СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана система уроков по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по роману А.С. Пушкина "Дубровский"»

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» снова изучается в школе. Уже в предшествующие годы был накоплен очень большой опыт по его изучению.
      Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также тех вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время.
      Над романом «Дубровский» А. С. Пушкин работал с 21 октября 1832 года по 6 февраля 1833 года. Он не был завершен. При жизни поэта роман не был опубликован. Издатели назвали рукопись по имени главного героя.
      Хорошо известно, что в основу романа легло сообщение Нащокина Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский... который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...» (П. И. Бартенев). Известно также, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа Пушкина легли жизненные обстоятельства.

Действие романа происходит в 1820-е годы.

«В романе представлены два поколения. История жизни отцов, во многом принадлежащих екатерининской эпохе, сопоставлена с судьбами детей. Роман выявляет отношение человека и общества, взаимодействие человеческих желаний и законов среды. В романе социальный закон вмешивается в отношения людей, нарушает человеческие связи и привязанности. История жизни отцов оказывается в этом смысле прелюдией трагедии детей. Ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Самые сильные человеческие чувства не способны победить предрассудки общества. Троекуров оказывается виновником разорения и смерти друга, а Владимир Дубровский и Маша Троекурова не могут соединиться, хотя любят друг друга»1.

Основная задача уроков по изучению романа «Дубровский» — помочь учащимся понять зависимость поведения человека от социальной среды («в условиях несвободы и торжества самовластия»), чтобы правильно оценить поведение героев, полнее и глубже представить картины жизни дворянства 20-х годов XIX века, изображенные писателем в романе. 
      Высокий идейный смысл романа состоит в том, что он защищает достоинство человека и направлен против «дикого барства» и его произвола.
      Изучению романа «Дубровский» отводится восемь уроков. Как всякое большое по объему произведение, роман предварительно читается учащимися самостоятельно.
      В методической практике существует несколько путей изучения этого произведения. Некоторые методисты предлагают бoльшую часть времени уделить изучению характеристик героев, другие акцентируют внимание на изучении отдельных тем, например: «Жизнь дворянства в изображении А. С. Пушкина», «История жизни Владимира Дубровского», «Образ народа в романе А. С. Пушкина» и т. д. 
      Другие методисты предлагают, на наш взгляд, более рациональный подход к изучению романа, а именно: изучать роман по ходу развития действия, выделяя для разбора наиболее важные события: ссора А. Г. Дубровского с К. П. Троекуровым, суд, пожар в Кистеневке, Владимир Дубровский в доме у Троекурова, последний бой2
      Мы также считаем, что наиболее эффективным является целостное изучение произведения с постоянным обращением к тексту художественного произведения, комментированному его чтению.

К каждому уроку учащиеся прочитывают соответствующие главы и озаглавливают их. При этом можно предложить подобрать цитатные заголовки к ним3.
      Первый урок можно начать с рассказа о том, что послужило основой романа «Дубровский» и когда он был написан. Если учащиеся уже прочли этот роман, можно провести беседу о впечатлении, которое он произвел на них. Затем учителем читается I глава романа и проводится беседа с постоянным обращением к тексту. Тема урока — «К. П. Троекуров и А. Г. Дубровский: их ссора». 
    Примерные вопросы для беседы:

1. Что давало Троекурову большой вес в губерниях, где находилось его имение?

2. Как относились к нему соседи и губернские чиновники?

