СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серебряный век русской культуры

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало XX века –переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Процессы переосмысливания принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он схватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, гордостью не только русской культуры, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социо-культурный феномен вошёл в историю под названием «серебряного века» русской культуры.

Просмотр содержимого документа
«Серебряный век русской культуры»

МБОУ кадетская школа  им. генерала Ермолова А.П.  Г. Ставрополя

МБОУ кадетская школа

им. генерала Ермолова А.П.

Г. Ставрополя

Духовное состояние общества. Наука.  Живопись. Литература. Музыка. Балет. Театр. Кинематограф.
  • Духовное состояние общества.
  • Наука.
  • Живопись.
  • Литература.
  • Музыка.
  • Балет.
  • Театр.
  • Кинематограф.

Начало XX века –переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Процессы переосмысливания принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он схватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, гордостью не только русской культуры, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социо-культурный феномен вошёл в историю под названием «серебряного века» русской культуры.

Конец XIX - начала XX века – время стремительного технического прогресса. Но могло показаться, что в «процветающем» индустриальном обществе материальные ценности возобладали над духовными, а рационализм и расчёт – над живыми чувствами . Экономические подъёмы и кризисы, проигранная русско-японская война 1904 – 1905 гг. и революция 1905 – 1907 гг., Первая мировая война 1914 – 1918 гг. и как следствие революции в феврале и октябре 1917 г., свергшие власть буржуазии… Но в то же время наука, литература и искусство переживали небывалый расцвет. «Серебряным веком» назвал этот период в истории русской культуры философ Николай Александрович Бердяев. Эклектизм в архитектуре, реалистические традиции передвижников в живописи, их повествовательность и назидательный тон уходили в прошлое. Им на смену пришли стили: модерн, символизм, авангардизм,импрессионизм и т.д.

Н.Е. Жуковский(1847-1921)  Сделал ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения. В 1094 году участвовал в основании под Москвой Аэродинамического института. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С.А. Чаплыгин.

Н.Е. Жуковский(1847-1921)

Сделал ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения. В 1094 году участвовал в основании под Москвой Аэродинамического института. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С.А. Чаплыгин.

К.Э. Циолковский (1857).   У истоков современной космонавтики, стоял самородок, учитель калужской гимназии К.Э. Циолковский. В 1903 году опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полётов и определявших пути достижения этих целей.

К.Э. Циолковский (1857).

У истоков современной космонавтики, стоял самородок, учитель калужской гимназии К.Э. Циолковский. В 1903 году опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полётов и определявших пути достижения этих целей.

И.П. Павлов(1849-1936).  Русский физиолог создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 году Нобелевскую премию получил И.И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

И.П. Павлов(1849-1936).

Русский физиолог создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 году Нобелевскую премию получил И.И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Представители Михаил Нестеров Константин Коровин Валентин Серов Кузьма Петров-Водкин Казимир Малевич Марк Шагал 7

Представители

Михаил Нестеров

Константин Коровин

Валентин Серов

Кузьма Петров-Водкин

Казимир Малевич

Марк Шагал

7

Михаил Нестеров(1862-1942).   В стилистике Нестерова отчётливо проступают признаки национального варианта модерна. Основная тема художника – события православной, духовной жизни. Художника всегда притягивал портретный жанр. После революции художник находился в растерянности пред шквалом событий, унёсшим привычный жизненный уклад. В советские годы стал автором замечательной галереи портретов известных московских учёных, художников. «Видение отроку Варфоломею» 1889-1890гг. «Философы» 1917 год.

Михаил Нестеров(1862-1942).

В стилистике Нестерова отчётливо проступают признаки национального варианта модерна. Основная тема художника – события православной, духовной жизни. Художника всегда притягивал портретный жанр. После революции художник находился в растерянности пред шквалом событий, унёсшим привычный жизненный уклад. В советские годы стал автором замечательной галереи портретов известных московских учёных, художников.

