Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
- Законом Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Уставом и локальными актами МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа».
Программа направлена на формирования общенаучных, экспериментальных, интеллектуальных задатков и способностей, а также навыков проектной деятельности.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Актуальность занятий биологией и химией со школьниками обусловлена Привлечением дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья.
Отличительной особенностью представленной программы является то, что она, охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и химии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Педагогической целесообразностью создания программы можно считать, что программа способствует решени. проблемы здоровья общества, экологических и продовольственных проблем, которые можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации программы, т.к. дополнительное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Цель: развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических и биологических знаний, использование их в практической деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся;
Задачи:
углубить, расширить и систематизировать знания учащихся о строении, свойствах, применении веществ, их соединений;
расширить знания о жизнедеятельности живых организмов;
научить решать задачи повышенной сложности по биологии и химии
формировать умение работать с научно- популярной литературой;
совершенствовать умение обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием;
научить применять полученные знания и умения в повседневной жизни.
Программа рекомендована для учащихся 7-11 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки, а также для подготовки к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ по биологии и химии.
Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 45 минут
Программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю, 35 часов в год).
В результате изучения курса «Юные исследователи» обучающиеся должны:
знать: формы лекарственных препаратов, виды моющих и чистящих средств, их применение и влияние на человеческий организм; правила хранения лекарств и бытовых химических веществ; меры оказания первой доврачебной помощи при химических отравлениях и ожогах;
уметь: объяснять применение лекарственных веществ, моющих и чистящих средств бытовой химии исходя из знаний об их свойствах; использовать эти вещества в домашних условиях; производить расчеты исходных веществ и готовить растворы разной концентрации; оказывать первую доврачебную помощь; решать задачи повышенной трудности;
использовать: приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
Теоретические | Практические |
1 | Введение | 4 | 3 | 1 |
2 | Биологически активные соединения. | 10 | 5 | 5 |
3 | Домашняя аптечка. | 6 | 3 | 3 |
4 | Моющие и чистящие вещества | 6 | 3 | 3 |
5 | Пища и пищевые продукты. | 4 | 2 | 2 |
6 | Внеклассная работа | 5 | 3 | 2 |
Всего | 35 | | |
Календарно - тематическое планирование
№ занятия | Планир. сроки | Фактич. сроки | Наименование темы | Количество часов |
Введение |
1 | | | Знакомство с правилами техники безопасности в кабинете химии | 1 |
2 | | | Химическая посуда | 1 |
3 | | | Биологическая посуда | 1 |
4 | | | Методы изучения биологии и химии | 1 |
Биологически активные соединения |
5 | | | Витамины. Водорастворимые витамины | 1 |
6 | | | Жирорастворимые витамины | 1 |
7 | | | Практическая работа по определению витаминов в продуктах питания | 1 |
8 | | | Решение задач на вычисление массовой доли раствора | 1 |
9 | | | Ферменты | 1 |
10 | | | Решение расчетных задач по определению выхода продукта реакции в ферментативных процессах | 1 |
11 | | | Гормоны. | 1 |
12 | | | Закрепление темы «Гормоны» | 1 |
13 | | | Обобщение знаний «Биологически активные соединения» | 1 |
14 | | | Экскурсия «Витамины сада» | 1 |
Домашняя аптечка. |
15 | | | Изучение состава домашней аптечки. | 1 |
16 | | | Классификация лекарственных препаратов. | 1 |
17 | | | Практическая работа по распознаванию лекарственных препаратов | 1 |
18 | | | Решение задач по генетике | 1 |
19 | | | Опасность самолечения | 1 |
20 | | | Экскурсия «Виртуальная аптека» | 1 |
Моющие и чистящие вещества |
21 | | | Средства борьбы с бытовыми насекомыми | 1 |
22 | | | Химические средства гигиены и косметики | 1 |
23 | | | Практическая работа по изучению состава туалетного мыла | 1 |
24 | | | Решение задач на определение молекулярной формулы веществ | 1 |
25 | | | Практическая работа «мыльные пузыри» | 1 |
Пища и пищевые продукты. |
26 | | | Экологически чистые продукты питания. Определение нитратов в овощах | 1 |
27 | | | Правила здорового питания. Составление норм питания | 1 |
28 | | | Генномодифицированные пищевые продукты. Пищевые добавки. | 1 |
29 | | | Экскурсия «Опасный супермаркет» | 1 |
Внеклассная работа. |
30 | | | Подготовка химического вечера «Замечательная, занимательная химия». | 1 |
31 | | | Химический вечер «Замечательная, занимательная химия». | 1 |
32 | | | Подготовка конкурса «Юные знатоки природы» | 1 |
33 | | | Конкурс «Юные знатоки природы» | 1 |
34 | | | Круглый стол «Наши успехи» | 1 |
35 | | | Резервное время | 1 |
Содержание рабочей программы
Введение. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Знакомство с правилами техники безопасности в кабинете химии. Химическая посуда. Методы изучения биологии и химии.
Биологически активные соединения. Витамины, ферменты, гормоны.
Домашняя аптечка. Аптечные препараты и их свойства, правила хранения и сроки годности лекарственных препаратов.
Моющие и чистящие средства. Ознакомление со свойствами и составом моющих средств, применение знаний в практических работах.
Пища и пищевые продукты. Химия и биология пищевых продуктов. Изучение состава продуктов. Изучение глобальных проблем.
Внеклассная работа. Составление плана проведения конкурса и мероприятия, оформление итоговых работ, подведение итогов, проведение мероприятий.
Методическое обеспечение
Данная программа рассчитана на 1 год. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, учащиеся готовят доклады.
Практические занятия проводятся в форме лабораторных и практических работ.
Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных успехов обучающегося.
Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные.
Материально-техническое обеспечение
место проведения занятий - кабинет биологии
подсобное помещение – лаборантская комната
перечень оборудования учебного кабинета - классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, микроскопы, наглядные пособия);
Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий
микроскопы
микропрепараты
наглядные пособия.
Набор химических реактивов – 1 шт.
Список литературы
Для учителя:
Беляев Д.К. и др. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. М. ОАО «Московские учебники»,2011.
Кириленко А.А. Молекулярная биология. Все типы задач. – Ростов н/Д: Легион, 2015.
Марков А., Неймарк Е. Эволюция – классические идеи в свете новых открытий, Москва: АСТ:CORPUS, 2014.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.
№ 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
Теремов А.В., Петросова Р.А. – Биология 10 -11. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) - Москва: Мнемозина, 2010.
Для обучающихся:
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
4. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
5. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
6. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
8