 3. Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (Они рождены правами владетельного барина.)
      4. Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его повседневные занятия?
      5. Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского?
      6. «...Они [Троекуров и Дубровский] сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях», — говорит А. С. Пушкин. В чем проявлялось это сходство?
      7. Как характеризует Дубровского случай на псарне?
      8. Можно ли считать ссору Троекурова и Дубровского «нечаянным случаем»?
      Беседуя по предложенным вопросам, важно обратить внимание и на то, как Троекуров отнесся к исчезновению Дубровского. Предлагается выделить глаголы, характеризующие действия и поступки Троекурова: «велел тотчас его догнать и воротить непременно». Отказ «осердил» его, письмо Дубровского рассердило еще больше. А когда Дубровский наказал ворующих лес покровских мужиков, Троекуров «хотел со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку, разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковину». В этот момент в Троекурове вспыхивает жажда мести.
      Эту часть урока целесообразно закончить рассматриванием иллюстраций Д. Шмаринова и Б. Кустодиева. Это поможет учащимся лучше представить героев, а также окружающую их обстановку. Особое внимание обращаем на главные фигуры, выясняем, какой момент изобразил художник и как это ему удалось, верно ли, с точки зрения читателей, изображены герои, кто из художников точнее и достовернее запечатлел это в своем рисунке. Завершить беседу можно вопросом: «Какой способ для мести избирает Троекуров?»
      Учащиеся находят слова, которые точно выражают мысли Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». С этими словами Троекуров обращается к представителю власти Шабашкину, который обязан следить за соблюдением законов. Каким Шабашкин изображен в романе?
    Примерные вопросы для беседы:
      1. Внешность заседателя Шабашкина («маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели»).
      2. Его поведение у Троекурова («...через минуту Шабашкин уже стоял перед Кирилой Петровичем, отвешивая поклон за поклоном, и с благоговением ожидал его приказаний»).
      3. Как Кирила Петрович обращался к нему? («Как бишь тебя зовут?», «зачем пожаловал?», «выпей водки да выслушай».)
      4. Почему такое пренебрежение Шабашкин воспринимает как «ласковый прием»?
      5. Как действовал Шабашкин? («Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы».)
      Итак, в этой сцене мы видим приниженность власти, ее готовность любыми нечестными способами угодить Троекурову.
      Дома учащиеся читают и озаглавливают II главу. 
      Второй урок начинается с чтения II главы, которую учащиеся назвали «Суд». Читает сам учитель или предварительно подготовленные ученики. Основной вопрос, который решается на уроке: зачем Троекурову был нужен суд и какую цель он преследовал? Важно, чтобы учащиеся поняли, что Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа. Кистеневка ему была не нужна. Но самое главное, что двигало им, — это желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского, растоптать его человеческое достоинство. Учащимся предлагается обратить особое внимание на отдельные детали текста. 
    Примерные вопросы:
      —  Как встретили члены суда А. Г. Дубровского и К. П. Троекурова? (При появлении Дубровского «никто не обратил на него внимания». Он «стоя прислонился к стенке». Когда же приехал Троекуров, «писаря встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, подвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».)
      —  Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? («Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать предлагаемую бумагу»; Троекуров вышел, «сопровождаемый всем судом»; «Секретарь поднес ему [Дубровскому] бумагу».)
      —  Как вели себя герои? («Торжествующий Троекуров... подписал под решением суда совершенное свое удовольствие»; «Дубровский стал неподвижен, потупя голову». Несправедливое решение суда привело А. Г. Дубровского к внезапному сумасшествию.)
      —  Как вы понимаете выражение: «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество»? (В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть.)
      Дома учащиеся читают и озаглавливают III и IV главы, а также готовят устный рассказ «Жизнь Владимира Дубровского в Петербурге». 
      На третьем уроке, приступая к анализу III главы, можно прослушать подготовленный дома рассказ о жизни Владимира Дубровского в Петербурге. Другой вариант — беседа в классе по следующим вопросам: 
      —  Как Владимир Дубровский оказался в Петербурге? Каков был его образ жизни? («Отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дома более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги».)
      —  Каковы были отношения у отца с сыном? («Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями».)
      —  Как воспринял Владимир известие о болезни отца? Любовь и сила привязанности к отцу заставляют его отказаться от беспечной жизни и ехать в Кистеневку. («Мысль потерять отца тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его... Владимир упрекал себя в преступном небрежении»; «Тот же день стал хлопотать об отпуске и через три дня был уже на большой дороге».)
      —  Какие черты характера проявились в нем?
      III глава дает возможность говорить об отношении крепостных крестьян к Троекурову и Дубровскому. 
      Обращаемся к I главе, где сказано: «Троекуров с крепостными и дворовыми обходился... строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Что мы и видели в случае с дерзкой репликой псаря Парамошки в адрес А. Г. Дубровского. Но вместе с тем даже из замечания А. Г. Дубровского мы можем сделать вывод, что «вряд ли людям вашим [людям Троекурова] житье такое ж, как вашим собакам». Поэтому становится ясно, что прав Антон, который на вопрос Владимира Дубровского: «Стало быть, вы не желаете перейти во владение Троекурову?» — отвечает: «Господи, упаси и избавь: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет». 
      Совершенно по-другому относятся крестьяне к отцу и сыну Дубровским: «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».
      Поэтому понятно, почему, когда Владимир приехал, «дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумом и изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу...».
      С большой теплотой рассказывает Пушкин о крепостных слугах в доме Дубровского — няне Орине Егоровне Бузыревой, кучере Антоне, Грише, который служил Владимиру в Петербурге, кузнеце Архипе.
      К крепостным крестьянам Дубровские относятся по-человечески, не презирают их и не грабят. Крестьяне понимали, какая участь ждет их, если они окажутся у Троекурова, поэтому молодой Дубровский находит сочувствие и поддержку у своих крепостных.
      В заключение следует обратить внимание на помещичьи усадьбы. Предлагается перечитать описание двух усадеб — Покровского и Кистеневки — и ответить на вопрос:
      —  Почему автор заканчивает главу описанием этих усадеб?
      Завершается урок рассуждениями учащихся о том, почему Троекуров решил помириться с Дубровским и чем это кончилось.
    Вопросы для беседы: 
      —  Как встретил Троекуров известие о вступлении во владение Кистеневкой?
      —  Какие чувства он при этом испытывал и как это его характеризует?
      —  Почему примирение оказалось невозможным?
      Домашнее задание: прочитать и озаглавить V, VI, VII главы; выбрать эпизод для устного словесного рисования (из V главы) — состояние Владимира Дубровского после похорон отца; приготовить чтение по ролям сцены «Приезд приказных и бунт крестьян». 
