились подтверждать свои мысли цитатами.

Анализ 4 главы.

      Вопросы беседы:

  • Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?    

  • Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?
     (Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно).
      

2.Чтение и анализ 5 главы.

(От слов «Похороны совершились на третий день…» до слов «Владимир поспешно удалился, всех опередил и скрылся в Кистеневскую рощу»).

Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Что чувствует герой после смерти отца?

(После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться).
3. Чтение и анализ эпизода «Владимир Дубровский в Кистенёвской роще».  (Роль природы).

  (От слов « Между тем Владимир углублялся в чащу дерев…» до слов «…но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома»).

4.Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

     5. Чтение фрагмента «Приезд приказных в Кистенёвку».

(От слов ««Владимир подошел к чиновникам» до слов « — Кто там смел рот разинуть, — сказал грозно исправник…»

 Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» Троекурова?
         ( Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова).
          

6.

Как можно их озаглавить?

7. Домашнее задание. Ответить на проблемный вопрос: мог ли Кирила Петрович Троекуров загладить свою вину, совершить благородный поступок: отказаться от Кистенёвки уже после смерти Дубровского – старшего? Свой ответ обоснуйте.















Скачать

© 2020 16707 1376

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!