Смоленское областное Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОфессиональное образовательное учреждение
«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
Рабочая программа
кружка Обществознание
Всего 60 часов; 2 аудиторных занятия в неделю.
I семестр 30 часов; II семестр 30 часов.
2021 – 2022 учебный год
Преподаватель общественных дисциплин:
Наташенков Н.А.
Вязьма 2021г.
Пояснительная записка.
Направленность программы:
Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
Работа по обществознанию состоит из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий.
В процессе подготовки к занятиям по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится учебная работа. Данная программа призвана сформировать более полное представление о форме самостоятельной деятельности по организации работы по обществознанию, уровне сложности материла, особенностях его выполнения, и нацелена на отработку умений, проверяемых в учебно-исследовательской деятельности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Успешная сдача проекта по обществознанию требует от обучающегося не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла учебного материала, способности выстраивать свою исследовательскую деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая работа по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает более углубленное изучение учебного материала. Такая деятельность может быть эффективной, если студентам будет предложен более значительный по своему объёму учебный материал, более разнообразный по степени сложности и форме представления результатов.
Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед началом самостоятельной исследовательской деятельности, связанный с незнанием большинства приемов и методов исследовательской деятельности.
Цели и задачи программы:
Главная цель программы – подготовка учащихся к итоговой учебно-исследовательской деятельности, которая поможет наилучшим образом подготовится к написанию проекта.
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- подготовка учащихся к проектной деятельности по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.
Особенностью программы является
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для СПО среднего медицинского профиля и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом ФГОС.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа данного курса «Обществознание. Деятельность кружка предлагается для студентов 1 курса, где ставится главная задача подготовки к защите проектов по обществознанию. Курс рассчитан на 60 часов при проведении 1 аудиторного занятия в неделю.
Сроки реализации программы:
Программа составлена из расчёта 1 часа в неделю, по 30 часов в каждом учебном семестре и составляет 60 часов за 1 год.
Формы занятий:
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.
Практикум предполагает знакомство со структурой исследовательской работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий..
Приёмы организации деятельности:
Интерактивные-
● лекция
● дискуссии
● мини-сочинение
Активные-
● семинар
● практическая работа
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
-анализ источников;
-написание эссе;
- создание проекта
Форма подведения итогов:
- зачет
Содержание изучаемого курса
I семестр (30 часов).
Тема 1. Основы философии. 5 часов.
Тема 2. Основы теории цивилизаций. 8 часов.
Тема 3. Основы культурологии. 5 часов.
Тема 4. Основы социологии. 10 часов.
Практикум. Особенности учебно-исследовательской деятельности. 1 час.
Резервное время учителя. 1 час.
II семестр (30 часов).
Тема 5. Экономическая сфера жизни общества. 10 часов.
Тема 6. Основы политологии. Государство. 8 часов.
Тема 7. Право. 10 часов.
Практикум. Особенности учебно-исследовательской деятельности. 1 час.
Итоговое занятие. 1 час.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы занятия. | Количество часов | Дата проведен. | Примечания |
I семестр |
Тема 1. Основы философии. 5 часов. |
1 | Философия, её разделы и роль в обществе. | 1 | | |
2 | История философии | 1 | | |
3 | Основные проблемы философии. | 1 | | |
4-5 | Решение тренировочных тестов, заданий. | 2 | | |
| | | | |
Тема 2. Основы теории цивилизаций. 8 часов. |
6 | Формационный и цивилизационный подходы к истории. | 1 | | |
7-8 | Древние цивилизации. | 2 | | |
9 | Цивилизации эпохи средневековья. | 1 | | |
10 | Современные цивилизации. | 1 | | |
11 | Глобальные проблемы современности. | 1 | | |
12-13 | Решение тренировочных тестов, заданий. | 2 | | |
| | | | |
Тема 3. Основы культурологии. 5 часов. |
14 | Основы теории культуры. | 1 | | |
15 | Компоненты культуры. | 1 | | |
16 | Компоненты духовной жизни общества. | 1 | | |