      Четвертый урок начинается с устного словесного рисования, которое должно показать, насколько ученики поняли состояние Владимира Дубровского после смерти отца, ту драму, которую переживал герой. Часто учащиеся не в состоянии передать чувства, которые волновали Владимира Дубровского, поэтому мы предлагаем с самого начала выделить три момента: Владимир Дубровский в церкви, в Кистеневской роще, в лощине. Это даст возможность учащимся глубже прочувствовать душевное состояние героя и более точно выразить его.
      После выразительного чтения по ролям сцены приезда приказных чиновников и возмущения крестьян предлагаем ответить на следующие вопросы:
      —  Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие отнимать имение? (Обращаем внимание на речь чиновников: «...приехали вводить во владение Кирилу Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову»; «Кто там смел рот разинуть... слышите ли, олухи?» и др.)
      —  Как ведет себя Шабашкин в начале и в конце сцены? Чем это можно объяснить?
      —  Как нарастало возмущение крестьян?
      —  Каким образом Владимиру Дубровскому удалось их усмирить? Как это его характеризует?
      Следующая часть урока — работа над главой VI «Пожар». 
      Если учитель располагает временем, следует прочитать ее. В любом случае учащиеся должны уметь ответить на вопросы:
      —  Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?
      —  Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
      —  Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?
      —  Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?
      —  Почему дворовые крестьяне ушли к Дубровскому?
      —  Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
      В заключение следует обратиться к иллюстрациям художников Б. Кустодиева и Д. Шмаринова «Пожар усадьбы Дубровского».
      Необыкновенно динамично изображен пожар в Кистеневке на рисунке Б. Кустодиева. Сноп пламени рвется в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передает ощущение тревоги и напряжения.
      Иначе изображает Д. Шмаринов картину пожара. Его манера строго реалистическая. На переднем плане неподвижные фигуры Владимира Дубровского, няни, Архипа, крестьян. Они стоят в отблесках огня. Их лица напряжены, гневны, печальны. Пожар остается где-то в стороне. 
    Беседа по вопросам:
      —  Расскажите о том, что вы видите на каждой из иллюстраций.
      —  Чем отличаются эти изображения?
      —  Какое чувство вызывает каждый из этих рисунков?
      На дом: перечитать и озаглавить VIII, IX, X главы; приготовить пересказ «Обед в Покровском» от лица одного из героев (Дефоржа, Маши, Троекурова). 
      Пятый урок начинается с озаглавливания VIII главы. «Одна из главных забав покровского помещика» или «Дефорж в медвежьей комнате» — так называют ученики эту главу. 
    Беседа по вопросам:
      —  О каком новом «благородном увеселении» Троекурова узнали вы из этой главы? Как это его характеризует?
      —  Как отнеслись к Дефоржу Маша и Троекуров, когда он появился в их доме?
      —  Когда и как изменилось их отношение к учителю? 
      Следующий этап работы — глава IX «Обед в Покровском». 
      Многие методисты предлагают творческий пересказ от лица одного из героев (Дефоржа, Маши, Троекурова).
      Пересказ с изменением лица рассказчика — трудное задание для учащихся, но оно во многом оправдано, так как дает возможность задуматься о мотивах поведения героя, ярче представить его характер.
      Наиболее интересно передать этот рассказ от лица Владимира Дубровского, который особенно симпатичен учащимся. Во время рассказа учитель обращает внимание учеников на то, как герой реагирует на присутствующих за обедом, их рассказы и реплики. Следует также обращать внимание на речь Дефоржа.
      Возможен и другой вариант. Учащимся предлагается вслух прочитать рассказы А. С. Глобовой и А. П. Спицына, сравнить их и ответить на вопрос: «Какую характеристику Дубровскому дает каждый из них?»
      Заканчивается урок размышлениями учеников над вопросами:
      —  Почему никто из присутствующих на обеде не узнал Дубровского?
      —  Какой вывод он мог сделать из всего услышанного здесь?
      —  Почему Дубровский открылся Спицыну? 
      На дом: прочесть и озаглавить XI—XVIII главы. 
      Шестой урок посвящается отношениям Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. 
      Учащимся этого возраста довольно сложно говорить о таких чувствах взрослых людей, как любовь, поэтому мы предлагаем построить урок так, чтобы дети отвечали на вопросы, читая текст романа:
      —  Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?
      Некоторые учащиеся считают, что Дубровский искал возможность отомстить Троекурову. Предлагаем найти соответствующие строки, которые прояснили бы картину: «В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслью, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме». Следовательно, любовь к Маше, желание быть рядом с ней, постоянно видеть ее — главная причина его рискованного поступка.
      —  Почему Владимир Дубровский не стал мстить Троекурову?
      Владимир Дубровский ради своей любви простил Троекурова: «Первый мой кровавый подвиг должен был совершиться над ним... в ту минуту вы прошли мимо меня... я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства».
      —  А как же Маша относится к Владимиру Дубровскому?
      Учащимся предлагается рассказать о Маше Троекуровой (ее происхождении, занятиях, интересах, отношениях с отцом, Дефоржем). Они делают вывод, что Маша — дочь богатого дворянина, аристократка. Зародившееся чувство к Владимиру Дубровскому пугает ее. Брак с князем Верейским воспринимается Машей как плаха, как могила. «Нет, нет — повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». То, что брак с Дубровским воспринимается Машей наравне с монастырем и смертью, далеко не всегда понимают школьники. На слова Дубровского: «Если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа» — Маша отвечает: «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою».
      Беседа по вопросам даст возможность подвести учащихся к мысли, что любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, что разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми. Завершить разговор можно вопросом: «Почему Маша отвергла помощь Владимира Дубровского?»
      Дома учащиеся готовят выразительное чтение XVII главы. На седьмом уроке они читают по ролям эпизод с кольцом. Но начать урок следует с беседы о том, какими учащиеся представляют Сашу и Митю. Предлагается подумать, как в чтении лучше передать их взаимоотношения, их мысли и переживания, отношение к происходящему. Следует также выделить эпизоды, обратить внимание на диалоги и интонации. 
      Чтение завершается вопросом: «Почему исправник и Троекуров отпустили Митю и какие последствия имело это обстоятельство?»
      Восьмой урок отводится анализу XIX главы и подведению итогов изучения всего романа. 
      В некоторых методических работах по роману «Дубровский» особое внимание обращалось на классовый характер борьбы крестьян против помещиков: «Крестьяне бунтовали против социальной несправедливости, суда, помещиков, в протесте Владимира преобладают личные интересы. Поэтому лишь на время мятежный дворянин соединяется с крестьянами». Такой акцент при анализе романа, пожалуй, несколько искажает идею произведения. Мы считаем, что прав В. Непомнящий, который писал: «Стихийное возмущение крестьян в Кистеневке при передаче имения Троекурову — это возмущение против чужого, плохого, жестокого барина в пользу хорошего, а главное — своего, притом возмущение и усмиренное тут же самим этим „своим“ барином...»4.
      Несколько позже и сам А. С. Пушкин скажет: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:

