СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» является частью основной профессиональной образовательной программы и относится к общеобразовательному учебному циклу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»»

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Южный аграрный техникум»




Рассмотрено

на заседании методической

комиссии техникума

Протокол № ___от_______20__ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор КГБПОУ «Южный

аграрный техникум» ____________О.В.Ванева

Приказ № ___ от________20__г.












ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ учебной дисциплины


_ _________________ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОНОСТИ __________________

название учебной дисциплины




















2017 г.

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО):

43.01.09 «Повар, кондитер».

код наименование профессии

Организация-разработчик: КГБПОУ «Южный аграрный техникум»


Разработчики:

Старикова Наталья Александровна, преподаватель физики, информатики, методист.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность







СОДЕРЖАНИЕ


ПАСПОРТ ПРОГРАММы ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 14

условия реализации учебной дисциплины

стр. 18

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

стр. 19






  1. паспорт ПРОГРАММы ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_ ___________ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОНОСТИ____________

название учебной дисциплины


1.1. Область применения программы

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО:


43.01.09 "Повар, кондитер".

код наименование профессии


Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП профессий и специальностей, а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по техническому и естественно - научному профилю.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» относится к общеобразовательному учебному циклу.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цели учебной дисциплины:

  • приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников;

  • развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;

  • формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

  • личностных:

  • гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего как своё право на получение банковского вклада в размере страхового лимита, так и свою обязанность возвращать кредиты;

  • владение навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской деятельности и жизни семьи;

  • ответственное отношение к семье - стремление к повышению её благосостояния путём правильного использования услуг финансовых организаций и осознанного неприятия рисков, связанных с получением этих услуг;

  • понимание устройства банковской системы в России, её значимости для каждого человека;

  • осознание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;

  • понимание сути банковских вкладов и зависимости доходности от многих условий;

  • понимание необходимости оценки своего финансового состояния и возможностей при взятии кредита как дополнительного финансового обязательства;

  • понимание сути кредита и основных условий кредитования;

  • понимание того, к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств и как уменьшить риски;

  • осознанное неприятие рисков, связанных с игрой на рынке FOREX;

  • осознание того, что деньги могут работать и приносить доход;

  • понимание возможной доходности и рискованности осуществления операций на фондовом рынке;

  • готовность к образованию, в том числе самообразованию, при осуществлении каких - либо операций на фондовом рынке;

  • осознание того, что инвестирование средств в фондовый рынок требует серьёзной работы и анализа, а также постоянного внимания, чтобы вовремя уловить важные изменения;

  • понимание того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам;

  • гражданская позиция ответственного члена российского общества, осознающего свои права на получение налоговых вычетов и обязанность платить налоги, уважающего закон и правопорядок;

  • нравственное сознание и поведение в отношении уплаты налогов, основанное на понимании того, на что идут налоги в государстве;

  • ответственное отношение к семье, связанное с пониманием необходимости своевременной уплаты налогов и осознанным неприятием рисков, связанных с их неуплатой;

  • гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего как своё право на получение пенсии, так и обязанность получать не «серую», а официальную зарплату;

  • бережное, ответственное и компетентное отношение к своему здоровью посредством инвестирования в него денежных средств, в том числе с использованием такой услуги, как добровольное медицинское страхование;

  • готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности по нахождению способов увеличения своей будущей пенсии;

  • осознание того, что нужно не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств на старость, в том числе используя страхование жизни;

  • понимание существования рисков в окружающем мире и возможности их снижения через систему страхования;

  • осознание того, что человек может сам повлиять на своё будущее;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных и общественных проблем;

  • гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего права и обязанности наёмного работника, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности и роста личных доходов;

  • владение этикой трудовых отношений;

  • понимание роли финансового менеджмента в условиях современной российской экономики и важности ведения правильной бухгалтерии фирмы;

  • понимание причин банкротства фирм для осознанного принятия решения о дальнейшем сотрудничестве с данной фирмой;

  • понимание роли профсоюзов в улучшении положения наёмных работников и связи деятельности профсоюзов с безработицей;

  • владение навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми при реализации групповых проектов;

  • способность к творческой и ответственной деятельности при разработке бизнес-планов;

  • ответственное отношение к семье, выражающееся в понимании рискованности занятия бизнесом и возможности потерпеть неудачу;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов через понимание сложности и ответственности занятия бизнесом;

  • гражданская позиция члена российского общества, осознающего не только свои права, но и ответственность перед другими людьми за возможное непредумышленное нанесение им материального ущерба через страхование гражданской ответственности;

  • готовность к труду и образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни как условию успешной предпринимательской деятельности;

  • осознание необходимости продуманного начала своей бизнес - деятельности;

  • гражданская позиция ответственного члена российского общества, уважающего закон и не поддающегося на уловки финансовых мошенников;

  • ответственное отношение к своей семье, основанное на понимании наличия финансовых рисков в современной экономике и необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных жизненных ситуаций;

  • понимание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений);

  • осознание того, что деньги необходимо хранить в надёжном месте;

  • понимание того, как строятся финансовые пирамиды и как не попасться на предложения их организаторов;

  • метапредметных:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

  • брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий;

  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

  • пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, для повышения своего благосостояния;

  • оценивать надёжность банка;

  • сравнивать условия по вкладам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач;

  • оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи и связанные с этим риски;

  • оценивать необходимость приобретения жилья в ипотеку и выбирать подходящий вариант;

