СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Серебряный век» русской культуры. Символизм как ведущее направление в литературе серебряного века.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Серебряный век» русской культуры. Символизм как ведущее направление в литературе серебряного века.

Цель: раскрыть содержание понятия «серебряный век» русской литературы; познакомить с основным направлением в литературе - символизм; раскрыть существенные черты символизма в литературе и изобразительном искусстве; понимание обучающимися  роли категории времени в живописи начала 20 века.

Интеграция: литература, изобразительное искусство, МХК, философия, музыка.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Серебряный век» русской культуры. Символизм как ведущее направление в литературе серебряного века.»

Класс 11а.

Дата: 23. 11. 10.

Тема: «Серебряный век» русской культуры. Символизм как ведущее направление в литературе серебряного века.

Цель: раскрыть содержание понятия «серебряный век» русской литературы; познакомить с основным направлением в литературе - символизм; раскрыть существенные черты символизма в литературе и изобразительном искусстве; понимание обучающимися роли категории времени в живописи начала 20 века.

Интеграция: литература, изобразительное искусство, МХК, философия, музыка.

Основные понятия: «серебряный век», модернизм, эстетика, мистика, символизм, футуризм, абстракция, «космогония».

Оборудование: портреты поэтов серебряного века, таблица, учебник.

Репродукции: Кандинский, Малевич, Иванов «Явление Христа народу», Климт «Поцелуй», Врубель «Царевна Лебедь», «Пан», «Демон сидящий», Ходлер, Балла, Руссоло.

Музыка: Дебюсси «Лунный свет».

Философия: Шпенглер, Бергсон.



Есть золотой, и есть серебряный век искусства.

И в тот и другой – люди друг друга стоят.

Вряд ли первые другой природы, чем первые.

Н. Оцуп.

Это была эпоха пробуждения в России

Самостоятельной мысли, расцвет поэзии

И пробуждение эстетической чувствительности,

Беспокойства исканий.

Н. А. Бердяев.

ХОД УРОКА.

- «Серебряный век русской культуры… Словосочетание «серебряный век»-термин не научный, а скорее метафора, смысл которой раскрывается в сравнении с другой эпохой –Золотым веком русской литературы, пушкинским веком, веком классической чистоты и ясности.»

Сам термин «серебряный век» впервые предложен русским философом Николаем Александровичем Бердяевым. Окончательно закрепилось это понятие за русской поэзией модернизма после появления статьи поэта-эмигранта Николая Оцупы, которая так и называлась- «Серебряный век русской поэзии», которая была напечатана в 1933 году за границей. Законный статус в литературоведении это словосочетание приобрело в 1963 году.

Временные рамки серебряного века приобретены, конечно, условно: с 1893 года, с момента появления статьи Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной литературы», до 1917 года, до момента гибели Российской империи.

«Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не мог не двигаться некоторое время, прежде чем обрушится, или разбиться…

Каждый ее активный участник понимал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дождя, сошла на нет… По инерции продолжались еще некоторое объединения… но и этот поскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева, - так писал об этом Вадим Крейд.»

Что же это была за «характерная атмосфера эпохи?»

Конец 19-начало 20 века- переломный момент в истории России. Мы тоже перешли рубеж веков. На наших глазах произошло много изменений в жизни: рухнул Советский Союз, т.е произошла смена общественно-экономической формации, произошла переоценка в системе ценностей, в мировоззрении людей… Людям в такое время трудно осмыслить, осознать происходящее.

Точно такие же чувства владели людьми столетие назад. В начале века Россию потрясали острейшие социально- политические конфликты: война с Японией, первая Мировая война, внутренние противоречия- три революции, безработица, голод! И все это за два с небольшим десятилетия! Ни в одной истории других стран вы не встретите такого наслоения событий. Недаром А. Блок писал:

Рожденные в года глухие,

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России-

Забыть не в силах ничего.

А что же литература, назначение которой отражать жизнь во всех ее проявлениях? Что писатели? Что поэты?

Писатели и поэты пытались найти ответы на вопросы: что происходит в жизни и в душе человека? Куда идет Россия? В чем назначение искусства?

Но попытались ответить по-новому. Социальные, гражданские темы, стоявшие в центре внимания писателей предыдущих поколений, отодвигаются в сторону. Традиционная тема русской природы и русской деревни отступила на второй план. На смену критического реализма в литературе и искусстве в целом приходят новые, модернистские направления.

