СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку.

Цели урока:

пробудить интерес к русской поэзии;

понять мысли, чувства, настроения поэтов;

прививать любовь к родной природе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"»

 Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого . Цели: -пробудить интерес к русской поэзии; -понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого; -прививать любовь к родной природе.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого .

Цели:

-пробудить интерес к русской поэзии;

-понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого;

-прививать любовь к родной природе.

В ней есть душа, в ней есть свобода,  В ней есть любовь, в ней есть язык.  Ф.И.Тютчев. Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе .

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев.

Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе .

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ  1800-1844  Е. А. Баратынский родился в знатной дворянской семье, в Тамбовской губернии. Учился в Петербурге в Пажеском корпусе. В 1819 году поступил рядовым в гвардейский полк в Петербурге, впоследствии служил унтер-офицером в Финляндии.  Он был другом А. Дельвига, А. Пушкина, К. Рылеева, В. Жуковского. В печати выступил в 1819г., быстро завоевал успех, прославившись как мастер элегии. За свою недолгую жизнь он создал множество прекрасных стихотворений, несколько поэм. Умер во время путешествия за границу в Неаполе.

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ 1800-1844

Е. А. Баратынский родился в знатной дворянской семье, в Тамбовской губернии. Учился в Петербурге в Пажеском корпусе. В 1819 году поступил рядовым в гвардейский полк в Петербурге, впоследствии служил унтер-офицером в Финляндии.

Он был другом А. Дельвига, А. Пушкина, К. Рылеева, В. Жуковского.

В печати выступил в 1819г., быстро завоевал успех, прославившись как мастер элегии.

За свою недолгую жизнь он создал множество прекрасных стихотворений, несколько поэм.

Умер во время путешествия за границу в Неаполе.

« Весна, весна! как воздух чист…»  Шумят ручьи! блестят ручьи!        Взревев, река несет  На торжествующем хребте        Поднятый ею лед!   Еще древа обнажены,        Но в роще ветхий лист,  Как прежде, под моей ногой        И шумен и душист.   Под солнце самое взвился        И в яркой вышине  Незримый жавронок поет        Заздравный гимн весне.   Что с нею, что с моей душой?        С ручьем она ручей  И с птичкой птичка! с ним журчит,        Летает в небе с ней!   Зачем так радует ее        И солнце и весна!  Ликует ли, как дочь стихий,        На пире их она?   Что нужды! счастлив, кто на нем        Забвенье мысли пьет,  Кого далёко от нее        Он, дивный, унесет!   Весна, весна! как воздух чист!        Как ясен небосклон!  Своей лазурию живой        Слепит мне очи он.   Весна, весна! как высоко        На крыльях ветерка,  Ласкаясь к солнечным лучам,        Летают облака!

« Весна, весна! как воздух чист…»

  • Шумят ручьи! блестят ручьи!       Взревев, река несет На торжествующем хребте       Поднятый ею лед! Еще древа обнажены,       Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой       И шумен и душист. Под солнце самое взвился       И в яркой вышине Незримый жавронок поет       Заздравный гимн весне. Что с нею, что с моей душой?       С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит,       Летает в небе с ней! Зачем так радует ее       И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий,       На пире их она? Что нужды! счастлив, кто на нем       Забвенье мысли пьет, Кого далёко от нее       Он, дивный, унесет!
  • Весна, весна! как воздух чист!       Как ясен небосклон! Своей лазурию живой       Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко       На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам,       Летают облака!
Какие приметы ранней весны видит поэт? 1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка. 2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!» Какой литературный приём помогает сделать картину живой? Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте». Каким настроением проникнуто стихотворение? 3. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой. Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны? 4. Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой». Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения? 5. Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».
  • Какие приметы ранней весны видит поэт?

1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка.

2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!»

  • Какой литературный приём помогает сделать картину живой?

Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте».

  • Каким настроением проникнуто стихотворение?

3. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой.

  • Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?

4. Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой».

  • Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения?

5. Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ  1819-1898  Я. П. Полонский прожил долгую жизнь. Отдал писательской деятельности 60 лет, но настоящего признания не получил. Слава пришла к нему позже. Он разрабатывал в своём творчестве жанр романса, песни, элегии. Поэтому его творчество привлекло внимание композиторов – Чайковского, Даргомыжского, Танеева, Рахманинова. Многие его стихи стали песнями .

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ 1819-1898

  • Я. П. Полонский прожил долгую жизнь. Отдал писательской деятельности 60 лет, но настоящего признания не получил. Слава пришла к нему позже. Он разрабатывал в своём творчестве жанр романса, песни, элегии. Поэтому его творчество привлекло внимание композиторов – Чайковского, Даргомыжского, Танеева, Рахманинова. Многие его стихи стали песнями .
« По горам две хмурых тучи…» По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись – не уступили Той скалы друг другу даром И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром – по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобно сказалась, Так вздохнула, что не смел Повторить удара тучи  И у ног скалы горючей  Улеглись и обомлели…

« По горам две хмурых тучи…»

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смел

Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели…

Какую картину рисует поэт? Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем? Что вы можете сказать об отношении туч между собой? Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия? Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения? В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину .
  • Какую картину рисует поэт?
  • Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?
  • Что вы можете сказать об отношении туч между собой?
  • Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?
  • Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?

В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину .

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ  1817-1875  А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик ( роман «Князь Серебряный»), и как драматург. Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875

А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик ( роман «Князь Серебряный»), и как драматург.

Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.

« Где гнутся над омутом лозы…» Где гнутся над омутом лозы,  Где летнее солнце печет,  Летают и пляшут стрекозы,  Веселый ведут хоровод.

« Где гнутся над омутом лозы…»

Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"

 

Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз? Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?  Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка.  Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.
  • Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении?
  • Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы?
  • Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз?
  • Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?

Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка.

Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними.

Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!