СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Серебряный век русской культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. Используются разные приемы работы.

Просмотр содержимого документа
«"Серебряный век русской культуры"»



«Серебряный век русской культуры», 9 класс

Тема учебного занятия, класс

«Серебряный век русской культуры», 9 класс

Тип, вид, форма учебного занятия

Урок-открытие нового знания; индивидуальная, групповая, коллективная.

Планируемые результаты

(определяются в соответствии с ФГОС)

Личностные

Метапредметные/ УУД

Предметные

Формирование патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому России, чувство ответственности и долга перед Родиной.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Систематизировать информацию. Научиться работать с текстом учебника; анализировать.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, мировоззрению, гражданской позиции, к истории, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание.

Умение извлекать информацию при работе с документами и учебником; соотносить единичные исторические факты и общие явления.

Составлять таблицу.

Цели занятия

(Дидактическая цель)

Личностные

Метапредметные

Предметные

Создание условий для понимания учащимися процесса формирования художественной культуры России в начале XX в.

Ученик научится развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, а также оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Ученик научится работать с текстом учебника; анализировать данный текст; на основе анализа делать выводы.

Понимание социальной сути и художественной ценности новых направлений в искусстве

Научится извлекать необходимую информацию из материала; находить ответы на вопросы.

Научится предоставлять информацию в виде кластера, таблицы, используя текст учебника.

 

Сформировать понимание причин, по которым период развития русской культуры в начале XX в. назван «Серебряным веком».

Научится строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

Учебная задача (цель)

(Совместное целеполагание учителя и учащихся)

личностные

метапредметные

предметные

- Раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала ХХ века;

- Представить новые имена в литературе, искусстве;

- Развить умения ориентироваться в различных направлениях литературы и искусства;

- Научить самостоятельно работать с учебной информацией.

Основные понятия урока

(термин и определение)

- Символизм – направление в искусстве и литературе, проникнутое крайним индивидуализмом и мистицизмом.

- Акмеизм – модернистское течение в русской поэзии, провозглашавшее предметность тематики и образов с позиции «искусства для искусства».

- Авангардизм – общее наименование ряда течений в искусстве, для которых характерно стремление к коренному обновлению художественной практики.

- Импрессионизм – направление в искусстве, стремящееся к воспроизведению личных переживаний, настроений и впечатлений художника в отрыве от действительности.

- Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящее основной целью правдивое воспроизведение объективной действительности в ее типичных чертах.

- Неоклассицизм – термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма.

Организация пространства 

Методы и приемы обучения

План урока  (содержание)          

Ресурсы/средства обучения

Работа с документами; заполнение таблицы; работа с рабочими листами, работа со словарем, работа с учебником, работа с презентацией.

1. Стадия вызова;

2. Осмысление знаний: философия, живопись, литература, музыка, балет, театр, кинематограф.

3. Заключительный этап.

Учебник: К. А. Соловьев, А. П. Шевырев. История России. XX век. 9 класс.

Раздаточный материал (документы).

Карточки.

Презентация.

Домашнее задание: Ответить на вопрос: В чём заключались особенности развития русской культуры в начале ХХ в.?







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Деятельность учителя / Используемые задачи, вопросы, задания для организации этапа

Деятельность учащихся

1-й этап Организационно-мотивационный 

Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. «Серебряный век» русской культуры явился закономерным ответом нате события, которые имели место в России в 1900-1916 гг. Его возникновение было предопределено.

Эпиграф к сегодняшнему уроку слова поэта, переводчика, издателя Николая Оцупа: «…Этот мир очарований, этот мир из серебра»





Высказывают ассоциации с Серебряным веком, слушают музыку.

2-й этап  Операционно-познавательная часть (содержательная) урока. Творческое применение и добывание знаний

Учитель: - А я вспоминаю Второй концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова, написанный в 1901 году. 

 Вслушайтесь в эту чудесную музыку. Она движется мощным потоком, то замедляя, то ускоряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного торжественного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью. Первая половина 19 века - это золотой век русской культуры. А.Пушкин и М.Глинка, М.Лермонтов и К. Росси, Н.Гоголь и К. Брюллов – это только некоторые из имен золотого века. На рубеже 19-20 вв., по словам русского философа Н.Бердяева, наступил Серебряный век русской культуры. Длился он совсем недолго, но оставил яркий след в русской и мировой культуре.

