СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юный избиратель"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка «Юный избиратель» для 10-11 классов, является дополнительной частью курса «Обществознание», относится к циклу гуманитарных дисциплин. Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный избиратель"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Юный избиратель» для 10-11 классов, является дополнительной частью курса «Обществознание», относится к циклу гуманитарных дисциплин. Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы представлены в указанных документах недостаточно полно. Восполнить этот пробел может включение в учебные планы школы дополнительных курсов, раскрывающих основы избирательного права. Они помогут углубить знания учащихся в области избирательного права, дадут сведения практического характера.

Необходимость данной программы обусловлена требованиями времени. Будущим политикам, бизнесменам, служащим и просто гражданам нашей страны нужны знания в области юриспруденции, политологии и права, т.к., ни для кого не секрет, что современная российская молодёжь обладает низкой правовой и политической культурой. Особенно настораживает пассивное отношение молодых к выборам. По данным Госкомстата до 65% молодых избирателей не приходят в день выборов на избирательные участки. Поэтому одной из главных целей преподавания данного курса является формирование политической и правовой культуры учащихся как будущих избирателей. Молодые люди должны быть политически грамотными ,иначе они не смогут стать полноценными личностями, умеющими принимать ответственные решения. Способность принимать рациональные решения в политической жизни не формируются стихийно, а приходит вместе с приобретением необходимых знаний и опыта.

Основные цели кружка:

  • способствовать развитию правовой и политической культуры школьников-граждан Российской Федерации;

  • способствовать формированию личностной компетенции в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

Основные задачи курса:

  • Знакомство учащихся с особенностями российской избирательной системы и её основными понятиями;

  • Знакомство с основными формами политического участия граждан в жизни страны;

  • Знакомство с избирательным законодательством РФ;

  • Формирование элементарных умений грамотного поведения в политической сфере общества;

  • Осознание смысла и значения демократических выборов как основного способа формирования органов власти, призванных служить интересам народа;

  • Развитие гражданского, ответственного отношения к выборам;

  • Развитие практических навыков участия в процедуре голосования и навыков работы с документами;

  • Осознание отрицательных последствий политической пассивности, правового нигилизма граждан в РФ;

  • Развитие умений обрабатывать полученную информацию (анализ и синтез);

  • Формирование высокого уровня правосознания, ориентация на неукоснительное соблюдение Конституции РФ и действующего законодательства.

Особенность данного курса в том, что он не ставит задачи всестороннего изучения вопросов избирательного права. Проблемы, которые включены в курс, позволяют каждому учащемуся почувствовать личностную значимость правовых знаний, помогут занять активную гражданскую позицию, оценить свои способности и возможности в данной области знания.


ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Юный избиратель» рассчитан на 34 часа и ведётся 1 час в неделю в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№2 в форме кружковой деятельности для учащихся 10-11 классов, с привлечением к занятиям учащихся 9 классов.





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Выборы в истории человечества. 2 часа

Первобытная демократия в древней Греции. Реформы Солона, Клисфена, Перикла. Выборы в Древнем Риме. Английский парламент в XIII веке .


Тема 2. Демократия и выборы. 2 часа

Демократия и её признаки. Роль выборов в условиях демократии. Виды демократии. Правило большинства голосов и документы о правах человека. Особенности демократических выборов: конкурентность, периодичность, представительность и окончательность.


Тема 3. Формы политического участия. 2 часа

Работа в государственных органах власти. Причастность к политической партии. Участие в выборах депутата. Участие в митингах. Участие в референдуме. Участие в неформальных движениях.


Тема 4. Избирательная система в РФ: история и современность. 2 часа

Черты представительной демократии на Руси. Особенности системы выборов в Госдуму по Манифесту 17 октября 1905 года и закону от11 декабря1905 г. Выборы в советский период.


Тема№5 Прямое народовластие и его формы 2 часа

Понятие народовластия. Народовластие, демократия, народный суверенитет. Конституционные основы народовластия в РФ. Формы осуществления народовластия. Соотношение непосредственной и представительной демократии. Народовластие и права человека. Основные формы прямой демократии. Свободные выборы как высшее выражение воли народа. Виды выборов в РФ. Выборы и референдум.


Тема 6. Современное законодательство о выборах в РФ. 2 часа

Федеральные законы: «О выборах депутатов Государственной Думы федерального собрания РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «О выборах президента РФ», «О референдуме РФ». Активное и пассивное избирательное право. Принципы выборов при демократическом режиме. Избирательные системы. Избирательные комиссии. Предвыборный период и голосование.


.

Тема№7 Субъекты избирательных правоотношений 2 часа

Избиратели как основные субъекты избирательных правоотношений. Избирательная правосубъектность и её элементы. Избирательные цензы: понятие, виды. Правовой статус кандидатов в выборные органы власти, органы местного самоуправления. Права и обязанности кандидатов, гарантии их деятельности. Порядок участия в избирательной кампании политических партий и иных общественных объединений


Тема№8Избирательные права граждан. Защита избирательных прав граждан 2 часа

Избирательные права граждан в системе основных прав и свобод личности. Конституционное право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Особенности реализации избирательных прав граждан. Понятие защиты избирательных прав граждан. Формы, средства и способы защиты избирательных прав. Основные полномочия избирательных комиссий по обеспечению реализации избирательных прав. Юридическая ответственность за нарушение избирательных прав.


