Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»
(ОГБПОУ «КТАБ»)
636160, Томская обл., с.Кожевниково, ул.Гагарина, 36
Тел./факс: 8-(38-244)-2-17-45
e-mail: ktab70@yandex.ru
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
название дисциплины
Номинация: Лучшая программа урочной деятельности
обучения финансовой грамотности обучающихся
профессиональных образовательных организаций
Ф.И.О. авторов:
Морозова Любовь Владимировна, преподаватель
Полякова Татьяна Дмитриевна, преподаватель
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД. Основы финансовой грамотности по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), по профессиям 19.01.17 Повар, кондитер, 38.01.02 Продавец, контролер-кассир разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным госудаственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 года № 06-259, со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 году, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса» (ОГБПОУ «КТАБ»)
Разработчики:
Морозова Любовь Владимировна, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Полякова Татьяна Дмитриевна, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
© ОГБПОУ « КТАБ»
© Морозова Любовь Владимировна
© Полякова Татьяна Дмитриевна
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям и профессиям СПО:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
19.01.17 Повар, кондитер
38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 23369 Кассир.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина относится к дополнительным образовательным программам по развитию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования. Количество часов определено за счет вариативной части циклов ОПОП.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целью является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код 1 ПК, ОК | Умения | Знания |
ПК 1, ОК 1, ПК2, ОК2, ПК3, ОК3 | У1. Следить за состоянием личных финансов У2. Планировать свои доходы и расходы У3. Формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств У4. Жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним У5. Быть способным распознавать признаки финансового мошенничества У6. Вести финансовую подготовку к жизни на пенсии | З1. Иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию З2. Рационально выбирать финансовые услуги З3. Знать, как отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг З4. Знать о рисках на рынке финансовых услуг З5. Знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь использовать полученную информацию в процессе принятия решений:
- о сохранении и накоплении денежных средств;
- при оценке финансовых рисков;
- при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- существующие в России финансовые институты и финансовые продукты;
- способы получения информации о финансовых продуктах и институтах из различных источников;
- способы повышения благосостояния как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса;
- основы личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющих повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования денежных средств.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 58 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 39 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (если предусмотрено) | 0 |
практические занятия (если предусмотрено) | 6 |
контрольные работы (если предусмотрено) | 0 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 0 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) | 19 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовым проектом (работой) (если предусмотрено) | 0 |
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии | 0 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Уровень освоения | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 1. Доходы и расходы | Понятие «доходы». Понятие «расходы». | 1 | 4 | У1, З1,З2 |
Практическое занятие: «Баланс доходов и расходов» | 2 | У1, З1,З2 |
Самостоятельная работа. Составить глоссарий по теме «Доходы и расходы». Подготовить сообщение «Деньги в нашей жизни» | 2 | У1, З1,З2 |
Тема 2. Финансовое планирование и бюджет | Роль планирования в жизни человека | 1 | 2 | У2, З1,З3,З5 |
Цели и задачи финансового планирования. Значимость финансового планирования в нашей жизни | 2 | 3 | У2,З1,З2,З5 |
Практическое занятие «Семейный бюджет» | 3 | У2,З1,З2,З5 |
Самостоятельная работа. Составить бюджет своей семьи. Спланировать поступления и расход денежных средств в разрезе календарного года (помесячно) | 2 | У2,З1,З2,З5 |
Тема 3. Личные сбережения | Зачем откладывать деньги? | 2 | 1 | У3, З3,З4 |
Копить или взять кредит? | 2 | 2 | У3,З3,З4 |
Понятия и категории личных сбережений | 1 | 2 | У3,З3,З4 |
Самостоятельная работа. Сообщение на выбранную тему: дефицитный бюджет, профицитный бюджет, сбалансированный бюджет. Определение типа Вашего семейного бюджета. | 3 | У3,З3,З4 |
Тема 4. Кредитование | Банковская система и кредит | 1 | 2 | У4,З2,З3,З4 |
Виды кредитов | 1 | 2 | У4,З2,З3,З4 |
Практическое занятие. Расчет стоимости кредита | 1 | У4,З2,З3,З4 |
Самостоятельная работа. Рассчитать стоимость кредита по имеющимся данным | 2 | У4,З2,З3,З4 |
Тема 5. Инвестирование | Понятие инвестиций. Категории инвесторов | 1 | 2 | У4,У5,З2,З4 |
Источники и методы финансирования | 1 | 2 | У4,У5,З2,З4 |
Как стать инвестором? | 2 | 1 | У4,У5,З2,З4 |
Самостоятельная работа. Заполнить таблицу: Источники и методы финансирования | 2 | 3 | У4,У5,З2,З4 |
Темы 6. Страхование | Понятие страхования | 1 | 1 | У6,З2 |
Функции и виды страхования | 1 | 2 | У6,З2 |
ОСАГО и КАСКО | 2 | 2 | У6,З2 |
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение на одну из выбранных тем (виды страхования) | 3 | У6,З2 |
Тема 7. Риски и финансовая безопасность | Риски и финансовая безопасность граждан РФ | 1 | 2 | У5,З4 |
Финансовое мошенничество | 2 | 2 | У5,З4 |
Финансовые преступления и ответственность | 1 | 1 | У5,З4 |
Самостоятельная работа. Сообщение на тему: Как обезопасить себя в современных рыночных отношениях? | 4 | У5,З4 |
Всего: | 58 | Х |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов экономика и информатика.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Мебель: стол учительский, столы ученические, стулья, доска школьная, шкафы книжные.
Технические средства обучения: компьютеры, проектор.
Документация: план работы кабинета, перечень учебного оборудования, рабочие программы по дисциплинам, календарно-тематические планы, учебная и методическая литература, образцы рефератов, инструкция по технике безопасности, режим работы кабинета, график консультаций.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. – 3-е изд., стереитип. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 368 с.
Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 352 с.
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.А. Певцова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2017 – 480 с.
Дополнительные источники:
Конституция РФ
Трудовой Кодекс РФ
Гражданский Кодекс РФ
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А, Горелов, Т.А. Горелова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 368 с.
Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. / М.: ИНФРА-М, 2016. – 384 с.
Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Румынина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 224 с.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знать как искать и использовать необходимую финансовую информацию Знать, как рационально выбирать финансовые услуги Знать, как отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг Знать о рисках на рынке финансовых услуг Знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика | Знание и использование финансовой информации, финансовых услуг, понимание риска. | Оценка результатов выполнения практической работы, самостоятельной работы. Промежуточная аттестация: диф. Зачет. |
Уметь следить за состоянием личных финансов Уметь планировать свои доходы и расходы Уметь формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств Уметь жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним Уметь быть способным распознавать признаки финансового мошенничества Уметь вести финансовую подготовку к жизни на пенсии | Умение следить за состоянием личных финансов, планировать свой бюджет, распознавать признаки финансового мошенничества, вести финансовую подготовку к жизни на пенсии. | Оценка результатов выполнения практической работы, самостоятельной работы. Промежуточная аттестация: диф. Зачет. |
Возможности использования программы в других ПООП
15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
13.01.10 Электромонтер по ремонту электрооборудования (по отраслям)
1 Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных, для освоения которых необходимо освоение данной дисциплины.
15