«Видение отроку Варфоломею» 1889-1890гг.

«Философы» 1917 год.

Константин Коровин (1861-1939).  Большое место в творчестве Коровина занимает пейзаж. Совсем иной становится палитра мастера в натюрмортах. Коровин много работал для театра, оформлял драматические, оперные и балетные спектакли. Оказался одним из первых, кто блестяще продемонстрировал русской публике, что красота живописи, передающей ощущение полноты бытия, и есть самое глубокое содержание любой картины. « Париж. Бульвар Капуцинок» 1906 год. «Зимой. Фрагмент». 1894 год.

Константин Коровин (1861-1939).

Большое место в творчестве Коровина занимает пейзаж. Совсем иной становится палитра мастера в натюрмортах. Коровин много работал для театра, оформлял драматические, оперные и балетные спектакли. Оказался одним из первых, кто блестяще продемонстрировал русской публике, что красота живописи, передающей ощущение полноты бытия, и есть самое глубокое содержание любой картины.

« Париж. Бульвар Капуцинок» 1906 год.

«Зимой. Фрагмент». 1894 год.

Валентин Серов (1865-1911).  « Я хочу, хочу отрадное и буду писать отрадное» - так сформулировал Серов одну из своих главных творческих задач. Художник больше проявился как портретист. Больше всего он любил изображать художников, писателей, драматических и оперных артистов. Серов был превосходным пейзажистом. С 1899 года принимал участие в выставках объединения «Мир искусства». В 1907 году отправился в путешествие по Греции. Константин Коровин преклоняясь перед творчеством Серова, писал о нём: «…может быть, в нём был не столько художник… сколько искатель истины». Портрет М.Н. Ермоловой. 1905 год. «Заросший сад». 1888 год.

Валентин Серов (1865-1911).

« Я хочу, хочу отрадное и буду писать отрадное» - так сформулировал Серов одну из своих главных творческих задач. Художник больше проявился как портретист. Больше всего он любил изображать художников, писателей, драматических и оперных артистов. Серов был превосходным пейзажистом. С 1899 года принимал участие в выставках объединения «Мир искусства». В 1907 году отправился в путешествие по Греции. Константин Коровин преклоняясь перед творчеством Серова, писал о нём: «…может быть, в нём был не столько художник… сколько искатель истины».

Портрет М.Н. Ермоловой. 1905 год.

«Заросший сад». 1888 год.

Кузьма Петров-Водкин  (1878-1939).  Важным для Петрова-Водкина был образ матери.  В его творчестве всегда присутствовала мысль о непреходящей ценности вечно возобновляющейся жизни, о святости материнства. Творчество художника на первый взгляд кажется погруженным в атмосферу великих эпох прошлого однако он привнёс и нечто новое. « Мать» 1915 год. «Купание красного коня» 1912 год.

Кузьма Петров-Водкин

(1878-1939).

Важным для Петрова-Водкина был образ матери.

В его творчестве всегда присутствовала мысль о непреходящей ценности вечно возобновляющейся жизни, о святости материнства. Творчество художника на первый взгляд кажется погруженным в атмосферу великих эпох прошлого однако он привнёс и нечто новое.

« Мать» 1915 год.

«Купание красного коня»

1912 год.

Казимир Малевич (1878-1935). Колорит картин Малевича, как правило, яркий, но то них исходит ощущение торжественной суровости, грубой земной силы, отталкивающей и завораживающей одновременно. В 1922 году возглавил один из научных отделов Института художественной культуры. В 1919 году основал в Витебске группу УНОВИС(Утвердители Нового Искусства). «Крестьянка» 1928-1932 год. «Чёрный сепрематический квадрат» 1914-1915 год.

Казимир Малевич (1878-1935). Колорит картин Малевича, как правило, яркий, но то них исходит ощущение торжественной суровости, грубой земной силы, отталкивающей и завораживающей одновременно. В 1922 году возглавил один из научных отделов Института художественной культуры. В 1919 году основал в Витебске группу УНОВИС(Утвердители Нового Искусства).