Тема 9 Избирательная кампания. 2 часа

Выборы. Система выборов: мажоритарная, пропорциональная, селекционная. Избирательная кампания. Этапы избирательной кампании. Источники финансирования избирательной кампании. Роль СМИ в избирательной кампании. Этические проблемы в ходе избирательной кампании.


Тема№10 Основы организации и деятельности избирательных комиссий 2 часа

Порядок формирования избирательных комиссий в РФ. Организация заседаний избирательной комиссии. Виды избирательных комиссий в РФ, их функции и полномочия. Взаимодействие избирательных комиссий со СМИ.


Тема№11 Избирательный процесс. 2 часа

Регистрация избирателей. Механизм составления списков избирателей .Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов. Понятие предвыборной агитации, формы и методы её проведения. Выборы. Избирательный участок. Избирательный бюллетень.

.

Тема 12 Политические дебаты и выборы президента. 2 часа

История выборов президентов в РФ. Конституция РФ о выборах президента РФ. ФЗ РФ о выборах президента РФ. Системы выборов, действующие в РФ. Политические дебаты. Тактика предвыборной кампании. Избирательный участок. Избирательный бюллетень. Деловая игра.


Тема№13 Выборы депутатов парламента РФ. 2часа

История выборов депутатов Государственной Думы. ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации .Система выборов. Парламентские фракции. Деловая игра.


Тема№14Подготовка и проведение выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Республике Хакасия. 2 часа

Избирательная комиссия РХ. ТИК мо г. Саяногорска. Порядок формирования, срок полномочий, статус. Избирательное законодательство РХ. Выборы депутатов Верховного Совета, Главы РХ, глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в РХ.


Тема 15. Я и политика. 2 часа

Кандидат в депутаты – кто он? Какой он? Политическая активность. Социальная апатия. СМИ. Умеем ли мы выбирать достойных лидеров (социальный проект).


Тема 16 Обобщение курса. 2 часа

Защита проектов.

Резерв 2 часа


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во часов

Примечания

1

Выборы в истории человечества

2

 

2

Демократия и выборы

2

 

3

Формы политического участия

2

 

4

Избирательная система в РФ: история и современность

2

 

5

Прямое народовластие и его формы

2


6

Современное законодательство о выборах в РФ

2

 

7

Субъекты избирательных правоотношений

2


8

Избирательные права граждан. Защита избирательных прав граждан.

2


9

Избирательная кампания

2


10

Основы организации и деятельности избирательных комиссий

2


11

Избирательный процесс

2


12

Политические дебаты и выборы президента

2

 

13

Выборы депутатов парламента РФ

2


14

Подготовка и проведение выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в РХ

2


15

Я и политика

2

 

16

Обобщение. Итоговое повторение по курсу

2

 

17

Резерв

2






СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ 1993 года.

2. ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.» М.: ЦИК, 2011.

3. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».М.: ЦИК. 2011

4. Избирательное право в школе. Составители И.Г. Смолина, И,Е.Ауль, В.А.Мельникова- Абакан: Стрежень, 2005.

5. Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 классы. – М., Русское слово, 2002.

6. Соколов Я.В. Граждановедение. – М.,2002.

7. Матвейчев О.А., Новиков В.Ю. Предвыборная кампания: практика против теории.- Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003.

8. Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1999.

9. Юсупова Г.Я. Воспитание гражданственности учащихся в процессе изучения избирательного права. – Преподавание истории в школе. – 2003 - №10.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Учащиеся должны:

  • знать термины и понятия: избирательная система, избирательная кампания, кандидат, демократия, избирательное право;

  • знать международные и российские документы о правах человека, признаки демократии;

  • знать, что представляют собой выборы, референдум, и каков их механизм;

  • уметь объяснять сущность активного и пассивного избирательного права;

  • уметь объяснять противоречия реальной жизни, находить возможные варианты их разрешения;

  • уметь анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения;

  • описывать избирательную систему и принципы, на которых она основана;

  • описывать предвыборный период и голосование;

  • сравнивать виды демократии и типы избирательных систем;

  • объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;

  • характеризовать демократические выборы.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «ЮНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ»


Тема

Кол-во часов

Дата

Примечания

1

Выборы в истории человечества

2

04.09;11.09

 

2

Демократия и выборы

2

 18.09;25.09

 

3

Формы политического участия

2

 02.10;09.10

 

4

Избирательная система в РФ: история и современность

2

 16.10;23.10

 

5

Прямое народовластие и его формы

2

06.11;13.11


6

Современное законодательство о выборах в РФ

2

 20.11;27.11

 

7

Субъекты избирательных правоотношений

2

04.12;11.12


8

Избирательные права граждан. Защита избирательных прав граждан.

2

18.12;25.12


9

Избирательная кампания

2

15.01;22.01


10

Основы организации и деятельности избирательных комиссий

2

29.01;05.02


11

Избирательный процесс

2

12.02;19.02


12

Политические дебаты и выборы президента

2

 26.02;04.03

 

13

Выборы депутатов парламента РФ

2

11.03;18.03


14

Подготовка и проведение выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в РХ

2

01.04;08.04


15

Я и политика

2

 15.04;22.04

 

16

Обобщение. Итоговое повторение по курсу

2

 29.04;06.05

 

17

Резерв

2

13.05;20.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!