Культура - это всегда отражение истории. Вспомним важнейшие особенности развития России в начале 20 века.

Ученики работают в группах. Выполняют задания (приложение)

1 группа ФИЛИСОФИЯ

Какие источники вам даны для работы Назовите имена философов названых в текстах

  1. Как проходили заседания религиозно-философских кружков?

  2. Какие проблемы интересовали философов?

  3. Какие общие выводы можно сделать о философской мысли Серебряного века?

2 группа ЛИТЕРАТУРА слайд 7

Задания

В словаре найдите определения: Реализм, Модернизм, Акмеизм, Футуризм, Импрессиониз

3 группа ЖИВОПИСЬ Слайд 12

Задания

  1. В 4 пункте параграфа найдите информацию о журнале «Мир искусства»

  2. В 4 пункте параграфа найдите информацию о группе «Бубновый валет»

  3. В 4 пункте параграфа найдите информацию о объединении «Голубая роза»

4 группа Музыка, театр, балет

Задание

  1. Найдите в словаре определение символизму –

  2. В 5 пункте параграфа найдите информацию о Русских сезонах (где проходили, кто организовал, кто выступал на этих концертах, значение)

  3. В 6 пункте параграфа найдите информацию о Московский Художественный театр (по чьей инициативе был образован, что нового было в театре)

Слово предоставляется группам.


Вспоминают события:

- русско-японская войны 1904-1905

- Кровавое воскресенье 9 января 1905 года

- Первая русская революция 1905-1907 годы

- реформы Столыпина начало 1906 год





Работа в группах, работа с учебником, словарями и документами. 













Отвечают на вопросы, читают стихи, смотрят и обсуждают картины, смотрят балет, слушают оперу.

3-й этап Рефлексивно-оценочная часть (диагностическая)

 Выполните задание в рабочих листах.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Индивидуальная работа с рабочими листами

Учащиеся записывают домашнее задание, выставляются оценки, подводятся итоги. 

Записывают домашнее задание.



Приложение

1 группа ФИЛИСОФИЯ слайд 5, слайд 6

  1. Какие источники вам даны для работы (воспоминания, философский словарь)

  2. Назовите имена философов названых в текстах (христианский мыслитель Владимир Александрович Кожевников, философ С.Н.Булгаков, славянофил Ф.Д.Самарин, Владимир Сергеевич Соловьёв, Николая Александровича Бердя́ев)

  3. Как проходили заседания религиозно-философских кружков? (« Кружок ищущих христианского просвещения» собирался в особняке доктора Корнилова на Нижней Кисловке. Вдоль стен сидят на стульях гости – больше дамы, молодежь, иногда кое-кто из духовенства. Посередине зала вокруг стола сидели сами члены кружка – человек 12-15. Вместе с гостями собиралось человек 60-80.Читали доклады о буддизме и христианстве, интересны и оживленны были дискуссии о Ветхом завете и атеизме, о красоте, добре и зле.

  4. Какие проблемы интересовали философов? (вопросы мироустройства, социально-политические проблемы, отношение к революции)

  5. Какие общие выводы можно сделать о философской мысли Серебряного века?

ФИЛСОФИЯ

Тексты.

Николай Арсеньев «Воспоминания о религиозно философских кружках начала 20 века».

« Кружок ищущих христианского просвещения» собирался в особняке доктора Корнилова на Нижней Кисловке. Участниками его были замечательный ученый и глубокий христианский мыслитель Владимир Александрович Кожевников, философ С.Н.Булгаков, славянофил Ф.Д.Самарин и другие. Вдоль стен сидят на стульях гости – больше дамы, молодежь, иногда кое-кто из духовенства. Посередине зала вокруг стола сидели сами члены кружка – человек 12-15. Вместе с гостями собиралось человек 60-80.Читали доклады о буддизме и христианстве, интересны и оживленны были дискуссии о Ветхом завете и атеизме, о красоте, добре и зле. Запомнилось философское выступление С. Булгакова в защиту христианства против марксизма»

Н. Арсеньев вспоминает о философе В.А. Кожевникове.

