МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
для специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Базовая подготовка среднего профессионального образования
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО):\
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий»
Разработчики: Соляник Стелла Равиловна, преподаватель физики.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 5 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ | 8 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
условия реализации программы дисциплины | 15 |
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины | 16 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО):
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Дисциплина «Техническая механика» относится к общепрофессиональным дисциплинам.
Дисциплина базируется на знаниях математики и физики.
В курс изучения дисциплины «Техническая механика» входит изучение разделов:
а) теоретическая механика;
б) сопротивление материалов;
в) детали машин.
На знаниях, полученных в результате изучения статики, базируется курс «Сопротивление материалов». Для изучения материалов по курсу «Детали машин» необходимы знания по теоретической механике и сопротивлению материалов.
В результате освоения дисциплины «Техническая механика» студенты получают знания о строении машин и механизмов, проведении методик расчетов на прочность, жесткость и устойчивость элементов конструкций, которые необходимы для проектирования и конструирования деталей и сборочных единиц (узлов) машин и механизмов.
Полученные знания в области теории машин и механизмов, смогут применять во всей последующей профессиональной деятельности благодаря достаточному объему времени, отведенному при изучении дисциплины на лабораторно-практические занятия и самостоятельное изучение учебной и специальной технической литературы
В результате освоения учебной дисциплины «Техническая механика» реализуются следующие требования, предъявляемые к освоению программы обучения специальности «Механизация сельского хозяйства».
В части общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В части профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.
ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.
ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.
ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.
ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.
ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат.
ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.
ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.
ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.
ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика» рассмотрена на заседании цикловой комиссии технических дисциплин образовательного учреждения, согласована с заместителем директора по учебной работе и утверждена директором образовательного учреждения.
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая механика»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования (далее СПО):
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
читать кинематические схемы;
проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;
проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
определять напряжения в конструкционных элементах;
производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;
определять передаточное отношение.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
типы кинематических пар;
типы соединений деталей и машин;
основные сборочные единицы и детали;
характер соединения деталей и сборочных единиц;
принцип взаимозаменяемости;
виды движений и преобразующие движения механизмы;
виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
передаточное отношение и число;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 150 часов,
в том числе:
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 150 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 120 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 20 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Электротехника и электроника
Наименование разделов и тем 1 | Содержание учебного материала, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 | Объем часов 3 | Осваиваемые элементы компетенций 4 |
|
Введение | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 2 | З7 |
1-2 | Роль дисциплины «Техническая механика» в общепрофессиональной подготовке специалистов. Содержание дисциплины «Техническая механика». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | З7 |
Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической литературы. |
Подготовка к опросу по теме |
|
Раздел 1. Теоретическая механика | 48 | |
|
Тема 1.1. Статика | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 8 | З1 |
3 | Основные понятия и аксиомы статики. | 2 |
4-5 | Связи и их реакции. |
6 | Плоская система сил. |
7-8 | Элементы теории трения. |
9 | Пространственная система сил. |
10 | Определение центра тяжести. |
Практические занятия | 3 | 4 | З7, З1 |
11-12 | №1 Определение натяжения нитей, удерживающих тело заданной массы в равновесии. | |
13-14 | №2. Способы определения положения центров тяжести. |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов по теме и выполнение домашних заданий по теме 1.1 Реферат на тему: «Абсолютно твердое тело, эквивалентная система сил». | 4 | |
Тема 1.2. Кинематика. | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 6 | З1,З2, З4, У1. |
15 | Кинематика точки. | 2 |
16 | Простейшие движения твердого тела. |
17-18 | Сложное движение точки. |
19-20 | Сложение двух вращательных движений. |
Практические занятия | 2 | |
21-22 | №3 Определение скорости точек при сложном движении твердого тела. Решение задач по теме 1.2. | 3 | | |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов по теме 1.2., выполнение домашних заданий и решение задач. | 5 | |
Тема 1.3. Динамика | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 5 | З1,З2, З4, У1. |
23-24 | Законы динамики. | 2 |
25 | Уравнения движения материальной точки. |
26 | Принцип Д'Аламбера. |
27-28 | Силы, действующие на точки механической системы. |
29-30 | Теорема о движении центра масс механической системы. |
31 | Работа силы. |
32 | Мощность. |
33 | Коэффициент полезного действия. |
34 | Моменты инерции твердого тела. |
35-36 | Теорема об изменении количества движения материальной точки и механической системы. |
37-38 | Теорема об изменении момента количества движения материальной точки. |
39-40 | Теорема об изменении кинетического момента механической системы. |
41-42 | Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки. |
43 | Дифференциальные уравнения поступательного движения твердого тела. |
44 | Дифференциальное уравнение вращательного движения твердого тела вокруг неподвижной оси. |
Практические занятия | 2 | 2 |
45-46 | №4 Решение задач : «Теорема о движении центра масс механической системы.» | | | |
47-48 | №5 Решение задач :Теорема об изменении количества движения материальной точки и механической системы. | | | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к контрольной работе по разделу «Теоретическая механика», проработка конспектов и специальной технической литературы, решение задач. | | |
49-50 | Контрольная работа по разделу 1 «Теоретическая механика» | | |
Раздел 2. Основы сопротивления материалов. | 36 | |
Тема 2.1. Основные положения сопротивления материалов | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 2 | |
