МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
РАССМОТРЕНО на заседании ПЦК автомобильных и строительных профессий и специальностей ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» ________Солопова Е.В. Протокол № _______ от «16» января 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» _________________О.А.Думан «___»______________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Техническая механика
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальности технического профиля
23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей»
2017
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум».
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
СТРУКТУРА ПРИМЕРНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП | |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Техническая механика является частью образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей; укрупненная группа 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Программа учебной дисциплины предназначена для реализации требований ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОП.02 Техническая механика является общепрофессиональной дисциплиной и входит в состав профессионального цикла.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- производить расчеты на прочность пр растяжении и сжатии, смятии, изгибе;
- выбирать рациональные формы поперечных сечений;
- производить расчеты: зубчатых и червячных передач, передачи«винт-гайка», шпоночных соединений на контактную прочность;
- производить проектировочный и проверочный расчет валов;
- производить подбор и расчет подшипников качения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и аксиомы теоретической механики;
- условия равновесия системы сходящихся сил и системы произвольно расположенных сил;
- методики решения задач по теоретической механике, сопротивлению материалов;
- методику проведения прочностных расчетов деталей машин;
- основы конструирования деталей и сборочных единиц.
В результате освоения дисциплины формируются элементы следующих компетенций:
Общие компетенции
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
Профессиональные компетенции
ПК 1.3. Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией.
ПК 3.3 Проводить ремонт трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей в соответствии с технологической документацией.
ПК 6.1. Определять необходимость модернизации автотранспортного средства
ПК 6.2. Планировать взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного
средства и повышение их эксплуатационных свойств
ПК 6.4. Определять остаточный ресурс производственного оборудования
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 192 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 128 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (если предусмотрено) | - |
практические занятия (если предусмотрено) | 70 |
контрольные работы (если предусмотрено) | 6 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) | 64 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | № занятия | Уровень усвоения | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 1. Теоретическая механика | | 78 | | | ПК1.1-1.2 ПК 2.1-2.3 |
Введение | Содержание учебного материала |
Теоретическая механика и ее место среди естественных и технических наук. Основные исторические этапы развития механики | 2 | 1 | 1 | ОК 1-7 |
Тема 1.1 Основные понятия и аксиомы статики | Предмет статики. Основные понятия статики. Абсолютно твердое тело, сила, эквивалентная система сил, равнодействующая, уравновешенная система сил, силы внешние и внутренние. Аксиомы статики. Связи и реакции связи. | 2 | 2 | 2 | ОК 1-7 |
Тема 1.2 Плоская система сходящихся сил | Геометрический и аналитический способы сложения сил. Сходящиеся силы. Равнодействующая сходящихся сил. | 2 | 3 | 2 | ОК 1-7 |
| Геометрическое условие равновесия системы сходящихся сил. Аналитические условия равновесия пространственной и плоской системы сил. | 2 | 4 | 2 | ОК 1-7 |
| Практические занятия Определение неизвестных реакций связей с помощью геометрического условия равновесия Определение неизвестных реакций связей с помощью аналитического условия равновесия | 2 2 | 5 6 | | ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 1.3. Плоская система пар | Момент силы относительно точки (центра), как вектор. Пара сил. Момент пары сил, как вектор. Теорема о сумме моментов сил, образующих пару, относительно любого центра. | 2 | 7 | 2 | ОК 1-7 |
| Теорема об эквивалентности пар. Сложение пар, произвольно расположенных в пространстве. Условие равновесия системы пар | 2 | 8 | 2 | |