  • принимать решение о необходимости инвестирования денежных средств тем или иным способом;

  • соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках и паевых инвестиционных фондах (ПИФах);

  • различать средства граждан в банках, которые застрахованы Системой страхования вкладов (ССВ), от тех средств, которые не застрахованы ССВ;

  • учитывать сумму страхового лимита при размещении денежных средств на банковских депозитах;

  • обращаться за страховым возмещением по вкладу или текущему счёту, если у их банка отозвали лицензию;

  • пользоваться своими банковскими картами по всему миру;

  • не путать дебетовую карту с кредитной;

  • использовать банковскую карту для оплаты в торговых точках;

  • использовать банковскую карту для оплаты покупок в Интернете;

  • пользоваться банкоматами;

  • различать вклад с капитализацией процентов и вклад без капитализации процентов;

  • рассчитывать ожидаемый доход от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов;

  • делать выбор между различными видами сберегательных вкладов;

  • определиться со сроком вклада;

  • выбирать, в какой валюте хранить деньги;

  • правильно выбирать банк для размещения сберегательного вклада;

  • в случае необходимости внимательно читать договор с банком;

  • оценивать целесообразность и реальность взятия кредита;

  • рассчитывать размер ежемесячной выплаты по кредиту;

  • определить, во сколько обойдётся кредит и может ли семья его себе позволить;

  • оценивать отношение между расходами и использованием кредитной ответственности;

  • различать банковский кредит и микрокредит;

  • соотносить вид кредита с его целью;

  • пользоваться рефинансированием ипотечного кредита;

  • отличать сберегательный сертификат от сберегательного вклада;

  • определять стоимость пая ПИФа при покупке и продаже;

  • определять, насколько рискованным является ПИФ;

  • пользоваться кредитной картой;

  • различать ситуации, когда стоит, а когда не стоит пользоваться кредитной картой;

  • получать необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ, коммерческих банков и Агентства по страхованию вкладов;

  • находить и интерпретировать рейтинги банков;

  • при необходимости получать ряд финансовых консультаций разной степени точности и беспристрастности;

  • идентифицировать ту рекламу, которая может оказывать влияние на людей, чтобы заставить их купить банковские продукты;

  • оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране;

  • выбирать наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях;

  • оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта;

  • соотносить доходность и риск при размещении сбережений в ценных бумагах;

  • снижать риски с помощью услуг страховых организаций;

  • отличать систематический риск от несистематического;

  • снижать риски при формировании инвестиционного портфеля;

  • рассчитывать изменение стоимости денег во времени;

  • сравнивать облигацию и сберегательный вклад с точки зрения их преимуществ и недостатков;

  • различать государственные и корпоративные облигации с точки зрения их рискованности;

  • определять, когда стоит покупать облигации;

  • находить и интерпретировать рейтинги надёжности облигаций;

  • сравнивать такие ценные бумаги, как акции и облигации, с точки зрения их преимуществ и недостатков для держателей;

  • сокращать риск при вложении денег в акции, пользуясь определёнными правилами;

  • компетентно следить за новостями компании, чьи акции приобретены на её сайте и в прессе;

  • оценивать ситуацию в экономике по динамике биржевых индексов и принимать адекватные решения по своим ценным бумагам;

  • отличать доверительное управление ценными бумагами от ПИФа;

  • различать два способа инвестирования в фондовый рынок — через брокера и через управляющую компанию;

  • выбирать ПИФы с активным или пассивным инвестированием в зависимости от личного отношения к риску;

  • различать плавающий, фиксированный и регулируемый валютные курсы;

  • противостоять соблазну поиграть на рынке FOREX, чтобы не потерять все свои сбережения;

  • отличать налоги, которые платят физические лица, от налогов, которые платят юридические лица;

  • рассчитывать величину подоходного налога (НДФЛ);

  • отличать доходы, которые облагаются по ставке 13 %, от доходов, которые облагаются по ставке, отличной от 13 %;

  • различать налоги на доходы и налоги, связанные с имуществом;

  • рассчитывать величину транспортного налога;

  • различать пропорциональные и прогрессивные налоги с точки зрения их преимуществ и недостатков;

  • заполнять налоговую декларацию и своевременно подавать её в налоговые органы;

  • оформить идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

  • пользоваться личным кабинетом налогоплательщика в Интернете для получения информации о своей налоговой задолженности;

  • отличать стандартные и социальные налоговые вычеты от имущественных вычетов;

  • различать пени и штраф;

  • беспроблемно организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере;

  • быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять своё поведение в соответствии с изменениями;

  • различать обязательное пенсионное страхование (государственное) и добровольные (дополнительные) пенсионные накопления;

  • рассчитывать пенсионные отчисления со своей официальной зарплаты в ПФР и в НПФ;

  • проверять состояние своего лицевого счёта в ПФР;

  • определять приблизительный размер будущей пенсии и его возможные изменения, пользуясь пенсионным калькулятором;

  • проверять, делает ли работодатель пенсионные отчисления;

  • делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах (НПФ);

  • правильно выбирать НПФ;

  • пользоваться корпоративным пенсионным планом;

  • сравнивать альтернативные способы накопления на пенсию;

  • находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет;

  • рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величина накоплений на протяжении трудоспособного возраста и ежемесячный доход после окончания трудовой карьеры;

  • сопоставлять различные предложения пенсионных накоплений и находить наиболее оптимальный вариант;

