СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серебряный век русской культуры

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории по теме "Серебряный век русской культуры" проводится в 11 классе. Класс делится на 4 команды, каждая команда готовит дома вопросы для остальных команд. Конкурсы сопровождаются презентацией. В игровой форме расскрываются основные направления эпохи "серебряного века".

Просмотр содержимого документа
«Серебряный век русской культуры»

Серебряный век русской культуры

(11 класс)






Форма: урок-игра

Цели урока: объяснить, почему первое десятилетие ХХ века вошло в русскую культуру под названием «серебряного века» на примерах научных достижений и направлений в искусстве. Уяснить особенности данного периода русской культуры; показать умение учащихся работать с дополнительной литературой.

Оформление: на доске записана тема урока, репродукции картин, портреты поэтов и писателей на мультимедиа, записи музыкальных произведений Скрябина, Стравинского, Рахманинова, Глазунова, Римского-Корсакова.

Подготовка к уроку:

  1. Готовятся 5 команд учащихся по 5 человек.

  2. Команды дают названия командам, выбирают капитанов.

  3. Учащиеся подготавливают вопросы другим командам.
















Ход урока


Вводное слово учителя


Культура России ХХ в. – это успехи во всех областях духовной жизни страны, которые становятся заметным явлением мировой культуры. Русские ученые, живописцы, музыканты, писатели, поэты, философы приобретают мировую известность. Их открытия, сочинения становятся достоянием всего человечества, способствуют развитию мировой цивилизации. Русская культура заявила о себе как яркая, самобытная, самостоятельная, поэтому период взлета русской культуры принято называть серебряным веком русской культуры.


Конкурс 1 «Ты – мне, я - тебе».

Команды обмениваются вопросами, подготовленными заранее. Вопросы задаются поочередно и адресуются конкретному игроку.

(Вопросы оцениваются в 2 балла за каждый, если ответил тот, кому задавали. Если использовали помощь команды – 1 балл.)

  1. Назовите представителей философской мысли ХХ века. (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, В.С. Соловьев)

  2. Какой театр основал К.С. Станиславский? (МХАТ)

  3. Кто из названных писателей не относится к представителям модернизма? В.Г.Короленко, В.Я. Брюсов, А.И.Белый, К.Д.Бальмонт.

  4. Кто был организатором знаменитых «Русских сезонов» в Париже в 1907 – 1913 гг.? (С.П. Дягилев)

  5. Как назывался стиль в архитектуре доминирующий в России на рубеже XIX – XX вв.? (модерн)

  6. Кто является основоположником самого крупного направления в литературе – символизма? (Д. Мережковский)

  7. Кто автор картины «Черный квадрат»? ( Малевич)



Конкурс 2 «Конкурс литературных эрудитов».

Командам по очереди задается вопрос (фрагмент из литературного произведения). Учащиеся должны назвать произведение, его автора.(1 вопрос – 1 балл)


  1. Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли…

(А. Ахматова. «Сероглазый король»)


  1. Не плачь о неземной отчизне,

И помни: более того,

Что есть в твоей мгновенной жизни,

Не будет в смерти ничего.

(Д. Мережковский. «Двойная береза»)

  1. Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша,

Мое единое отечество –

Моя пустынная душа.

(К. Бальмонт. «Я ненавижу человечество»)


  1. Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый.

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,

И песня с бурей вечно сестры.

(В. Брюсов. «Кинжал»)


  1. И все ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить…

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить.

(Н. Гумилев. «Заблудившийся трамвай»)


  1. Быть может, я тебе не нужен,

Ночь; из пучины мировой,

Как раковина без жемчужин,

Я выброшен на берег твой.

(О. Мандельштам. «Раковина»)


  1. Беженская мостовая!

Гикнуло – и понеслось

Опрометями колес.

Время! Я не поспеваю.

(М. Цветаева. «Хвала времени»)



Конкурс 3 «Историческое лото».

Карточки с вопросами и ответами сложены в конверты, ученики должны их совместить. (2 балла за правильно выполненное задание, с ошибкой – 1 балл)



1. Создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. Лауреат Нобелевской премии.


Павлов И.П.

2. Написал серию экономических, политических и философских работ



Ленин В.И.


3. Пишет оперы, которые ставились частными группами и Мариинским театром («Садко», «Царская невеста»)


Римский-Корсаков Н.А.

4. Самая известная его работа – «Заседание Государственного Совета».



Репин И.Е.


5. Возглавлял Ассоциацию эгофутуристов. Пользовались успехом его сборники стихов и публичные выступления

Северянинов И.

6. Объединение художников «Мир искусства»




Бенуа А., Бакст Л., Рерих Н.

1. Стоял у истоков космонавтики, обосновал в трудах возможность космических полетов.



Циолковский К.Э.

2. Написал ряд философских работ, освещая проблемы российского общества



Плеханов Г.В.

