СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ урока литературы в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ урока литературы в 5 классе «Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова» учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока литературы в 5 классе»

Самоанализ урока литературы в 5 классе

«Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова» учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной

Урок литературы «Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети», проведен в 5 классе. 30% детей этого класса имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, владеют навыками учебного труда, анализа учебного материала, обобщения, умениями делать выводы, доказывать свою точку зрения. У большинства обучабщихся уровень основных характеристик учебной деятельности ниже среднего.

Цель урока: создание условий для формирования навыков анализа текста как целостного художественного произведения на примере стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

Задачи:

- проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» как целостное художественное произведение в единстве формы и содержания; проникнуть в творческую лабораторию поэта, рассмотрев композицию, позицию автора и лирического героя, художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть тему и идею; формирование познавательных УУД;

- развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать умение выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, словарями с целью поиска информации; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;

- воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД

Стихотворение Н. А. Некрасова является сложным как по форме, так и по содержанию, поэтому особое внимание при планировании урока, уделила восприятию новой темы через яркие зрительные образы работы над художественным словом.

Урок, основу которого составляет деятельностный подход, старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между учителем и учеником.

Основными методами на уроке являлись проблемный, частично-поисковый. Формы и приемы были также разнообразны: работа с текстом, составление кластеров, выразительное чтение, инсценировка и т. д

Урок был организован в форме групповой работы, позволяющей эффективно реализовывать компетентностный подход.

Структура урока предполагает 7 этапов

Известно, что умение мыслить невозможно без умения чувствовать, поэтому восприятие новой темы в целом шло на эмоциональном настрое.

Цель первого (организационного) этапа - включение в деятельность, был задан эмоциональный настрой к предстоящей работе четверостишием, настрой на работу в группах, распределение ролей.

Актуализацию опорных знаний, сложных литературоведческих терминов и понятий организовала в форме кроссворда и ребусов. Составление кластера «Детство» - удачный прием систематизации материала, способствующий развитию ассоциативного мышления. Самостоятельное формулирование темы и цели урока помогает развивать как регулятивные, личностные, так и познавательные УУД.

На этапе мотивации к учебной деятельности, цель-определение рамок урока, активно применялся прием создания проблемной ситуации, погружая обучающихся в мыслительную и исследовательскую деятельность. Сообщение о тайне, заключенной в стихотворении, заинтриговала детей, что способствовало более тщательному рассмотрения текста.

На основном этапе творческого применении и добывания знаний в новой ситуации, цель - развитие читательских умений, в целом была организована работа с текстом художественного произведения. На протяжении всего этапа ведущей является исследовательская деятельность, результатом которой явилась созданная на уроке «картина стихотворения «Крестьянские дети». Работа с композицией, микротемами каждой части позволила акцентировать внимание обучающихся на главном. Считаю все методы, формы и приемы работы на данном этапе целесообразными.

На этапе подведения итогов сравнение кластеров «Детство» и «Мир детства Н.А.Некрасова» формирует умение вычитывать информацию в неявном виде, кроме того помогает почувствовать связь классической литературы с современной жизнью, подчеркивает актуальность классики. Создание «картины стихотворения», на мой взгляд, побуждает обучающихся как к творческой, так и исследовательской деятельности, дает почувствовать значимость проделанной работы, а также сопричастность к созданию произведения. Важным на данном этапе считаю вывод, об открытии мира художника, в котором поэтическое мастерство и творческая мысль едины и неразделимы.

На этапе «Домашнее задание» был использован прием свободного выбора задания, способствующий формированию регулятивных УУД, развитию самостоятельности при выборе решений.

На этапе «Рефлексия» были использованы приемы взаимооценки, самооценки, оценка работы группы на уроке.

Таким образом, считаю, что на всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны. Чередовались различные виды деятельности.

Обучающиеся были активны, организованы, излагали изученный материал последовательно, логично.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности учебного материала, учебное время использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей обучающихся. Поставленные цели были достигнуты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!