«Крестьянка» 1928-1932 год.

«Чёрный сепрематический квадрат» 1914-1915 год.

Марк Шагал (1887-1985).  Родился на окраине Витебска, а семье рыбака. В 1910 году уехал в Париж. Здесь окончательно сложилась манера живописца, построенная на выразительных преувеличениях, приёмах французского кубизма и народного лубка. Образ жены есть во многих произведениях, например «Прогулка». В 60-70 гг. XX века, большое место в творчестве занимают библейские образы. В 1977 году был удостоен высшей награды Франции – ордена Почётного легиона. В период раннего творчества художник ориентировался на творчество французских постимпрессионистов. «Прогулка» 1917-1918 год. «Святое семейство» 1976 год.

Марк Шагал (1887-1985).

Родился на окраине Витебска, а семье рыбака. В 1910 году уехал в Париж. Здесь окончательно сложилась манера живописца, построенная на выразительных преувеличениях, приёмах французского кубизма и народного лубка. Образ жены есть во многих произведениях, например «Прогулка». В 60-70 гг. XX века, большое место в творчестве занимают библейские образы. В 1977 году был удостоен высшей награды Франции – ордена Почётного легиона. В период раннего творчества художник ориентировался на творчество французских постимпрессионистов.

«Прогулка» 1917-1918 год.

«Святое семейство»

1976 год.

Направления Имажинизм Символизм Футуризм Акмеизм Н.Гумилёв А.Ахматова О Мандельштам Брюсов Мережковский А.Блок К.Бальмонт В.Маяковский В.Хлебников И.Северянин С.Есенин

Направления

Имажинизм

Символизм

Футуризм

Акмеизм

Н.Гумилёв

А.Ахматова

О Мандельштам

Брюсов

Мережковский

А.Блок

К.Бальмонт

В.Маяковский

В.Хлебников

И.Северянин

С.Есенин

  • Н.С.Гумилёв –выпустил книги стихов «Романтические цветы», «Жемчуга»
  • «Пятистопный ямб» - автобиографичное стихотворение
  • стихи о войне вошли в сборник «Колчан»
  • "Фарфоровый павильон",
  • Трагедия «Отравленная туника»
  • сборник стихов «Костер», "Шатер" (стихи об Африке) и "Огненный столп".

"Пятистопные ямбы" - одно из самых личных и автобиографических стихотворений Гумилева, который до того поражал своей "объективностью, своей "безличностью" в стихах. Полные горечи строки в этих "Ямбах" явно обращены к А. А. Ахматовой и обнаруживают наметившуюся к этому времени в их отношениях глубокую и неисправимую трещину:

Я знаю, жизнь не удалась... и ты, Ты, для кого искал я на Леванте Нетленный пурпур королевских мантий, Я проиграл тебя, как Дамаянти Когда-то проиграл безумный Наль. Взлетели кости, звонкие как сталь, Упали кости - и была печаль. Сказала ты, задумчивая, строго: - "Я верила, любила слишком много, А ухожу, не веря, не любя, И пред лицом Всевидящего Бога, Быть может самое себя губя, Навек я отрекаюсь от тебя". - Твоих волос не смел поцеловать я, Ни даже сжать холодных, тонких рук. Я сам себе был гадок, как паук, Меня пугал и мучил каждый звук. И ты ушла в простом и темном платье, Похожая на древнее Распятье.

Едва ли не единственный среди сколько-нибудь видных русских писателей, Гумилев отозвался на обрушившуюся на страну Первую мировую войну действенно, и почти тотчас же (24-го августа) записался в добровольцы. Он сам, в позднейшей версии уже упоминавшихся "Пятистопных ямбов", сказал об этом всего лучше:

И в реве человеческой толпы, В гуденьи проезжающих орудий, В немолчном зове боевой трубы Я вдруг услышал песнь моей судьбы И побежал, куда бежали люди, Покорно повторяя: буди, буди.

