ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Юный избиратель» для 10-11 классов, является дополнительной частью курса «Обществознание», относится к циклу гуманитарных дисциплин. Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы представлены в указанных документах недостаточно полно. Восполнить этот пробел может включение в учебные планы школы дополнительных курсов, раскрывающих основы избирательного права. Они помогут углубить знания учащихся в области избирательного права, дадут сведения практического характера.
Необходимость данной программы обусловлена требованиями времени. Будущим политикам, бизнесменам, служащим и просто гражданам нашей страны нужны знания в области юриспруденции, политологии и права, т.к., ни для кого не секрет, что современная российская молодёжь обладает низкой правовой и политической культурой. Особенно настораживает пассивное отношение молодых к выборам. По данным Госкомстата до 65% молодых избирателей не приходят в день выборов на избирательные участки. Поэтому одной из главных целей преподавания данного курса является формирование политической и правовой культуры учащихся как будущих избирателей. Молодые люди должны быть политически грамотными ,иначе они не смогут стать полноценными личностями, умеющими принимать ответственные решения. Способность принимать рациональные решения в политической жизни не формируются стихийно, а приходит вместе с приобретением необходимых знаний и опыта.
Основные цели кружка:
способствовать развитию правовой и политической культуры школьников-граждан Российской Федерации;
способствовать формированию личностной компетенции в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
Основные задачи курса:
Знакомство учащихся с особенностями российской избирательной системы и её основными понятиями;
Знакомство с основными формами политического участия граждан в жизни страны;
Знакомство с избирательным законодательством РФ;
Формирование элементарных умений грамотного поведения в политической сфере общества;
Осознание смысла и значения демократических выборов как основного способа формирования органов власти, призванных служить интересам народа;
Развитие гражданского, ответственного отношения к выборам;
Развитие практических навыков участия в процедуре голосования и навыков работы с документами;
Осознание отрицательных последствий политической пассивности, правового нигилизма граждан в РФ;
Развитие умений обрабатывать полученную информацию (анализ и синтез);
Формирование высокого уровня правосознания, ориентация на неукоснительное соблюдение Конституции РФ и действующего законодательства.
Особенность данного курса в том, что он не ставит задачи всестороннего изучения вопросов избирательного права. Проблемы, которые включены в курс, позволяют каждому учащемуся почувствовать личностную значимость правовых знаний, помогут занять активную гражданскую позицию, оценить свои способности и возможности в данной области знания.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Юный избиратель» рассчитан на 34 часа и ведётся 1 час в неделю в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№2 в форме кружковой деятельности для учащихся 10-11 классов, с привлечением к занятиям учащихся 9 классов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Выборы в истории человечества. 2 часа
Первобытная демократия в древней Греции. Реформы Солона, Клисфена, Перикла. Выборы в Древнем Риме. Английский парламент в XIII веке .
Тема 2. Демократия и выборы. 2 часа
Демократия и её признаки. Роль выборов в условиях демократии. Виды демократии. Правило большинства голосов и документы о правах человека. Особенности демократических выборов: конкурентность, периодичность, представительность и окончательность.
Тема 3. Формы политического участия. 2 часа
Работа в государственных органах власти. Причастность к политической партии. Участие в выборах депутата. Участие в митингах. Участие в референдуме. Участие в неформальных движениях.
Тема 4. Избирательная система в РФ: история и современность. 2 часа
Черты представительной демократии на Руси. Особенности системы выборов в Госдуму по Манифесту 17 октября 1905 года и закону от11 декабря1905 г. Выборы в советский период.
Тема№5 Прямое народовластие и его формы 2 часа
Понятие народовластия. Народовластие, демократия, народный суверенитет. Конституционные основы народовластия в РФ. Формы осуществления народовластия. Соотношение непосредственной и представительной демократии. Народовластие и права человека. Основные формы прямой демократии. Свободные выборы как высшее выражение воли народа. Виды выборов в РФ. Выборы и референдум.
Тема 6. Современное законодательство о выборах в РФ. 2 часа
Федеральные законы: «О выборах депутатов Государственной Думы федерального собрания РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «О выборах президента РФ», «О референдуме РФ». Активное и пассивное избирательное право. Принципы выборов при демократическом режиме. Избирательные системы. Избирательные комиссии. Предвыборный период и голосование.
.
Тема№7 Субъекты избирательных правоотношений 2 часа
Избиратели как основные субъекты избирательных правоотношений. Избирательная правосубъектность и её элементы. Избирательные цензы: понятие, виды. Правовой статус кандидатов в выборные органы власти, органы местного самоуправления. Права и обязанности кандидатов, гарантии их деятельности. Порядок участия в избирательной кампании политических партий и иных общественных объединений
Тема№8Избирательные права граждан. Защита избирательных прав граждан 2 часа
Избирательные права граждан в системе основных прав и свобод личности. Конституционное право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Особенности реализации избирательных прав граждан. Понятие защиты избирательных прав граждан. Формы, средства и способы защиты избирательных прав. Основные полномочия избирательных комиссий по обеспечению реализации избирательных прав. Юридическая ответственность за нарушение избирательных прав.