Модернизм-общее название направления в искусстве и литературе 20 века, для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого, опора на условность стиля, немотивированное экспериментаторство и противопоставление себя критическому реализму = АВАНГАРДИЗМ.

Эстетика - философская дисциплина , изучающая выразительные формы, соответствующие представлениям о прекрасном, безобразном, возвышенном, неумеренном и т.п.

Рассмотреть таблицу «Модернизм в России».

Символизм – первое и самое крупное из модернистских течений, возникшие в России. Традиционно считается, что первым манифестом символизма является статья Дмитрия Мережковского, поэта, философа, « О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», напечатанная в Петербурге в 1893 г.

Манифест- обращение общественных организаций, политических партий, литературных групп и т.п., имеющие программное значение.

Стр 136-137. «Литература должна отказаться от материализма, от фотографизма и взрастить три главных элемента: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

МИСТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Мистика- от гр. Слова таинство.

  • Вера в сверхъестественное, божественное; вера в возможность общения с потусторонним миром;

  • Нечто загадочное, непонятное, таинственное.

Неудивительно, что резко возрос интерес к оккультным наукам. Гадалки, экстрасенсы, ясновидящие становятся популярными людьми. Не то ли мы наблюдаем ив настоящее время?

Вновь обострился интерес к трудам западных философов: Шопенгауэра, Ницше, древнегреческого философа Платона.

Платон сравнивал окружающую человека реальность с пещерой, куда проникают лишь блики, тени из мира подлинного, ирреального, недоступному человеческому разуму. Человек может лишь догадываться по этим теням- символам о том, что происходит за пределами пещеры и пытаться выйти из нее. Ярким примером может служить стихотворение В. Соловьева.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами,

Только отклик, только тени

Пред незримого очами.



Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий,

Только отклик искаженный



Торжествующих созвучий.

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете

Только то, что сердце сердцу

Говорит в немом привете.

- Какие ассоциации возникли у вас? О чем это стихотворение? Какие картины возникли, когда вы слушали это произведение?



«Вся поэтика модернизма оказывается, рассчитана на активное соучастие читателя: искусство чтения становится не менее важным, чем искусство писания. Спрашивается, как же должен подходить к таким текстам современный читатель, оторванный от живой традиции восприятия подобных стихов? Как можно проще. Не следует заранее искать иносказаний. Всякую фразу, которую можно понять буквально, с т.з. здравого смысла, следует понимать именно так. Читатель волен из несколько значений… предпочитать то, которое ближе его духовному складу или настроению, подчинять этому истолкованию…как можно больше образов и мотивов стихотворения, но все время помнить, что это его личное предпочтение и что прочтение его соседа имеет такое же право на существование».

М. Л. Гаспаров «Поэтика Серебряного века»1993г.

Поэты -наиболее чуткие люди. Но поэтами мы называем не только собственно стихотворцев, но вообще всех людей с тонкой нервной организацией, богатым воображением, даром предвидения.

« Для кого все простое в мире, непонятно, непостижимо, тот не может быть художником, - писал В. Брюсов в статье «Ключи тайн»».

А ключом к тайне у поэтов – символистов является символ, отсюда и название символизм.

СИМВОЛ- художественный образ, воплощающий какую- либо идею.

Второе важнейшее значение для слова имела так называемая музыкальная инструментовка слова, т.е. такой подбор слов, такая их расстановка, при которых повторение и чередование звуков придают произведению звучание, вызывающие те или иные эмоции. Хрестоматийным в этом плане является стихотворение Брюсова «Творчество».

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко – звучной тишине.

И прозрачные киоски

В звонко – звучной тишине,

Вырастают словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне…

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

-«Тень несозданных созданий на эмалевой стене»… Какое время суток возникают в Вашем воображении?

Сумерки- излюбленное время суток поэтов- символистов, т.к. они находятся на грани дня и ночи, этакая трещина между мирами, через которую можно проникнуть в мир неведомый.

- Послушайте стихотворение Мирры Лохвицкой.



Я умереть хочу весной

С возвратом радостного мая,

Когда весь мир передо мной

Воскреснет вновь, благоухая.



