ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика
(базовая подготовка)
20.02.04 Пожарная безопасность по программе базовой подготовки
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Техническая механика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности естественнонаучного профиля среднего профессионального образования (далее – СПО) 20.02.04 (280703) Пожарная безопасность по программе базовой подготовки, 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Организация-разработчик: ОГБПОУ СмолАПО
Разработчики:
Коротких А.А.., преподаватель ОГБПОУ СмолАПО
Утверждена Научно-методическим советом ОГБПОУ СмолАПО
Протокол № 1 от «05» сентября 2014 г.
Рассмотрена на заседании кафедры
Протокол № 1 от «01» сентября 2014 г.
Содержание
Паспорт программы учебной дисциплины | стр. 4 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины | 6 |
3. Условия реализации программы учебной дисциплины | 18 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 19 |
паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
1.1. Программа учебной дисциплины Техническая механика является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 20.02.04 (280703) Пожарная безопасность по программе базовой подготовки и 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Профессиональный цикл
Обеспечивающие дисциплины: Инженерная графика, Математика
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- читать кинематические схемы;
- проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;
- определять напряжения в конструкционных элементах;
- производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;
знать:
- основы теоретической механики;
- виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
- типы соединений деталей и машин;
- основные сборочные единицы и детали;
- характер соединения деталей и сборочных единиц;
- виды движений и преобразующие движения механизмы;
- виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
- передаточное отношение и число;
- соединения разъемные, неразъемные, подвижные, неподвижные;
- общие схемы и схемы по специальности;
- методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и
устойчивость при различных видах деформации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | |
зачетное занятие | |
Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий: лекционные занятия семинарские занятия | 64 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 40 |
в том числе: | |
Составление схем, таблиц Подготовка презентаций Разработка опорных конспектов Выполнение упражнений Решение задач | 2 1 - 7 30 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Техническая механика Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Теоретическая механика | 45 | |
Раздел 1.Статика | | | |
Тема 1.1. Введение. Основные понятия и аксиомы статики. Плоская система сходящихся сил | Содержание учебного материала | 3 | |
Семинар 1 | 2 | |
1 | Введение. | 2 |
2 | Задачи теоретической механики |
4 | Понятие о силе и системе сил. |
5 | Аксиомы статики. |
6 | Связи и реакции связей. |
Самостоятельная работа студента: Выполнение упражнений по определению направления реакций идеальных связей. | 1 | |
Тема 1.2.Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей аналитическим способом. | Содержание учебного материала | 6 | |
Семинар 2 | 2 | |
1 | Плоская система сходящихся сил. | | 3 |
2 | Порядок построения многоугольника сил. |
3 | Условие равновесия плоской системы сходящихся сил. |
4 | Решение задач на равновесие геометрическим способом. |
5 | Проекция силы на ось. |
Практические занятия №1 «Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей аналитическим способом». | 2 | |
Семинар №3 Проекция силы наось Определение равнодействующей системы сил аналитическим способом. Условия равновесия плоской системы сходящихся сил в аналитической форме | 2 | |
Самостоятельная работа студента: Решение задач по составлению уравнений равновесия плоской системы сходящихся сил. | 2 | |
Тема 1.3 Пара сил и момент силы относительно точки. | Содержание учебного материала | 3 | |
Снминар №4 | 2 | |
