СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по роману А.С. Пушкина "Дубровский". Урок 7-8.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая система уроков представляет собой сочетание двух поурочных разработок: О.А. Ерёминой "Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя" и поурочных  разработок по литературе для 6 класса к учебникам В.Я. Коровиной (М.: Просвещение) и Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа). Ход уроков, расположение этапов урока, включение для анализа определённых фрагментов текста, представлены в авторском видении. Разработка рассчитана на 8 часов.

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по роману А.С. Пушкина "Дубровский". Урок 7-8.»

Урок 7

Два мальчика. Развязка романа А.С.Пушкина «Дубровский».

 1.



 3.

4.

Как её можно озаглавить?

5. Домашнее задание. Перечитать главы 18-19.



 Урок 8

Развязка романа «Дубровский»

1.Анализ 18 главы.

Беседа по главе.

Вопросы беседы:

Найдите подтверждение вашим мыслям в тексте романа.

(После того как Дубровский признался Марье Кириловне в любви, она обещала позвать Дубровского на помощь в случае необходимости. Однако она сама в отчаянии рассказала отцу, что может прибегнуть к заступничеству Дубровского. Отец сделал все возможное, чтобы этого не случилось. Марья Кириловна не смогла выйти из дома, чтобы предупредить Дубровского, не смогла вовремя положить кольцо в дупло дуба. Марья Кириловна не решилась вовремя сказать отцу, что не хочет идти замуж за Верейского, не решилась сказать «нет» в церкви. Она ждала таинственного романтического избавителя, ничего не сделав для своего избавления сама. Когда же Дубровский со своими людьми остановил карету, она упрекнула его в том, что он не пришел вовремя, и сказала: «Я согласилась, я дала клятву...»).

 2.  Если есть возможность, учитель покажет ученикам репродукцию картины В. В. Пукирева «Неравный брак». Социальные типы этой картины несколько иные, чем у Пушкина: разбогатевший чиновник цинично покупает себе молодую жену, невесту-бесприданницу; но неизменной остается бесправность женщин того времени в России.
 3.  Рассмотрите иллюстрацию Е. Е. Лансере (с. 142, ч. 1 учебника). Какой фразой из романа «Дубровский» можно было бы назвать ее? Опишите то, что вы видите на этой иллюстрации.
 4. Чтение и анализ 19 главы.

      Читаем вслух главу 19. Сначала и до слов «И старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул ли он, или только задумался».

слов «Вдруг Дубровский вздрогнул: в укреплении сделалась тревога…» и до конца.

5. Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • А. С. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими словами в тексте он «опровергает» своё утверждение?

(А. С. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками, но сам же опровергает это утверждение, описывая их быт. Так, караульный «вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкой с искусством, обличающим опытного портного». После обеда разбойники вставали и молились Богу, потом некоторые разбрелись по лесу, а другие прилегли вздремнуть, «по русскому обыкновению», как это делают крестьяне..
      Караульщик ведет себя не как разбойник, привыкший к постоянной опасности, а как человек, играющий в разбойника. Он любуется заплатой и, сидя верхом на пушке, поет во все горло грустную песню. Человек, который чувствует грусть и печаль, не станет петь во все горло. Он будет петь негромко, задумчиво. Тем более не станет петь человек, стоящий в карауле, потому что он должен прислушиваться, нет ли где врага. И конечно, у настоящих разбойников не будет выходить из двери шалаша «старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая»).
 6. Завершение чтения 19 главы.

От слов «Вдруг Дубровский вздрогнул: в укреплении сделалась тревога…» и до конца.

7 .Беседа по прочитанному фрагменту.

Вопросы беседы:

  • Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

(Дубровский покинул своих крестьян по нескольким причинам. Во-первых, он понимал, что после штурма его крепости солдатами правительство отправит более крупные силы на то, чтобы ликвидировать разбойничье гнездо, и он уже не сможет продержаться со своими разбойниками-крестьянами. Во-вторых, у него было уже достаточно денег, чтобы обеспечить себе жизнь за границей (в России он уже не смог бы жить под своим именем) и обеспечить деньгами своих крестьян. В-третьих, исчезла главная причина, по которой Дубровский все еще оставался в Кистеневской роще: Марья Кириловна стала княгиней Верейской и отказалась от его помощи).

8.Итоговая беседа
      Подведем итоги изучению романа. Первый вопрос ориентирован на понимание учениками социальной проблематики романа.
      — Почему Андрей Гаврилович Дубровский проиграл тяжбу с Кирилой Петровичем Троекуровым?
      Дубровский проиграл тяжбу с Троекуровым, потому что документы у него сгорели, а Троекуров подкупил судей и чиновников. Подобострастный Антон Пафнутьич Спицын лжесвидетельствовал в пользу Троекурова, а судьи доказали, что настоящим законом для них являются деньги.
      — Как вы думаете, могла ли история любви Дубровского к Марье Кириловне иметь счастливый конец?
      У молодого Дубровского не было средств и связей, чтобы обратиться за помощью к царю, как он обещал своим крестьянам. Своими разбойничьими нападениями он поставил себя вне закона.
      История его отношений с Марьей Кириловной не могла иметь счастливой развязки. Даже если бы он успел вовремя и не дал свершиться бракосочетанию, то что бы он смог предложить Марье Кириловне взамен? Участь жены разбойника, вынужденного бежать за границу, скрывать всю жизнь свое настоящее имя и не иметь возможности приехать на родину.
      Если бы Дубровский даже убил князя Верейского, то Троекуров отдал бы дочь замуж за другого человека или заточил бы ее в монастырь.
      Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести и не нарушил слова, данного Марье Кириловне, что «ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию».
      — Как бы вы сформулировали главную мысль произведения?
      Главную мысль этого произведения трудно сформулировать однозначно. Можно выразить ее так: благородным и честным людям ненавистно низкопоклонство, бесчестие, всевластие денег, они не могут примириться с фактом, что можно купить даже решение судей.
9
. Работа с определением «роман». Скажем ученикам, что на следующем уроке они закончат изучение первого романа, который входит в школьную программу. Прочитаем определение «романа» (с. 143), и выпишем его себе в тетрадь

10. Домашнее задание. Подготовить небольшое сообщение (0, 5-1 стр.) о жизни дворянства в 19 веке. Эта информация понадобится нам при написании сочинения


Скачать

© 2020 744 32

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!