СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-проект, открытие новых знаний. Изучение стихотвоений Е.А. Баратынского "Весна, весна!", Я.П. Полонского "По горам две хмурых тучи...", "Посмотри - какая мгла", "Чудный град...", А.К. Толстого "Где гнутся над омутом лозы...". Расширение знаний о пейзажной лирике.

Просмотр содержимого документа
«Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.»

Предмет: литература

Класс: 6 Дата:

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…» , «Посмотри какая

мгла…», Е.А.Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…», А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Задачи:

обучающие: расширение знаний о пейзажной лирике , о русских поэтах XIX века; обучение выразительному чтению, анализу лирического

произведения;

развивающие: развитие логического мышления, памяти ,внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание нравственно-этических представлений.

Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник, тетрадь, презентация.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное

произведение.

Познавательные УУД (П.): поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме,

свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения,

анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к

самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее

неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД (Р.): целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение

полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Предмет: литература

Класс: 6 Дата:

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…» , «Посмотри какая

мгла…», Е.А.Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…», А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Задачи:

обучающие: расширение знаний о пейзажной лирике , о русских поэтах XIX века; обучение выразительному чтению, анализу лирического

произведения;

развивающие: развитие логического мышления, памяти ,внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание нравственно-этических представлений.

Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник, тетрадь, презентация.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное

произведение.

Познавательные УУД (П.): поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме,

свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения,

анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к

самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее

неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД (Р.): целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение

полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Предмет: литература

Класс: 6 Дата:

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…» , «Посмотри какая

мгла…», Е.А.Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…», А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Задачи:

обучающие: расширение знаний о пейзажной лирике , о русских поэтах XIX века; обучение выразительному чтению, анализу лирического

произведения;

развивающие: развитие логического мышления, памяти ,внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание нравственно-этических представлений.

Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник, тетрадь, презентация.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное

произведение.

Познавательные УУД (П.): поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме,

свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения,

анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к

самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее

неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД (Р.): целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение

полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Предмет: литература

Класс: 6 Дата:

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…» , «Посмотри какая

мгла…», Е.А.Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…», А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Задачи:

обучающие: расширение знаний о пейзажной лирике , о русских поэтах XIX века; обучение выразительному чтению, анализу лирического

произведения;

развивающие: развитие логического мышления, памяти ,внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание нравственно-этических представлений.

Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник, тетрадь, презентация.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное

произведение.

Познавательные УУД (П.): поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме,

свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения,

анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к

самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее

неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД (Р.): целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение

полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Предмет: литература

Класс: 6

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (Е.А. Баратынский. «Весна, весна!..», Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри какая мгла «Чудный град…», А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»)

Тип урока: урок-проект, открытие нового знания

Цели: пробудить интерес к поэзии; способствовать пониманию мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого;

-прививать любовь к родной природе природе; создание конечного продукта в виде литературного альманаха; формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Задачи:


обучающие: расширение знаний о пейзажной лирике, о русских поэтах XIX века; обучение выразительному чтению, анализу лирического произведения;

развивающие: развитие поэтического мышления, памяти; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание нравственно-этических представлений.


Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.


Планируемые результаты:


Предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

Познавательные УУД (П.): поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД (Р.): целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока

  1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (2 мин.)

Работа с выставкой книг ( сборники «Зелёной лампы» «Времена года», Сборник Ирины Шарафутдиновой «Свежесть», сборники стихов Евгения Абрамовича Баратынского, Якова Петровича Полонского, Алексея Константиновича Толстого)

Звучит музыка П.И. Чайковского «Баркоролла»

Учитель берет сборник «Времена года» и читает своё стихотворение

СТИХИ

Когда рождаются стихи?

Когда душе легко и вольно,

Или тогда, когда грехи

На сердце наступают больно.


Пульс жизни слышится в стихах.

Слова строптивы иль послушны,

Они летят струёй воздушной -

Горящих чувств свежайший прах.


Стихи - материя и дух…

И возродятся чувства снова -

Пишу ли на бумаге слово

Иль проговариваю вслух.