51-52 | Основные понятия | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической литературы, упражнений по теме | 1 | |
Тема 2.2. Растяжение. Сжатие. Срез. Смятие. | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 8 | |
53-54 | Растяжение и сжатие. | 2 | | |
55-56 | Основные механические характеристики материалов | | |
57-58 | Расчеты на прочность при растяжении и сжатии. | | |
59-60 | Срез и смятие. | | |
Практическое занятие | 2 | |
61-62 | №6 Расчеты на прочность при растяжении и сжатии. | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Выполнение домашних заданий, проработка конспектов и технической литературы. Составление конспекта по вопросам темы 2.2. |
Тема 2.3. Кручение | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 2 | |
61-62 | Кручение | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
51-52 | №7 Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений. | 3 |
63-64 | №8 Определение удлинения (укорочения бруса). Проверка прочности бруса. |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий, проработка конспектов и технической литературы. | 2 | |
Тема 2.4. Изгиб | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 4 | |
65-66 | Прямой и поперечный изгиб. | 2 |
67-68 | Определение перемещений при изгибе. |
Практическое занятие | 3 | 2 | |
69-70 | №9 Расчеты на прочность и жесткость при изгибе. |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме 2.4. Составление конспекта по ответам на вопросы по теме 2.4. | 2 | |
Тема 2.5. Теория предельных напряженных состояний. | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 6 | |
71-72 | Теория предельных напряженных состояний. | 2 |
73-74 | Понятие о сопротивлении усталости. |
75-76 | Прочность при динамических нагрузках. |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов по разделу 2 «Сопротивление материалов», выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе по разделу 2 «Сопротивление материалов». | 2 | |
Тема 2.6. Устойчивость сжатых стержней | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 4 | |
77-78 | Устойчивость при осевой нагрузке на стержень. | 2 |
79-80 | Раскрытие статической неопределимости стержневых систем. |
Практическое занятие | 2 | |
81-82 | №10 Методика составления уравнений перемещений. | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов по разделу 2 «Сопротивление материалов», выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе по разделу 2 «Сопротивление материалов». | 2 | |
83-84 | Контрольная работа по разделу 2 « Основы сопротивления материалов » | 3 | |
Раздел 3. Детали и механизмы машин. | 52 | |
Тема 3.1. Основные положения | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 12 | |
85-86 | Машины и их основные элементы. | 2 |
87-88 | Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин. |
89-90 | Машиностроительные материалы. |
91-92 | Детали вращательного движения. |
93-95 | Корпусные детали. |
96-97 | Пружины и рессоры. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Проработка конспектов по теме 3.1. Составление конспекта по вопросам к теме 3.1. |
Тема 3.2. Типы соединений деталей машин. | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 4 | |
98-99 | Неразъемные соединения деталей. | 2 |
100-101 | Разъемные соединения деталей. |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической литературы, решение задач и упражнений по теме. | 2 | |
Тема 3.3. Опоры и подшипники. Муфты. | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 6 | |
102-103 | Подшипники скольжения. | 2 |
104-105 | Подшипники качения |
106-107 | Муфты. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической литературы, решение задач и упражнений по теме. |
Тема 3.3. Передачи. | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 18 | |
108-109 | Фрикционные передачи. | 2 |
110-111 | Ременные передачи. |
112-113 | Зубчатые передачи. |
114-115 | Червячные передачи. |
116-117 | Цепные передачи. |
118-119 | Винт – гайка скольжения. |
120-121 | Винт – гайка качения. |
122-123 | Реечные передачи. |
Практическое занятие | 2 | |
124-126 | №11 Тепловой расчет червячных передач. | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической литературы, решение задач и упражнений по теме. | 2 | |
Тема 3.4. Механизмы. | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 4 | |
127-128 | Кривошипно – шатунные механизмы. | 2 |
129-130 | Кулисные механизмы. |
131-132 | Кулачковые механизмы. |
Практическое занятие | 2 | |
133-134 | №12 Классификация механизмов. | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов, учебных изданий и специальной технической литературы. Подготовка к зачету. | 2 | |
Тема 3.5. Общие сведения о редукторах | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 4 | |
135-136 | Общие сведения о редукторах | 2 |
137-138 | Дифференцированный зачет. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Проработка конспектов, учебных изданий и специальной технической литературы. Подготовка к зачету. |
| Итого | 150 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Техническая механика»;
- редукторы;
- измерительные инструменты
- привод, состоящий из четырех механических передач;
- дидактический материал по всем видам деформаций;
- методические указания и контрольные задания для индивидуального проектного задания.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Вереина Л.И., Краснов М.М. Теоретическая механика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия»., 2014. – 352с.
Дополнительные источники:
Куклин Н.Г., Куклина Г.С. Детали машин. – М., 2006.
Файн А.М. Сборник задач по теоретической механике. М., 2006.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных занятий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
читать кинематические схемы | наблюдение и оценка выполнения практических работ, отчет |
проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения | наблюдение и оценка выполнения практических работ, отчет |
проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц | наблюдение и оценка выполнения практических работ, отчет |
определять напряжения в конструкционных элементах | наблюдение и оценка выполнения практических работ, отчет |
производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость | наблюдение и оценка выполнения лабораторно-практических работ, отчет |
определять передаточное отношение | наблюдение и оценка выполнения практических работ, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Знания: | |
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; | устный или письменный опрос, конспект |
типы кинематических пар; | письменная проверка, конспект |
типы соединений деталей и машин; | письменная проверка, конспект |
основные сборочные единицы и детали; | письменная проверка, конспект |
характер соединения деталей и сборочных единиц; | письменная проверка, устный опрос, конспект |
принцип взаимозаменяемости; | устный или письменный опрос |
виды движений и преобразующие движения механизмы; | устный или письменный опрос, конспект |
виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; | устный опрос, решение задач, конспект |
передаточное отношение и число; | устный опрос, решение задач |
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации | решение задач, оценка контрольных работ |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в соответствии с универсальной шкалой (таблицей).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90÷100 | 5 | отлично |
80÷89 | 4 | хорошо |
70÷79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |