Утверждаю
директор МОКУ «Китаевская СОШ»
_______________ Газаева Л.О..
Приказ № от
Принято
на заседании педагогического совета
Протокол № от
Согласовано
на методическом совете школы
Протокол № от
Руководитель МС______________ Трубинова Е.Л.
Рассмотрено
на МО учителей естественно-математического цикла
Протокол № от
Руководитель МО ________________ Гуторова Л.И.
МОКУ «Китаевская средняя
общеобразовательная школа»
Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности
Секция «Юный исследователь»
1 класс
Год разработки: 2017
Срок реализации программы: 2017-18 уч.г.
Программу составила Чаплыгина О.Л.
Пояснительная записка
Проектная технология – одна из технологий, используемых в современной школе. Осуществление регулярной проектной деятельности обусловлено необходимостью перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Одним из таких направлений является научно-познавательное.
Научно-познавательное направление призвано развить у обучающихся начальной школы интерес к познанию, общее представление о мире, эрудицию, мышление, сформировать элементарные представления о роли знаний, науки, создать условия для самореализации обучающихся.
Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним отовсюду поступает много информации, однако это не обеспечивает систематичности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, структурировать ее, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Для реализации этих задач необходимо использовать групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Одним из таких методов является метод проектов, который помогает решать задачи не только образования, но и воспитания, и развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
умений и навыков работы с книгой, другими источниками информации;
умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Цель программы:
- направленность на формирование умений действенно - практического характера, требующих практического применения знаний и умений, создание условий, способствующих освоению новых для ребенка знаний
Создавая исследовательское общество младших школьников, поставлены следующие задачи:
1. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном им главное; вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения; представлять результаты исследования в виде выступления перед своими одноклассниками.
2. Формировать умения ставить задачи, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность по заданной теме.
3. Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
4. Мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами природы, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
В процессе реализации программы предусматривается использование следующих видов деятельности:
-игровая;
-познавательная;
-практическая.
Данная программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению научно-познавательная деятельность.
Программа адресована обучающимся 1 класса и рассчитана на 33 часа.
Периодичность занятий – 1 час в неделю
Учебно-тематический план
Раздел | Количество часов |
Знакомство: что такое проект и проектирование | 3 |
Практические занятия | 26 |
Реализация | 4 |
Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Дата проведения |
ориентировочно | фактически |
| Знакомство: что такое проект и проектирование(3ч) | | |
1 | Вводное занятие | | |
2 | Давайте познакомимся. Как и что рассказать о себе и своей семье? | | |
3 | Полезная и вредная пища. Зачем человек ест? | | |
| Практические занятия(25ч) | | |
| Дом | | |
4 | Дом в разных странах(северные страны) | | |
5 | Дом в разных странах( жаркие страны) | | |
6 | Дома жителей разных стран средней полосы | | |
7 | Необычные дома | | |
8-9 | Пробуем строить дом. Макет понравившегося жилища. | | |
10 | Экскурсия по селу. Как выглядят дома наших односельчан. | | |
11 | Самый красивый дом села (конкурс рисунков) | | |
12 | Дом в разные времена. Пещера древнего человека. | | |
13 | В замке древнего рыцаря | | |
14 | Барская усадьба (заочное путешествие) | | |
15 | Царские палаты (заочное путешествие) | | |
16 | В русской избе | | |
17 | Отчёт о путешествии в прошлое (создание альбома) | | |
18 | Дома литературных героев | | |
19 | Замок Снежной королевы | | |
20 | Замок Людоеда ( «Кот в сапогах») | | |
21 | Сказка «Теремок» | | |
22 | От землянки до дворца («Сказка о рыбаке и рыбке») | | |
23 | Дома на картинах художников-иллюстраторов книг | | |
24 | Дома на картинах художников | | |
25 | Экскурсия по селу. Объект строительства | | |
26 | Современные дома | | |
27 | Строительные профессии | | |
28 | Дом будущего(фантазии на тему) | | |
29 | В каком доме хотел бы жить я (конкурс рисунков) | | |
| Реализация опыта самостоятельного действия(5ч) | | |
30-32 | Дом моей мечты (создание проекта) | | |
| |
| |
33 | Обсуждение и оценка проектов | | |
Содержание программы
Раздел 1. Знакомство: что такое проект и проектирование (3часа)
Тема 1. Вводное занятие.
В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков.
Тема 2. Давайте познакомимся. Как и что рассказать о себе и своей семье?
Чем похожи и чем отличаемся друг от друга. Игра «Давайте познакомимся». Чем дорога семья. Традиции моей семьи. Самое дорогое у человека – это его семья.
Тема 3. Полезная и вредная пища. Зачем человек ест?
Игра «Хорошо – плохо». Чтобы ходить, бегать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу.
Раздел 2. Практические занятия (26часов).
Тема 1-6. Дом в разных странах.
Строительство домов в разных странах. Почему применяются разные строительные материалы.
Тема7-8.Экскурсия по селу: от старых домов до новых.
Тема 9-14. Дом в разные времена.
Как выглядели жилища в разные эпохи человеческого развития. От пещер до современных домов.
Тема 15-19. Дома литературных героев.
Путешествия по литературным произведениям с описанием жилищ героев.
Тема 20-21. Дома на картинах художников.
Художники разных стран, изображающие жилища своего народа.
Тема 22. Экскурсия по селу. Осмотр объекта строительства нашего села.
Тема 23-24.Современные дома. Строительные профессии.
Тема 25. Дом будущего.
Тема 26. В каком доме хотел бы жить я.
Раздел 3. Реализация опыта самостоятельного действия (4 часа).
Тема 1-3. Дом моей мечты. Создание проекта.
Тема 4. Обсуждение и оценка проектов.
Ожидаемые результаты
1.Обучающиеся научатся:
-как определить цель и задачи исследования;
-как спланировать свою деятельность;
-как работать с источником информации.
2.Обучающиеся получат возможность научиться:
- позитивному отношению к исследовательской деятельности, к необходимости развития творческого отношения к жизни, интереса к изучению явлений природы;
-выполнять простейшие проекты;
-взаимодействовать с ровесниками;
-ставить цель и добиваться результата;
-творческой самореализации.
Условия реализации программы
-Материально-техническое обеспечение:
компьютер, фотоаппарат, записи мультфильмов, репродукции картин, альбомы, гуашь, кисти, карандаши, картон, цветная бумага, клей, природные материалы.
-Дидактическое и методическое обеспечение:
Аркадьева А. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Ж. Начальная школа плюс до и после №2, 2005 с.98
Воронцов А. Б., Егоркина С. В. и др. Проектные задачи в начальной школе (стандарты второго поколения). -М.Просвещение, 2010,
Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников.- Волгоград: Учитель, 2009.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. -М.:АРКТИ, 2008. - 112с.
Савенков А.И Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004., 80с.
17