3.Автор многих балетных и симфонических произведений («Раймонда», «Времена года», «Торжественная увертюра»)


Глазунов А.К.


4. Непревзойденный мастер портрета.



Серов В.А.

5. В его произведениях ощущается увлечение народничеством («История моего современника»).


Короленко В.Г.


6. Оперный певец.



Шаляпин Ф.И.

1. Исследования в области физиологии пищеварения


Сеченов И.М.

2. Поиски нового театра связаны с именами режиссеров

Станиславский К., Вахтангов Е., Мейерхольд В.

3. Защищал в своих работах теорию революционности трудового народа.



Чернов В.М.

4. Для его музыки характерна романтическая окраска, глубокий драматический порыв


Скрябин А.Н.


5. Объединение «Мир искусства».


Бенуа А.Н., Рерих Н.К.,

Сомов К.А.

6. Построил аэродинамическую трубу и создал первый аэродинамический институт.



Жуковский Н.Е.

1. В 1908 г. получил Нобелевскую премию за труды в области иммунологии и инфекционных заболеваний.


Мечников И.И.


2. «Русские сезоны» в Париже

Дягилев С.


3. Опубликовал ряд работ в области обществоведения и экономики


Туган-Барановский М.И.

4. Выдающиеся композиторы начала ХХ века


Стравинский И.Ф.,

Танеев С.И.


5. Товарищество передвижных выставок.


Касаткин Н.А.,

Васнецов В.М.

6. Выдающийся ученый, внесший вклад в развитие генетики.



Вавилов Н.И.

1. Кинорежиссер, получивший мировое признание к 1914 г.

Протазанов Я.


2. Видные историки начала ХХ века.


Тарле Е.В., Греков Б.Д.,

Шахматов А.А.

3. Сочиняет ряд фортепианных концертов и сюит, цикл романов



Рахманинов С.В.

4. Написал много индивидуальных и коллективных портретов.



Репин И.Е.

5. Физик и электротехник, изобретатель радиосвязи.



Попов А.С.

6. Был художником слова. В своих произведениях поднимал нравственные проблемы.


Бунин И.А.


Конкурс 4 «Литературные направления».

Учитель зачитывает характеристику направления, участники команд дают название. (1 балл за ответ)

  1. Зачинатели этого направления объявили войну материалистическому мировоззрению. Они считали, что вера – краеугольный камень человеческого бытия и искусства. По их мнению, поэты способны приобщаться к запредельному миру посредством символов. (Символисты)

  2. Отказ от классических форм, пересмотр сложившихся ранее традиций. Пытались синтезировать виды искусства, соединить реальное с фантастическим, раскрыть возможности человеческой личности, сложность и противоречивость жизни. (Модернисты)

  3. Главное в творчестве – здоровый реализм, четкая определенность и предметность словесных значений. Мир поэта – живой, вещный, зримый. (Акмеисты)

  4. Считали свою поэзию началом новых путей раскрепощенного слова. Слог, звук, могли выступать у них в ранее неведомых комбинациях. (Футуристы)

  5. Направление в искусстве возникло как протест против естества импрессионизма и смутности символизма. Присутствует четкая конструкция картины, стиха, определенность архитектурной линии, интенсивность цвета, стихийная праздность красок, оптимистическое видение мира. (Авангардисты)


Конкурс 5 Конкурс капитанов.

Капитану от команды индивидуальное задание. (1 балл за правильно выполненное задание)

  1. Соотнести репродукции картин без названий с автором картины.

  2. Соотнести портрет поэта с направлением в литературе ХХ в.

С.А.Есенин

крестьянская поэзия

М.И. Цветаева

акмеизм

Б.Л.Пастернак, В.В. Маяковский

футуризм

А.А.Ахматова, А.А.Блок

символизм

  1. Соотнести вид искусства с представителем


скульптура

А.С.Голубкина

архитектура

Шехтель, Жолтовский

музыка

Скрябин, Глазунов

живопись

Коровин, Грабарь, Фальк

театр

Дягилев

опера

Шаляпин


  1. Капитаны 4 и 5 команд называют произведения С. Есенина и В. Маяковского. Кто последний называет, тот зарабатывает 1 балл для команды.


С. Есенин


В. Маяковский

Береза

Утро

Песнь о собаке

Из улицы в улицу

Неуютная жидкая лунность

А вы могли бы?

О красном вечере задумалась дорога

Нате!

Мир таинственный, мир мой древний

Послушайте?

Не жалею, не зову, не плачу

К ответу!

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Облако в штанах

Не бродить, не мять в кустах багряных

Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви

Русь советская

Во весь голос

Каждый труд благослови, удача!


Анна Снегина



Конкурс 6 «Музыкальная шкатулка»

Звучат фрагменты произведений Стравинского, Рахманинова (048), Глазунова, Римского-Корсакова (009), Скрябина. Учащиеся должны назвать автора произведения. (1 балл)


Подведение итогов.

Учитель подводит итог, оценивает работу команд, оглашает результаты.


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!