Самоанализ урока литературы
Учитель Ибрагимова Л. В.
Тема: «Мифы и легенды Ветхого Завета: «Сотворение мира», «Адам и Ева», «Каин и Авель», «Содом и Гоморра»
Цели: Обучающие: - познакомить учащихся со священными книгами ислама, христианства, буддизма; - расширить и углубить представление о жизненных принципах (по Библии); - расширить и углубить понятие о мифе, легенде; - познакомить учащихся с библейскими мифами; - формировать умение анализировать мифы, выделять основные мысли, ключевые слова.
Развивающие: - вести работу по развитию речи учащихся: умение использовать полученные сведения в свободных рассуждениях (например, при переносе принципов жизни по Библии на современность); - развивать мыслительные операции анализа и синтеза при формировании принципов жизни по Библии.
Воспитывающие: - помочь учащимся осознать необходимость жизни по «законам человеческим»; - воспитывать у учащихся чувства восхищения окружающим миром, любви к ближнему.
Данный урок литературы проводился в 6 классе «В».
Урок относится к разделу «Отражение библейско-коранических сказаний в литературе». В разделе представлены во всем разнообразии легенды и мифы Ветхого и Нового заветов, Корана и литературные произведения, в которых использованы библейско-коранические сюжеты.
Тип урока: исследование (усвоение новых знаний, формирование ключевых компетенций).
Образовательные цели урока предполагали усвоение новых понятий, идей, формирование специальных умений и навыков (расширение и углубление понятия о мифе, легенде, знакомство с библейскими мифами, с жизненными принципами (по Библии), умение анализировать миф, выделять его основные мысли, ключевые слова).
Воспитательные цели урока направлены на формирование жизненного мировоззрения (осознание необходимости жить по «законам человеческим», чувствовать уважение и любовь к людям, восхищаться всеми творениями, существующими вокруг нас).
Развивающие цели урока ориентированы на развитие мышления, речи учащихся, образовательной культуры (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, аргументировать, комментировать, умение использовать полученные сведения в свободных рассуждениях, умение работать в команде и самостоятельно).
Данный классный коллектив имеет хороший образовательный потенциал и навыки учебно-познавательной деятельности, а также хорошую образовательную культуру и дисциплину. Большинство учащихся характеризуется надлежащим прилежанием, ответственностью по отношению к учёбе, систематической домашней подготовкой. Учащиеся читают, имеют незначительные пробелы в знаниях и начальный кругозор.
Исходя из вышеуказанных определений (тема урока, цели урока, тип урока, представление классного коллектива), определены следующие этапы урока:
Организационный момент:
- эмоциональный настрой
- начальная рефлексия
Мозговая атака:
- исторический экскурс
- работа с эпиграфом
- знакомство с рабочей картой и оценочным листом
Актуализация знаний
- словарная работа
Изучение нового материала: - знакомство с произведением и беседа по содержанию
- проверка усвоения материала, закрепление (работа в группах)
- подведение итогов
- рефлексия
- домашнее задание.
На уроке использовались разные формы работы:
общеклассные - на организационном этапе (начальная рефлексия, мозговая атака, работа с иллюстрациями и эпиграфом), на этапе изучения нового материала (словарная работа, чтение и обсуждение мифов), на этапе подведения итогов и рефлексии;
групповые - на этапах проверки усвоения нового материала (мозговая атака, работа с текстом мифа)
индивидуальные - проверка ЗУН (словарная работа), домашнего задания (мозговая атака).
На уроке представлены также разнообразные комплексы методов:
- словесные – рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные – иллюстрации, бутафория, демонстрация;
- практические – тематические задания, ведение рабочей карты и заполнение оценочного листа;
- репродуктивные и поисковые - работа с текстом, пересказ;
- методы стимулирования – эмоциональный настрой «Поднимите руку…», физкультурная минутка, игра «Я желаю…».
Учащиеся проявили большую активность в выполнении заданий, с интересом отнеслись ко всем видам работ, были захвачены здоровым соревновательным азартом, стремились к достижению высоких результатов. Внутри группы все учащиеся без исключения проявляли желание работать, смело высказывали своё мнение. Учащиеся прониклись духом работы в команде и старались принести ей как можно больше пользы. Многие учащиеся совершенно по- другому открылись в ходе работы, даже слабые чувствовали себя свободно и не остались в стороне.
При всех этих положительных моментах, конечно, можно отметить какие-то промахи и неудачи. Не все учащиеся с должной ответственностью отнеслись к выполнению работы, в частности, при подготовке домашнего материала о священных книгах в первой и второй группах некоторые учащиеся не выполнили свою часть общей работы, поэтому новая информация не была воспринята учащимися в полной мере. Пришлось восполнить информационные пробелы при помощи небольшой лекции. Неподготовленность детей вызвала существенную заминку в работе, было потеряно время, что сказалось на дальнейшем ходе урока.