Анна Ахматова родилась 11 июня 1889 г. на даче Саракини в пригороде  Одессы Большой Фонтан . О ее стилистике: она почти никогда не объясняет, она показывает. Любовь, Россия и вера - три главные темы поэзии 1924г. - выход в свет книг
  • Анна Ахматова родилась 11 июня 1889 г. на даче Саракини в пригороде Одессы Большой Фонтан . О ее стилистике: она почти никогда не объясняет, она показывает.
  • Любовь, Россия и вера - три главные темы поэзии
  • 1924г. - выход в свет книг "Четки", "Белая стая" и "Анно Домини"

Сергей Есенин. Первый сборник стихов « Радуница» вышел в ноябре 1915 года. Стилистическ ой особенност ью поэзии С.Есенина являются деревенские мотивы, деревенская жизнь: Я навек за туманы и росы  Полюбил у березки стан,  И ее золотистые косы,  И холщовый ее сарафан.
  • Сергей Есенин. Первый сборник стихов « Радуница» вышел в ноябре 1915 года.
  • Стилистическ ой особенност ью поэзии С.Есенина являются деревенские мотивы, деревенская жизнь:
  • Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан.
  • Александр Блок.
  • "Стихи о Прекрасной Даме"
  • Книги "Нечаянная Радость" (1907) и "Снежная маска" (1907), трилогия лирических драм ("Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка) - 1906)
  • сборник "Нечаянная Радость»
  • Цикл "На поле Куликовом"

В творчестве А.Блока раскрываются различные темы:

-прославление земной жизни, природы, страсти. Для молодого Блока эта ликующая радость бытия, дыхание земли - юной, красочной, многозвучной и радостной

-в 1903-1906 гг. Блок чаще и чаще обращается к социальной поэзии. В стихотворении "Фабрика" (1903), "Последний день", "Обман", "Легенда" тема народного страдания выходит на первый план (ранее она лишь брезжила сквозь образы городской "чертовщины" - "По городу бегал черный человек...", 1903). Теперь мир оказывается разделенным не на "небо" и "землю", а на тех, кто, скрытый за желтыми окнами, принуждает людей "согнуть измученные спины", и на нищий народ. Для Блока характерно представление, что чаемая народная революция - это победа новых людей и что в прекрасном мире будущего нет места его лирическому герою

Вот они далёко, Весело плывут. Только нас с собою, Верно, не возьмут!

- в своих раздумьях о судьбах Родины Блок обращается к облику старой России, издавна характеризуемой как Россия нищая и униженная. Такой видится она и Блоку.

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые - Как слезы первые любви!

- цикл "Итальянских стихов" - яркое выражение настроений щемящих нот тоски, "безысходности печали" сливаются с мыслями о современной европейской цивилизации как давно мертвом мире.

И виноградные пустыни, Дома и люди - все гроба. Лишь медь торжественной латыни Поет на плитах, как труба.

-в стихотворном цикле "Возмездие" главной темой станет "страшный мир", отраженный в душе лирического героя. Прекрасный от природы человек искажен "жизни суетой" и сам становится частью страшной действительности. И все же поэт знает, что "в тайне - мир прекрасен" и жизнь, история, совесть несут отступнику Прекрасного неизбежное возмездие Облик и судьбы главного персонажа блоковской лирики неотделимы от облика и судеб современного человека, от путей России.

В конце 1890-х гг. было создано художественное объединение «Мир искусства» . Одним из его создателей и редактором одноименного журнала был Дягилев Сергей Павлович. Основной целью художественного творчества объявлялась красота, причём в объективном понимании каждого мастера. Это давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было ново и необычно. «Мирискуссники» занимались и живописью, и оформлением театральных постановок, и декоративно – прикладным искусством.

