СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ урока литературы, 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме "Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский»; 

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока литературы, 6 класс»

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме:

«Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Учитель: Мешкова В.Н.

Тема урока: « Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский».

Цели: продолжить формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев. Помочь понять, какую роль играет анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» в авторской позиции, и какие средства помогают автору в создании образа Владимира Дубровского.

Планируемые результаты:

Предметные: Ученик научится владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Научиться приемам устного иллюстрирования.

Метапредметные:

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  1. В 6 классе обучается 3 человека. Уровень мотивации  учебной деятельности – средний. Большинство учащихся слабо владеют навыками создания связных высказываний, для них представляет определённую трудность анализировать текст, осмысливать его. Одной из причин является то, что 2 учащихся читают ниже нормы Ученики 6 класса не могут выразить себя творчески.  На уроках наблюдается пассивность.

  2. Характеристика урока с  позиции  его места  в  курсе.

    Урок «Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский» является составной частью учебной дисциплины «Литература», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока (формировать навык анализа эпизода художественного произведения, умение интерпретировать текст художественного произведения), так и всего курса в целом, в том числе такие как:

    вызвать потребность в чтении художественных произведений, совершенствовать речевую, мыслительную культуру ознакомления учащихся с образцами русской и мировой художественной культуры, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе, научить их понимать слово писателя,  формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи определяют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы - становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями. Это очень сложный и трудоёмкий процесс, так как он протекает в условиях отсутствия литературной среды. Учащиеся слышат образцы грамотной литературной речи и пытаются высказывать своё мнение только на уроках;

    развить умения применять знания с целью успешной социализации.

    3. При постановке целей урока учитывались следующие факторы:

    • возраст учащихся (12 лет): психологические особенности подростков (появление чувства взрослости, самости «я»);

    •  средний уровень обученности школьников; 

    • специфика темы урока «Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский» (объективная содержательная сложность произведения - роман, большой объем) в рамках учебной дисциплины «Литература»; на протяжении всего урока шла работа с понятиями «бунт, сюжет, композиция» в различных аспектах и на различных уровнях;

    4. С учётом личностно-ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников:

    а) опыта познавательной деятельности, в форме ее результатов – умения высказывать своё мнение о прочитанном;

    б) опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения пользоваться монологической и диалогической речью, углубляясь в художественную ткань текста.

    в) опыта поисковой деятельности – в форме умений находить цитаты в тексте романа

    г) опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций: личностных отношений к героям романа К. Троекурову, А.Дубровскому (например, ответов на вопросы:


Опираясь на ведущие характеристики  возраста подростков в ходе изучения нового материала, стараюсь формировать познавательные умения шестиклассников (умение отвечать на вопросы, связно выражать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию). Использую методы проблемного обучения, а именно: ответов на проблемные вопросы и исследовательского метода (поиска ответов на вопросы текстом А.Пушкина) и методы самостоятельной работы (работа с книгой, работа в группе).

Помимо этого, мною на уроке при формировании способов умственных (анализ, синтез) и практических действий (работа с текстом) использовались элементы технологии поэтапного формирования умственных действий, что надеюсь, облегчило понимание учащимися художественный замысел писателя.

    5.Используемые на уроке наглядные средства.

а). Фрагмент из кинофильма Ивановского «Дубровский»;

    б) иллюстрации художника Д.Шмаринова к роману А.Пушкина как дидактическое средство активизации познавательной  деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств;

    в) учебник «Литература. Учебник-хрестоматия» (часть I), 6 класс. Учебник-хрестоматия использовался на уроке в качестве пособия с текстом (стр. 75-151), а для неподготовленных к уроку учащихся и в качестве отдельных вопросов к главам при проверке знаний (стр. 152-153).

6. Исходя из места урока в общей системе уроков литературы, а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – анализ художественного текста.

7. Опираясь на требования к современному уроку литературы, структура урока была запланирована следующим образом:

1.Организационный момент с определением цели урока (2 мин).

2. Теория литературы с записью в рабочих тетрадях литературоведческих терминов (2 минуты)

3.Словарная работа (с последующим включением в ответ слов честь,бунт, произвол, судебный произвол, приказные, подъячные, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня). (2-3 минуты)

5.Постановка проблемного вопроса. Работа над анализом текста с зачитыванием цитат из текста (примерно 30 минут)

6.Вывод урока. (1-2 мин)

7.Дом. задание (1 мин)

Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и исследовательский методы обучения с элементами технологии проблемного обучения.

На протяжении урока учащиеся работали со словами, которые им было предложено  включить в свою речь. Учу детей применять их в различных вариантах (как однокоренные, с изменением формы слова), направляю ход размышления и рассуждения, расширяю лексикон шестиклассников. Учитывая низкий уровень обученности учащихся, были разработаны практические задания разноуровненного характера: от простого (чтение текста и ответы на вопросы учебника для тех, кто дома не готовится, не читает) до творческого  уровня.

На этапе расширения знаний (30 мин.) осуществлялся анализ текста с опорой на предыдущие знания.

Считаю, что урок  состоялся, и при  планировании   следующих  уроков буду  использовать знания  и  умения  учащихся,  достигнутые  ими  на  этом  уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!