На все, что в жизни я люблю, Взглянув тогда улыбкой ясной,-

Я смерть свою благословлю-

И назову ее прекрасной.

Чтение стихотворения З. Гиппиуса «Отрада».

Мой друг, меня сомненья не тревожат.

Я смерти близость чувствую давно.

В могиле, там, меня положат, я знаю, сыро, душно и темно.

Не в земле – я буду здесь, с тобою,

в дыханье ветра, в солнечных лучах,

Я буду в море бледною волною

И облачною тенью в небесах.

И будет мне чужда земная сладость

И даже сердцу милая печаль,

Как чужды звездам участие и радость…

Но мне создания моего не жаль.

Покоя жду… Душа моя устала…

И так легко, и тяжесть жизни спала…

О, милый друг, отрадно умирать.



РАСШИРЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТИ.

Символ расширяет значения слова, становится важным средством передачи мистического, загадочного содержания, и это ведет к расширению художественной впечатлительности, т.е. читателю представляется возможность воспринимать текст в его многозначности, и читатель становится как бы соавтором произведения.

Обидно, что творчество многих поэтов Серебряного века было забыто.

Сходные процессы протекали не только в литературе, но и в музыке, и в изобразительном искусстве. Но об этом нам расскажет преподаватель ИЗО Ольга Витальевна.

Эпиграфом к своей части урока я взяла слова В. Брюсова:

«Найти путеводную звезду в тумане».

«Стык веков» оказался благоприятной основой периода, называемого «серебряным веком» русской культуры.

На этой почве развивается ощущение «внеземного»существования человека. Характерной чертой новой культуры выступает КОСМОЛОГИЗМ -элемент и новой картины мира, и нового соответствующего осмысления ее.

Просмотр репродукций авангардистов.

Кандинский, Малевич.





«Антипространственный метод».
Ощущение времени в восприятии зрителя доминирует настолько, что переживанием зрителем пространства картины сводится до минимума либо его нет вовсе.

Объединить картины в группы и объяснить, по какому принципу производится отбор.

Филипп Отто Рунге «Утро»

Композиция построена как будто по принципам перспективного пространства, но в тоже время сознательно нарушает эти принципы тем, что объединяет фигуры и группы в арабеску. К тому же полосы света, проходя сквозь предметы, как бы «отнимают» у них телесность. Все прихотливо, призрачно и текуче, как время.







Мгновенное восприятие- Ренуар, путь переживания –Иванов, Антипространственный- Блейк, Рунге.

Культ времени наивысшего расцвета достигает на рубеже 19-20 веков. Достаточно прислушаться к словам европейских философов:

«Время создает пространство-пространство же убивает время»

Шпенглер.

«Пространство есть только «фантом времени», подменяющий качество количеством, все живое превращающий в царство теней».

Бергсон.

«Антипространственный» метод проявляется в движении Югенстиле (в России- модерн) и в концепции символистов.

Модерн.(от фр. «современный», то же- «ар нуво», «югенд-стиль»).
Символизм (от греч. «символ», «знак», «опознавательная примета».)

Густав Климт

Воплощение главную ценность времени-его внутреннюю динамику. Стремление создания целостности внутреннего переживания во времени.

Футуризм (от лат. «будущий»).
Передача «внутренней динамики» предмета.

Художник стремится только передать целостность ощущения человеком времени, ведь это только в пространстве события, люди, предметы разделены, а во времени едины.

Определить, что интересного в этом произведении, объяснить причину этому

Причина многоногости-стремление создать ощущение динамики времени.

Две самых страшных в истории человечества мировых войны, политические взрывы и революции, установление жесткого авторитарного режима в России в значительной мере определяют развитие отечественной культуры 20 столетия. Но ее истоки- в блестящем расцвете философской, экологической и художественной культуры «серебряного века».

Просмотр фильма.

Заключение:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать,

В Россию нужно только верить.

д/з: стр.126-135, стихотворение (на выбор).

Спасибо, до свидания!!!































МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26 СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г. УФЫ.











Интегрированный урок

На тему: «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. СИМВОЛИЗМ КАК ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.







Подготовили: учитель русского языка и литературы

Моисеева Л. И.

Учитель изобразительного искусства и черчения

Сметанина О. В.





УФА-2010.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!