  • отслеживать в прессе и на сайте Министерства труда и социальной защиты изменения в российской пенсионной системе и учитывать их при создании своих пенсионных накоплений;

  • правильно составлять резюме при поиске работы;

  • оценивать, как быстро могут окупиться вложения, сделанные на начальном этапе создания бизнеса;

  • различать организационно-правовые формы предприятия с точки зрения их преимуществ и недостатков для ведения бизнеса находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса;

  • составлять бизнес-план по алгоритму;

  • находить идеи для собственного дела;

  • выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

  • придумывать нестандартные решения для бизнеса;

  • оценивать предложения по созданию и ведению бизнеса;

  • владеть языковыми средствами — ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владеть навыками познавательной рефлексии;

  • сохранять свои сбережения в периоды высокой инфляции;

  • принимать меры для защиты своих сбережений от резкого падения курса рубля;

  • сокращать кредитный риск своего капитала;

  • снижать ценовой (рыночный) риск;

  • распознавать различные виды финансового мошенничества;

  • различать номинальный и реальный ВВП;

  • находить данные о ВВП России на сайте Федеральной службы статистики;

  • оценить необходимость добровольного страхования и правильно выбрать страховую компанию;

  • рационально вести себя в случае экономического кризиса;

  • не попадаться на уловки телефонных и интернет-мошенников;

  • защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;

  • пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

  • отличать финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций;

  • находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб;

  • сопоставлять полученную информацию из различных источников;

  • отслеживать в Интернете информацию об инфляции, изменении валютного курса и экономических кризисах и учитывать её при принятии собственных финансовых решений, связанных с расходами и сбережениями;

  • критически относиться к рекламным предложениям из различных источников;

  • оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования денежных средств;

  • предметных:

  • как работает банковская система в России;

  • каков стандартный набор услуг коммерческого банка;

  • как коммерческие банки зарабатывают деньги;

  • что такое банкротство банка;

  • кто и как регулирует коммерческие банки в России;

  • что такое Система страхования вкладов (ССВ) и зачем она нужна;

  • что подлежит, а что не подлежит страхованию через ССВ;

  • чем отличается дебетовая карта от кредитной;

  • для чего нужна дебетовая карта;

  • что делать, если вы потеряли банковскую карту;

  • каковы преимущества и недостатки банковских карт по сравнению с наличными деньгами;

  • как работают сберегательные вклады;

  • для чего может быть полезен сберегательный вклад;

  • в чём отличие вклада с капитализацией процентов от вклада без капитализации процентов;

  • в чём особенности вклада с возможностью пополнения и вклада с возможностью частичного снятия средств;

  • как выбрать банк для открытия вклада;

  • как определить надёжность банка;

  • зачем нужно внимательно читать банковские контракты;

  • в каких случаях стоит брать кредиты в банке;

  • что делать, чтобы узнать эффективную ставку по кредиту;

  • что нужно, чтобы взять кредит;

  • об особенностях микрокредитов, предоставляемых микрофинансовыми организациями;

  • какие существуют виды кредитов;

  • что такое ипотека и как ею лучше воспользоваться для улучшения жилищых условий;

  • каковы основные показатели, на которые нужно смотреть при выборе ипотеки;

  • почему выгодно воспользоваться рефинансированием ипотечного кредита;

  • как ПИФы приносят доход;

  • что драгоценные металлы тоже являются средством сбережения;

  • что такое кредитная карта;

  • почему надо быть осторожным с кредитной картой;

  • что такое риск;

  • какие риски связаны с использованием банковских услуг;

  • что чем больше риск, тем выше должна быть доходность;

  • что риски тем ниже, чем на больший срок сделаны инвестиции;

  • почему иногда растут или падают в цене отдельные компании, а иногда весь рынок;

  • почему диверсификация является золотым правилом успешных инвестиций;

  • какие отрасли относятся к контрциклическим;

  • почему изменяется стоимость денег во времени;

  • какие риски связаны с облигациями;

  • какой доход приносят облигации;

  • что такое корпоративная облигация;

  • почему государство выпускает облигации;

  • что акции бывают двух типов: обыкновенные и привилегированные;

  • из чего складывается доходность акций;

  • почему акции более рискованный инструмент, чем облигации;

  • от чего зависят цены акций;

  • что такое IPO;

  • как работает фондовая биржа;

  • кто может торговать на фондовой бирже;

  • чем может быть полезен биржевой индекс;

  • как на практике можно получить доступ к торгам на бирже;

  • что такое комиссия, выплачиваемая брокеру за услуги;

  • на что обратить внимание при выборе агента;

  • какие риски связаны с инвестированием денежных средств в ценные бумаги;

  • какой валютный курс используется в России;

  • как определяются курсы валют на валютной бирже;

  • как государство может регулировать курсы валют;

  • как физические лица могут торговать иностранной валютой;

  • каковы четыре типа риска, с которыми сталкиваются участники рынка FOREX;

  • что рынок FOREX наименее надёжное вложение средств;

  • что такое страхование и от каких рисков оно защищает;

  • какие виды страхования существуют в России, какие из них являются обязательными, а какие — добровольными;

  • что такое налоги и зачем они нужны;

  • какие доходы облагаются налогом;

  • какие существуют виды налогов на имущество;

  • кто должен платить тот или иной налог;

  • в каких случаях необходимо самостоятельно подавать налоговую декларацию;

  • почему нужно платить налоги;