Дягилев Сергей Павлович русский театральный деятель. В конце 1890-х гг. был одним из создателей объединения "Мир искусства" и редактором одноименного журнала. Организатор художественных выставок ("Историко-художественная выставка русских портретов" в Петербурге, 1905; выставка русского искусства в Осеннем салоне в Париже, 1906; и др.), способствовавших пропаганде русского изобразительного искусства. В своих художественно-критических статьях конца 1890-х гг. Д. выступал против академической рутины, утверждал самоценность эстетического начала в искусстве, с полемической односторонностью отказывая искусству в праве на тенденциозность, отстаивая идею его независимости от действительности. Энергичный антрепренёр, Д. с 1907 организовывал ежегодные выступления русских артистов - так называемые Русские сезоны за границей. танцовщиков. Д. выезжал в Лондон, Рим, в города Америки. Выступления явились триумфом русского балетного искусства и способствовали развитию балетных театров в странах, не имевших ранее своего балета или утративших традиции (США, Латинская Америка и др.). Новаторское по характеру оформление балетных и оперных спектаклей, выполненное А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, А. Я. Головиным, Н. К. Рерихом, Н. С. Гончаровой и др. художниками, относится к наиболее выдающимся образцам мирового театрально-декорационного искусства, оказавшим значительное влияние на его развитие в 1-й четверти 20 в.

Лев Бакст

Одалиска.

Эскиз костюма

к балету

«Шехерезада»

Лев Бакст

Эскиз костюма Саломеи к балету Р.Штрауса

  • Родилась в 1881 году на окраине Петербурга.
  • Секрет её мастерства – неповторимый индивидуальный характер .   
  • Любовь на всю жизнь – Виктор Дандре.

Будущая балерина появилась на свет чуть ли не на два месяца раньше положенного срока. Было морозное январское утро 1881 года, когда у бедной швеи, подрабатывающей иногда стиркой, родилась девочка. Ребенок был столь слаб, что ни соседки, суетившиеся возле кровати молодой матери, ни сама роженица не надеялись, что младенец будет жить. Однако, вопреки мрачным прогнозам, девочка выжила. Ее крестили и нарекли Анной в честь святой, праздник которой в тот день значился в церковном календаре.

… Когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!» Небольшая хореографическая композиция «Умирающий лебедь» стала ее коронным номером. Исполняла она его, по мнению современников, совершенно сверхъестественно. На сцену, огромную или маленькую, спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей. Спиной к публике на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух. Она металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии и не спускалась с пуантов до конца номера. Силы ее ослабевали, она отходила от жизни и покидала ее в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу победителю – смерти.

Первые гастроли в Европе принесли Анне Павловой небывалый успех. В 1907 году она дебютировала в Стокгольме. После одного из представлений до самого отеля за экипажем Павловой молча шла толпа зрителей. Люди не аплодировали, не переговаривались, не желая нарушать отдыха артистки. Никто не ушел и тогда, когда балерина скрылась в отеле. Павлова недоумевала, как ей поступить, пока горничная не подсказала, что нужно выйти на балкон – поблагодарить. Анну встретили бурей рукоплесканий. Она только кланялась. А потом бросилась в комнату, вытащила корзину, подаренную в тот вечер, и стала бросать в толпу цветы: розы, лилии, фиалки, сирень. Наверное, секрет отличия Павловой от других танцовщиц, блиставших на сцене до и после нее, крылся в неповторимой индивидуальности ее характера. Современники говорили, что, глядя на Павлову, они видели не танцы, а воплощение своей мечты о танцах.

