СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы проектной деятельности «Юный исследователь» обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • У обучающихся не сформированы навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые для решения исследовательских задач;
  • Низкий уровень у младших школьников самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
  • Обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
  • Обучающиеся не владеют этапами выполнения учебных исследований.

И поэтому, сегодня необходима переориентация обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"»

Пояснительная записка

Актуальность деятельности

Актуальность программы проектной деятельности «Юный исследователь» обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • У обучающихся не сформированы навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые для решения исследовательских задач;

  • Низкий уровень у младших школьников самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;

  • Обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;

  • Обучающиеся не владеют этапами выполнения учебных исследований.

И поэтому, сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, а также она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Говоря об актуальности проектной деятельности, очень подходит такая китайская пословица: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня и я научусь».

Программа «Юный исследователь» составлена на основе методических рекомендаций А.И.Савенкова «Я- исследователь».

Цель программы: трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • самостоятельно конструировать свои знания;

  • интегрировать знания из различных областей наук;

  • научиться критически мыслить.

Пути достижения цели.

Двухкомпонентная организация проектной деятельности

Работа над темой и работа над проектами.

Компонент 1. Узнаём. Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Компонент 2. Делаем. Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования).

По завершении представляют готовые проекты.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

Сроки реализации программы и распределения часов

Занятия кружка «Юный исследователь» проводятся для учащихся 2 класса по 1часу в неделю , 34 учебных часа.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:

от 8 до 9 лет (2 класс).

Формы организации детского коллектива.

Программа предусматривает работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей,  учебная дискуссия, рассказы детей и учителя; упражнения на развитие способов мыслительной деятельности; мини-исследования; индивидуальное составление моделей и схем;  ролевые игры; эксперименты.

Учебно- тематический план

п/п

Тема


Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

2 класс

Всего час.

аудиторные

внеаудиторные

I. Введение (1 час)

1.

Что такое проект. Что такое исследование?

1

1

-

Знать, что такое проект.

Уметь выбирать объект исследования, составлять план наблюдения.

Задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

II. Учимся делать проекты (8 часов)

2

Что такое проблема? Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

1

1

-

Уметь пользоваться различными источниками для сбора материала по теме познания,

умение задавать вопросы;

поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения

3

Основные методы исследования

1

1

-

4-5

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ.

2

1

1

6-7

Удивительный вопрос

2

-

2

8-9

Источники информации

2

1

1

III. Мы исследователи (23 часа)

10-12

Польза и вред шоколада.

3

2

1

Знать, что такое проект, исследование.

Уметь выбирать объект исследования, составлять план наблюдения.

Уметь пользоваться различными источниками для сбора материала по теме исследования.

Уметь выделять самое главное в найденном материале, работать со схемой.

Уметь работать в коллективе, составлять рассказ об объекте исследования, представлять результаты своей работы

13-14

Краски осени

2

1

1

15-16

Одежда

2

-

2

17-19

Танграм

3

1

2

20-21

Птицы зимой

2

1

1

22-24

Волшебное оригами

3

1

2

25-29

Сказки

5

1

4

30-32

Мир увлечений

3

1

2

IV. Заключение. ( 2 часа)

33

Что мы узнали и чему научились за год.

1

1

-

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

34

Моя лучшая работа.

1

-

1


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68ч.)

  1. Введение (1 час)

Что такое проект. Что такое исследование? (аудиторный)

  1. Учимся делать проекты (8 часов)

Что такое проблема. Игра «Посмотри на мир чужими глазами» (аудиторный). Основные методы исследования (аудиторный). Понятие о гипотезе (аудиторный . Вопрос и ответ (внеаудиторный). Удивительный вопрос (внеаудиторный). Источники информации (аудиторный, внеаудиторный).

  1. Мы исследователи (23 часа)

Польза и вред шоколада (аудиторный, внеаудиторный). Краски осени (аудиторный, внеаудиторный). Одежда (внеаудиторный). Танграм (аудиторный, внеаудиторный). Птицы зимой (аудиторный, внеаудиторный).

Волшебное оригами (аудиторный, внеаудиторный). Сказки (аудиторный, внеаудиторный). Мир увлечений (аудиторный, внеаудиторный).

  1. Заключение ( 2 часа)

Что мы узнали и чему научились за год (аудиторный). Моя лучшая работа (внеаудиторный) .

Предполагаемые результаты реализации программы:

Что дает работа над проектом?

  • дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;

  • приносят в класс литературу, анализируют статьи;

  • делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;

  • совершают учебные экскурсии по родному краю;

  • посещают музеи и другие учреждения культуры;

На основе полученной информации:

  • составляют списки, отчеты;

  • выпускают разовые или периодические бюллетени;

  • выступают перед учениками своего класса или школы;

  • пишут рефераты;

  • пишут заметки в местные газеты;

  • фотографируют.

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

  • Расширять кругозор в интересующих их областях знаний

  • Находить источник информации;

  • Извлекать информацию, относящуюся к теме;

  • Планировать работу над проектами;

  • Сотрудничать друг с другом; работать в коллективе, группе

  • Доводить начатое дело до конца.

Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ, выставки, альбом, стенгазета, коллаж, экскурсия, фотоальбом.

Методические рекомендации

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Приступив к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство детей не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.


Описание материально-технического обеспечения программы


Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

количество

примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Воронцова А.Б. Проектные задачи в начальной школе. Москва «Просвещение» 2010 г.

Шатилова М.Ю., Селезнёва Н.И. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации» изд. «Учитель», 2010 г.

Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельость в начальной школе. изд. «Учитель», 2010 г.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет  - ресурсы

М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.

Д



Д



Д



Д



Д

Д



Печатные пособия

Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы.

К


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, энциклопедии.

Персональный компьютер – рабочее место учителя

Интерактивная доска. СД.

Д



Д


Технические средства обучения

Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/

Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_

Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/

Д



Д



Д



Д



Д


Экранно-звуковые пособия

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Д

Д




Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Игры и игрушки

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К



Д



Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами





Согласовано Согласовано

протокол заседания МО ОУ учителей заместитель директора по УВР

от _____________№_______________ ___________________________

_________________ ______________ «____» _______________2011г.

подпись Ф.И.О.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!