СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Рекомендации родителям по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даны основные рекомендации для родителей по профилактике дисграфиии у детей дошкольного возраста, описаны упражнения, которые можно выполнять дома.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Рекомендации родителям по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"»

Рекомендации родителям по профилактике дисграфии

у детей дошкольного возраста

При обучении детей дошкольного возраста чтению и письму родителям следует избегать распространенных ошибок, которые могут привести к нарушениям чтения и письма у детей, к дисграфии и дислексии.

Какие же упражнения необходимо делать с ребенком, чтобы предупредить возникновение дисграфии?

Грамотное предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста должно осуществляться по нескольким направлениям:

  1. Тренировка навыка звукового анализа и синтеза

Важно перед школой и в момент обучения чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.

Ребенок должен хорошо овладеть понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».

Дошкольник должен находить различия между:

  • буквой и звуком;

  • гласным и согласным;

  • словом, слогом и звуком;

  • твердыми и мягкими согласными;

  • звонкими и глухими согласными;

Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.

Упражнения на тренировку звукового анализа(фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками, чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:

  • Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У].

  • Разложи картинки в две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.

  • Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т.п).

  • Я назову твердый, а ты – парный мягкий ( С – СЬ, М – МЬ и т.п).

  • Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука [П] положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук [Б] клади в домик со звоночком.

  • У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове большее количество слогов.

  • Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.

  • Найди слова с одинаковым звуком в конце слова.

  1. Работа по исправлению звукопроизношения

Если у ребенка имеются нарушения звукопроизношения и он заменяет один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению. Бывает и так, что звуки исправлены, а ребенок иногда все же продолжает их путать. Например, раньше малыш вместо звука [Ш] произносил звук [С], но логопед поставил шипящий звук и вроде бы все нормально. Но в некоторых словах ребенок как бы по привычке возвращается к старому произношению, и говорит «малыс» вместо «малыш», или «космош» вместо «космос». Забавно, правда? Да, но и опасно! Ведь так он будет и писать.

Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг на друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии:

  • Если услышишь звук [Ш] подними его символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходи воздух), а если прозвучит звук [С] – покажи его символ (например, насос).

  • Повтори за мной звуки, не перепутай: [Ш] [С] [С], [C] [С] [Ш], [Ш] [С] [Ш] и т.д.

  • Подними символ звука [Ш], если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук [С] – подними символ звука звук [С].

  • Положи картинки — слова со звуками [Ш] и [С] в разные домики.

  1. Работа по запоминанию букв

При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом:[В] а не [ВЭ] или [ВЫ], [Щ] а не [ЩА] или [ЩЕ],[Л] а не [ЭЛ] или [ЭЛЬ]. Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает. Это поможет научить читать. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» — «вэаза», вместо «щука» — «щаука», вместо «лук» — «лыук», потому что ребенок произносит название буквы как 2 звука. Возникнет путаница в восприятии букв и звуков нашей речи.

Если такая ошибка была допущена родителями или педагогом (бывает и такое), выполняйте упражнения по профилактике дисграфии:

  • Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук), ребенок пишет.

  • Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет её и произносит (только один звук, обозначающий букву): буква [Ш], буква [Т] и т.д.

  • Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинаются с одного звука. Например: рыба, руль, рысь – все слова начинаются с буквы Р (буквы [Р]).

  1. Упражнения по закреплению правильного образа буквы

При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.

Проводите с дошкольником упражнения по профилактике оптической дисграфии:

  • Обведи букву;

  • Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;

  • Дорисуй недостающие детали;

  • Зачеркни неправильно написанные буквы;

  • Выучи стихотворение про букву.

  • Какая буква получится, если добавить детали?

  • Какая буква получится, если убрать детали?

  • Нарисуй букву в воздухе.

  • Сравни 2 буквы, чем они похожи и чем отличаются?

Уважаемые родители! Не жалейте времени на занятия с ребенком перед школой. Учите дошкольника читать и писать правильно. Большой выбор пособий и игр поможет Вам сделать занятия интересными и насыщенными. Дисграфию легче предупредить, чем в дальнейшем мучиться по устранению дисграфии в школе. А Ваши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами Вашего первоклассника.

Источники:

  • https://pcenter-tlt.ru/profilaktika-disgrafii-u-doshkolnikov

  • http://pms-centr.spb.ru/materialy-spetsialistov/489-rekomendatsii-logopeda-roditelyam-budushchikh-pervoklassnikov-po-profilaktike-narushenij-ustnoj-i-pismennoj-rechi

  • https://www.defectologiya.pro/zhurnal/korrekczionnaya_rabota_po_preduprezhdeniyu_raznyix_vidov_disgrafii_u_doshkolnikov_s_onr/

  • https://multiurok.ru/files/rekomendatsii-dlia-roditelei-profilaktika-disgrafi.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!