  • чем грозит неуплата налогов;

  • что такое ИНН и зачем он нужен;

  • в каких случаях необходимо подавать налоговую декларацию;

  • каковы сроки подачи налоговой декларации и штрафы за несвоевременную подачу;

  • какие доходы не облагаются налогом;

  • какие бывают налоговые вычеты и в каких случаях их можно получить;

  • какие есть виды пенсии и кому они положены;

  • какие существуют способы накопления на пенсию;

  • как работает государственная пенсионная система в России;

  • что происходит с деньгами, направленными в Пенсионный фонд РФ (ПФР);

  • что такое страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

  • что учитывает новая формула расчёта пенсий;

  • что делает негосударственный пенсионный фонд (НПФ) с деньгами вкладчиков;

  • с какого возраста выплачивается пенсия;

  • почему важно получать не «серую», а официальную зарплату;

  • почему государственные пенсии не могут быть высокими в будущем;

  • почему стоит не только полагаться на государство в вопросах накопления

  • пенсии, а думать о дополнительных (добровольных) пенсионных накоплениях;

  • о том, что некоторые компании практикуют корпоративные пенсионные планы;

  • какие существуют альтернативные способы накопления на пенсию;

  • почему важно инвестировать в своё здоровье;

  • что такое предпринимательство;

  • каковы преимущества и недостатки предпринимательской деятельности;

  • какими качествами должен обладать предприниматель;

  • каковы основные показатели эффективности фирмы;

  • какие факторы влияют на прибыль компании;

  • чему равна справедливая стоимость компании;

  • чем полезен метод приведённых денежных потоков;

  • как можно повысить эффективность бизнеса путём устранения потерь на производстве;

  • каковы типичные ошибки начинающих предпринимателей;

  • каковы основные этапы создания собственного бизнеса;

  • каковы основные правила создания нового бизнеса;

  • какие бывают источники денежных средств для создания бизнеса;

  • каковы основные правовые аспекты ведения бизнеса;

  • каковы преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм предприятия;

  • как зарегистрировать предприятие;

  • что такое бизнес-план и зачем он нужен;

  • какие разделы входят в бизнес-план;

  • о том, что создание собственного бизнеса связано с большими рисками;

  • какие существуют программы (в стране, регионе, городе), направленные на поддержку молодых предпринимателей;

  • куда можно обратиться за помощью в случае открытия собственного дела;

  • чем опасна для экономики в целом и для каждой отдельной семьи высокая инфляция;

  • какие риски связаны с резким снижением курса рубля по отношению к доллару или евро;

  • с чем связан кредитный риск;

  • с чем связан ценовой (рыночный) риск;

  • как снизить физический риск;

  • с чем связан предпринимательский риск;

  • что при столкновении с риском мошенничества необходимо обратиться в правоохранительные органы;

  • каковы негативные последствия экономических кризисов как для экономики в целом, так и для отдельных людей;

  • как важен такой статистический показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП);

  • почему большая дебиторская задолженность подвергает фирмы риску во время кризисов;

  • каковы примеры последних экономических кризисов;

  • как вести себя в случая экономического кризиса;

  • о том, что существует финансовое мошенничество;

  • как работают фальшивомонетчики;

  • в чём заключается опасность взаимодействия с фальшивыми банками и

  • как от них защититься;

  • почему нельзя высылать и сообщать по телефону свои паспортные данные

  • неизвестным лицам;

  • что существуют поддельные платёжные терминалы;

  • как работает финансовая пирамида и чем она опасна для своих вкладчиков;

  • каковы основные способы сокращения финансовых рисков;

  • куда обращаться в случаях потери (кражи) документов (паспорта, банковской карты, сберкнижки и др.);

  • какова мера ответственности государства в случаях финансового мошенничества.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

















































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

43

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

7

контрольные работы

9

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

(если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы финансовой грамотности.




Тема 1.1.

Банковская система России.


Содержание учебного материала

4

2

Банковская система России.

1

Текущие счета и дебетовые карты.

1

Сберегательные вклады.

1

Кредиты. Услуги банков.

1

Практические занятия

1

3

Решение задач.

1

Контрольные работы

1

Контрольная работа № 1 «Банки».

1

Самостоятельная работа

3

Составление схемы «Банковская система России».

1

Написание эссе (2.1, учебник, стр. 40).

1

Подготовка к контрольной работе.

1

Тема 1.2.

Фондовый рынок.


Содержание учебного материала

3

2

Риск и доходность.

1

Облигации. Акции.

1

Фондовая биржа. Рынок FOREX.

1

Практические занятия

1

3

Решение задач.

1

Контрольные работы

1

1.

Контрольная работа № 2 «Фондовый рынок».

1

Самостоятельная работа

2

Решение задач.

1

Подготовка к контрольной работе.

1

Тема 1.3.

Страхование.


Содержание учебного материала

2

2

Страхование имущества.

1

Страхование здоровья и жизни.

1

Контрольные работы

1

3

Контрольная работа № 3 «Страхование».

1

Самостоятельная работа

1

Подготовка к контрольной работе.

1

Тема 1.4.

Налоги.


Содержание учебного материала

2

2

Налоги.

1

Налоговая декларация.

1

Практические занятия

1

3

Решение задач.

1

Контрольные работы

1

Контрольная работа № 4 «Налоги».

1

Самостоятельная работа

3

Решение задач.

1

Заполнение налоговой декларации.

1

Подготовка к контрольной работе.