Ведь ничего нет откровенней,

В стихах нет места для стыда.

А может, в миг стихов рожденья

Зажжётся в небесах звезда?

Я предлагаю окунуться в мир поэзии



II. Целеполагание (1 мин)

- Присмотритесь к книгам, которые находятся на выставке, подумайте, что станет предметом нашей работы на уроке. О чем мы будем говорить?

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Попробуем сформулировать проблему урока.

Какие чувства и настроения, вызванные родной природой, передают поэты в стихотворениях?

- Какую цель поставим перед собой?

Итак, сегодня мы хотим

- обратиться к русской поэзии;

-понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого, вызванные родной природой;

- постараемся отразить результаты нашей работы в импровизированном альманахе

III Актуализация знаний (1 мин)

Сегодня мы разделился на 5 групп

1 Поклонники Евгения Абрамовича Баратынского

2. Поклонники Якова Петровича Полонского

3. Поклонники Алексея Константиновича Толстого

4. Юные поэты и художники

5. Редакционная коллегия.

Задания для групп поклонников:

  1. Сообщение о писателе.

  2. Чтение наизусть или с листа стихотворений поэта.

  3. Анализ 1 стихотворения по вопросам.

  4. Передача собранного материала в редколлегию журналистам.

IV Освоение нового знания (15 мин.)

А) ГРУППА ПОКЛОННИКОВ ЕВГЕНИЯ АБРАМОВИЧА БАРАТЫНСКОГО

Биограф:

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ 1800-1844 Е. А. Баратынский родился в знатной дворянской семье, в Тамбовской губернии. Учился в Петербурге в Пажеском корпусе. В 1819 году поступил рядовым в гвардейский полк в Петербурге, впоследствии служил унтер-офицером в Финляндии. Он был другом А. Дельвига, А. Пушкина, К. Рылеева, В. Жуковского. В печати выступил в 1819г., быстро завоевал успех, прославившись как мастер элегии. За свою недолгую жизнь он создал множество прекрасных стихотворений, несколько поэм. Умер во время путешествия за границу в Неаполе.


Чтецы:


Из стихотворения «Осень»

И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виется вкруг холмов;

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины;

Умолкли птиц живые голоса,

Безмолвен лес, беззвучны небеса!


О зиме

Стихотворение «Где сладкий шёпот моих лесов…»
Где сладкий шёпот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковёр зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.

Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой…


Стихотворения из учебника (с. 283):

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!


Беседа по вопросам:

- Какие приметы ранней весны видит поэт?

(Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка)

- Какой литературный приём (троп)помогает сделать картину живой?

(Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!» Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте»)

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой.)

- Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?

(Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой»)

- Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения? . (Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне»)

Вывод:

Лексика стихотворения приподнятая, радостная: «лазурь живая», «солнечные лучи», «заздравный гимн». Картину обогащают метафоры и олицетворения. Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивлённо замечает:

Что с нею, что с моей душой?

С ручьём она ручей

И с птичкой птичка! С ним журчит,

Летает в небе с ней!...


Или по стихотворению «Чудный град»

Лето и поэзия

Чудный град порой сольётся

Из летучих облаков;

Но лишь ветр его коснется,

Он исчезнет без следов

Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты.



Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольётся…» построено на параллельных образах: образ «летучих облаков», чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья / Посторонней суеты», от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении тоже на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею»


Ребята передаю свои материалы группе редколлегии (журналистам)


Б) ГРУППА ПОКЛОННИКОВ ЯКОВА ПЕТРОВИЧА ПОЛОНСКОГО


ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ 1819-1898 Я. П. Полонский прожил долгую жизнь. Отдал писательской деятельности 60 лет, но настоящего признания не получил. Слава пришла к нему позже. Он разрабатывал в своём творчестве жанр романса, песни, элегии. Поэтому его творчество привлекло внимание композиторов – Чайковского, Даргомыжского, Танеева, Рахманинова. Многие его стихи стали песнями


Чтец:

Из стихотворения «Весна»

Воротилась весна, воротилась!
Под окном я встречаю весну.
Просыпаются силы земные,
А усталого клонит ко сну.

