СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД. Основы финансовой грамотности по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), по профессиям 19.01.17 Повар, кондитер, 38.01.02 Продавец, контролер-кассир разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным госудаственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 года № 06-259, со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 году, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р.

Просмотр содержимого документа
«Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»

(ОГБПОУ «КТАБ»)

636160, Томская обл., с.Кожевниково, ул.Гагарина, 36

Тел./факс: 8-(38-244)-2-17-45

e-mail: ktab70@yandex.ru






ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

название дисциплины









Номинация: Лучшая программа урочной деятельности

обучения финансовой грамотности обучающихся

профессиональных образовательных организаций


Ф.И.О. авторов:

Морозова Любовь Владимировна, преподаватель

Полякова Татьяна Дмитриевна, преподаватель











2018 г.

Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД. Основы финансовой грамотности по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), по профессиям 19.01.17 Повар, кондитер, 38.01.02 Продавец, контролер-кассир разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным госудаственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 года № 06-259, со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 году, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р.

Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса» (ОГБПОУ «КТАБ»)


Разработчики:

Морозова Любовь Владимировна, преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Полякова Татьяна Дмитриевна, преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность






© ОГБПОУ « КТАБ»

© Морозова Любовь Владимировна

© Полякова Татьяна Дмитриевна

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП







1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям и профессиям СПО:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

19.01.17 Повар, кондитер

38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 23369 Кассир.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина относится к дополнительным образовательным программам по развитию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования. Количество часов определено за счет вариативной части циклов ОПОП.

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Целью является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания


Код 1

ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1, ОК 1, ПК2, ОК2, ПК3, ОК3

У1. Следить за состоянием личных финансов

У2. Планировать свои доходы и расходы

У3. Формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств

У4. Жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним

У5. Быть способным распознавать признаки финансового мошенничества

У6. Вести финансовую подготовку к жизни на пенсии

З1. Иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию

З2. Рационально выбирать финансовые услуги

З3. Знать, как отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг

З4. Знать о рисках на рынке финансовых услуг

З5. Знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика



В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь использовать полученную информацию в процессе принятия решений:

- о сохранении и накоплении денежных средств;

- при оценке финансовых рисков;

- при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- существующие в России финансовые институты и финансовые продукты;

- способы получения информации о финансовых продуктах и институтах из различных источников;

- способы повышения благосостояния как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса;

- основы личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющих повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования денежных средств.











  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)

39

в том числе:


лабораторные занятия (если предусмотрено)

0

практические занятия (если предусмотрено)

6

контрольные работы (если предусмотрено)

0

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)

19

в том числе:


самостоятельная работа над курсовым проектом (работой) (если предусмотрено)

0

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии

0

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Уровень освоения

Объем часов

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

5

Тема 1. Доходы и расходы


Понятие «доходы». Понятие «расходы».

1

4

У1, З1,З2

Практическое занятие: «Баланс доходов и расходов»

2

У1, З1,З2

Самостоятельная работа. Составить глоссарий по теме «Доходы и расходы». Подготовить сообщение «Деньги в нашей жизни»

2

У1, З1,З2

Тема 2. Финансовое планирование и бюджет

Роль планирования в жизни человека

1

2

У2, З1,З3,З5

Цели и задачи финансового планирования. Значимость финансового планирования в нашей жизни

2

3

У2,З1,З2,З5

Практическое занятие «Семейный бюджет»

3

У2,З1,З2,З5

Самостоятельная работа. Составить бюджет своей семьи. Спланировать поступления и расход денежных средств в разрезе календарного года (помесячно)

2

У2,З1,З2,З5

Тема 3. Личные сбережения

Зачем откладывать деньги?

2

1

У3, З3,З4

Копить или взять кредит?

2

2

У3,З3,З4

Понятия и категории личных сбережений

1

2

У3,З3,З4

Самостоятельная работа. Сообщение на выбранную тему: дефицитный бюджет, профицитный бюджет, сбалансированный бюджет. Определение типа Вашего семейного бюджета.

3

У3,З3,З4

Тема 4. Кредитование

Банковская система и кредит

1

2

У4,З2,З3,З4

Виды кредитов

1

2

У4,З2,З3,З4

Практическое занятие. Расчет стоимости кредита

1

У4,З2,З3,З4

Самостоятельная работа. Рассчитать стоимость кредита по имеющимся данным

2

У4,З2,З3,З4

Тема 5. Инвестирование

Понятие инвестиций. Категории инвесторов

1

2

У4,У5,З2,З4

Источники и методы финансирования

1

2

У4,У5,З2,З4

Как стать инвестором?

2

1

У4,У5,З2,З4

Самостоятельная работа. Заполнить таблицу: Источники и методы финансирования

2

3

У4,У5,З2,З4

Темы 6. Страхование

Понятие страхования

1

1

У6,З2

Функции и виды страхования

1

2

У6,З2

ОСАГО и КАСКО

2

2

У6,З2

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение на одну из выбранных тем (виды страхования)

3

У6,З2

Тема 7. Риски и финансовая безопасность

Риски и финансовая безопасность граждан РФ

1

2

У5,З4

Финансовое мошенничество

2

2

У5,З4

Финансовые преступления и ответственность

1

1

У5,З4

Самостоятельная работа. Сообщение на тему: Как обезопасить себя в современных рыночных отношениях?

4

У5,З4

Всего:

58

Х

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов экономика и информатика.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

Мебель: стол учительский, столы ученические, стулья, доска школьная, шкафы книжные.

Технические средства обучения: компьютеры, проектор.

Документация: план работы кабинета, перечень учебного оборудования, рабочие программы по дисциплинам, календарно-тематические планы, учебная и методическая литература, образцы рефератов, инструкция по технике безопасности, режим работы кабинета, график консультаций.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. – 3-е изд., стереитип. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 368 с.

  2. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 352 с.

  3. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.А. Певцова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2017 – 480 с.


Дополнительные источники:

  1. Конституция РФ

  2. Трудовой Кодекс РФ

  3. Гражданский Кодекс РФ

  4. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А, Горелов, Т.А. Горелова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 368 с.

  5. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. / М.: ИНФРА-М, 2016. – 384 с.

  6. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Румынина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 224 с.































  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знать как искать и использовать необходимую финансовую информацию

Знать, как рационально выбирать финансовые услуги

Знать, как отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг

Знать о рисках на рынке финансовых услуг

Знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика

Знание и использование финансовой информации, финансовых услуг, понимание риска.

Оценка результатов выполнения практической работы, самостоятельной работы. Промежуточная аттестация: диф. Зачет.

Уметь следить за состоянием личных финансов

Уметь планировать свои доходы и расходы

Уметь формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств

Уметь жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним

Уметь быть способным распознавать признаки финансового мошенничества

Уметь вести финансовую подготовку к жизни на пенсии

Умение следить за состоянием личных финансов, планировать свой бюджет, распознавать признаки финансового мошенничества, вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Оценка результатов выполнения практической работы, самостоятельной работы. Промежуточная аттестация: диф. Зачет.



























  1. Возможности использования программы в других ПООП

15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

13.01.10 Электромонтер по ремонту электрооборудования (по отраслям)



1 Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных, для освоения которых необходимо освоение данной дисциплины.

15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!