В 1909 году Сергей Дягилев, талантливый юрист, человек богатый и живо интересующийся искусством, решил открыть оперный сезон в Париже. С Дягилевым Анну познакомил Дандре. Для участия в «дягилевских сезонах» Анне необходимы были дорогие туалеты. Для Дандре это обстоятельство означало огромные расходы. Он сделал все, что от него требовалось, но в итоге угодил в тюрьму. Павлова уехала за границу с дягилевской труппой. В Париже она и ее партнер Вацлав Нижинский сразу добились поразительного успеха. Пресса неистовствовала. Дягилев ставил все на этих артистов. Он вел переговоры не только о гастролях в Европе, но и в Америке, и в Австралии, когда произошло неожиданное: Павлова «предала» Дягилева, подписав выгодный, но очень жесткий, фактически кабальный, контракт с известным в то время театральным агентством «Брафф» в Лондоне.

Павлова была чрезвычайно суеверной. Однажды в гостях, заглядевшись на огромный куст чайных роз, она сказала: «Вот, когда этот куст умрет, и я умру. Это так. Я точно знаю». Анну не раз убеждали поехать в отпуск, отдохнуть. Отправляясь на гастроли в Гаагу, по дороге она простудилась. Легкий насморк перенесла на ногах, затем – воспаление легких, перешедшее в плеврит. Странно, но слова Анны Павловой по поводу куста роз оказались пророческими. Когда она заболела, цветы покрылись ржавыми пятнами и погибли в несколько дней. Через три дня, не дожив восьми дней до своего 50-летия, умерла и великая русская балерина. Последний раз, приподнявшись в постели, будто готовясь встать, она отчетливо и строго, как всегда распоряжаясь, сказала: «Приготовьте мне костюм Лебедя».

       Известная балерина и драматическая актриса Ида Рубинштейн считалась в начале ХХ в. самой экстравагантный и блестящей женщиной Европы. Охота на львов в Южной Африке, перелет на аэроплане через Альпы, новые туалеты, любовные романы, все крупные и мелкие события ее жизни сразу же становились достоянием прессы. Ида Львовна Рубинштейн была внучкой известного купца, основателя первого харьковского банкирского дома "Рубинштейн и сыновья". Семья Рубинштейн принадлежала к прогрессивному, просвещенному купечеству, которым мог гордиться город.       После смерти отца Иду отправляют жить в Петербург. Своевольная девочка объявляет о своем желании быть актрисой. Это вызывает бурный протест семьи, считается нарушением традиций клана. Исчерпав все возможные аргументы, родственники решают прибегнуть к крайним мерам: известный парижский врач, профессор Левинсон, спасает честь семьи, объявив Иду умалишенной. Ее помещают в сумасшедший дом.       Все эти события заставили Иду страдать, но отнюдь не сломили ее. Она просто поняла, что семейные предрассудки могут стать тормозом в осуществлении желанной цели, а значит - ей нужна свобода. К тому же Париж, в котором она решила остаться, открывал огромные возможности. Поэтому выйдя из сумасшедшего дома, Ида сделал два решительных шага - вышла замуж и начала брать уроки балета. Насыщенность событиями как раз в духе Иды Рубинштейн: больница для умалишенных, знакомство с верхушкой парижской богемы, замужество, и все это на протяжении какого-то месяца.        Из воспоминаний Бенуа: "Таинственная особа, гениальная как артистка и к тому же несметно богата. Для достижения намеченной цели готова идти до крайних пределов дозволенного, вплоть до того, чтобы публично раздеться догола". Ее необыкновенная библейская красота, от которой, по словам Валентина Серова, веяло Ассирией и Египтом, пластическая выразительность и актерская восприимчивость - все это определило решение пригласить Иду на роль Клеопатры. Так она стал участницей "парижских сезонов" Дягилева. Успех был оглушительный. Парижская публика, обычно столь сдержанная и корректная, буквально вопила от восторга. На следующее утро после премьеры Ида Рубинштейн проснулась европейской знаменитостью. Именно для нее Морис Равель написал свое бессмертное "Болеро".

Известная балерина и драматическая актриса.

В начале XX века – самая экстравагантная и блестящая женщина Европы.