1 | Пара сил, момент пары сил. | 2 | 2 |
2 | Момент силы относительно точки. |
3 | Решение задач на определение моментов пары сил. |
Самостоятельная работа студента: Решение задач на пару сил и момент силы относительно точки. | 2 | |
Тема 1.4. Плоская система произвольно расположенных сил. Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления. | Содержание учебного материала | 8 | |
Семинар №5 | 2 | |
1 | Теорема Пуансо о параллельном переносе сил. | 2 | 2 |
2 | Приведение к точке плоской системы произвольно расположенных сил. |
3 | Влияние точки приведения. |
Семинар №6 |
4 | Условия равновесия произвольной плоской системы сил. |
5 | Виды нагрузок и разновидности опор. | | |
Практические занятия №2 «Балочные системы. Определение реакций опор. Одноопорная балка.» | 2 | |
Самостоятельная работа студента: Решение задач балочных систем иопределению опор и моментов защемления. | 2 | |
Тема 1.5 Пространственная система сил. | Содержание учебного материала | 4 | |
Семина №7 | 2 | |
1 | Момент силы относительно точки. | 2 |
2 | Пространственная сходящаяся система сил. |
3 | Произвольная пространственная система сил. |
Самостоятельная работа студента: Решение задач по пространственной системе сил. | 2 | |
Тема 1.6 Центр тяжести. | Содержание учебного материала | 6 | |
Семинар | 2 | |
1 | Сила тяжести. | | 2 |
2 | Точка приложения силы тяжести. |
3 | Центр тяжести однородных плоских тел (плоских фигур). |
4 | Определение координат центра тяжести плоских фигур. |
Практические занятие №3 «Определение положения центра тяжести» | 2 | |
Самостоятельная работа студента: Выполнение упражнения на решение задач по определению центра тяжести. | 2 | |
Кинематика | | |
Тема 1.7; 1.8 Основные понятия кинематики. Кинематика точки. | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинар | 2 | |
1 | Основные кинетически параметры. | | 2 |
2 | Скорость движения. |
3 | Ускорение точки. |
4 | Анализ видов и кинематических параметров движений. |
5 | Равномерное движение. |
6 | Неравномерное движение. |
7 | Равнопеременное движение. |
8 | Кинематические графики. |
Самостоятельная работа студента: Решение задач по кинематике точки. | 2 |
Тема 1.9 Простейшие движения твердого тела. | Содержание учебного материала | 2 |
Семинар | 2 | |
1 | Поступательное движение. | | 2 |
2 | Частные случаи вращательного движения. | |
3 | Скорость и ускорение точек вращающегося тела. |
Тема 1.10 Сложное движение точки. Сложное движение твердого тела. | Содержание учебного материала | 2 | |
Семинар | 2 | |
1 | Основные определения. | | 2 |
2 | Плоскопараллельное движение твердого тела. | |
Динамика | | |
Тема 1.12 Основные понятия и аксиомы динамики. Понятие о трении | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинар | 2 | |
1 | Содержание и задачи динамики. | | |
2 | Аксиомы динамики. |
3 | Понятие о трении. Виды трения. |
Самостоятельная работа студента выполнение упражнений по основным аксиомам динамики. | 2 | |
Тема 1.13 Движение материальной точки. Метод кинетостатики. | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинар | 2 | |
1 | Свободная и несвободная точки. | | 2 |
2 | Сила инерции. | |
3 | Принцип кинетостатики (принцип Даламбера). | |
Самостоятельная работа студента: решение задач по движению материальной точке. | 2 | |
Тема 1.14 Работа и мощность. Коэффициент полезного действия. | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинар | 2 | |
1 | Работа постоянной силы на прямолинейном пути. | | |
2 | Работа постоянной силы на криволинейном пути. |
3 | Работа силы тяжести. | |
4 | Работа равнодействующей силы. | |
5 | Мощность. | | |
6 | Коэффициент полезного действия. | | |
Самостоятельная работа студента: решение задач по работе и мощности. Расчет КПД. | 2 | |
Тема 1.15 Общие теоремы динамики. | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинар | 2 | |
1 | Теорема об изменении количества движения. | | |
2 | Теорема об изменении кинетической энергии. | |
3 | Основы динамики системы материальных точек. | |
Самостоятельная работа студента: решение задач по динамике. | 2 | |
Сопротивление материалов | | |