1

Тема 1.5.

Пенсионное страхование.


Содержание учебного материала

1

2

Обязательное и добровольное пенсионное страхование.

1

Практические занятия

1

3

Написание эссе.

1

Контрольные работы

1

Контрольная работа № 5 «Пенсионное страхование».

1

Самостоятельная работа

1

Подготовка к контрольной работе.

1

Тема 1.6.

Финансовые механизмы работы фирмы.


Содержание учебного материала

2

2

Взаимоотношения работодателя и сотрудников.

1

Эффективность компании, банкротство и безработица.

1

Практические занятия

1

3

Решение задач.

1

Контрольные работы

1

Контрольная работа № 6 «Финансовые механизмы работы фирмы».

1

Самостоятельная работа

2

Решение задач.

1

Подготовка к контрольной работе.

1

Тема 1.7.

Бизнес.


Содержание учебного материала

3

2

Предпринимательская деятельность. Работа по найму.

1

Успешность компании.

1

Бизнес – план.

1

Практические занятия

1

3

Решение задач.

1

Контрольные работы

1

Контрольная работа № 7 «Бизнес».

1

Самостоятельная работа

3

Составление конспекта «Создание компании».

1

Написание бизнес – плана.

1

Решение задач.

1

Тема 1.8.

Финансовые риски.


Содержание учебного материала

3

2

Контроль рисков собственных сбережений.

1

Экономические кризисы.

1

Финансовое мошенничество.

1

Практические занятия

1

3

Описание и анализ одного из экономических кризисов.

1

Контрольные работы

2

Контрольная работа № 8 «Финансовые риски».

1

Итоговая контрольная работа.

1

Самостоятельная работа

3

Составление схемы «Экономические кризисы».

1

Заполнение таблицы «Финансовые риски».

1

Подготовка к итоговой контрольной работе.

1



Итого:

максимальная учебная нагрузка (всего)

43


обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

7

контрольные работы

9

самостоятельная работа обучающегося (всего)

18


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы финансовой грамотности».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая меловая доска;

  • наглядные пособия.

Технические средства обучения:

  • ПК;

  • мультимедиапроектор;

  • проекционный экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Жданова, А. О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 400 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  2. Жданова, А. О. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  3. Жданова, А. О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 24 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Дополнительная литература:

  1. Жданова, А. О. Финансовая грамотность: материалы для родителей. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  2. Ёлгина Елена. Налоги за два часа. — М.: Альпина Паблишер, 2013.

  3. Конаш Дмитрий. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. — М.: Альпина Паблишер, 2012.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.perevedem.ru/article/tipsfor-startups.htm.;

  2. http://www.perevedem.ru/article/hardest_lessons.htm;

  3. http://www. Rbc.ru;

  4. http://www. cbonds.ru;

  5. http://www. Investfunds.ru;

  6. http://www. School – collection.ru.








4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

  • личностных:

  • гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего как своё право на получение банковского вклада в размере страхового лимита, так и свою обязанность возвращать кредиты;

  • владение навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской деятельности и жизни семьи;

  • ответственное отношение к семье - стремление к повышению её благосостояния путём правильного использования услуг финансовых организаций и осознанного неприятия рисков, связанных с получением этих услуг;

  • понимание устройства банковской системы в России, её значимости для каждого человека;

  • осознание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;

  • понимание сути банковских вкладов и зависимости доходности от многих условий;

  • понимание необходимости оценки своего финансового состояния и возможностей при взятии кредита как дополнительного финансового обязательства;

  • понимание сути кредита и основных условий кредитования;

  • понимание того, к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств и как уменьшить риски;

  • осознанное неприятие рисков, связанных с игрой на рынке FOREX;

  • осознание того, что деньги могут работать и приносить доход;

  • понимание возможной доходности и рискованности осуществления операций на фондовом рынке;

  • готовность к образованию, в том числе самообразованию, при осуществлении каких - либо операций на фондовом рынке;

  • осознание того, что инвестирование средств в фондовый рынок требует серьёзной работы и анализа, а также постоянного внимания, чтобы вовремя уловить важные изменения;

  • понимание того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам;

  • гражданская позиция ответственного члена российского общества, осознающего свои права на получение налоговых вычетов и обязанность платить налоги, уважающего закон и правопорядок;

  • нравственное сознание и поведение в отношении уплаты налогов, основанное на понимании того, на что идут налоги в государстве;

  • ответственное отношение к семье, связанное с пониманием необходимости своевременной уплаты налогов и осознанным неприятием рисков, связанных с их неуплатой;

  • гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего как своё право на получение пенсии, так и обязанность получать не «серую», а официальную зарплату;

  • бережное, ответственное и компетентное отношение к своему здоровью посредством инвестирования в него денежных средств, в том числе с использованием такой услуги, как добровольное медицинское страхование;

  • готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности по нахождению способов увеличения своей будущей пенсии;

  • осознание того, что нужно не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств на старость, в том числе используя страхование жизни;

  • понимание существования рисков в окружающем мире и возможности их снижения через систему страхования;

  • осознание того, что человек может сам повлиять на своё будущее;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных и общественных проблем;

  • гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего права и обязанности наёмного работника, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности и роста личных доходов;

  • владение этикой трудовых отношений;

  • понимание роли финансового менеджмента в условиях современной российской экономики и важности ведения правильной бухгалтерии фирмы;

