СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока : «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тему урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века 6 класс

 Цели урока:

пробудить интерес к русской поэзии;

понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского,А.К.Толстого;

прививать любовь к родной природе.

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока : «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».»

Тема урока : «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого».2

Цели:
-пробудить интерес к русской поэзии;
-понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого;
-прививать любовь к родной природе..

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня немного необычный урок. Во-первых, давайте познакомимся: меня зовут Клавдия Вениксовна, а вас я узнаю в течение урока. Ребята, я приглашаю вас быть участниками праздника красоты, поэтому у нас на уроке присутствуют гости.

Я приглашаю вас быть участниками праздника красоты, который нам предлагают замечательные волшебники: поэты, музыканты, художники. Ребята, а как можно создавать красоту? (Ответы: сочиняя музыку, стихи, создавая произведения живописи). Вы совершенно правы! И нам необходимо конкретизировать тему урока:

( Учитель читает стихотворение Я.Полонского, звучит музыка Бетховена)

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

.

Задается вопрос классу : «Как вы думаете, о чем это стихотворение? Почему именно с него мы начали наш урок?»

Ребята вместе с учителем формулируют тему и цель урока.

2. Запись темы в тетрадь: “Родная природа в лирике русских поэтов ХIХ века”, теоретическая работа с термином “пейзаж”.

Встречались ли вы с этим понятием при изучении художественных произведений ранее? (Ответы: да, мы уже знакомы с описанием природы


Русские поэты посвяти природе различных времен года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.

Первая часть учебника заканчивается подборкой стихотворений русских поэтов 19 века о родной природе. Прочитаем их вместе и попробуем понять, как неяркий, спокойный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас.
2. Рассказ о жизни и творчестве Е.А.Баратынского.

Небольшую биографическую справку о писателях рассказывают учащиеся.
Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816г совершил тяжкий проступок - принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер.
С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818г завязывает знакомство с Дельвигом , который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.

Чтение и анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!».
Стихотворение читается (фонохрестоматия)

- Какие чувства вызывает стихотворение?

- Какие слова не понятны?


Словарная работа: пейзаж, гимн, лазурь- светло-синий, хребет- позвоночник, горная цепь, аллитерация- повторение одинаковых согласных звуков, суета- торопливые и беспорядочные хлопоты.


2 Анализ текста

Ребята! О чем это стихотворение? (Это стихотворение о весне, о том, как преображается все вокруг.)

1 Какие приметы ранней весны видит поэт?
2 Какой литературный приём помогает сделать картину живой?
3 Каким настроением проникнуто стихотворение?
4 Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?
5 Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения?


1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка.
2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!»
Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте».
3. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой.
4. Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой».
5. Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».

Как лирический герой встречает весну?
Он встречает весну восторженным гимном. Лирический герой с огромной радостью приветствует раннюю весну, которая приходит на смену зиме. Стихотворение отличает восторженная интонация. Он хочет слиться с природой и раствориться в ней.

Задаются задания по рядам.

  1. Найти в тексте эпитеты. («Лазурь живая», «солнечные лучи», «яркая вышина», «заздравный гимн»).

  2. найти метафоры ( на крыльях ветерка).
    3-Найти олицетворения («взревев, река несет/на торжествующем хребте/ поднятый ею лед!», «древа обнажены»).

    Давайте обратим внимание на то, как поэт играет звуками.

    Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими, рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист).

    Такой прием в литературе называется аллитерацией –это повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. (Записывается на доске и в тетради)

    Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает:

    Что с нею, что с моей душой?
    С ручьем она ручей
    И с птичкой птичка! с ним журчит,
    Летает в небе с ней!..
    - Природа и человек. Как они представлены в этом стихотворении?

  3. Вывод:
    Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.

_4 Работа с иллюстрациями.

Приметы весны на картине.

5 Прочитаем еще одно стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется…». (Читает ученик)
- Назовите образы стихотворения (летучие облака и поэтическое творчество) Ребята, кто-то из вас пишет стихотворения?

- Что на первом плане в стихотворении?

Вывод:


Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется…» построено на параллельных образах: образ «летучих облаков», чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья/посторонней суеты", от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении тоже на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею.



3.Знакомство с Я.П.Полонским, чтение и анализ его стихотворений о природе.