Тема2.1 Основные положения. Гипотезы и допущения. | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинар | 2 | |
1 | Основные требования к деталям и конструкциям и виды расчетов в сопротивлении материалов. | 2 |
2 | Основные гипотезы и допущения. | |
3 | Классификация нагрузок и элементов конструкции. | |
Самостоятельная работа студента: выполнить материала | 2 | |
Тема 2.2 (1)Растяжение и жатие. Внутренние силовые факторы, напряжения. Построение эпюр. . | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинар | 2 | |
1 | Растяжение и сжатие. | | 2 |
2 | Напряжения при растяжении и сжатии. | |
Самостоятельная работа студента: решение задач по определению внутренних силовых факторов, напряжению. Порядок построения эпюр. | 2 | |
Тема 2.2 (2) Растяжение и сжатие. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука. | Содержание учебного материала | 6 | |
Семинар | 2 | |
1 | Деформации при растяжении и сжатии. | | |
2 | Формулы для расчета перемещений поперечных сечений бруса при растяжении и сжатии. | |
Практические занятия№4 «Растяжение и сжатие. Внутренние силовые факторы, напряжения. Продольные и поперечные деформации. | 2 | |
Самостоятельная работа студента: решение задач на продольные и поперечные деформации. Закон Гука. | 2 | |
Тема 2.2 (3) Механические испытания, механические характеристики. Продольные и допускаемые напряжения. | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинар | 2 | |
1 | Механические испытания. Статические испытания на растяжение и сжатие. | 2 |
2 | Механические характеристики. | |
3 | Предельные и допустимые напряжения. | |
4 | Расчеты на прочность при растяжении и сжатии. Практические расчеты на срез и смятие | |
Самостоятельная работа студента: решение задач на механические испытания. Продольные допускаемые напряжения. | 2 | |
Тема 2.4 Геометрические характеристики плоских сечений. | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинар | 2 | |
1 | Статический момент площади сечения. | 2 |
2 | Центробежный момент инерции. | |
3 | Осевые моменты инерции. | |
4 | Моменты инерции простейших сечений. | |
5 | Моменты инерции относительно параллельных осей. | |
Самостоятельная работа студента: решение задач на геометрические характеристики плоских сечений. | 2 | |
Тема 2.5(1) Кручение. Внутренние силовые факторы при кручении. Построение эпюр крутящих моментов. | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинар | 2 | 2 |
1 | Деформации при кручении. | |
2 | Гипотезы при кручении. | |
3 | Внутренние силовые факторы при кручении. | |
4 | Эпюры крутящих моментов. | |
Самостоятельная работа студента: решение задач на построение эпюр крутящих моментов. | 2 | |
Тема 2.5 (2) Кручение. Напряжение и деформации при кручении. | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинар | 2 | |
| Напряжение при кручении. | 2 |
| Напряжение в любой точке поперечного сечения. | |
| Максимальное напряжение при кручении. | |
| Виды расчетов на прочность. | |
| Расчет на жесткость. | |
Самостоятельная работа студента: решение задач на деформации при кручении. | 2 | |
Тема 2.5 (3) Кручение. Расчеты на прочность и жесткость при кручении. | Содержание учебного материала | 6 | |
Семинар | 2 | |
1 | Кручение. Расчеты на прочность и жесткость при кручении. | 2 |
Практические занятия №5 «Напряжения и деформации при кручении». Расчеты на прочность и жесткость. | 2 | |
Самостоятельная работа студента: выполнение расчетов на прочность и жесткость при кручении. | 2 |
Тема 2.6 (1) Изгиб. Классификация видов изгиба. Внутренние силовые факторы при изгибе. | Содержание учебного материала | 6 |
Семинар | 2 | |
1 | Основные определения. | 2 |
2 | Внутренние силовые факторы при изгибе. |
3 | Знаки поперечных сил и изгибающих моментов. |
4 | Дифференциальные зависимости при прямом поперечном изгибе. |
Практические занятия №6 «Расчет на прочность при изгибе. Одноопорная балка». | 2 |
Самостоятельная работа студента: Составление таблиц «Виды неразъемных соединений» | 2 |
Тема 2.6 (2) Изгиб. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Приложенные сосредоточенные и распределенные нагрузки. | Содержание учебного материала | 4 |