  • понимание причин банкротства фирм для осознанного принятия решения о дальнейшем сотрудничестве с данной фирмой;

  • понимание роли профсоюзов в улучшении положения наёмных работников и связи деятельности профсоюзов с безработицей;

  • владение навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми при реализации групповых проектов;

  • способность к творческой и ответственной деятельности при разработке бизнес-планов;

  • ответственное отношение к семье, выражающееся в понимании рискованности занятия бизнесом и возможности потерпеть неудачу;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов через понимание сложности и ответственности занятия бизнесом;

  • гражданская позиция члена российского общества, осознающего не только свои права, но и ответственность перед другими людьми за возможное непредумышленное нанесение им материального ущерба через страхование гражданской ответственности;

  • готовность к труду и образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни как условию успешной предпринимательской деятельности;

  • осознание необходимости продуманного начала своей бизнес - деятельности;

  • гражданская позиция ответственного члена российского общества, уважающего закон и не поддающегося на уловки финансовых мошенников;

  • ответственное отношение к своей семье, основанное на понимании наличия финансовых рисков в современной экономике и необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных жизненных ситуаций;

  • понимание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений);

  • осознание того, что деньги необходимо хранить в надёжном месте;

  • понимание того, как строятся финансовые пирамиды и как не попасться на предложения их организаторов;

  • метапредметных:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

  • брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий;

  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

  • пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, для повышения своего благосостояния;

  • оценивать надёжность банка;

  • сравнивать условия по вкладам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач;

  • оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи и связанные с этим риски;

  • оценивать необходимость приобретения жилья в ипотеку и выбирать подходящий вариант;

  • принимать решение о необходимости инвестирования денежных средств тем или иным способом;

  • соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках и паевых инвестиционных фондах (ПИФах);

  • различать средства граждан в банках, которые застрахованы Системой страхования вкладов (ССВ), от тех средств, которые не застрахованы ССВ;

  • учитывать сумму страхового лимита при размещении денежных средств на банковских депозитах;

  • обращаться за страховым возмещением по вкладу или текущему счёту, если у их банка отозвали лицензию;

  • пользоваться своими банковскими картами по всему миру;

  • не путать дебетовую карту с кредитной;

  • использовать банковскую карту для оплаты в торговых точках;

  • использовать банковскую карту для оплаты покупок в Интернете;

  • пользоваться банкоматами;

  • различать вклад с капитализацией процентов и вклад без капитализации процентов;

  • рассчитывать ожидаемый доход от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов;

  • делать выбор между различными видами сберегательных вкладов;

  • определиться со сроком вклада;

  • выбирать, в какой валюте хранить деньги;

  • правильно выбирать банк для размещения сберегательного вклада;

  • в случае необходимости внимательно читать договор с банком;

  • оценивать целесообразность и реальность взятия кредита;

  • рассчитывать размер ежемесячной выплаты по кредиту;

  • определить, во сколько обойдётся кредит и может ли семья его себе позволить;

  • оценивать отношение между расходами и использованием кредитной ответственности;

  • различать банковский кредит и микрокредит;

  • соотносить вид кредита с его целью;

  • пользоваться рефинансированием ипотечного кредита;

  • отличать сберегательный сертификат от сберегательного вклада;

  • определять стоимость пая ПИФа при покупке и продаже;

  • определять, насколько рискованным является ПИФ;

  • пользоваться кредитной картой;

  • различать ситуации, когда стоит, а когда не стоит пользоваться кредитной картой;

  • получать необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ, коммерческих банков и Агентства по страхованию вкладов;

  • находить и интерпретировать рейтинги банков;

  • при необходимости получать ряд финансовых консультаций разной степени точности и беспристрастности;

  • идентифицировать ту рекламу, которая может оказывать влияние на людей, чтобы заставить их купить банковские продукты;

  • оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране;

  • выбирать наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях;

  • оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта;

  • соотносить доходность и риск при размещении сбережений в ценных бумагах;

  • снижать риски с помощью услуг страховых организаций;

  • отличать систематический риск от несистематического;

  • снижать риски при формировании инвестиционного портфеля;

  • рассчитывать изменение стоимости денег во времени;

  • сравнивать облигацию и сберегательный вклад с точки зрения их преимуществ и недостатков;

  • различать государственные и корпоративные облигации с точки зрения их рискованности;

  • определять, когда стоит покупать облигации;

  • находить и интерпретировать рейтинги надёжности облигаций;

  • сравнивать такие ценные бумаги, как акции и облигации, с точки зрения их преимуществ и недостатков для держателей;

  • сокращать риск при вложении денег в акции, пользуясь определёнными правилами;

  • компетентно следить за новостями компании, чьи акции приобретены на её сайте и в прессе;

  • оценивать ситуацию в экономике по динамике биржевых индексов и принимать адекватные решения по своим ценным бумагам;

  • отличать доверительное управление ценными бумагами от ПИФа;

  • различать два способа инвестирования в фондовый рынок — через брокера и через управляющую компанию;

  • выбирать ПИФы с активным или пассивным инвестированием в зависимости от личного отношения к риску;

  • различать плавающий, фиксированный и регулируемый валютные курсы;

  • противостоять соблазну поиграть на рынке FOREX, чтобы не потерять все свои сбережения;

  • отличать налоги, которые платят физические лица, от налогов, которые платят юридические лица;

  • рассчитывать величину подоходного налога (НДФЛ);

