Рекомендации для родителей по профилактике акустической дисграфии.
Акустическая форма дисграфии проявляется в заменах букв, близкими по звучанию. При этом в устной речи звуки произносятся правильно, но на письме чаще всего смешиваются: Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д., С-Ш; З-Ж и т.д., Ч-Щ; Ч-Т’; Ц-Т; Ц-С и т.д.
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
Для профилактики акустической дисграфии с ребенком можно поиграть в игры, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха, которые научат ребенка слышать и различать разнообразные звуки.
Игра «Угадай, чья песенка»
Взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (произносит отчетливо звук «С»: ссс…) и как поет комарик «З»: ззз… Затем взрослый произносит то звук «С», то звук «З» и предлагает ребенку угадывать, когда поет водичка, а когда комарик. Аналогично песенка змеи «Ш» и песенка жука «Ж» и т.д.
Все указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.
Игра «Хлопни в ладоши».
Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук и показать соответствующую букву.
Игра «Подбери слова».
Ребенку предлагается назвать несколько слов с заданным звуком.
Игра «Запомни и скажи»
Детям предлагается запомнить ряд звуков и повторить его. Сначала используются ряды только из гласных звуков, потом ряды из согласных звуков:
АОУ, ИОА, АУОИ, ЭОИА…
СЧП, КТР, ПТСМ…
Должны быть исключены сочетания гласных и согласных с целью исключения запоминания слогов.
Игра «Какой звук выпал из слова?»
Дети слушают слова и называют «выпавший» звук (крот - кот, лампа - лапа, пилка - пила).
Игра «Покажи картинку».
Названия картинок, отличающихся одним звуком, произносятся в именительном падеже с экранизацией лица (мишка – миска, козы – косы и т. д.).
Игра «Закрой картинку».
Ребенку, предлагается, молча закрыть картинки бумажными квадратиками, в названии которых есть заданный звук.
Игра «Поймай звук (А)»
Называем ряд гласных звуков, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук (А).
Игра «Повтори скороговорки»
Нужно попросить повторить за логопедом наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.
Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)
Везет Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов)
Три свиристели еле-еле свистели на ели. (7 слов)
Грабли – грести, метла - мести, весла – везти, полозья – ползти. (8 слов)
Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть. (9 слов)
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. (10 слов)
В поле затопали кони, от топота копты пыль по полю летит. (11 слов)
У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку. (12 слов)
Игры на развитие слухового внимания:
«Шумящие коробочки» (разнообразное содержание коробочек: скрепки, соль, горох и т.д.);
«Кто как кричит?» (включаем запись и узнаем голоса животных);
«Кто тебя позвал?» (узнай по голосу);
«Угадай по звуку» (определение предмета по характеру звука: ложечка в стакане, бубенчик, шуршащая бумага);
В этих играх задача ребенка узнать заданный звук с закрытыми глазами.
Успехов Вам!!
Рекомендации подготовила
учитель-логопед Васянина В.О.