Семинар | 2 | |
1 | Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Приложенные сосредоточенные и распределенные нагрузки. | 2 |
Самостоятельная работа студента: решение задач на построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Приложенные сосредоточенные и распределенные нагрузки. | 2 | |
Тема 2.7 Устойчивость сжатых стержней. Расчеты на устойчивость.. | Содержание учебного материала | 2 |
Семинар | 2 | |
1 | Порядок выполнения расчетов на устойчивость. | 2 |
Тема 2.8 Сопротивление усталости. | Содержание учебного материала | 2 | |
Семинар | 2 | |
1 | Усталостное разрушение, его причины, характер разрушений. | 2 |
2 | Кривая усталости, предел выносливости. Факторы, влияющие на предел выносливости. | |
Детали машин | | |
Раздел 3. Передачи | | | |
Тема 3.1.Фрикционные передачи. | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинар | 2 | 2 |
1 | Требования к машинам и деталям. Надежность машин | |
2 | Проектировочный и проверочный расчеты. |
3 | Общие сведения о передачах. | |
4 | Классификация фрикционных передач. | |
5 | Достоинства, недостатки, применение. | |
6 | Материалы катков. | |
7 | Виды разрушения рабочих поверхностей фрикционных катков. | |
8 | Цилиндрическая фрикционная передача. | |
9 | Вариаторы. | |
10 | Расчет на прочность и к.п.д. передач. | |
Самостоятельная работа студента: Выполнение упражнений по расчету деталей машин на прочность. | 2 | |
Тема 3.2. Цилиндрические прямозубые передачи. | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинар | 2 | |
2 | Образование зубчатого зацепления. Геометрия зацепления. | | |
3 | Зацепление эвольвентного зубчатого колеса с рейкой. | |
4 | Цилиндрическая прямозубая передача. | |
5 | Общие сведения. Геометрический расчет. | |
6 | Силы в зацеплении прямозубых передач. | |
7 | Основные критерии работоспособности и расчета. | |
8 | Расчет на контактную прочность. | |
9 | Расчет на изгиб. | |
10 | Цилиндрическая прямозубая передача. | |
Лабораторные занятия | - | |
Практические занятия №7 Расчет геометрии зацепления прямозубой цилиндрической передачи. | 2 | |
Тема3.3 Цилиндрические косозубые передачи. | Содержание учебного материала | 6 | |
Семинар | 2 | |
1 | Косозубые цилиндрические передачи. Общие сведения. Геометрический расчет. | 2 |
2 | Силы, действующие в зацеплении. | |
3 | Расчет передачи на контактную прочность и изгиб. | |
4 | Шевронные передачи. | |
5 | Косозубые цилиндрические передачи. Общие сведения. Геометрический расчет. | |
6 | Силы, действующие в зацеплении. | |
7 | Расчет передачи на контактную прочность и изгиб. | |
8 | Шевронные передачи. | |
Практические занятия №8 «Определение параметров зубчатых колес по их замерам». | 2 | |
|
Самостоятельная работа студента: Подготовка презентаций по теме «Планетарные передачи» | 2 | |
Тема 3.4. Конические зубчатые передачи. | Содержание учебного материала | 2 | |
Семинар | 2 | |
1 | Конические прямозубые передачи. Общие сведения. | 2 |
2 | Основные геометрические соотношения. | |
3 | Силы в зацеплении. | |
4 | Расчет конических прямозубых передач на контактную прочность и на изгиб. | |
5 | Конические передачи с круговым зубом. | |
Тема 3.5. Расчет червячной передачи. | Содержание учебного материала | 2 | |
Семинар | 2 | |
1 | Классификация червячных передач. | |
2 | Достоинства, недостатки, применение. | |
3 | Нарезание червяков и червячных колес. | |
4 | Основные геометрические соотношения. | |
5 | Скорость скольжения. Передаточное число. | |
6 | Силы в зацеплении. | |
7 | Материалы червячной пары. | |
8 | Виды разрушения зубьев червячных колес. | |
Тема 3.6. Расчет передачи винт-гайка. | Содержание учебного материала | 2 | |
Семинар | 2 | |
1 | Устройство и принцип действия передачи. Материалы винта и гайки. | 2 |
2 | Передачи с трением скольжения и трением качения, к.п.д. передаточное число. | |
3 | Виды разрушения. | |
4 | КПД передачи. | |
Тема 3. 7 Передачи гибкой связью. | Содержание учебного материала | 2 | |
Семинар | 2 | |
1 | Геометрические соотношения ременных передач. | 2 |
2 | Долговечность ремня. | |
3 | Тяговая способность. | |
4 | Общие сведения. Приводные цепи. | |
5 | Звездочки. | |
6 | Геометрические соотношения в цепных передачах. | |
Тема 3.8 Валы и оси. | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинар | 2 | |
1 | Общие сведения, назначение, классификация. | 2 |
2 | Конструктивные элементы. | |
3 | Материалы валов и осей. | |
Самостоятельная работа студента: Выполнение упражнений по расчету осей. | 2 | |
Тема 3.9 Подшипники скольжения. | Содержание учебного материала | 2 | |
Семинар | 2 | 2 |
1 | Общие сведения. Конструкции, достоинства, недостатки, применение. | |
2 | Виды смазки. | |
3 | Материалы вкладышей. | |
4 | Смазочные материалы. | |
5 | Виды разрушения вкладышей. | |
6 | Расчет подшипников скольжения. | |
Тема 3.10 Подшипники качения. | Содержание учебного материала | 2 | |
Семинар | 2 | |
| Общие сведения. | 2 |
| Классификация и условные обозначения подшипников. | |
| Основные типы подшипников. | |
Тема 3.11. Муфты. | Содержание учебного материала | 2 | |
Сериал | 2 | |
1 | Общие сведения. | 2 |
2 | Глухие муфты. | |
3 | Компенсирующие муфты. | |
4 | Управляющие муфты. | |
5 | Самоуправляемые муфты. | |
Соединения | | | |
Тема 3.12 Неразъемные соединения. | Содержание учебного материала | 2 |
Семинар | 2 | |
1 | Клепаные соединения. | 2 |
2 | Сварные соединения. |
3 | Паяные соединения. |
4 | Клееные соединения. |
5 | Соединения с натягом. |
Тема 3.13 Резьбовые соединения. | Содержание учебного материала | 2 |
Семинар | 2 | |
1 | Общие сведения. | 2 |
2 | Основные типы резьб. |
3 | Стандартные крепежные детали. |
4 | Способы стопорения резьбовых деталей. |
5 | Расчет резьбовых соединений на прочность. |
| 1 | Шпоночные соединения. Общие сведения. | 2 |
2 | Расчет шпоночных соединений. |
3 | Шлицевые соединения. Общие сведения. |
4 | Расчет шлицевых соединений. |
| Всего: | 120 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории Технической механики
Оборудование лаборатории:
Учебно- материальное обеспечение:
Разрывная машина с усилием 20кН,
Комплект учебно-наглядных пособий для лаборатории «Техническая механика»
Иллюстративный материал на бумажных и электронных носителях
Технические средства обучения: мультимедийный проектор; интерактивная доска; Интернет – ресурс; программные средства обучения; Виртуальный кабинет для самостоятельной работы студентов.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Вереина Л.И. Техническая механика: учебник для спо / Л.И. Вереина, М.М. Краснов. - 4-е изд., исправ. и доп. - М. : Академия, 2011.
Дополнительные источники:
Вереина Л.И., Краснов М.М. Основы технической механики. Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Академия, 2013.
Евтушенко С.И. Техническая механика. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Олофинская В.П. Техническая механика : курс лекций: для ссузов / В.П. Олофинская. - 3-е изд., исправ. - М. : ФОРУМ, 2012.
Сафонова Г.Г., Артюховская Т.Ю., Ермаков Д.А.. Техническая механика. – М.: Инфра-М, 2009.
Сетков В.И. Сборник задач по технической механике. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – 8-е изд. – М.: Академия, 2013.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
- читать кинематические схемы; - проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения; - определять напряжения в конструкционных элементах; - производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; | Самооценка. Оценка преподавателя в ходе проведения лабораторных работ и практических занятий. Наблюдение. Контрольные работы. Зачет. |
Усвоенные знания: |
- основы теоретической механики; - виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; - типы соединений деталей и машин; - основные сборочные единицы и детали; - характер соединения деталей и сборочных единиц; - виды движений и преобразующие движения механизмы; - виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; - передаточное отношение и число; - соединения разъемные, неразъемные, подвижные, неподвижные; - общие схемы и схемы по специальности; - методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации. |
6