—  Прочитайте строки, где автор описывает будни разбойничьего лагеря Дубровского.
      —  Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими деталями текста он «опровергает» это утверждение? («На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного... Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во все горло...» Этот человек не похож на разбойника. Вряд ли настоящий разбойник стал бы заниматься такой работой. И еще: «В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. „Полно тебе, Степка, — сказала она сердито, — барин почивает, а ты знай горланишь; нет у вас ни совести, ни жалости“. „Виноват, Егоровна, — отвечал Степка, — ладно, больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает“.)
      Пожалуй, можно согласиться с В. Непомнящим, который утверждает: «Перед нами — ненастоящие разбойники. Перед нами — крепостные крестьяне, преданные батюшке-барину; изменились лишь внешние условия их существования»5.
      —  Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?
      Закончить работу на этом этапе можно, поставив вопросы, к которым подводит вся предшествующая работа на уроках:
      1. Почему А. Г. Дубровский проиграл тяжбу с К. П. Троекуровым?
      2. Почему Владимир Дубровский ни в чем не добился успеха?
      3. Каково отношение А. С. Пушкина к изображаемому? На чьей стороне его симпатии (главная мысль, идея произведения)?

Письменные работы при изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский»

      Учащимся можно предложить по выбору преподавателя в соответствии с их подготовкой различные типы классных и домашних письменных работ. Это может быть один из вопросов хрестоматии, о котором шла речь на уроке, например: «Как характеризует А. Г. Дубровского случай на псарне?»; «Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?»; «Почему А. П. Спицын решил переночевать с Дубровским и каким было его пробуждение?»

      Можно предложить также распространенные пересказы-извлечения («Ссора двух помещиков», «Благородное увеселение Троекурова»).

      Можно дать изложения с элементами рассуждения, которые требуют хорошего знания текста, умения самостоятельно отбирать материал, оценивать поведение героев, например: «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?»

      Наконец, учащимся могут быть предложены и просто сравнительные характеристики героев («Троекуров и А. Г. Дубровский»), а также итоговые работы творческого характера, например: «Отец и сын Дубровские» или «Спицын в медвежьей комнате», которые вызывают известные трудности, поэтому требуют большой предварительной работы в классе.


II. О создании романа «Дубровский» 
      Слово учителя
      В 1826 году, в сентябре, Пушкин был вызван царем Николаем II в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. При жизни создателя этот роман не был напечатан: Пушкин считал его незаконченным.
      В основу романа легло сообщение Нащокина А. С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский... который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...» (П. И. Бартенев). О подобных делах Пушкин слышал и раньше. Эти факты были творчески осмыслены А. С. Пушкиным в романе «Дубровский».

      III. Введение в историко-культурный контекст времени 
      Беседа
      С помощью вопросов активизируем уже имеющиеся знания детей об этой эпохе. Прочитаем первую строку романа.
      — Когда происходит действие романа?
      Учителю важно будет обозначить, что действие происходит в первой половине XIX века.
      — Каким было общество тех времен?
      Самодержавие, крепостное право. Царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. (Общие представления.)
      — Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе?
      Вспомним «Муму» И. С. Тургенева.
      — Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.
      — Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин?
      Обратим внимание детей, что оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство было неоднородным. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Некоторые дворяне владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, владения других были небольшими.
      Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным (вспомним самодурство барыни в «Муму»). Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания и уважения. Дворяне жили в основном в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина словом «барин», хозяйку — барыней, детей — барчуками и барчатами.

      IV. Глава I. Изображение русского барства 
      Начинает чтение романа учитель, чтобы задать верный тон для дальнейшей работы. Хорошо, если в классе будет прочитан эпизод ссоры Дубровского и Троекурова (до слов: «Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале...»).

Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын

      I. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров 
      Беседа
      Беседуем по вопросам к соответствующим главам (с. 146 учебника).

      Глава I 
      — Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? 
      «Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».
      — Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?
      — Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? (2-й вопрос учебника).
      «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань...» Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей.
      Ответы на 3-й вопрос учебника попросим детей найти непосредственно в тексте:
      — Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?
      «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых...»
      Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать двух соседей-помещиков, выявить их сходство и различие.
      Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.
      Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак.
      Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.
      — Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?
      Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.
      — Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б. М. Кустодиева (с. 68 учебника).
      — Какой способ мести избрал Троекуров?
      — Что было главным законом Кирилы Петровича? 
      Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».
      — Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова? 
      Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.

      Глава II 
      Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».
      Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.
      — Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»?
      Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал.
      «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.

      I. Отец и сын
      Комментированное чтение
      Начинаем читать с главы III: пушкинский текст прочитают вслух несколько учеников. Сделаем необходимые комментарии.
      Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту.
      Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу.
      Диалог Владимира Дубровского и кучера Антона можно прочитать по ролям.
      Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».
      Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.
      Читая описание Покровского и Кистеневки, спросим:
      — Какой прием использует автор, описывая две господские усадьбы?
      — Как встретил Дубровский-старший своего сына?

       Домашнее задание 
      Прочитать главы III—VI. Ответить на вопросы учебника к этим главам (с. 146—147).
      Подготовить пересказ эпизода «Пожар в усадьбе Дубровского».
      
       Индивидуальное задание
      Подготовить выразительное чтение главы VIII.

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян

      I. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян
      Беседа 
      Беседуем по вопросам учебника к главам, которые было задано прочитать дома (с. 146—147, ч. 1).
      Если глава III прочитана и прокомментирована на предыдущем уроке, беседу по вопросам начинаем с главы IV. Важно, чтобы учащиеся осваивали работу с текстом, учились подтверждать свои мысли цитатами.
      — Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?
      Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце».
      — Какие противоположные чувства испытывал Троекуров? «Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали».
      — Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?
      Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.

      Глава V 
      После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться.
      — Найдите и прочитайте эпизод, в котором раскрываются чувства Владимира Дубровского. Какой прием использует автор, чтобы описать состояние героя?
      Переживания Дубровского Пушкин передает с помощью описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шел по чаще, не разбирая дороги, «...сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал».
      Как Дубровский не разбирал дороги в чаще, так он не мог разобрать и своих смятенных чувств: «...мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество».
      — В отрывке, описывающем Владимира в чаще леса, найдите эпитеты. Как они помогают читателю понять состояние героя? (От слов: «Наконец достигнул он...» до «Сильно чувствовал он свое одиночество».)
      — Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» Троекурова? (2-й вопрос учебника.)
      Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова.
      Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин — Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.
      — Найдите и прочитайте реплику «голоса из толпы», ответ на нее исправника и возражение того же голоса. Почему исправник так возмутился словами крестьянина?
      — Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками? (4-й вопрос учебника.)
      Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя.

