СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы финансовой грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  УД. 07 Основы финансовой грамотности   основной  образовательной  программы  среднего  профессионального образования  разработана  на  основе  Федерального  государственного  образовательного стандарта  среднего  профессионального  образования  по  профессиям СПО с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Основы финансовой грамотности"»

Тамбовское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж торговли, общественного питания и сервиса»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД. 07 Основы финансовой грамотности







Профессия СПО: 43.01.09 Повар-кондитер

Форма обучения – ОЧНАЯ

Нормативный срок обучения на базе основного общего образования - 3 года 10 мес.

Профиль получаемого средне специального образования Социально-экономический

Форма аттестации: дифференцированный зачёт в 6 семестре











Рассмотрена и одобрена

предметно-цикловой комиссией

Протокол №____

от «_____» ________20____г.

Председатель_____________

Утверждаю

зам директора по УПР

___________________

Загородникова Н.И.

«___»____________20____г.




Рабочая программа УД. 07 Основы финансовой грамотности основной образовательной программы среднего профессионального образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессия СПО: 43.01.09 Повар-кондитер с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).




Организация-разработчик: ТОГБПОУ «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»






Разработчики: Малыкова Т.Ю.– преподаватель специальных дисциплин






СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины


14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


16



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД. 07 Основы финансовой грамотности

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в

профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 19.01.17 Повар,

кондитер.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Основы финансовой грамотности, в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности является учебной дисциплиной по выбору обучающихся, предлагаемая образовательным учреждением. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина Основы финансовой грамотности изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Обучение основам финансовой грамотности на базовом уровне в средних профессиональных общеобразовательных учреждениях является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет обучающимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данной учебной дисциплины является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство обучающихся с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики.

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Основы финансовой грамотности направлены на достижение следующих целей:

  • актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;

  • повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;

  • развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.

на решение следующих задач:

  • усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;

  • формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

  • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

  • выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;

  • формирование информационной культуры студентов, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;

  • формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

  • формирование системы знаний о финансово - экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

-воспитание мотивации к труду;

  • стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

  • воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

метапредметных:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-активное использование р средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив,

  • овладение умениями формулировать представления о финансах, финансовой системе РФ;

  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жиз­ненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно - экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

предметных:

  • формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

  • понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;

  • знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;

  • формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;

  • приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды; -владение навыками поиска актуальной экономической информации в раз­личных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргумен­ты и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

  • формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать

и реализовывать проекты финансово - экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

  • умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

  • умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности,

  • умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

  1. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа; самостоятельной работы обучающегося 19 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего):

32

В том числе: контрольные работы

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося

19

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освоении профессий СПО.

1

1

Тема 1.Личное финансовое планирование

Содержание учебного материала



1




Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.


4




2





Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;

• Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана;

• Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».

2


Тема 2. Депозит.

Содержание учебного материала

3


1

Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.

3

2

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»;

• Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);

• Мини-исследование. «Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».

3


Тема 3. Кредит

1

Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

4

2

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»;

• Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»; «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»;

• Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».

3


Тема 4. Расчетно - кассовые операции

1

Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.

3

2

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»;

• Мини-проект. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».

2


Тема 5. Страхование

1

Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.

3

2

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов;

• Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг;

• Мини-проект. «Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя;

• Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая».

3


Тема 6. Финансовый рынок и инвестиции.

1

Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.

4

3

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.);

• Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции;

• Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей;

• Мини-проект. «Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»;

• Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»;

• Мини-исследование. «Критический анализ интернет-трейдинга — инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».

3


Тема 7. Пенсионное обеспечение


Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

2

2

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования;

• Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений».

1


Тема 8. Налоги


Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

2

2

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц;

• Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.

1


Тема 9. Защита от мошеннических действий

на финансовом рынке

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными.

4

2

Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности

• Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.

1


Зачет по дисциплине (дифференцированный)


2

3

Всего:


32



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение:

Имеется учебный кабинет спецдисциплин.

3.1.1. Оборудование кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- Учебники, учебные пособия;

- Комплект учебно-наглядных пособий:

-словари терминов и понятий по темам дисциплины,

- опорные конспекты,

-схемы, таблицы, стенды;

- карточки, раздаточный материал;

- Комплект электронных презентаций по темам дисциплины;

- Справочная система:

- Консультант - Плюс по законодательству и системы - поддержки принятия решений;

- Справочная система: Консультант - Плюс, Бухгалтерский учет, налогообложение, финансы и кредит.