  • отличать доходы, которые облагаются по ставке 13 %, от доходов, которые облагаются по ставке, отличной от 13 %;

  • различать налоги на доходы и налоги, связанные с имуществом;

  • рассчитывать величину транспортного налога;

  • различать пропорциональные и прогрессивные налоги с точки зрения их преимуществ и недостатков;

  • заполнять налоговую декларацию и своевременно подавать её в налоговые органы;

  • оформить идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

  • пользоваться личным кабинетом налогоплательщика в Интернете для получения информации о своей налоговой задолженности;

  • отличать стандартные и социальные налоговые вычеты от имущественных вычетов;

  • различать пени и штраф;

  • беспроблемно организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере;

  • быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять своё поведение в соответствии с изменениями;

  • различать обязательное пенсионное страхование (государственное) и добровольные (дополнительные) пенсионные накопления;

  • рассчитывать пенсионные отчисления со своей официальной зарплаты в ПФР и в НПФ;

  • проверять состояние своего лицевого счёта в ПФР;

  • определять приблизительный размер будущей пенсии и его возможные изменения, пользуясь пенсионным калькулятором;

  • проверять, делает ли работодатель пенсионные отчисления;

  • делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах (НПФ);

  • правильно выбирать НПФ;

  • пользоваться корпоративным пенсионным планом;

  • сравнивать альтернативные способы накопления на пенсию;

  • находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет;

  • рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величина накоплений на протяжении трудоспособного возраста и ежемесячный доход после окончания трудовой карьеры;

  • сопоставлять различные предложения пенсионных накоплений и находить наиболее оптимальный вариант;

  • отслеживать в прессе и на сайте Министерства труда и социальной защиты изменения в российской пенсионной системе и учитывать их при создании своих пенсионных накоплений;

  • правильно составлять резюме при поиске работы;

  • оценивать, как быстро могут окупиться вложения, сделанные на начальном этапе создания бизнеса;

  • различать организационно-правовые формы предприятия с точки зрения их преимуществ и недостатков для ведения бизнеса находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса;

  • составлять бизнес-план по алгоритму;

  • находить идеи для собственного дела;

  • выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

  • придумывать нестандартные решения для бизнеса;

  • оценивать предложения по созданию и ведению бизнеса;

  • владеть языковыми средствами — ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владеть навыками познавательной рефлексии;

  • сохранять свои сбережения в периоды высокой инфляции;

  • принимать меры для защиты своих сбережений от резкого падения курса рубля;

  • сокращать кредитный риск своего капитала;

  • снижать ценовой (рыночный) риск;

  • распознавать различные виды финансового мошенничества;

  • различать номинальный и реальный ВВП;

  • находить данные о ВВП России на сайте Федеральной службы статистики;

  • оценить необходимость добровольного страхования и правильно выбрать страховую компанию;

  • рационально вести себя в случае экономического кризиса;

  • не попадаться на уловки телефонных и интернет-мошенников;

  • защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;

  • пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

  • отличать финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций;

  • находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб;

  • сопоставлять полученную информацию из различных источников;

  • отслеживать в Интернете информацию об инфляции, изменении валютного курса и экономических кризисах и учитывать её при принятии собственных финансовых решений, связанных с расходами и сбережениями;

  • критически относиться к рекламным предложениям из различных источников;

  • оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования денежных средств;

  • предметных:

  • как работает банковская система в России;

  • каков стандартный набор услуг коммерческого банка;

  • как коммерческие банки зарабатывают деньги;

  • что такое банкротство банка;

  • кто и как регулирует коммерческие банки в России;

  • что такое Система страхования вкладов (ССВ) и зачем она нужна;

  • что подлежит, а что не подлежит страхованию через ССВ;

  • чем отличается дебетовая карта от кредитной;

  • для чего нужна дебетовая карта;

  • что делать, если вы потеряли банковскую карту;

  • каковы преимущества и недостатки банковских карт по сравнению с наличными деньгами;

  • как работают сберегательные вклады;

  • для чего может быть полезен сберегательный вклад;

  • в чём отличие вклада с капитализацией процентов от вклада без капитализации процентов;

  • в чём особенности вклада с возможностью пополнения и вклада с возможностью частичного снятия средств;

  • как выбрать банк для открытия вклада;

  • как определить надёжность банка;

  • зачем нужно внимательно читать банковские контракты;

  • в каких случаях стоит брать кредиты в банке;

  • что делать, чтобы узнать эффективную ставку по кредиту;

  • что нужно, чтобы взять кредит;

  • об особенностях микрокредитов, предоставляемых микрофинансовыми организациями;

  • какие существуют виды кредитов;

  • что такое ипотека и как ею лучше воспользоваться для улучшения жилищых условий;

  • каковы основные показатели, на которые нужно смотреть при выборе ипотеки;

  • почему выгодно воспользоваться рефинансированием ипотечного кредита;

  • как ПИФы приносят доход;

  • что драгоценные металлы тоже являются средством сбережения;

  • что такое кредитная карта;

  • почему надо быть осторожным с кредитной картой;

  • что такое риск;

  • какие риски связаны с использованием банковских услуг;

  • что чем больше риск, тем выше должна быть доходность;

  • что риски тем ниже, чем на больший срок сделаны инвестиции;

  • почему иногда растут или падают в цене отдельные компании, а иногда весь рынок;

  • почему диверсификация является золотым правилом успешных инвестиций;

  • какие отрасли относятся к контрциклическим;