Биографическая справка ( рассказывает ученик)

Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь-с 1819 по 1898год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство : волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья. А соседский мальчик стал первым критиком его отроческих стихов. В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он интересовался бытом и народным творчеством Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и правах горцев. Немало поэтических описаний природы появилось в его тетрадях этой поры. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта.
Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он не знал настоящего большого успеха.
Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» ( «Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения».

Чтение и анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»
Словарная работа: мгла- туман, сонм – скопление, множество, горючий – способный гореть, горький ( слезы), дебри – место, заросшее непроходимым лесом.

Беседа по вопросам.

-Какую картину рисует Полонский? (Поэт изображает ночной пейзаж.)

- Как он делает? ( Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Она оттеняется тусклым блеском озера. Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь пустила на долины.)

Пока учащиеся отвечают на вопрос о композиции, один учащийся на доске выписывает эпитеты ( прозрачная, сонный, бледный, сизые, фосфорический)


-Какова композиция стихотворения ? (Оно состоит из двух частей. В первой - общий план, картина спящей природы. Во второй внимание сконцентрировано на герое стихотворения («бледный месяц»)

-Какой прием создает настроение стихотворения? (Вторая часть обращает наш взгляд вверх: олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит». Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует и звукопись - аллитерации на глухие согласные : «с», «т», «ч», «х», «ф».)

-Какую роль играют эпитеты? (Они создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные тона) .

Чтение и анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи…) (Выразительно читает учитель).
1 Какую картину рисует поэт?
2 Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?
4 Что вы можете сказать об отношении туч между собой?
5 Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?
6 Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?


В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину


Беседа по вопросам

-Что общего у этих стихотворений? (Оба рисуют пейзаж, действие происходит вечером, ночью : есть общие образы-тучи, есть антитеза-противопоставление: тьма-свет.)

-Чем отличаются стихотворения? (второе более громкое, звукопись создают аллитерации- раскатистые твердые и мягкие «р».А в первом стихотворении тишину ночи подчеркивают глухие согласные ).

-Что изображается в стихотворении? (Здесь изображен летний горный пейзаж . Он динамичен- это впечатление создают глаголы движения, действия.)

Найдите в тексте противопоставления.

В первом стихотворении свет тусклый, бледный, фосфорический, а во втором освещают пейзаж «яркой молнии ударом». Звуки : громкие , резкие противопоставлены приглушенному ответу скалы.

3. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого.

Биографическая справка ( ученик)

А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине , там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.
Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь : за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу , сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.
Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»
«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.

Давайте же обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…» ( чтение стихотворения)
Словарная работа: смут – водоворот, глубокая яма на дне озера, лоза
Анализ особенностей стихотворения.

-Какой пейзаж изображен А.Толстым ? (Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.)

Словарная работа.
Омут - водоворот на реке, образуемый встречным течением.
Лоза – длинный стебель некоторых кустарников (ивы, винограда) Отлогий – опускающийся под уклоном, не крутой


-Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей? (Это стихотворение-сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз, заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)

- Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, анафорой (одинаковым началом строк), мерным, плавным, ласковым ритмом.)

4. Работа с репродукциями.

Какие виды искусства, кроме литературы, вам знакомы? ( Музыка, живопись, архитектура.) Давайте рассмотрим с вами репродукции картин известных художников-пейзажистов и постараемся сказать, какие стихотворения они могли бы проиллюстрировать? Какие чувства вызывают у вас эти репродукции?

5. Прослушивание музыкального произведения «Времена года» Вивальди.

6 Синквейн

природа

живая, удивительная

чарует, восхищает, дарит

Как не любить эту землю

Жизнь


6 Рефлексия :Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе.


7.Итоги урока.

С творчеством каких писателей мы с вами познакомились? Что нового узнали? Какие художественные средства мы встретили в стихотворениях?

Заключительное слово учителя.

Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.

О жизни поэтов, с чьими именами мы познакомились, их творческом пути мы будем знакомиться в старших классах, а те, кому хочется больше узнать о любимых поэтах, могут прочитать о них во вступительных статьях поэтических сборников. Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.

Домашнее задание : выучить наизусть понравившееся стихотворение поэтов 19 века о природе.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

  • Нарисовать иллюстрацию к тексту любого стихотворения о природе.

  • Написать сочинение-миниатюру на тему (по выбору):

Весна:
О чем говорит березка с ландышем?
Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?
Прощальная песенка тающей сосульки.

Лето:
Приключения солнечного лучика.
Галчата учатся летать.
Разговор зеленой травы с тополиными листьями.

Осень:
Путешествие осеннего ветра.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!