- Материалы тестирования.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедиапроектор;

-проекционный экран;

- принтер

3.2. Перечень учебной литературы, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Учебная литература:

1. Чумаченко В.В.. Горяев А.П. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2016.

Дополнительная литература:

1. В.В.Чумаченко, А.П.Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение»,

2016;

• А.П.Горяев, В.В.Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010;

• А.В.Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010;

• Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;

• Н.Н.Думная, М.Б. Медведева, О.А.Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие»,

М. Интеллект-центр, 2010;

• Н.Н.Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю.Лайков «Зачем нам нужны страховые компании

и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010;

• Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно»,

М. Интеллект-центр, 2011;

• Н.Н.Думная, О.А.Абелев, И.П. Николаева «Я — инвестор», М. Интеллект-центр, 2011;

• Н.И.Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011.

Интернет - ресурсы:


Наименование портала

№ (издания, курса, документа)

Ссылка

Законодательные акты

  1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-Ф3

  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1

  3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ

  4. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1

  5. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ.

  6. Федеральный закон «О кредитных историях» от 30.12.2004 N 218-ФЗ

  7. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ

  8. Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 N 215-ФЗ

  9. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ

  10. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 N 46-ФЗ

  11. Налоговый кодекс, часть 1 от 31.07.1998 N 146- ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ

  12. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости) от 16.07.1998 N 102-ФЗ

  13. Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 N 214- ФЗ

  14. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 N 41-ФЗ

  15. Федеральный закон "О защите конкуренции"от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ

Порталы

  1. Сайт Банка России

  2. Сайт информационного агентства Росбизнесконсалтинг

  3. Сайт «Всё о страховании в России»

  4. Сайт «Страховая информация»

  5. Всероссийский союз страхования

  6. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы

  7. Сайт «Страхование в России»

  8. Сайт «Парус инвестора»

  9. Сайт «Финансист»

  10. Институт биржевой торговли

11 Финансовая видеоэциклопедия

12 Сайт «Финансовая грамота»

13 Энциклопедия маркетинга

14 Сайт «Развитие бизнеса»

15 Министерство РФ по налогам и сборам

16 Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

17 Экономика и жизнь: агентство


http: //base.garant.ru/10106 464/


http: //base.garant.ru/10105 800/



http: //base.garant.ru/10105 712/



http: //base.garant.ru/10100 758/



http: //base.garant.ru/12124 999/



http: //base.garant.ru/12138 288/



http://base.garant.ru/12111 456/


http: //base.garant.ru/12138 285/



http: //base.garant.ru/12133 556/

http: //base.garant.ru/12114 746/



http: //base.garant.ru/10900 200/





http: //base.garant.ru/12112 327/

http: //base.garant.ru/12138 267/






http://base.garant.ru/12111 066/



http: //base.garant.ru/12148 517/


http: //www.cbr.ru/ http: //www.rbc.ru/

http: //www.insur.ru/ http: //strahovik.info/ http://ins-union.ru./ http: //www.fas. gov.ru/

http: //www.allinsurance.ru/

http: //www.parusinvestora .ru/


http://finansist-

kras.ru/lichnie-finansi


http://www.alor-

distant.ru/courses/invest/c

ontent/

http://www.incomepoint.tv

/

http: //fingramota.org/lichn

ye-finansy/investitsii-i-

sberezheniya




http: //www.marketing.spb. ru

http://www.devbusiness.ru http:// www.nalog.ru. http://www.fedcom.ru.

http:// www.akdi.ru.





  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе фронтального опроса, тестирования, а также выполнения студентами контрольных заданий, индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

− пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками;

- оценивать надежность банка;

- сравнивать условия по вкладам для выбора наиболее оптимального варианта для решения финансовых задач;

- оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

- принимать решения о необходимости инвестирования денежных средств тем или иным способом;

- соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках и паевых инвестиционных фондах (ПИФах);

- учитывать сумму страхового лимита при размещении банковских средств на банковских депозитах;

- пользоваться банковскими картами для оплаты услуг, банкоматом;

- различать дебетовую и кредитовую карты;

- рассчитывать ожидаемый доход от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов;

- соотносить вид кредита с его целью, различать банковский кредит и микрокредит;

- определять, насколько рискованным является ПИФ;

- получать необходимую информацию на сайте ЦБ, коммерческих банков и Агентства по страхованию вкладов;

- находить и интерпретировать рейтинги банков;

- оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами;

- оценивать ситуацию в экономике по динамике биржевых индексов и принимать адекватные решения по своим ценным бумагам;

- противостоять соблазну поиграть на рынке FOREX, чтобы потерять все свои сбережения;

- отличать налоги, которые платят физические лица, от налогов, которые платят юридические лица;