«Владимир Александрович Кожевников был не только ученый, но и мыслитель с очень сильно проявленным эстетическим чувством. Его манила и привлекала красота в мире и искание красоты в истории человеческого духа. Две противоположные темы особенно волновали и интересовали его: переживание красоты, чувство красоты природы в литературе и вообще в сознании человечества и смерть, уничтожение красоты, т.е. бессмысленность всего, раз все самое прекрасное подлежит уничтожению»

Философский словарь о Сергее Николаевиче Булгакове.

« Он утверждал, что личное и общественное устройство может опираться только на абсолютно нравственные принципы. Критиковал марксизм, видел в воинствующем атеизме средство упразднения индивидуальности и превращение человеческого общества в «муравейник».

Общий вывод: философы

-ищут пути философско-религиозного обновления общества;

-пропагандируют религиозное просвещение и правительственное самоусовершенствование;

-подвергают критике мировоззрение и практику русского освободительного движения;

-отвергали революцию как средство переустройства общества

2 группа ЛИТЕРАТУРА слайд 7

Задания

  1. В словаре найдите определения: Реализм, Модернизм, Акмеизм, Футуризм, Импрессионизм

Слайд 8 Столицей Серебряного века можно назвать Санкт-Петербург. Именно здесь учились, жили и творили большинство писателей, философов, поэтов, художников и артистов начала 20 века. Давайте послушаем стихи о Санкт-Петербурге.

Но Петроград огнями залит,

В нем пышной роскоши расцвет,

В нем мысль неутомимо жалит,

В нем тайной опьянен поэт.

В.Брюсов.

Солнечные часы на Меньшиковом доме.

Подняв волну, проходит пароход.

О, есть ли что на свете мне знакомей,

Чем шпилей блеск и отблеск этих вод!

Как щелочка чернеет переулок.

Садятся воробьи на провода.

И наизусть затверженных прогулок

Соленый привкус тоже не беда.

А.Ахматова.

Если вслушаться в эти строки, то становиться понятно, что звучат пессимистические настроения, присутствует ощущение надвигающейся катастрофы. В городе на Неве в начале 20 века соединились все противоречия русской жизни, все вершины и бездны русского духа. Изначальное возникновение города внесло мистики в сознание творческих людей, они ищут причинно-следственные связи.

Подобные настроения были характерны для узкого круга творческой интеллигенции и получили название «декадентство». Это определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, разочарования в существующем мире. Просвет – искусство; оно прозревает иные миры, соединяет разобщенных людей. Своеобразную программу для людей искусства сформулировал поэт В.Брюсов.

Юноша бледный со взором горящим

Ныне даю я тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Брюсов.

И они поклонялись искусству! Искали свой особый стиль, свое направление.

Слайд 9 Культура Серебряного века с трудом поддается четкой классификации, как бы сопротивляясь рациональному делению на периоды, школы. И все- таки в учебных целях мы попытаемся выделить основные направления в культуре начала 20 века.

Слайд 10 А вы могли бы

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Стих Маяковского «А вы могли бы…» наиболее ярко отражает его оригинальный талант поэта-футуриста. Оно было написано в 1913 г. и является одним из первых серьезных заявлений автора о себе.

Стихотворение имеет небольшой размер, но при этом перенасыщено сложными смысловыми конструкциями. Начинается оно с гордой демонстрации авторского «Я». Маяковский отличался бунтарским характером, ему был свойственен крайний индивидуализм и склонность к необычным экстравагантным выходкам, шокирующим окружающих. Быстрота и бескомпромиссность действия подчеркнута словом «сразу». Лирический герой проводит резкую черту между собой и обыденностью окружающего мира. Он намерен решительно преобразовать серость «будня».

Сложные метафоры («блюдо студня», «косые скулы океана»), применяемые автором, с трудом поддаются восприятию. По классическим представлениям они должны означать перенесение свойств одного предмета на другой по общему признаку. Но Маяковский создает метафоры совершенно произвольно, исключительно по собственным представлениям. Он не учитывает сходство предметов, а основывается на произведенном эффекте.

В основе произведения только угадывается обычный будничный процесс принятия пищи. Автор стремится волшебным образом осветить это действие, раскрасить его яркими красками.

Слайд 11 Что такое футуризм? Группа отвечает, все записывают в листы.



3 группа ЖИВОПИСЬ Слайд 12

Задания

  1. В 4 пункте параграфа найдите информацию о журнале «Мир искусства»

  2. В 4 пункте параграфа найдите информацию о группе «Бубновый валет»

  3. В 4 пункте параграфа найдите информацию о объединении «Голубая роза»

ЖИВОПИСЬ

Новые формы искали и художники, среди которых тоже формировались различные группы, направления.

Приглашаем вас в картинную галерею «Серебряного века».

Слайд 13 .М.В. Нестеров. Реализм. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889)

Последователь Васнецова обращается к поискам русского религиозного идеала, через который пытается понять сущность национальной души.

Художник избирает эпизод из жизни Сергия Радонежского, когда ему, посланному отцом на поиски стада, является видение. Таинственный старец одарил его чудесной способностью постижения смысла Священного писания и даром премудрости. Фигуру отрока художник писал с болезненной крестьянской девочки, помещенная в самом центре картины, она едина с красками природы.

Картина как бы подсказывает зрителю, что юноша этот станет Святым церковь вдали, складная икона в руках старца напоминает храм, сквозь хмурое небо пробивается зыбкий свет, нимб показывает, что не каждый человек может увидеть святого, только нравственно чистые люди, избранные богом. Духовное возрождение ждет Россию.

Что такое реализм?

Слайд 14 .Михаил Врубель – первый и крупнейший художник символизма и модерна.

«Демон». «Один меж небом и землей сидел он, мрачный и немой…»- картина словно озвучивает эти трагические строки Лермонтова.

Одинокий Демон сидит в глубоком раздумье на вершине скалы. Руки его бугрятся великолепными мускулами, вылепленными при помощи контрастных, цветовых пятен, мощь и красота в повороте сильной шеи. Лицо Демона, увенчанное непокорной гривой волос, погружено во тьму. Только в огромных глазах тревожным огоньком светиться отблеск заката.

Нет в этом лице ни ненависти, ни злобы – только воплощенная печаль. Художник, разочаровавшийся в возможности воплотить образ Христа в эпоху религиозного глубочайшего кризиса, приходит к образу «светлого» Демона, в котором видит не князя тьмы, а могучий творческий дух.

К работе над картиной художник возвращался в течение всей своей жизни. Современница вспоминала: «Несмотря на то, что картина была уже выставлена, Михаил Александрович каждый день с утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что Демон был очень страшным, но потом опять появлялась в выражении его лица грусть и новая красота».

Слайд 15 Что такое символизм?

Слайд 16 И.Левитан. «Вечерний звон». Художник как бы подводит итог пейзажной традиции второй половины 19 века и намечает новые черты жанра. Обобщив достижения предшественников и отразив современные веяния (импрессионизм и символизм), он создал свой, неповторимый мир пейзажа.

В пейзаже «Вечерний звон» Левитан великолепно отразил настроение своей «закатной» эпохи.Ближний - покрытый тенью высокий берег. Вниз сбегает тропинка. Речная гладь ускользает, она где-то далеко внизу, фигурка в лодке кажется крошечной. Лодка не плывет на тот берег, а, как язык огромного колокола, зависает в этом бездонном пространстве.

И, наконец, в последних закатных лучах, на недосягаемом острове предстает чудесное видение – монастырь.

Туда, в этот зачарованный мир света и звуков можно лишь бесконечно, томительно стремится в мечтах.

Слайд 17 Что такое импрессионизм?

Слайд 18 Наиболее последовательным импрессионистом в русской живописи был Игорь Эммануилович Грабарь.

В его «Февральской лазури» (1904) воплотилось восторженное восприятие русской зимы. Невозможно лучше самого художника передать то потрясение красотой природы, которое он пережил: «Когда я взглянул на верхушки берез снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба».

Слайд 19

В 1898 году художники- профессионалы создали общество «Мир искусства» и стали издавать одноименный журнал. Вдохновителями издания были Сергей Дягилев и Александр Бенуа. Активно участвовали в создании журнала Репин и Серов, Нестеров и Левитан, финансовую поддержку оказывали Тенишев и Мамонтов.

Слайд 20 Время действия общества «Мир искусства» совпало со временем создания многих творческих групп и объединений художников – «Голубая роза», «Бубновый валет».

Художники, входившие в объединение «Мир искусства» преклонялись перед красотой прошлого. И пытались соединить прошлое и настоящее в своих картинах. Одним из художников этого объединения был Константин Сомов.

Слайд 22 Марк Захарович Шагал.

Его творчество в равной степени принадлежит еврейской, русской и французской культуре. Главные его особенности – это сплав фантастики и быта, прошлого и будущего, мистики и реального. Он стоял у истоков сюрреализма. По словам художника, он стремился видеть мир особыми глазами, как будто только что родился. Большую часть жизни он прожил в Париже. По случаю его 90- летия ему была оказана редкая честь - уникальная выставка его работ была развернута в Лувре. Картина «Над городом». Герои картины летят - сон, мечта, любовь окрыляет, можно находится в многолюдном городе и одновременно в мире двоих. Основоположник сюрреализма в России.


Слайд 23 Малевич «Супрематизм». В основе всех форм мира лежат простые формы: прямая, квадрат, треугольник, круг. В этих простых формах и надо выражать реальность. Отсутствует представление о левом и правом, верхе и низе, все направления равноправны. Пространство картины не подвластно земному тяготению. Возникает самостоятельный, замкнутый в себе мир. Теоретическое обоснование «От кубизма и футуризма к супрематизму».

-Когда закончился Серебряный век? ( все кончилось в 1917 году, хотя были еще живы многие деятели С.в., но той атмосферы эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дождя, уже не было).

4 группа Музыка, театр, балет

Задание

  1. Найдите в словаре определение символизму –

  2. В 5 пункте параграфа найдите информацию о Русских сезонах (где проходили, кто организовал, кто выступал на этих концертах, значение)

  3. В 6 пункте параграфа найдите информацию о Московский Художественный театр (по чьей инициативе был образован, что нового было в театре)

  4. БАЛЕТ, КИНО

Слайд 24 А теперь мы перенесемся в замечательный мир музыки, оперы и балета.

Слайд 25 Федор Иванович Шаляпин. 1873-1938.

Родился в бедной крестьянской семье. С 9 лет пел в церковном хоре, учился играть на скрипке. Вынужден был работать учеником сапожника, столяра, переплетчиком.

Однако неуемная тяга к театру привела его в актерскую труппу. Несколько лет он кочевал вместе с артистами по городам России, подрабатывал грузчиком, голодал и ночевал на улице, на скамейке. В 1890 году он спел первую сольную партию, а через пять лет дебютировал в партии Мефистофеля в опере «Фауст» в Мариинском театре.

«Одним великим художником стало больше» - писал о нем современник

Слайд 26 расскажите нам о русских сезонах а Париже.

Слайд 27расскажите нам о Московском Художественном театре

Слайд 28 Павлова Анна Павловна (на фоне музыки Сен-Санса)

(1881-1931) Дочь отставного солдата и прачки. В 1891 году поступила в Петербургское театральное училище при содействии известной балерины Е.Соколовой. У худенькой, отличавшийся слабым здоровьем танцовщицы обнаружился волевой характер: она привыкла превозмогать себя и даже больной не отказывалась от выступлений на сцене. Огненный темперамент объяснял пристрастие Павловой к балетной Испании. В ее репертуаре всегда были характерные танцы: фанданго в опере «Кармен», уральская пляска в «Коньке-горбунке» и др.

В 1907 году Павлова впервые исполнила номер на музыку Сен-Санса «Лебедь». Номер сочинялся как бы впопыхах, в духе импровизации. Сама Павлова каждый раз исполняла его по-разному. Постепенно характер танца приобретал все более драматическую, трагическую окраску. В итоге изменилось даже название – лирический монолог балерины стал называться «Умирающий лебедь». Многие русские балерины позже повторяли этот танец. Образ «Умирающего лебедя» стал символом русского балета.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!