И напрасно черёмухи запах
Мне приносит ночной ветерок;
Я сижу и тружусь; сердце плачет,
А нужда задаёт мне урок.

Выразительное чтение и анализ стихотворений из учебника

(с.286)

Посмотри - какая мгла

В глубине долин легла!

Под её прозрачной дымкой

В сонном сумраке ракит

Тускло озеро блестит.


Бледный месяц невидимкой

В тесном сонме сизых туч,

Без приюта в небе ходит

И, сквозя, на всё наводит

Фосфорический свой луч.


- Какую картину рисует Полонский?

(Поэт изображает ночной пейзаж)


- Как он это делает?

(Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Она оттеняется тусклым блеском озер. Поэтичность и волшебство картины подчёркивается «прозрачной дымкой», которую ночь опустила на долины)


- Какова композиция стихотворения?

(Стихотворение состоит из двух частей. В первой – общий план, картина спящей природы. Во второй внимание сконцентрировано на герое стихотворения - «бледном месяце»)


- Какой приём создаёт настроение стихотворения?

( Вторая часть обращает наш взгляд вверх: олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит». Создаётся настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует и звукопись – аллитерации на глухие согласные «с», «т», «ч», «х» «ф».)


- Какую роль играют эпитеты?

(Они создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона: «прозрачная», «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический». Эпитеты «тускло» и тесный созвучны слову «тоскливый», определяющему настроение стихотворения)


(с. 285)

« По горам две хмурых тучи…»

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смел

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…


Беседа по вопросам

- Какую картину рисует поэт?

(Поэт изображает пейзаж, действия происходят вечером и ночью)

- Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?

- Что вы можете сказать об отношении туч между собой?

- Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?

- Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?



(В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину)

- Что общего у этих стихотворений?

(оба стихотворения рисуют пейзаж, действие в обоих происходит вечером, ночью; есть общие образы – тучи, есть противопоставление тьма-свет.)

- Чем отличается стихотворение «По горам две хмурых тучи»?

(Второе стихотворение более «громкое», звукопись создают аллитерации – раскатистые твёрдые и мягкие «р». А в первом стихотворении тишину ночи подчёркивают глухие согласные)

- Что вы можете сказать о времени года, описанном в стихотворениях (лето)

- Да, лето – наша любимая, самая яркая пора, когда всё живёт и радует глаз




ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно поклонилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре –улетела


В) ГРУППА ПОКЛОННПКОВ АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО

Биограф

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875 А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик ( роман «Князь Серебряный»), и как драматург. Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов


Чтец:

(с.287)

« Где гнутся над омутом лозы…»

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

"Дитя, подойди к нам поближе,

Тебя мы научим летать,

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,

Нам так хорошо и тепло,

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,

Мы так тебя любим давно –

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!"



Беседа по вопросам:

- Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении?

(Изображён летний пейзаж: омут, окружённый ивовым кустарником, горячее летнее солнце, весёлый хоровод стрекоз)

- Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы?

- Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз?

- Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?

(Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка. Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.)

- Чем отличается это стихотворение от других стихотворных пейзажей?

(Это стихотворение-сценка, большую часть занимает прямая речь – песня стрекоз, заманивающих ребёнка, усыпляющих его осторожность,)

- Какими приёмами создаётся мелодия этого стихотворения?

(Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создаётся обращениями, повторами, анафорой (одинаковым началом строк), мерным, плавным, ласковым ритмом.)

Г) Работа с группой ПОЭТЫ И ХУДОЖНИКИ.

Поэты работают по отдельному проекту в проекте. Они уже знакомы с творчеством изучаемых авторов, т.к. увлечены поэзией.

Поэты сочиняют четверостишия по заданным рифмам: Буриме.


1)Весна – полна

Лазурь – бурь


2) лето – одето

Травы – забавы


3) Осень – носим

Гордись- садись (стыдись)


4) Зима – сама

Одеться – наглядеться.


5) Один человек готовит развёрнутый ответ на вопрос: « Чем затрагивает душу человека 21 столетия поэзия 19 века?»


Художники составляют аппликации («Лето», «осень», «зима», «весна»)

ВСЕ ГРУПЫ ПО ОКОНЧАНИИ СВОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ОТДАЮТ ИЗГОТОВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ РЕДКОЛЛЕГИИ.

Смотрим аппликации наших художников, называем репродукции известных профессиональных художников.

VII ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА:

Итак,

- Какие поэты наиболее близки вам по духу?

- А мне близок Альберт Кароза – белебеевский поэт 20-21 века. Наш клуб «Зелёная лампа» участвовал в проекте газеты «Белебеевские известия», посвящённом нашему замечательному земляку. Послушаем одно стихотворение. (Видеозапись с Богданом 16. О5. мин – 16. 59.)


Вывод: поэзия всегда современна, т.к. она бессмертна и возвышает душу. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе

VIII РЕФЛЕКСИЯ.

Редколлегия показывает получившуюся газету-альманах «Родная природа в поэзии»


Домашнее задание

Выучить и проанализировать стихотворение, которое больше всего близко вам по плану:

  1. Тема стихотворения (о чем?)

  2. Лирический сюжет (как развивается мысль?)

  3. Изобразительные средства, помогающие раскрыть основную мысль.

  4. Основная мысль (идея) стихотворения (к чему призывает, ради чего написано стихотворение_






РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ


А) Для группы ПОКЛОННИКОВ ЕВГЕНИЯ АБРАМОВИЧА БАРАТЫНСКОГО

Биограф:

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ 1800-1844 Е. А. Баратынский родился в знатной дворянской семье, в Тамбовской губернии. Учился в Петербурге в Пажеском корпусе. В 1819 году поступил рядовым в гвардейский полк в Петербурге, впоследствии служил унтер-офицером в Финляндии. Он был другом А. Дельвига, А. Пушкина, К. Рылеева, В. Жуковского. В печати выступил в 1819г., быстро завоевал успех, прославившись как мастер элегии. За свою недолгую жизнь он создал множество прекрасных стихотворений, несколько поэм. Умер во время путешествия за границу в Неаполе.

Чтецам:

Из стихотворения Е. БАРАТЫНСКОГО «Осень» (Один человек учит стихотворение (готовится выразительно читать наизусть), второй оформляет его на А4: полстраницы стихотворение, полстраницы рисунок-иллюстрация.)


И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виется вкруг холмов;

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины;

Умолкли птиц живые голоса,

Безмолвен лес, беззвучны небеса!


О зиме. Стихотворение Е. БАРАТЫНСКОГО «Где сладкий шёпот моих лесов…» (Один человек учит стихотворение (готовится выразительно читать наизусть), второй оформляет его на А4: полстраницы стихотворение, полстраницы рисунок-иллюстрация.)

Где сладкий шёпот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковёр зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.

Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.


Стихотворения Е. БАРАТЫНСКОГО из учебника (с. 283):

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!


Подумать над вопросами К СТИХОТВОРЕНИЮ Е. БАРАТЫНСКОГО «Весна, весна! как воздух чист!»:

- Какие приметы ранней весны видит поэт?

- Какой литературный приём (троп)помогает сделать картину живой (найти олицетворения и метафоры)?

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?



- Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения? .


К стихотворению Е. БАРАТЫНСКОГО «Чудный град» (с. 284)

К ТЕМЕ «Лето и поэзия»

Чудный град порой сольётся

Из летучих облаков;

Но лишь ветр его коснется,

Он исчезнет без следов

Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты.


- На каких параллельных образах построено стихотворение?


ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ: Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольётся…» построено на параллельных образах: образ «летучих облаков», чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья / Посторонней суеты», от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении тоже на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею»


Ребята передают свои материалы группе редколлегии (журналистам)


Б) Для ГРУППЫ ПОКЛОННИКОВ ЯКОВА ПЕТРОВИЧА ПОЛОНСКОГО


Биограф:

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ 1819-1898 Я. П. Полонский прожил долгую жизнь. Отдал писательской деятельности 60 лет, но настоящего признания не получил. Слава пришла к нему позже. Он разрабатывал в своём творчестве жанр романса, песни, элегии. Поэтому его творчество привлекло внимание композиторов – Чайковского, Даргомыжского, Танеева, Рахманинова. Многие его стихи стали песнями


Чтец:

Из стихотворения Я. ПОЛОНСКОГО «Весна» (Один человек учит стихотворение (готовится выразительно читать наизусть), второй оформляет его на А4: полстраницы стихотворение, полстраницы рисунок-иллюстрация.)

Воротилась весна, воротилась!
Под окном я встречаю весну.
Просыпаются силы земные,
А усталого клонит ко сну.

И напрасно черёмухи запах
Мне приносит ночной ветерок;
Я сижу и тружусь; сердце плачет,
А нужда задаёт мне урок.


Выразительное чтение и анализ стихотворений Я. ПОЛОНСКОГО из учебника «Посмотри - какая мгла»

(Один человек учит стихотворение (готовится выразительно читать наизусть), второй оформляет его на А4: полстраницы стихотворение, полстраницы рисунок-иллюстрация.)


(с.286)

Посмотри - какая мгла

В глубине долин легла!

Под её прозрачной дымкой

В сонном сумраке ракит

Тускло озеро блестит.


Бледный месяц невидимкой

В тесном сонме сизых туч,

Без приюта в небе ходит

И, сквозя, на всё наводит

Фосфорический свой луч.



Подумать над вопросами к стихотворению «Посмотри, какая мгла»:

- Какую картину рисует Полонский?

- Как он это делает?

- Какова композиция стихотворения?

- Какой приём создаёт настроение стихотворения?

- Какую роль играют эпитеты?


(с. 285) СТИХОТВОРЕНИЕ Я. ПОЛОНСКОГО

« По горам две хмурых тучи…»

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смел

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…



Подумать над вопросами К СТИХОТВОРЕНИЮ Я.ПОЛОНСКОГО

« По горам две хмурых тучи…»:

- Какую картину рисует поэт?

- Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?

- Что вы можете сказать об отношении туч между собой?

- Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?

- Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?



- Что общего у этих стихотворений?

- Чем отличается стихотворение «По горам две хмурых тучи»?

- Что вы можете сказать о времени года, описанном в стихотворениях

- Да, лето – наша любимая, самая яркая пора, когда всё живёт и радует глаз


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно поклонилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре –улетела


В) ГРУППА ПОКЛОННПКОВ АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО


Биограф

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875 А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик ( роман «Князь Серебряный»), и как драматург. Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов



Чтец:

(с.287) СТИХОТВОРЕНИЕ Я. ПОЛОНСКОГО (один ребёнок учит наизусть, два ученика рисуют иллюстрацию к стихотворению)

« Где гнутся над омутом лозы…»

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

"Дитя, подойди к нам поближе,

Тебя мы научим летать,

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,

Нам так хорошо и тепло,

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,

Мы так тебя любим давно –

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!"






Беседа по вопросам К СТИХОТВОРЕНИЮ Я. ПОЛОНСКОГО

« Где гнутся над омутом лозы…» :

- Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении?

- Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы?

- Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз?

- Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?

- Чем отличается это стихотворение от других стихотворных пейзажей?

- Какими приёмами создаётся мелодия этого стихотворения?


Г) Задания для группы ПОЭТЫ И ХУДОЖНИКИ.

Поэты работают по отдельному проекту в проекте. Они уже знакомы с творчеством изучаемых авторов, т.к. увлечены поэзией.


ПОЭТЫ

сочиняют четверостишия по заданным рифмам: Буриме.


1)Весна – полна

Лазурь – бурь


2) лето – одето

Травы – забавы


3) Осень – носим

Гордись- садись (стыдись)


4) Зима – сама

Одеться – наглядеться.


5) Один человек готовит развёрнутый ответ на вопрос: « Чем затрагивает душу человека 21 столетия поэзия 19 века?» (ОДИН АБЗАЦ)

ХУДОЖНИКИ НА УРОКЕ БУДУТ СОЗДАВАТЬ 4 АПЛИКАЦИИИ


ПО ТЕМАМ:

ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА

30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!