      Глава VI 
      Владимир Дубровский пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием и поведением оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Поможем школьникам увидеть антитезу во втором абзаце главы: «мир семейственного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой Владимир Дубровский видит попранную честь отца и вызывающее поведение подьячих.
      — Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? (2-й вопрос учебника.)
      Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление.
      — Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? (3-й вопрос учебника.)
      3-й вопрос достаточно сложен для шестиклассников. Кузнец Архип губит подьячих, но с риском для жизни спасает кошку с крыши горящего сарая. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь...» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон. Помогая Троекурову вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.
      Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
      «— Архипушка, — говорила ему Егоровна, — спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.
      — Как не так, — отвечал кузнец».
      — Где мы уже слышали эти слова?
      Сделаем вывод, что в сцене с приказными (глава V) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.
      Рассмотрим иллюстрацию Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» (с. 93 учебника).
      — Составьте устный рассказ по этому рисунку.
      На иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский. Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло; «пламя взвилось и осветило весь дом». Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, нянька Орина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и — за фигурой Антона — кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.
      Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.
      Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «...умрем, не оставим тебя, идем с тобою».

      II. Комментированное чтение 

      Глава VII 
      Ученики читают главу VII.
      Комментируя главу, скажем, что Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию, но главная причина в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду в справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а их у Дубровского не было.

      Глава VIII 
      Ученик, выполнявший индивидуальное задание, читает выразительно главу VIII или эпизод «Дефорж в медвежьей комнате» (со слов: «На дворе у Кирилы Петровича...»).
      — Какой смысл вкладывает автор в выражение «благородные увеселения русского барина»?
      — Какие качества проявил Дефорж в медвежьей комнате?
      — Какой факт произвел на Марью Кириловну неизгладимое впечатление? Как изменилось отношение Марьи Кириловны к Дефоржу?

       Домашнее задание 
      Подготовить выразительное чтение глав IX—XI. Ответить на вопросы учебника к соответствующим главам (с. 147—148).

Домашнее задание 
      Составить (письменно) план основных событий глав VIII—XI. Прочитать главу XII.


Урок 25


Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши
      

      I. Композиция. Сюжет 
      Попросим ученика написать на доске составленный дома план событий глав VIII—XI.
      План основных событий глав VIII—ХI 
      1) Француз-учитель прибыл в Покровское.
      2) Разговор Кирилы Петровича с французом.
      3) «Благородные увеселения русского барина».
      4) Дефорж убивает медведя.
      5) «...Гости начали съезжаться».
      6) Праздничный обед в Покровском.
      7) Рассказы Спицына и Глобовой.
      8) Приметы Дубровского.
      9) Окончание праздника.
      10) Антон Пафнутьич ложится спать в комнате Дубровского.
      11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.
      12) Учитель-француз ждет лошадей в доме смотрителя.
      13) Дубровский покупает у француза документы.
      14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.
      15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.
      Работая коллективно, справа от записей цифрами (цветным карандашом или зеленой ручкой) обозначим истинный ход событий.
      Мы восстановили сюжет произведения.
      * Сюжет — последовательность и связь событий в художественном произведении.
      Зачем автор нарушает временнýю последовательность событий, т. е. последовательность изложения сюжета?
      Пушкин нарушает временнýю последовательность событий, чтобы создать тайну, интригу, вызвать напряженный интерес читателей.
      Читаем статью учебника «Композиция» (с. 149—150). Выписываем определение композиции.
      * Композиция — это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

      II. Романтическая история любви Владимира и Маши 
      — Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и отказался от планов мести?
      — Вспомните, как сначала относилась Маша к Дефоржу. Почему?
      — Какое событие заставило ее изменить свое отношение к учителю?
      — Какие чувства испытала она, когда получила записку от Дефоржа?
      — Как Маша продумывала свое поведение на свидании? Удалось ли ей вести себя так, как она хотела?
      — Найдите слова Дубровского, объясняющие отказ от мщения.
      «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства».
      — Какое обещание дала Марья Кириловна Дубровскому?
      Шестиклассники могут не сразу понять, что означает обещание не отвергнуть преданности. Расскажем им о том, что в средневековой Европе существовала традиция рыцарски служить своей даме, не требуя от нее ничего, кроме того, чтобы дама принимала преданность своего рыцаря. Дубровский понимает, что Марья Кириловна не может стать его женой. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Такую любовь мы сейчас называем романтической.
      — Почему Дубровский был вынужден бежать из Покровского?
      — Как расстался Троекуров со своими гостями?
      Попросим учеников вспомнить, как Троекуров приказал запереть ворота, чтобы гости не смогли уехать домой в день храмового праздника в Покровском. Сопоставим этот поступок с тем, как Троекуров в одиннадцать часов, будучи не в духе, разогнал гостей по домам. Сделаем вывод о деспотизме и самодурстве Троекурова.

       Домашнее задание 
      Дочитать роман до конца (главы XIII—XIX). Ответить на вопросы учебника к соответствующим главам (с. 148).


Урок 26


Изображение русского барства. Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кириловны и Дубровского

