Самоанализ
открытого урока обществознания в 8 классе по ФГОС,
проведенного Бирюковой Галиной Семеновной
Тема: «Что делает человека человеком»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели :знакомить учащихся с основными понятиями и способствовать с основными понятиями; развивать умения приводить примеры к теоретическим положениям; развивать умение анализировать (выделять главное, проводить аналогию, обобщать, делать выводы)
Результаты изучения темы:
Предметные: : учатся применять понятийный аппарат для раскрытия сущности природы человека; уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные источники информации; находить нужную социальную информацию для аргументации своей позиции, приводить примеры в связи с изученной теорией; понимать значение общества для формирования личности и активной деятельности для личности и общества.
Личностные: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики , социальное, культурное, духовное многообразие мира. Освоение социальных норм и форм социальной жизни. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению.
Метапредметные:
- Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления: давать определения понятиям и уметь их применять при анализе социальной информации, приводить примеры, используя свой социальный опыт.
- Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.
- Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Ведущий вид деятельности: игра, анализ, практическая работа
Метод: частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для маршрута .
Специфика урока состояла в организации индивидуальной работы на деятельностной основе. Урок опирался на знания, полученные обучающимися на предыдущих занятиях по данной теме.
Урок проводился в 8 классе, ученики которого отличаются средними способностями, высокой работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и друг друга. В общении наблюдались как соперничество, так и сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был адаптирован для учеников 8 класса.
Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цели и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле. Поставленные цели были достигнуты, обучающиеся вели самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, делали выводы, строили логически обоснованные рассуждения, излагали свое мнение, оценивали результаты своей деятельности. Обучающиеся повторили и закрепили знания по теме «Что делает человека человеком». В ходе урока шла интеграция с биологией , историей. Структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная, групповая и индивидуальная.
В ходе урока развивались навыки работы с различными источниками информации, умение работать в парах. Основной задачей на уроке являлось создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учебно-познавательную деятельность, занимала большую часть урока, что является высоким показателем урока. Для повышения интереса к уроку использовалась групповая форма организации работы, что повысило учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходило взаимообучение. Применение на уроке практико-ориентированного и частично-поискового обучения , игровых технологий способствовало развитию коммуникативной компетенции, речевой и мыслительной деятельности учащихся, формированию навыков критического мышления, созданию ситуации успеха при поддержке со стороны педагога и одноклассников. Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп. Цели урока были достигнуты. На уроке происходило формирование личностных качеств обучающихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.
Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.
Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.
Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен. Урок получился инновационным, интересным, познавательным.