Практические занятия Определение момента силы относительно точки (центра). Определение равновесия системы пар сил | 2 | 9 | | ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 1.4. Плоская произвольная система сил. | Алгебраическая величина момента силы. Вычисление главного вектора и главного момента плоской системы сил. | 2 | 10 | 2 | ОК 1-ОК6 ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Аналитические условия плоской системы сил, три вида условий равновесия. Условия равновесия плоской системы параллельных сил. Сосредоточенные и распределенные силы. Силы, равномерно распределенные по отрезку прямой и их равнодействующая. |
Практические занятия Определение равновесия системы сил для тел с шарнирными опорами Определение равновесия системы сил для тел с жесткой заделкой Определение равновесия системы сил для тел с равномерно-распределенной нагрузкой | 2 2 2 | 11 12 13 | | ОК 1-ОК6 ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 1.5. Пространственная система сил | Момент силы относительно оси. Зависимость между моментами силы относительно центра и относительно оси, проходящей через этот центр. Аналитические формулы для вычисления моментов силы относительно трех координатных осей. Частные случаи приведения пространственной системы сил. | 2 | 14 | 2 | ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Практические занятия Определение момента силы относительно оси | 2 | 15 | | ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 1.6. Центр тяжести тел | Центр параллельных сил. Формулы для определения координат центра параллельных сил. Центр тяжести твердого тела. Координаты центров тяжести однородных тел (центр тяжести объема, площади, линии). Центр тяжести дуги окружности, треугольника и кругового сектора. | 2 | 16 | 2 | ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Практические занятия Определение координат центра параллельных сил. Определение координат центров тяжести однородных тел | 2 2 | 17 18 | | ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 1.7. Основные понятия кинематики | Предмет кинематики. Пространство и время в классической механике. Относительность механического движения. Система отсчёта. Задачи кинематики. Основные определения. | 2 | 19 | 2 | ОК 1-ОК6 ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 1. 8. Простейшие движения тел. | Поступательное движение твердого тела, его свойства. Вращательное движение твердого тела вокруг не подвижной оси. Уравнение вращательного движения. Средняя угловая скорость в данный момент. Частота вращения. Единицы угловой скорости и частоты вращения, связь между ними. Линейные скорости и ускорение точек вращательного тела. | 2 | 20 | 2 | ОК 1-ОК6 ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Практические занятия Решение задач по кинематике. | 2 | 21 | | ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 1.9. Работа и мощность. | Работа и мощность. Коэффициент полезного действия. | 2 | 22 | 2 | ОК 1-ОК6 , ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Практические занятия. Определение работы и мощности. | 2 | 23 | | ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 1.10. Основные понятия динамики. | Предмет динамики: понятие о двух основных задачах динамики. Первая аксиома-принцип инерции, вторая аксиома - основной закон динамики точки. Масса материальной точки; зависимость между массой и силой тяжести. Третья аксиома-закон независимости действия сил. Четвертая аксиома-закон равенства действия и противодействия. | 2 | 24 | 2 | ОК 1-ОК6 ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 1.11. Метод кинетостатики. | Понятия о свободной и несвободной точке. Понятия о силе инерции. Силы инерции при прямолинейном и криволинейном движении материальной точки. Принцип Даламбера, метод кинетостатики. | 2 | 25 | 2 | ОК 1-ОК6 ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
| Практические занятия Определение сил инерции и величин её составляющих. | 2 | 26 | | ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Контрольная работа по разделу: «Теоретическая механика» | 2 | 27 | | |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Основные виды связи: гладкая плоскость, поверхность и опора, гибкая нить, цилиндрический шарнир (подшипник), сферический шарнир (подпятник), невесомый стержень, реакции этих связей. Теорема о равновесии трех непараллельных сил. Статически определяемые и неопределяемые системы. Аналитические условия равновесия произвольной пространственной системы сил. Определение скорости и ускорения точки по их проекциям на координатные оси. Выражение скорости, нормального, касательного и полного ускорений вращающегося тела через его угловую скорость и угловое ускорение. | 26 | | | ОК 1-ОК6 ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Раздел 2. Сопротивление материалов | | 62 | | | |
Тема 2.1 Основные положения | Основы сопротивления материалов, понятие о расчетах на прочность, жесткость, устойчивость. Классификация нагрузок. Основные гипотезы и допущения о свойствах деформируемого тела, характеристика деформации. Принцип независимости действия сил. Метод сечений. Применение метода сечений для определения внутренних силовых факторов, возникающих в поперечных сечениях бруса. Напряжения: полное, нормальное, касательное. | 2 | 28 | 1 2 | ОК 1-ОК6 ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Практические занятия Определение продольных сил и нормальных напряжений, построение эпюр М. Расчёты на прочность, жёсткость, устойчивость материалов. | 2 2 | 29 30 | | ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 2.2. Нагрузки внешние и внутренние | Метод сечений. Внутренние силовые факторы. Напряжение. | 1 1 | 31 | 2 | |
Тема 2.3. Растяжение и сжатие | Внутренние силовые факторы. Напряжение. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука. | |
Практические занятия. Расчёты на прочность и жестокость при растяжении и сжатии. | 2 | 32 | | ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 2.4 Расчёт на срез и смятие. | Срез: основные расчетные предпосылки, расчетные формулы. Смятие: условности расчета, расчетные формулы. Расчеты на срез и смятие соединений заклепками, болтами и т.д. | 2 | 33 | 2 | |
| Практические занятия Расчёты на срез и смятие | 2 | 34 | | ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 2.5. Кручение. | Внутренние силовые факторы. Построение эпюр крутящихся моментов. Расчёты на прочность и жёсткость. | 2 | 35 | 1 | |
| Практические занятия Построение эпюр крутящихся моментов, расчёты на жёсткость и прочность при кручении. | 2 | 36 | | ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 2.6. Изгиб. | Основные понятия и определения. Классификация видов изгибов: прямой изгиб (чистый и поперечный). Внутренние силовые факторы при прямом изгибе - поперечная сила и изгибающий момент. | 2 | 37 | 2 | ОК 1-ОК6 ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Дифференциальные зависимости между изгибающим моментом, поперечной силой и интенсивностью распределенной нагрузки. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Нормальные напряжения, возникающие в поперечных сечениях бруса при чистом изгибе. | 2 | 38 | 2 | |
Практические занятия. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Расчёты на прочность и жёсткость при изгибе. | 2 2 | 39 40 | | ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 2. 7. Растяжение и изгиб бруса. | Расчет брусьев большой жесткости при совместном изгибе и растяжении (сжатии). Определение нормальных напряжений в поперечных сечениях, нахождение опасных точек и расчет на прочность. | 2 | 41 | 1 | |
Практические занятия Нахождение опасных точек и расчет на прочность. Расчёт бруса круглого и поперечного сечения на изгиб с кручением. | 2 2 | 42 43 | | ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 2.8. Сопротивление усталости. | Усталостное разрушение, его причины. Предел выносливости. Связь приделов выносливости с характеристиками статической прочности от вида нагружения бруса. Понятие о зависимости предела выносливости от асимметрии цикла. Местные напряжения и их влияния на предел выносливости. | 1
1 | 44 | 1 | ОК 1-ОК6 ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 2.9. Устойчивость сжатых стержней | Понятие об устойчивых и неустойчивых формах упругого равновесия. Критическая сила. Связь между критической и допускаемой нагрузками. Предельная гибкость . Расчеты сжатых стержней |
Практические занятия Расчёты на усталость при одноосном и упрощённом напряжённом состоянии и при чистом сдвиге Определение критической силы для сжатого бруса большой гибкости. | 2 2 | 45 46 | | ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Контрольная работа по разделу: «Сопротивление материалов» | 2 | 47 | | |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Температурные напряжения в статически не определимых системах. Основные факторы, влияющие на выбор требуемого коэффициента запаса прочности Брусья переменного поперечного сечения. Линейные и угловые перемещения при прямом изгибе. Понятия о касательных напряжениях в поперечных и продольных сечениях брусьев при прямом поперечном изгибе. Гипотеза энергии формоизменения. Гипотеза наибольших касательных напряжений. Влияние абсолютных размеров, шероховатости и упрочнения поверхности деталей на предел выносливости. Эмпирические формулы для критических напряжений. | 20 | | | ОК 1-ОК6 ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Раздел 3. Детали машин | | 48 | | | |
Тема 3.1. Основные положения | Основные понятия. Современные тенденции в развитии машиностроения. Требования к машинам и их деталям. Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин. Выбор материалов для деталей машин. Проектный и проверочный расчеты. | 1 | 48 |
2 | ОК 1-ОК6 ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 3.2. Общие сведения о передачах | Вращательное движение и его роль в механизмах и машинах. Назначение передач в машинах и их классификация. Основные силовые и кинематические соотношения в передачах. | 1 |
Тема 3.3. Плоские механизмы. | Шарнирные четырехзвенные механизмы. Кривошипно-ползунные и кулисные механизмы. Кулачковые механизмы. Механизмы прерывистого движения. | 1 | 49 | 1 | ОК 1-ОК6 ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 3.4. Зубчатые передачи. | Общие сведения о зубчатых передачах: достоинства, недостатки, область применения. Классификация зубчатых передач. Основные теории зубчатого зацепления. Краткие сведения об изготовлении зубчатых колес. Материалы и конструкции зубчатых колес. Виды повреждения зубьев и критерии работоспособности зубчатых передач. Основные геометрические соотношения. | 1 |
Практические занятия Расчет параметров зубчатой передачи Расчет зубьев на прочность | 2 2 | 50 51 | | ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. ПК 6.2. |
Тема 3.5. Передача винт - гайка | Общие сведения. Разновидности винтов передач. КПД и передаточное число. Виды разрушения передачи и материалы винтовой пары. Допустимые напряжения. Последовательность расчета передачи винт-гайка. | 1
1 |
52 | 2 | ОК 1-ОК6 ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. ПК 6.2. |
Тема 3.6. Ременные передачи. | Ременные передачи: принцип работы, устройство, достоинства, недостатки применение. Детали ременных передач: приводные ремни, шкивы, натяжные устройства. Сравнительные характеристики передач с плоскими, клиновыми и поликлиновыми ремнями. Силы и напряжения в ветвях ремня. Силы, действующие на валы и подшипники. Скольжение ремня на шкивах. Передаточное число и КПД передачи. |
Практические занятия. Расчет поликлиновой передачи Выбор ремня передачи. | 2 2 | 53 54 | | ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 3.7. Цепные передачи. | Цепные передачи: принцип работы, устройство, достоинства, недостатки, область применения. Детали цепных передач: приводные цепи, звездочки, натяжные устройства. Основные геометрические соотношения в передачах. | 1
1 | 55 | 1 | ОК 1-ОК6 |
Тема 3.8. Оси, валы и соединения. | Валы, оси их назначение, конструкция, материалы. Расчет валов и осей на прочность и жесткость. Конструктивные и технологические способы повышения выносливости валов. Типы шпоночных соединений и их сравнительная характеристика. | ОК 1-ОК6 |
Практические занятия Проверочный расчёт валов Проектировочный расчёт валов | 2 2 | 56 57 | | ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 3.9. Подшипники. | Подшипники скольжения: назначение, типы, область применения. Подшипники качения: устройство, сравнительная характеристика подшипников качения и скольжения. Классификация подшипников качения и обзор основных типов. | 2 | 58 | 1 | ПК 6.2. ОК 1-ОК6 |
Практические занятия Расчет нагрузки на подшипники качения Выбор подшипников качения в зависимости от условий работы | 2 2 | 59 60 | | ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
Тема 3.10. Резьбовые соединения | Общие сведения, классификация резьб. Геометрические параметры резьбы. Основные типы резьб. Способы изготовления резьб. Конструктивные формы резьбовых соединений, стандартные крепежные изделия. Способы стопорения резьбовых соединений. | 2 | 61 | 2 | ОК 9 ОК 10 |
Тема 3.11. Сварочные, паяные и клеевые соединения. | Сварные соединения: достоинства, недостатки, область применения. Основные типы сварных швов. Расчет сварных соединений встык и внахлестку при осевом нагружении соединяемых деталей. Краткие сведения о клеевых соединениях. Краткие сведения о паяных соединениях. |
1 1 | 62 | 2 | ПК 6.2. ОК 9 ОК 10, ОК 1-ОК6 ОК 7. |
Тема 3.12. Шлицевые (зубчатые) соединения. | Виды центрирования деталей соединений. Параметры, сравнительная оценка и области применения шлицевых (зубчатых) соединений. |
Практические занятия Расчет на смятие | 2 | 64 | | ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
| Контрольная работа по разделу «Детали машин» | 2 | 64 | | ПК 6.2. |
| Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 3. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Усилие в передачах. Расчет на прочность. Выбор основных параметров, расчетных коэффициентов и допускаемых напряжений. Основные геометрические соотношения в передачах. Допускаемые напряжения для сварных соединений. Материалы деталей подшипников, смазка подшипников, критерии работоспособности и условные расчеты. | 18 | | | ОК 1-ОК6 ПК 6.4, ПК 1.3 ПК 3.3, ПК 6.1. |
| Всего: | 192 | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Наличие учебного кабинета «Техническая механика».
Оборудование учебного кабинета: – 30 посадочных мест;
– рабочее место преподавателя;
– комплект учебно-наглядных пособий;
– модели редукторов;
– модели цепной передачи и ременной передачи;
– модели цилиндрических передач;
– разрезы действующих редукторов;
– электрифицированные стенды;
– планшеты.
Технические средства обучения:
– компьютеры с лицензионным программным обеспечением
– сканер;
– принтер;
– интерактивная доска.
3.2 Организация образовательного процесса
Освоение обучающимися рабочей программы учебной дисциплины ОП.02 «Техническая механика» должно проходить в условиях созданной образовательной среды в учебном заведении соответствующих профилю специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Изучению дисциплины предшествует получение базовых знаний по дисциплинам: математика, материаловедение, черчение, физика, геометрия, химия.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии). Педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
3.4. Особенности реализации УД для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (ред. От 29.12.2015 года) « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 599 « О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 года № 1921-р « О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»; Письма Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 18 марта 2014 года № 06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», в техникуме созданы условия доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Создание безбарьерной среды в Энгельсском политехникуме направлено на потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: с нарушением зрения; с нарушением слуха; с ограничением двигательных функций.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья обеспечен доступ к фондам учебно-методической документации.
На официальном сайте Энгельсского политехникума htt//politehnikum-eng.ru/index/specialistov_srednego_zvena/0-390 представлены федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, учебные планы, аннотации рабочих программ, учебно-методические материалы, разработанные педагогическими работниками техникума, обеспечен доступ всех студентов в интернет. Кроме того, доступ к этим документам возможен из любой точки, где есть интернет.
Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
В Энгельсском политехникуме для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна реализация образовательной программы по заочной форме обучения с элементами дистанционного образования.
В техникуме создана профессиональная и социокультурная толерантная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству и обучению в инклюзивной форме.
Студенты Энгельсского политехникума принимают участие в добровольческом (волонтерском) движении, в ежегодном благотворительном движении «Белый цветок», направленных на развитие способностей толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
Материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в аудитории и другие помещения.
Обеспечена доступность к прилегающей территории учебных корпусов по адресу6 413116 Саратовская область, г.Энгельс, ул. Полтавская, дом 19 и ул. Железнодорожная, дом 13.Входные пути, пути перемещения внутри здания и территория соответствуют условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп студентов с ограниченными возможностями, беспрепятственному подъезду машин скорой помощи.
В кабинете по учебной дисциплине « Инженерная графика» имеются специальные места для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху.
На пункте охраны у дежурного есть возможность оперативно вызвать врача.
В учебном кабинете используется мультимедийное оборудование: слайд-проектор, экран, колонки.
Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Организация итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Государственная итоговая аттестация выпускников с ограниченными возможностями здоровья является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объеме. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и локальным нормативными документами Энгельсского политехникума.
Выпускники с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к государственной итоговой аттестации и в период ее проведения имеют возможность доступа в аудитории, к библиотечным ресурсам техникума.
Технические средства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Для слабовидящих студентов в учебном кабинете предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов-слайдов на экране.
В учебном корпусе имеется электронная бегущая строка для получения информации студентами с ОВЗ по слуху.
Предусмотрена возможность альтернативных устройств ввода информации: специальная операционная система Windows, такая как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настраивать действия Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.
Для слабослышащих студентов имеются мультимедийные средства и видеоматериалы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий
Основные источники:
1. Олофинская В.П. Техническая механика: Курс лекций с вариантами практических и тес- товых заданий: Учебное пособие. – . – М.: Академия, 2016.
2. Олофинская В.П. Техническая механика: Сборник тестовых заданий.- М: Академия, 2016.,
3. Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Детали машин. – М.: Высшая школа, Академия, 2016
4..Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, Академия, 2016
5. Мовнин М.А., Израелит А.Б., Рубашкин А.Г. «Основы технической механики». – . – М.: Академия, 2016., 2016
Дополнительные источники:
1.Хруничева Т.В. – Детали машин: типовые расчеты на прочность. Учебное пособие. – М.: Форум – Инфра - М, 2014
2.Кривошапко С.Н., Копнов В.А. Сопротивление материалов. Руководство для решения за- дач и выполнения лабораторных и расчетно-графических работ. – М.: Высшая школа, Академия, 2016
Интернет – ресурсы:
1. http://www.elektronik-chel.ru/books/detali_mashin.html Электронные книги по деталям машин
2. http://proekt-service.com/detali_mashin._tehnicheskaya_mehani Учебное оборудование, учебные стенды, электронные плакаты, наглядные пособия для образовательных учебных заведений
3. http://www.teoretmeh.ru/ Электронный учебный курс для студентов очной и заочной форм обучения
4. http://www.ph4s.ru/book_teormex.html Книги по теоретической механике
5. http://www.studfiles.ru/dir/cat40/subj1306/file13432/view137045.html Учебное пособие по сопротивлению материалов
6. http://www.mathematic.of.by/Classical-mechanics.htm Теоретическая механика, сопротивление материалов. Решение задач
7. http://www.labstend.ru/site/index/uch_tech/index_full.php?mode=full&id=379&id_cat=1544 Учебные наглядные пособия и презентации по теоретической механике
8. http://www.spbdk.ru/catalog/science/section-191/ Санкт-Петербургский дом книги
9. http://lib.mexmat.ru/books/81554 Гузенков П.Г. - Детали машин: учебное пособие
10. http://kursavik-dm.narod.ru/Download.htm Детали машин. Программы, курсовые проек- ты, чертежи
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Умения: - производить расчеты на прочность пр растяжении и сжатии, смятии, изгибе; - выбирать рациональные формы поперечных сечений; - производить расчеты: зубчатых и червячных передач, передачи«винт-гайка», шпоночных соединений на контактную прочность; - производить проектировочный и проверочный расчет валов; - производить подбор и расчет подшипников качения Знания: - основные понятия и аксиомы теоретической механики; - условия равновесия системы сходящихся сил и системы произвольно расположенных сил; - методики решения задач по теоретической механике, сопротивлению материалов; - методику проведения прочностных расчетов деталей машин; - основы конструирования деталей и сборочных единиц. | 5 (отлично) – дано 100% верных ответов; 4 (хорошо) – дано 80% верных ответов; 3 (удовлетворительно) – дано менее 50% верных ответов; 2 (неудовлетворительно) – дано менее 20% верных ответов. .
| Текущий контроль в форме: -в форме защиты практических занятий; -тестирование; -контрольные работы Рубежный контроль: - тестирование |
5.Возможности использования программы в других ООП
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Техническая механика» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании: в программах повышения квалификации и подготовки по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта
6