      1. Изображение русского барства. Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кириловны
      Беседа по вопросам учебника
      — Каким вы представляете себе князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чем их различие?
      Князь Верейский — человек пятидесяти лет, но кажется «гораздо старее». Пушкин пишет:
      «Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал».
      Князь был пустым человеком. Всю жизнь он провел за границей, жил на деньги, которые ему присылал приказчик из имения, и в первый раз приехал посмотреть на это имение в пятьдесят лет. Этим он отличается от своего соседа: Кирила Петрович Троекуров жил в своем поместье и сам распоряжался хозяйством. Но Троекуров тоже изнурял себя всякого рода излишествами: вспомним, что он каждый вечер был навеселе и два раза в неделю страдал от обжорства.
      Двух соседей роднит еще и то, что каждый из них заботился только о своем собственном благополучии и считал, что все остальные созданы, чтобы прислуживать им и доставлять удовольствие.
      — Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился ее судьбой?
      Кирила Петрович относился к своей дочери как к собственности и без ее согласия решил выдать Марью Кириловну замуж за князя, который был много старше ее. Душевные переживания Маши были для него досадным недоразумением. Делом он считал только вопрос приданого.
      Для иллюстрации разговора Марьи Кириловны с отцом учитель может воспользоваться репродукцией картины Ф. С. Журавлева «Перед венцом», хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. На картине изображена молодая девушка в подвенечном платье, украшенном цветами. Она стоит на коленях перед отцом, закрыв лицо руками. Отец, видимо, сообщает ей, что его решение окончательное.
      — Перескажите эпизод с кольцом.
      — Как вели себя Митя и Саша во время допроса? 
      Митя и Саша во время допроса вели себя по-разному. Когда Саша проговорился, Кирила Петрович понял, что в дело замешана Марья Кириловна, и стал грозить Саше, что отдерет его розгами. Саша испугался и постепенно, слово за слово, рассказал о просьбе сестры.
      Когда внимание Троекурова обратилось к Мите, то он отвечал, что он «дворовый человек господ Дубровских». Это был очень смелый ответ, потому что после решения суда крепостные Дубровского принадлежали Троекурову. На следующий вопрос Троекурова мальчик отвечал «с большим равнодушием», что он «малину крал». После этого Митя не сказал больше ни слова. Он принял на себя «вид настоящего дурачка» и не отвечал на угрозы Троекурова.
      Троекуров и исправник выпустили Митю, чтобы выследить, куда он побежит: «Он пособит нам поймать самого атамана». Следствием этого было то, что лагерь разбойников был обнаружен, и его атаковали солдаты.
      После того как Дубровский признался Марье Кириловне в любви, она обещала позвать Дубровского на помощь в случае необходимости. Однако она сама в отчаянии рассказала отцу, что может прибегнуть к заступничеству Дубровского. Отец сделал все возможное, чтобы этого не случилось. Марья Кириловна не смогла выйти из дома, чтобы предупредить Дубровского, не смогла вовремя положить кольцо в дупло дуба. Марья Кириловна не решилась вовремя сказать отцу, что не хочет идти замуж за Верейского, не решилась сказать «нет» в церкви. Она ждала таинственного романтического избавителя, ничего не сделав для своего избавления сама. Когда же Дубровский со своими людьми остановил карету, она упрекнула его в том, что он не пришел вовремя, и сказала: «Я согласилась, я дала клятву...»
      Марья Кириловна отказалась от помощи Дубровского, потому что была обвенчана и более не могла поступать по своей воле. Марья Кириловна стала княгиней и богатой женщиной. Только после смерти старого мужа она обрела бы независимость.
      Если есть возможность, учитель покажет ученикам репродукцию картины В. В. Пукирева «Неравный брак». Социальные типы этой картины несколько иные, чем у Пушкина: разбогатевший чиновник цинично покупает себе молодую жену, невесту-бесприданницу; но неизменной остается бесправность женщин того времени в России.
      — Рассмотрите иллюстрацию Е. Е. Лансере (с. 140, ч. 1 учебника). Какой фразой из романа «Дубровский» можно было бы назвать ее? Опишите то, что вы видите на этой иллюстрации.

      II. Судьба Дубровского 
      Глава XIX 
      Читаем вслух главу XIX. Затем работаем над вопросами учебника к главе.
      А. С. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками, но сам же опровергает это утверждение, описывая их быт. Так, караульный «вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкой с искусством, обличающим опытного портного». После обеда разбойники вставали и молились Богу, потом некоторые разбрелись по лесу, а другие прилегли вздремнуть, «по русскому обыкновению», как это делают крестьяне.
      Караульщик ведет себя не как разбойник, привыкший к постоянной опасности, а как человек, играющий в разбойника. Он любуется заплатой и, сидя верхом на пушке, поет во все горло грустную песню. Человек, который чувствует грусть и печаль, не станет петь во все горло. Он будет петь негромко, задумчиво. Тем более не станет петь человек, стоящий в карауле, потому что он должен прислушиваться, нет ли где врага. И конечно, у настоящих разбойников не будет выходить из двери шалаша «старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая».
      — Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?
      Дубровский покинул своих крестьян по нескольким причинам. Во-первых, он понимал, что после штурма его крепости солдатами правительство отправит более крупные силы на то, чтобы ликвидировать разбойничье гнездо, и он уже не сможет продержаться со своими разбойниками-крестьянами. Во-вторых, у него было уже достаточно денег, чтобы обеспечить себе жизнь за границей (в России он уже не смог бы жить под своим именем) и обеспечить деньгами своих крестьян. В-третьих, исчезла главная причина, по которой Дубровский все еще оставался в Кистеневской роще: Марья Кириловна стала княгиней Верейской и отказалась от его помощи.

      III. Итоговая беседа 
      Подведем итоги изучению романа. Первый вопрос ориентирован на понимание учениками социальной проблематики романа.
      — Почему Андрей Гаврилович Дубровский проиграл тяжбу с Кирилой Петровичем Троекуровым?
      Дубровский проиграл тяжбу с Троекуровым, потому что документы у него сгорели, а Троекуров подкупил судей и чиновников. Подобострастный Антон Пафнутьич Спицын лжесвидетельствовал в пользу Троекурова, а судьи доказали, что настоящим законом для них являются деньги.
      — Как вы думаете, могла ли история любви Дубровского к Марье Кириловне иметь счастливый конец?
      У молодого Дубровского не было средств и связей, чтобы обратиться за помощью к царю, как он обещал своим крестьянам. Своими разбойничьими нападениями он поставил себя вне закона.
      История его отношений с Марьей Кириловной не могла иметь счастливой развязки. Даже если бы он успел вовремя и не дал свершиться бракосочетанию, то что бы он смог предложить Марье Кириловне взамен? Участь жены разбойника, вынужденного бежать за границу, скрывать всю жизнь свое настоящее имя и не иметь возможности приехать на родину.
      Если бы Дубровский даже убил князя Верейского, то Троекуров отдал бы дочь замуж за другого человека или заточил бы ее в монастырь.
      Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести и не нарушил слова, данного Марье Кириловне, что «ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию».
      — Как бы вы сформулировали главную мысль произведения?
      Главную мысль этого произведения трудно сформулировать однозначно. Можно выразить ее так: благородным и честным людям ненавистно низкопоклонство, бесчестие, всевластие денег, они не могут примириться с фактом, что можно купить даже решение судей.

      IV. Роман 
      Скажем ученикам, что на следующем уроке они закончат изучение первого романа, который входит в школьную программу. Прочитаем в учебнике определение романа (с. 150) и выпишем его себе в тетрадь.
      * Роман — большое повествовательное произведение, отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
      Действительно, в романе «Дубровский» изображены дворяне — богатые и бедные, чиновники — судейские, исправник и станционный смотритель, крестьяне — дворовые, кузнец, кучер, нянька и другие. В романе показаны два поколения жизни дворянских (Троекуровы, Дубровские) и крестьянских семей (Орина Бузырева и Гришка), описаны различные значимые события жизни человека — свадьба, смерть; есть любовный сюжет и детективная интрига. Роман поднимает важную проблему: как жить человеку в мире, где царит несправедливость и беззаконие?

       Домашнее задание 
      Подготовиться к изложению с элементами рассуждения на тему «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?».



 Упражнения 
      1. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу.
      1. Неч..янный случай все расстроил и перемен..л. 2. Слуга снова поск..кал. 3. Таковой ласковый прием приятно изумил зас..дателя. 4. Владимир упрекал себя в преступном небр..жении. 5. Сделалось см..тение.
      2. Прочитай предложения, ставя глаголы в форму прошедшего времени.

      1. Дубровский со своим кучером (поймать) из них двоих и (привести) их связанных к себе на двор. 2. Кирила Петрович, встав из-за стола, (отпустить) гостей и (отправиться) спать. 3. (Подняться) ветер. В одну минуту пламя (обхватить) весь дом. Красный дым (виться) над кровлею.

      Спиши три последних предложения, подчеркни грамматические основы. Выпиши из этих предложений глаголы и разбери их по составу.
      3. Прочитай. Определи количество грамматических основ в каждом предложении. Как называются такие предложения?

      1. Кирила Петрович громко смеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. 2. Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. 3. Кирила Петрович оделся и выехал на охоту с обыкновенной своей пышностию, но охота не удалась. 4. Вдруг раздалась духовая музыка, и шестивесельная лодка причалила к самой беседке. 5. Скоро загремела музыка, двери в залу отворились, и бал завязался.

      Выпиши предложения, в которых есть союзы ано. Подчеркни грамматические основы. Обведи овалом союзы, которые соединяют простые предложения в составе сложного.
      4. Спиши предложения, расставляя знаки препинания. Вставь пропущенные буквы. В конце каждого предложения укажи цифрой количество грамматических основ.

      1. Кузнец уш..л пожар свирепствовал еще несколько времени. Наконец унялся и груды углей без пламени ярко г..рели в т..мноте ночи и около них бродили пог..релые ж..тели Кистеневки.
      2. Кирила Петрович ходил взад и вперед по зале, громче обыкновенного насвистывая свою песню; весь дом был в дв..жении слуги бегали девки суетились в сарае кучера закладывали карету на дворе т..лпился народ.
      3. Между с..лдатами произошло смятение но офицер бросился вперед с.лдаты за ним последовали и сб..жали в ров; разбойники выстр..лили в них из ружей и пистолетов и стали с топ..рами в руках защ..щать вал на который лезли остервенелые с..лдаты, оставя во рву человек двадцать раненых товарищей.

      5. Прочитай предложение. Найди и выпиши грамматические основы. Определи время у глаголов.

      Несколько дней спустя после приезда учителя Троекуров вспомнил о нем и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собой темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в нее француза и запирают ее на ключ.

      С какой целью автор употребляет в одном предложении глаголы в разном времени?
      Динáмика — движение, действие, развитие.
      Динамúчный — богатый движением, действием.
      Можно ли назвать прозу А. С. Пушкина динамичной? Использование слов какой части речи определяет динамику пушкинской прозы?
      6. Спиши. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

      1. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. 2. Исправник струсил, поклонился, улыбнулся, заикнулся и произнес наконец: — Постараемся, ваше превосходительство. 3. Владимир, оставшись один, написал просьбу об отпуске, закурил трубку и погрузился в глубокие размышления. 4. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием.

      7. Спиши предложение, расставляя знаки препинания.
      Вдруг он поднял голову глаза его засверкали он топнул ногой оттолкнул секретаря с такою силою что тот упал и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя.

      Подчеркни грамматические основы. Сколько простых предложений в составе этого сложного предложения? В каком из простых предложений есть однородные сказуемые? Назови их.
      8. Прочитай предложения. Найди в них однородные члены. Какими членами предложения они являются?

      1. Сей учитель понравился Кириле Петровичу своей приятной наружностью и простым обращением. 2. Она не заметила и впечатления, ею произведенного на m-r Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса.
      3. Звон тарелок и ложек слился с шумным говором гостей.
      4. В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, приятно и чопорно одетая, показалась у порога.

      Выпиши предложение с повторяющимися союзами. Подчеркни в нем грамматическую основу и однородные члены. Какими членами предложения они являются?
      9. Спиши предложение, расставляя пропущенные запятые. Проведи синтаксический разбор предложения.

      Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули завертелись поднялись вверх колосьями пальмами фонтанами посыпались дождем звездами угасали и снова вспыхивали.

      10. Прочитай описание Покровского.

      Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом — пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями.

      Выпиши прилагательные с существительными, к которым они относятся. Какими членами предложения являются эти прилагательные?
      В выписанных словосочетаниях подчеркни знакомые тебе орфограммы.
      11. Прочитай описание имения Дубровских. Вместо точек вставь нужные прилагательные, изменяя их форму.

      Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел ... рощу и влево на ... месте ... домик с ... кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел он Кистеневку и ... дом своего отца.

      Слова для справок: открытый, бедный, серенький, березовый, красный.

      Спиши, подчеркивая прилагательные как члены предложения.
      Вспомни, что такое эпитет. Можно ли назвать пушкинские определения эпитетами?
      12. Прочитай предложения, вставляя вместо точек подходящие определения.

      1. Посреди ... леса на ... лужайке возвышалось ... земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок.

      Слова для справок: темного, дремучего, высокого; узкой, светлой, прекрасной; мощное, грозное, маленькое.

      2. Луна сияла, ... ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и ... шорох пробегал по всему саду.

      Слова для справок: летняя, роскошная, июльская, лунная; таинственный, легкий, тихий, загадочный.

      Запиши предложения. Сверь свой вариант с текстом романа «Дубровский».
      Лаконúзм — краткость и четкость изложения.
      Лаконúчный — отличающийся лаконизмом, немногословный.
      С помощью каких средств достигает А. С. Пушкин лаконичности изложения?
      13. Прочитай. Какие герои романа произносят эти реплики?
      1. «— Батюшка ты наш, — сказала она пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку! Кирила Петрович съест нас».
      2. «— У меня, Кирила Петрович, — пропищал толстый дамский голос, — в прошлый вторник обедал он у меня...»

      Составь схему второго предложения. Обрати внимание на определения к слову голос (голосом). Запиши пять своих определений к этому слову.
      14. Прочитай. Каким прекрасным заведением гордился Троекуров?

      Кирила Петрович г..рдился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед св..ими г..стями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в дв..дцатый раз.

      Спиши, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.
      Какие слова можно назвать устаревшими? Какими членами предложения они являются? Устно замени их подходящими по смыслу современными словами; определи, какой частью речи они являются.
      15. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни грамматические основы. Будь внимателен при выделении сказуемых.

      1. Любопытство ее было сильно в..збуждено. 2. Марья Кириловна жадно в..спользовалась позв..лением уд..литься. 3. Но едва успел он выехать со двора, как отец ее в..шел и напрямик велел ей быть готовой на завтрашний день. 4. Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился б..жать и в три минуты оч..тился у заветного дер..ва. 5. Гости почитали обязанностью восх..щаться псарнею Кирилы Петровича. Один Дубровский м..лчал и хмурился. Он был г..рячий охотник.

      16. Ответь письменно на вопросы. Какие качества являются отличительной особенностью пушкинской прозы? Какими средствами Пушкин этого достигает?

      Методический комментарий 
      Основными особенностями пушкинской прозы являются ее динамика и лаконизм. Упражнения выстроены так, чтобы дети могли самостоятельно сделать этот вывод.
      Упражнения 1 и 2 направлены на работу с грамматической основой простого предложения. Одновременно мы обращаем внимание на то, что эти предложения очень короткие.
      Упражнения 3 и 4 тренируют умение определять грамматические основы в сложном предложении. Обращаем внимание детей на быструю смену картин перед читателем. Упражнение 3 осложнено заданием выделить союзы, соединяющие простые предложения в составе сложного. Упражнение 4 нацелено на внимание к знакам препинания в сложном предложении.
      В результате выполнения упражнения 5 ученики делают вывод, что изменение времени глагола с прошедшего на настоящее создает впечатление стремительности действия. После знакомства со значением слов динамика и динамичный ученики самостоятельно приходят к выводу о том, что проза Пушкина динамична и определяет эту динамику использование глаголов.
      После повторения темы «Однородные члены» при выполнении упражнения 6 мы переходим к более сложному заданию: найти простое предложение с однородными сказуемыми в составе сложного предложения (упражнение 7). В упражнении 8 работаем с однородными дополнениями и обстоятельствами.
      В 9-м упражнении в одном предложении скомбинированы однородные сказуемые и однородные дополнения. После расстановки знаков препинания учитель может дать задание прочитать эти предложения выразительно, обратит внимание учеников на краткость, быструю смену картин, соответствующую содержанию, метафоричность дополнений и почти полное отсутствие прилагательных (кроме «разноцветные»).
      Далее мы работаем с прилагательными. В упражнении 10 выделяем словосочетания «существительное плюс прилагательное», затем в упражнении 11 находим место для прилагательных. Вспоминаем, что эпитет — это художественное, образное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе этот предмет, почувствовать отношение автора к нему. Пушкинские определения предельно точны в фактическом отношении, так что мы не можем с их помощью почувствовать отношение автора к предмету или явлению, которое он описывает. Мы даже не можем назвать эти определения в полной мере эпитетами, так как они не являются образными определениями.
      Выполняя следующее, 12-е упражнение, мы в полной мере убеждаемся в этом. В первом предложении мы выбираем определения «дремучего», «узкой», «маленькое»; во втором — «июльская», «легкий». Если дети во втором предложении предлагают варианты «лунная» или «тихий», обращаем их внимание на тавтологию.
      В результате мы приходим к выводу, что пушкинская проза лаконична. Это достигается за счет тщательного подбора однородных членов предложения и использования небольшого количества точных и конкретных определений.
      В упражнении 13 повторяем знаки препинания при прямой речи и обращаем внимание на слова автора, с помощью которых вводится прямая речь, на прилагательные «пискливый» и «толстый дамский» голос. В качестве задания на развитие речи предлагаем подобрать собственные определения к существительному «голос».
      В упражнении 14 обратим внимание на употребление устаревших местоимений «сим», «оным», «коих». Если ученики затрудняются, помогаем им подобрать соответствующие современные определения «этим», «им», «которым». Это упражнение поможет легче воспринимать архаичные местоимения и в то же время расширит активный словарный запас ученика.

Упражнение 15 может быть сложно для шестиклассников. В прозе Пушкина встречается большое количество составных именных и составных глагольных сказуемых. Если на уроках шестиклассники еще не изучали эти виды сказуемых, то при выполнении этого упражнения можно обратить внимание на необычность сказуемых в данных предложениях.

Работа со значением слов динамика и лаконизм, выводы, которые ученики делали самостоятельно после упражнений 5 и 12, помогут им самостоятельно ответить на вопросы итогового упражнения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!