Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого .
Цели:
-пробудить интерес к русской поэзии;
-понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого;
-прививать любовь к родной природе.
В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев.
Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе .
ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ 1800-1844
Е. А. Баратынский родился в знатной дворянской семье, в Тамбовской губернии. Учился в Петербурге в Пажеском корпусе. В 1819 году поступил рядовым в гвардейский полк в Петербурге, впоследствии служил унтер-офицером в Финляндии.
Он был другом А. Дельвига, А. Пушкина, К. Рылеева, В. Жуковского.
В печати выступил в 1819г., быстро завоевал успех, прославившись как мастер элегии.
За свою недолгую жизнь он создал множество прекрасных стихотворений, несколько поэм.
Умер во время путешествия за границу в Неаполе.
« Весна, весна! как воздух чист…»
- Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней! Зачем так радует ее И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она? Что нужды! счастлив, кто на нем Забвенье мысли пьет, Кого далёко от нее Он, дивный, унесет!
- Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака!
- Какие приметы ранней весны видит поэт?
1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка.
2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!»
- Какой литературный приём помогает сделать картину живой?
Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте».
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
3. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой.
- Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?
4. Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой».
- Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения?
5. Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».
ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ 1819-1898
- Я. П. Полонский прожил долгую жизнь. Отдал писательской деятельности 60 лет, но настоящего признания не получил. Слава пришла к нему позже. Он разрабатывал в своём творчестве жанр романса, песни, элегии. Поэтому его творчество привлекло внимание композиторов – Чайковского, Даргомыжского, Танеева, Рахманинова. Многие его стихи стали песнями .
« По горам две хмурых тучи…»
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смел
Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели…
- Какую картину рисует поэт?
- Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?
- Что вы можете сказать об отношении туч между собой?
- Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?
- Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?
В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину .
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875
А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик ( роман «Князь Серебряный»), и как драматург.
Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.
« Где гнутся над омутом лозы…»
Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"
- Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении?
- Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы?
- Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз?
- Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?
Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка.
Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними.
Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.