  • почему изменяется стоимость денег во времени;

  • какие риски связаны с облигациями;

  • какой доход приносят облигации;

  • что такое корпоративная облигация;

  • почему государство выпускает облигации;

  • что акции бывают двух типов: обыкновенные и привилегированные;

  • из чего складывается доходность акций;

  • почему акции более рискованный инструмент, чем облигации;

  • от чего зависят цены акций;

  • что такое IPO;

  • как работает фондовая биржа;

  • кто может торговать на фондовой бирже;

  • чем может быть полезен биржевой индекс;

  • как на практике можно получить доступ к торгам на бирже;

  • что такое комиссия, выплачиваемая брокеру за услуги;

  • на что обратить внимание при выборе агента;

  • какие риски связаны с инвестированием денежных средств в ценные бумаги;

  • какой валютный курс используется в России;

  • как определяются курсы валют на валютной бирже;

  • как государство может регулировать курсы валют;

  • как физические лица могут торговать иностранной валютой;

  • каковы четыре типа риска, с которыми сталкиваются участники рынка FOREX;

  • что рынок FOREX наименее надёжное вложение средств;

  • что такое страхование и от каких рисков оно защищает;

  • какие виды страхования существуют в России, какие из них являются обязательными, а какие — добровольными;

  • что такое налоги и зачем они нужны;

  • какие доходы облагаются налогом;

  • какие существуют виды налогов на имущество;

  • кто должен платить тот или иной налог;

  • в каких случаях необходимо самостоятельно подавать налоговую декларацию;

  • почему нужно платить налоги;

  • чем грозит неуплата налогов;

  • что такое ИНН и зачем он нужен;

  • в каких случаях необходимо подавать налоговую декларацию;

  • каковы сроки подачи налоговой декларации и штрафы за несвоевременную подачу;

  • какие доходы не облагаются налогом;

  • какие бывают налоговые вычеты и в каких случаях их можно получить;

  • какие есть виды пенсии и кому они положены;

  • какие существуют способы накопления на пенсию;

  • как работает государственная пенсионная система в России;

  • что происходит с деньгами, направленными в Пенсионный фонд РФ (ПФР);

  • что такое страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

  • что учитывает новая формула расчёта пенсий;

  • что делает негосударственный пенсионный фонд (НПФ) с деньгами вкладчиков;

  • с какого возраста выплачивается пенсия;

  • почему важно получать не «серую», а официальную зарплату;

  • почему государственные пенсии не могут быть высокими в будущем;

  • почему стоит не только полагаться на государство в вопросах накопления

  • пенсии, а думать о дополнительных (добровольных) пенсионных накоплениях;

  • о том, что некоторые компании практикуют корпоративные пенсионные планы;

  • какие существуют альтернативные способы накопления на пенсию;

  • почему важно инвестировать в своё здоровье;

  • что такое предпринимательство;

  • каковы преимущества и недостатки предпринимательской деятельности;

  • какими качествами должен обладать предприниматель;

  • каковы основные показатели эффективности фирмы;

  • какие факторы влияют на прибыль компании;

  • чему равна справедливая стоимость компании;

  • чем полезен метод приведённых денежных потоков;

  • как можно повысить эффективность бизнеса путём устранения потерь на производстве;

  • каковы типичные ошибки начинающих предпринимателей;

  • каковы основные этапы создания собственного бизнеса;

  • каковы основные правила создания нового бизнеса;

  • какие бывают источники денежных средств для создания бизнеса;

  • каковы основные правовые аспекты ведения бизнеса;

  • каковы преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм предприятия;

  • как зарегистрировать предприятие;

  • что такое бизнес-план и зачем он нужен;

  • какие разделы входят в бизнес-план;

  • о том, что создание собственного бизнеса связано с большими рисками;

  • какие существуют программы (в стране, регионе, городе), направленные на поддержку молодых предпринимателей;

  • куда можно обратиться за помощью в случае открытия собственного дела;

  • чем опасна для экономики в целом и для каждой отдельной семьи высокая инфляция;

  • какие риски связаны с резким снижением курса рубля по отношению к доллару или евро;

  • с чем связан кредитный риск;

  • с чем связан ценовой (рыночный) риск;

  • как снизить физический риск;

  • с чем связан предпринимательский риск;

  • что при столкновении с риском мошенничества необходимо обратиться в правоохранительные органы;

  • каковы негативные последствия экономических кризисов как для экономики в целом, так и для отдельных людей;

  • как важен такой статистический показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП);

  • почему большая дебиторская задолженность подвергает фирмы риску во время кризисов;

  • каковы примеры последних экономических кризисов;

  • как вести себя в случая экономического кризиса;

  • о том, что существует финансовое мошенничество;

  • как работают фальшивомонетчики;

  • в чём заключается опасность взаимодействия с фальшивыми банками и

  • как от них защититься;

  • почему нельзя высылать и сообщать по телефону свои паспортные данные

  • неизвестным лицам;

  • что существуют поддельные платёжные терминалы;

  • как работает финансовая пирамида и чем она опасна для своих вкладчиков;

  • каковы основные способы сокращения финансовых рисков;

  • куда обращаться в случаях потери (кражи) документов (паспорта, банковской карты, сберкнижки и др.);

  • какова мера ответственности государства в случаях финансового мошенничества.

Устный опрос, экспертное наблюдение в ходе практических работ; отчеты по практическим работам; письменный опрос; тестирование; оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.


14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!