17-18 | Решение тренировочных тестов, заданий. | 2 | | |
| | | | |
Тема 4. Основы социологии. 10 часов. |
19 | Предмет и методы социологии. | 1 | | |
20 | Социальная структура. Стратификация общества. | 1 | | |
21 | Понятие и теории личности. | 1 | | |
22-23 | Нации и межнациональные отношения. | 2 | | |
24 | Масса и массовое сознание. | 1 | | |
25 | Социальный конфликт. | 1 | | |
26 | Решение тренировочных тестов, заданий. | 3 | | |
27 | Организация учебно-исследовательской деятельности. | 1 | | |
28 | Резервное время преподавателя. | 1 | | |
II семестр |
Тема 5. Экономическая сфера жизни общества. 10 часов. |
1 | Экономика. | 1 | | |
2 | Основные экономические системы и законы их функционирования. | 1 | | |
3 | Факторы современного производства. | 1 | | |
4 | Переходная экономика. | 1 | | |
5 | Деньги. Инфляция. | 2 | | |
6 | Государство и экономика. Налоги и налогообложение. | 2 | | |
7 | Рынок труда. Доходы населения. | 1 | | |
8 | Решение тренировочных заданий. | 1 | | |
| | | | |
Тема 6. Основы политологии. Государство. 8 часов. |
9 | Политическое устройство общества. | 1 | | |
10 | Государство, его признаки и функции. | 1 | | |
11 | Форма государства. Механизм (аппарат) государства | 1 | | |
12 | Система разделения властей. | 1 | | |
13 | Формы государственного устройства и правления | 1 | | |
14 | Власть и политика. Политические партии. | 1 | | |
15 | Политика и общественное сознание. | 1 | | |
16 | Решение тренировочных заданий. | 1 | | |
Тема 7. Право. 10 часов. |
17 | Теория права. | 1 | | |
18 | Основы конституционного права. | 1 | | |
19-20 | Основы правового положения человека и гражданина. | 2 | | |
21-22 | Основы гражданского, семейного и трудового права. | 2 | | |
23 | Основы уголовного права. | 1 | | |
24 | Основы административного и муниципального права. | 1 | | |
25 | Итоговое занятие | 1 | | |
26 | Защита исследовательских работ | 1 | | |
Итого: 60 часов |
Уровень подготовки учащихся
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
● исследование реальных связей и зависимостей;
● умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);
● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
● владение навыками редактирования текста;
● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
● формулирование полученных результатов;
● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
Предполагаемые результаты:
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся:
- В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:
работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах; - успешно сдать единый государственный экзамен обществознанию.
Список литературы:
1. М.В. Кудина, М.В. Рыбакова, Г.В. Пушкарева, Ю.Ю. Петрунин, Л.Б. Логунова, С.С. Попова, И.В. Лексин, В.А. Сажина, под редакцией В.А. Никонова/ Обществознание. 10–11 классы. Базовый уровень. В 2-х частяx.
Дополнительные источники
Обществознание: учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров [и др.]; под редакцией Б. И. Федорова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 346 с.
Обществознание в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования / Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой – 5-е изд., перераб. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 381 с.
Обществознание в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального
образования / Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 280 с.
Обществознание: учебник для среднего профессионального образования /
В.И. Купцов [и др.]; под редакцией В.И. Купцова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. –242 с.
Волков, А.М. Основы права для колледжей: учебник для среднего
профессионального образования / А.М. Волков, Е.А. Лютягина; под общей редакцией А.М. Волкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 215 с.
Обществознание: Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В. – М.: Юнити, 2018. – 478 c.
Баранов, П.А. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.С. Шевченко. – М.: АСТ, 2019. – 544 c.
Горелов, А.А. Обществознание для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. / А.А. Горелов. – М.: Academia, 2019. – 416 c.
Касьянов, В.В. Обществознание в схемах и таблицах: готовимся к ЕГЭ / В.В. Касьянов. – РнД: Феникс, 2019. – 318 c.
Диагностические работы / О.А Кирьянова-Греф, С.А. Лосев. – М.: МЦНМО, 2019. – 160 c.
Ковригин, В.В. Обществознание: Учебник / В.В. Ковригин. – М.: Инфра-М, 2018. – 512 c.
Мушинский В.О. Обществознание: Учебник / В.О. Мушинский – М.: Форум, 2019. – 256 c.
Интернет–ресурсы
1. http://www.benran.ru/ Lib_kat.htm/ Библиотечные каталоги. 2. http://www.rsl.ru/ Российская Государственная библиотека.
3. ЭБС biblio-online.ru.