      На портрете Серова Ида изображена обнаженной, подобно венецианским патрицианкам Тициана. Рассказывают, что строгий Серов, оставаясь в своей мастерской наедине с нагой красавицей, облачался на время сеансов в грубую черную блузу, тем самым превращая себя в живописца-отшельника. Этот портрет должен был стать афишей

      На портрете Серова Ида изображена обнаженной, подобно венецианским патрицианкам Тициана. Рассказывают, что строгий Серов, оставаясь в своей мастерской наедине с нагой красавицей, облачался на время сеансов в грубую черную блузу, тем самым превращая себя в живописца-отшельника. Этот портрет должен был стать афишей "русских сезонов" 1910 г. и был заказан Дягилевым, но по совершенно неизвестным причинам афиша так и не увидела свет. Зато осталась картина. Вслед за Тулуз-Лотреком, своими театральными портретами-афишами обнажившим артистический Париж, Серов сказал свое слово о новом специфически городском одиночестве человека, спрятанном в вызывающем облике декадентской театральной дивы.

Валентин Серов

Портрет Иды Рубинштейн 1910 г.

  • К. Станиславский в письме к гардеробщикам МХАТа заявил: "Театр начинается с вешалки"
  • СТАНИСЛАВСКИЙ (наст. фам. Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938), российский режиссер, актер, педагог, теоретик театра

СТАНИСЛАВСКИЙ (наст. фам. Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938), российский режиссер, актер, педагог, теоретик театра, почетный академик АН СССР (1925; почетный академик РАН с 1917), народный артист СССР (1936). Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр 20 в. С 1877 на любительской сцене (Алексеевский кружок, Общество искусства и литературы). В 1898 с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (см. Московский Художественный академический театр). Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен). Добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи "настроения" каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания. Поставил пьесы: А. П. Чехова, где сыграл роли: Тригорин ("Чайка", 1898), Вершинин ("Три сестры", 1901), Гаев ("Вишневый сад", 1904); М. Горького Сатин ("На дне", 1902); И. С. Тургенева Ракитин ("Месяц в деревне", 1909) и др. Фантазия Станиславского ярко проявилась в постановках: "Синяя птица" М. Метерлинка (1908, с Л. А. Сулержицким и И. М. Москвиным), "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони (1914), "Горячее сердце" А. Н. Островского (1926) и др. Разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ ("система Станиславского"). Играл во многих спектаклях театра. Работал и в области музыкального театра. С 1918 возглавлял Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр имени Станиславского).

 Родился 28 января 1874 года в Пензе. Участвовал здесь в любительских спектаклях. Уйдя с юридического факультета Московского университета, поступил на 2ой курс Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко. В 1898 г. в числе других выпускников (О. Книппер-Чехова, М. Савицкая, Е. Мунт и др.) был принят в труппу МХТ. Здесь играет роли: Василий Шуйский («Царь Фёдор Иоаннович») и Иоанн Грозный («Смерть Иоанна Грозного») А. К. Толстого, принц Арагонский («Венецианский купец» У. Шекспира), Тирезий («Антигона» Софокла), Иоганнес («Одинокие люди» Г. Гауптмана), Треплев («Чайка») и Тузенбах («Три сестры») А. Чехова.

Родился 28 января 1874 года в Пензе. Участвовал здесь в любительских спектаклях. Уйдя с юридического факультета Московского университета, поступил на 2ой курс Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко. В 1898 г. в числе других выпускников (О. Книппер-Чехова, М. Савицкая, Е. Мунт и др.) был принят в труппу МХТ. Здесь играет роли: Василий Шуйский («Царь Фёдор Иоаннович») и Иоанн Грозный («Смерть Иоанна Грозного») А. К. Толстого, принц Арагонский («Венецианский купец» У. Шекспира), Тирезий («Антигона» Софокла), Иоганнес («Одинокие люди» Г. Гауптмана), Треплев («Чайка») и Тузенбах («Три сестры») А. Чехова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!