- отличать доходы, которые платятся по ставке 13%, от доходов, которые облагаются по ставке отличной от 13%;

- оформить ИНН, пользоваться личным кабинетом налогоплательщика;

- различать пени и штраф;

- находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет;

- правильно составлять резюме при поиске работы;

- правильно вести себя на собеседовании;

- рассчитывать выручку и прибыль фирмы;

- использовать законодательство определённого права в соответствующих ситуациях;

- отличать предпринимательскую деятельность от работы по найму;

- сохранять свои сбережения в периоды высокой инфляции;

- распознавать различные виды финансового мошенничества;

- защищать свою информацию в сети Интернет;

- находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб;

- правильно выбирать страховую компанию;

- рационально вести себя в случае экономического кризиса.



Практические занятия,

домашние работы,

выполнение исследовательской работы,

презентация – эссе,

индивидуальные задания,

наблюдение за деятельностью обучающихся

Знания:

− работу банковской системы;

− принципы и функции маркетинга;

− сущность Системы страхования вкладов;

− отличие дебетовой карты от кредитовой карты;

- как работают сберегательные вклады;

- сущность и виды банковских кредитов;

- виды финансовых рисков;

- виды ценных бумаг;

- сущность валютного курса, его виды;

- принципы работы фондовой биржи;

- сущность страхования, виды страхования в России;

- сущность налогов, виды;

- необходимость и сроки подачи налоговой декларации;

- виды налоговых вычетов;

- как работает пенсионная система в России;

- преимущества и недостатки предпринимательской деятельности, качества предпринимателя;

- основные этапы создания собственного бизнеса;

- основные правовые аспекты ведения бизнеса;

- причины возникновения дебиторской и кредиторской задолженностей;

- правила поведения в период экономического кризиса по сохранению своих сбережений;

- способы сокращения финансовых рисков.



Текущий контроль:

домашняя работа,

практические занятия,

выполнение индивидуальных заданий,

тестирование



Итоговый контроль:

Зачетная работа



По результатам освоения дисциплины должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



Итоговый тест по дисциплине «Основы финансовой грамотности»

Вопрос № 1

Сколько денежных средств потребуется для ремонта помещения площадью 60 кв.м, если на аналогичное помещение площадью 20 кв.м. потребовалось 35000 рублей?

 180000 рублей
 105000 рублей.
 70000 рублей.
 Затрудняюсь ответить.

Вопрос № 2

Часть пенсии, формируемая и управляемая государством, называется:

 базовая;
 накопительная;
 страховая;
 все ответы верны.

Вопрос № 3

Страховые выплаты компенсируются в случае:

 морального ущерба;
 материального ущерба;
 желания страхователя получить прибыль;
 все ответы верны.

Вопрос № 4

Фондовый рынок - это место, где:

 продаются и покупаются строительные материалы;
 продаются и покупаются продукты питания;
 продаются и покупаются ценные бумаги;
 все ответы верны.

Вопрос № 5

Неспособность заемщика (эмитента долговых ценных бумаг) выполнять свои обязанности по займу (погашение, выплата текущего дохода и др.) называется:

 дефолт;
 девальвация;
 коллапс;
 все ответы верны.

Вопрос № 6

Инфляция, это -

 снижение покупательной способности денег;
 повышение покупательной способности денег;
 повышение заработной платы бюджетникам;
 все ответы верны.

Вопрос № 7

Векселя и облигации относятся к бумагам:

 дарственным;
 долевым;
 долговым;
 все ответы верны.

Вопрос № 8

Сумма, которую банк берет за свои услуги по выдаче кредита и его обслуживанию, называется:

 комиссия;
 процент;
 ремиссия;
 все ответы верны.

Вопрос № 9

Какую сумму получит клиент банка через 1 год, если он сделал вклад в размере 100000 рублей под 12 % годовых.

 112000 рублей.
 101200 рублей.
 120000 рублей.
 Затрудняюсь ответить.

Вопрос № 10

Вчера курс евро составлял 85,6 рубля, а сегодня - 86,1 рублей. Как изменился курс рубля по отношению к евро?

 Не изменился.
 Уменьшился.
 Увеличился.
 Затрудняюсь ответить.

Вопрос № 11

Такие обязательства как: банковский кредит, долги друзьям, алименты, квартплата, относят к:

 накоплениям;
 активам;
 пассивам;
 все ответы верны.

Вопрос № 12

Если человек является грамотным в сфере финансов, то в отношении своих доходов он будет вести себя следующим образом:

 Будет стараться больше покупать как можно больше товаров и услуг.
 Будет стараться израсходовать все свои доходы.
 Будет сберегать часть своего дохода.
 Затрудняюсь ответить.

