И, наконец, «неаккуратность»
в тетради:
8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.
10. Переносит слова как попало
11. Часто не делает пробелов между словами.
12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.
Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?
Или он просто плохо знает правила?
Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:
1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
2. Пропуск букв.
3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону(зеркальное письмо).
7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ( «ъ» и «э»).
Учитель-логопед: Бердникова С.В.
Правило
При выполнении любых заданий детей со зрительно-моторным недостатком важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность, тщательность, каждого задания, лучше, если тетрадь с высотой строки 8 мм.
Учим писать большими по величине буквами.
Перед началом проверить правильность посадки детей, удобен ли стул, правильно ли держит ручку.
Рекомендуется ежедневно 15-20 минут заниматься следующими упражнениями:
манипуляции с мелкими деталями - пуговицы, конструктор, бисер, раскладывание, складывание, собирание, нанизывание на нить.
лепка из пластилина мелких по размеру деталей - если это человек, то руки должны быть с пальцами, куртка с пуговицами, лицо- нос, глаза, уши.
вырезание из бумаги-ножницы д.б. хорошо разработаны, бумага достаточно плотная.
вращательные движения мелких предметов пальцами.
завязывание и развязывание узелков.
для отработки графических движений не следует предлагать просто штриховку, эффективнее использовать задания с определенными
требованиями:
провести прямые, наклонные, ровные линии, параллельные, изобразить полуовалы, овалы, круги.
обязательно объяснить ребенку, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы- сверху вниз.
хорошее задание на данном этапе – штриховка округлых объектов, например, раскраска яблока, мяча…
При трудностях формирования зрительного образа буквы или цифры процесс коррекционной работы строго по этапам
- кинестетически подкреплять – ощупывание.
- Закреплять моторный образ-письмо букв в воздухе.
- работу вести в пределах одного шрифта
Закрепление пространственного восприятия буквы - здесь нарушено звено зрительного образа буквы.
Дан 1 элемент письменный или печатный
Задания:
- составь как можно больше букв с данным элементом.
- реконструкция букв- путем прибавления или убавления элементов из данной буквы, составь как можно больше других букв.
- трудную букву в тексте подчеркнуть, выделить
- трудную букву вставить в печатный текст- прописной или наоборот: гости…