Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сычёвская средняя общеобразовательная школа имени К.Ф.Лебединской»
«Принято» руководитель МО учителей начальных классов ____________ /Нечаева Н.И./ Протокол № ____ от «__» _____________ 2016г. | | «Утверждаю» директор школы __________/Никонова И.В./ Приказ №________ от «__» _____________ 2016г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный исследователь»
составлена на основе программы внеурочной деятельности 1-4 классы,
под редакцией Н.Ф. Виноградовой, «Вентана-Граф», 2013г.
Класс: 1 «А»
Направление: общеинтеллектуальное
Кол-во часов: 35
Сроки реализации: 2016 – 2017уч. год
Составитель:
Кудина Вера Александровна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь»
разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года;
Авторской программы А.И. Савенкова. «Программа исследовательского обучения младших школьников». - Самара: Учебная литература, 2007.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013 г.
Цель:
выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности.
Общая характеристика курса
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Главной целью современного школьного образования является: развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация,
профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Основной формой организации учебно-познавательной деятельности в предлагаемой системе работы для одаренных учащихся выступает исследовательская деятельность.
Метод исследования – это один из возможных методов работы с одаренными детьми.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывности дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системности организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытия способностей и поддержки одаренности детей.
К положительным моментам следует отнести общеучебные умения и навыки, которые формируются в процессе исследовательской деятельности:
поисковые (исследовательские) умения;
рефлексивные умения;
умения и навыки работы в сотрудничестве;
коммуникативные умения;
презентационные умения и навыки.
Все эти умения и навыки необходимы человеку XXI века.
Внеурочная деятельность по направлению “Исследовательская деятельность” в 1 классе организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, соревнований, реализации проектов. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди. Программа предусматривает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставки. Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.
Планируемые результаты освоения курса
Формирование универсальных учебных действий:
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областе;
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
Умение находить несколько вариантов решения проблемы;
Умение устанавливать причинно-следственные связи;
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
Умения и навыки работы в сотрудничестве;
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
Умение выдвигать гипотезы.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
Создавать рисунки в графическом редакторе;
Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов;
с уроками окружающего мира.
Место в учебном плане
Занятия проводятся 1 раз в неделю и рассчитаны на 33 недели – 33 часа
Содержание программы
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.
При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг»
Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
Тема 1. Что такое проекты – 1ч
Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Тема 2. Что такое проблема – 1ч
Ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 3. Как мы познаём мир – 1 ч
Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Тема 4-5. Школа почемучек - 2ч
Знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Тема 6-7. Удивительный вопрос -2ч
Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Тема 7-8. Источники информации - 2ч
Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Тема 10-11. Любимое число. Игры с числами - 2ч
Обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Тема 13-14. Проект «Алфавит» – 3ч
Организация выставки книг в алфавитном порядке.
Азбука в картинках.
Систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Тема 15-16. Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки – 2ч
Прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Тема 17-19. Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы – 3ч
Знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Тема 20-23. Проект «Растения» – 4 ч
Обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Алтайском крае.
Тема 24-25. Проект «Симметрия вокруг нас» – 2ч
Знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Тема 26-31. Проект «Сказки» – 6ч
Выбор темы школьного проекта.
Моя любимая сказка.
Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.
Сочиняем сказку.
Театрализация сказки. (2 часа)
Привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Тема 32-33. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа – 2ч
Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи»
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № в разделе | Тема | Примечание | Дата |
Что такое проекты – 1ч |
1 | 1 | Что такое проект | | |
Что такое проблема – 1ч |
2 | 1 | Что такое проблема | | |
Как мы познаём мир – 1 ч |
3 | 1 | Наблюдение и эксперимент | | |
Школа почемучек - 2ч |
4 | 1 | Понятие о гипотезе | | |
5 | 2 | Учимся вырабатывать гипотезы | | |
Удивительный вопрос -2ч |
6 | 1 | Вопрос и ответ | | |
7 | 2 | Как задавать вопросы для решения проблемы | | |
Источники информации - 2ч |
8 | 1 | Источники информации | | |
9 | 2 | Учимся выделять главное и второстепенное | | |
Любимое число. Игры с числами - 2ч |
10 | 1 | Любимое число. Игры с числами | | |
11 | 2 | Знакомство с логикой. Логические игры | | |
Проект «Алфавит» – 3ч |
12 | 1 | Коллективное исследование «История русской азбуки» | | |
13 | 2 | Работа над проектом «Азбука в картинках» | | |
14 | 3 | Защита проекта «Азбука в картинках» | | |
Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки – 2ч |
15 | 1 | Коллективная игра-исследование «Как встречают Новый год в разных странах» | | |
16 | 2 | Проект «Почему мы любим встречать Новый год и дарить подарки» | | |
Проект «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы – 3ч |
17 | 1 | Мини-конференция «Игры нашей семьи» | | |
18 | 2 | Работа над проектом «Игры наших дедушек и бабушек» | | |
19 | 3 | Защита проекта «Игры наших дедушек и бабушек» | | |
Проект «Растения» – 4 ч |
20 | 1 | Исследование и эксперимент. Круглый стол «Моё открытие» | | |
21 | 2 | Подготовка выставки « Природа и фантазия» | | |
22 | 3 | Подготовка мини-проектов «Растения Алтая» | | |
23 | 4 | Защита мини-проектов «Растения Алтая» | | |
Проект «Симметрия вокруг нас» – 2ч |
24 | 1 | Симметрия в жизни человека | | |
25 | 2 | Подготовка защиты коллективного проекта «Симметрия вокруг нас» | | |
Проект «Сказки» – 6ч |
26 | 1 | Подготовка декораций. Мини-театр «Моя любимая сказка» | | |
27 | 2 | Игра «Фабрика загадок» | | |
28 | 3 | Выставка рисунков и поделок «Мой любимый сказочный герой» | | |
29 | 4 | Работа над проектом «Сочиняем сказку» | | |
30 | 5 | Подготовка защиты проекта «Сочиняем сказку» | | |
31 | 6 | Защита проекта «Сочиняем сказку» | | |
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа – 2ч |
32 | 1 | Что мы узнали и чему научились за год | | |
33 | 2 | Моя лучшая работа | | |
Информационно-образовательные ресурсы
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года;
Авторской программы А.И. Савенкова. «Программа исследовательского обучения младших школьников». - Самара: Учебная литература, 2007.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013 г.
Учебно-методические ресурсы
Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012. - 32 с.
Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012. - 32 с.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Материально-техническое обеспечение