Вопрос № 13

Кредит, выдаваемый под залог объекта, который приобретается (земельный участок, дом, квартира), называется:

 целевой;
 потребительский;
 ипотечный;
 все ответы верны.

Вопрос № 14

Процент, который начисляется на первоначальную сумму депозита в банке, называется:

 сложный;
 простой;
 средний;
 все ответы верны.

Вопрос № 15

Биржа - это место, где:

 торгуются ценные бумаги по определенным правилам;
 торгуются ценные товары по определенным правилам;
 торгуются произведения искусств по определенным правилам;
 все ответы верны.

Вопрос № 16

В конце месяца работник получил ежемесячную зарплату 26100 рублей. Какую сумму начислил работодатель, если подоходный налог составляет 13%?

 180000 рублей.
 105000 рублей.
 70000 рублей.
 Затрудняюсь ответить.

Вопрос № 17

Дисконт - это:

 надбавка;
 скидка;
 доход;
 все ответы верны.

Вопрос № 18

Цена на товар сначала увеличилась на 10%, а затем снизилась на 10%. На сколько процентов от первоначальной изменилась цена на товар?

 Не изменилась
 Увеличилась на 1%
 Уменьшилась на 1%
 Затрудняюсь ответить.

Вопрос № 19

Представьте, что вы собираетесь поехать отдыхать за границу и встретили своего знакомого, которого давно знаете. Он попросил Вас срочно поменять ему 300 долларов США на рубли по очень выгодному для Вас курсу. Есть ли у Вас право помочь знакомому и заодно приобрести для себя доллары США?

 Конечно, это наше личное дело.
 Нет, официально мы имеем право совершить эту сделку только по курсу ЦБ РФ на день обмена.
 Нет, подобные операции запрещены законом.
 Затрудняюсь ответить.

Вопрос № 20

Цена пакета акций составляет 80000 рублей. Их доходность ежегодно увеличивается на 5%. Сколько будет стоить пакет акций через три года.

 92610 рублей.
 95000 рублей.
 92000 рублей.
 Затрудняюсь ответить.

Вопрос № 21

Вы приобретете мобильный телефон компании G в салоне связи D в кредит. Кому Вы должны будете выплачивать кредит?

 Производителю телефона - компании G.
 Салону связи D.
 Коммерческому банку.
 затрудняюсь ответить.

Вопрос № 22

Счет до востребования с минимальной процентной ставкой, то есть текущий счет, открывается для карты:

 кредитной;
 дебетовой;
 дебетовой с овердрафтом;
 все ответы верны.

Вопрос № 23

Вы решили оплатить покупку билета на самолёт через Интернет с помощью банковской карты. Потребуется ли Вам для оплаты покупки вводить ПИН-код?

 Да, если на карте не обозначен код CVV2/CVC2.
 Да, если интернет-магазин обслуживает тот же банк, что является эмитентом карты покупателя.
 Нет, не потребуется
 Затрудняюсь ответить

Вопрос № 24

Цена на бензин увеличилась на 10%. На сколько процентов увеличились расходы фирмы на бензин, если его потребление увеличилось на 20%?

 На 32%
 На 30%
 На 50%
 Затрудняюсь ответить.

Вопрос № 25

Финансовую защиту благосостояния семьи обеспечивает капитал:

 текущий;
 резервный;
 инвестиционный;
 все ответы верны.

Вопрос № 26

Банк России неоднократно сообщал об основных признаках финансовых пирамид. Эти признаки он разместил на своём сайте. Какая из компаний вызывает у Вас большее подозрение.

 Компания привлекает денежные средства для вложения в "уникальный проект", при этом отсутствует точное определение ее деятельности. Для регистрации в проекте участникам необходимо внести первоначальный взнос. Доходность гарантируется.
 Инвестиционная компания предлагает инвестировать средства в паевые фонды. Ранее инвесторы данных фондов получили доход, но компания не гарантирует аналогичные доходы в будущем.
 Банк проводит широкую рекламную кампанию вкладов с повышенной ставкой.
 Указанные компании не вызывают подозрения.

Вопрос № 27

Ключевая ставка Банка России была понижена на три процентных пункта. До понижения ключевая ставка составляла 11,5% годовых. Сколько составляет ключевая ставка после понижения?

 8,5%.
 11,47%.
 14,5%.
 Затрудняюсь ответить.

Вопрос № 28

В соответствии с законом о страховании вкладчик получит право на возмещение по своим вкладам в банке в случае:

 отзыва у банка лицензии;
 потери доверия к банку у населения;
 повышения инфляции;
 все ответы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!