Тема 9 Избирательная кампания. 2 часа
Выборы. Система выборов: мажоритарная, пропорциональная, селекционная. Избирательная кампания. Этапы избирательной кампании. Источники финансирования избирательной кампании. Роль СМИ в избирательной кампании. Этические проблемы в ходе избирательной кампании.
Тема№10 Основы организации и деятельности избирательных комиссий 2 часа
Порядок формирования избирательных комиссий в РФ. Организация заседаний избирательной комиссии. Виды избирательных комиссий в РФ, их функции и полномочия. Взаимодействие избирательных комиссий со СМИ.
Тема№11 Избирательный процесс. 2 часа
Регистрация избирателей. Механизм составления списков избирателей .Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов. Понятие предвыборной агитации, формы и методы её проведения. Выборы. Избирательный участок. Избирательный бюллетень.
.
Тема 12 Политические дебаты и выборы президента. 2 часа
История выборов президентов в РФ. Конституция РФ о выборах президента РФ. ФЗ РФ о выборах президента РФ. Системы выборов, действующие в РФ. Политические дебаты. Тактика предвыборной кампании. Избирательный участок. Избирательный бюллетень. Деловая игра.
Тема№13 Выборы депутатов парламента РФ. 2часа
История выборов депутатов Государственной Думы. ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации .Система выборов. Парламентские фракции. Деловая игра.
Тема№14Подготовка и проведение выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Республике Хакасия. 2 часа
Избирательная комиссия РХ. ТИК мо г. Саяногорска. Порядок формирования, срок полномочий, статус. Избирательное законодательство РХ. Выборы депутатов Верховного Совета, Главы РХ, глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в РХ.
Тема 15. Я и политика. 2 часа
Кандидат в депутаты – кто он? Какой он? Политическая активность. Социальная апатия. СМИ. Умеем ли мы выбирать достойных лидеров (социальный проект).
Тема 16 Обобщение курса. 2 часа
Защита проектов.
Резерв 2 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Примечания |
1 | Выборы в истории человечества | 2 | |
2 | Демократия и выборы | 2 | |
3 | Формы политического участия | 2 | |
4 | Избирательная система в РФ: история и современность | 2 | |
5 | Прямое народовластие и его формы | 2 | |
6 | Современное законодательство о выборах в РФ | 2 | |
7 | Субъекты избирательных правоотношений | 2 | |
8 | Избирательные права граждан. Защита избирательных прав граждан. | 2 | |
9 | Избирательная кампания | 2 | |
10 | Основы организации и деятельности избирательных комиссий | 2 | |
11 | Избирательный процесс | 2 | |
12 | Политические дебаты и выборы президента | 2 | |
13 | Выборы депутатов парламента РФ | 2 | |
14 | Подготовка и проведение выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в РХ | 2 | |
15 | Я и политика | 2 | |
16 | Обобщение. Итоговое повторение по курсу | 2 | |
17 | Резерв | 2 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ 1993 года.
2. ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.» М.: ЦИК, 2011.
3. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».М.: ЦИК. 2011
4. Избирательное право в школе. Составители И.Г. Смолина, И,Е.Ауль, В.А.Мельникова- Абакан: Стрежень, 2005.
5. Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 классы. – М., Русское слово, 2002.
6. Соколов Я.В. Граждановедение. – М.,2002.
7. Матвейчев О.А., Новиков В.Ю. Предвыборная кампания: практика против теории.- Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003.
8. Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1999.
9. Юсупова Г.Я. Воспитание гражданственности учащихся в процессе изучения избирательного права. – Преподавание истории в школе. – 2003 - №10.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Учащиеся должны:
знать термины и понятия: избирательная система, избирательная кампания, кандидат, демократия, избирательное право;
знать международные и российские документы о правах человека, признаки демократии;
знать, что представляют собой выборы, референдум, и каков их механизм;
уметь объяснять сущность активного и пассивного избирательного права;
уметь объяснять противоречия реальной жизни, находить возможные варианты их разрешения;
уметь анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения;
описывать избирательную систему и принципы, на которых она основана;
описывать предвыборный период и голосование;
сравнивать виды демократии и типы избирательных систем;
объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;
характеризовать демократические выборы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ЮНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечания |
1 | Выборы в истории человечества | 2 | 04.09;11.09 | |
2 | Демократия и выборы | 2 | 18.09;25.09 | |
3 | Формы политического участия | 2 | 02.10;09.10 | |
4 | Избирательная система в РФ: история и современность | 2 | 16.10;23.10 | |
5 | Прямое народовластие и его формы | 2 | 06.11;13.11 | |
6 | Современное законодательство о выборах в РФ | 2 | 20.11;27.11 | |
7 | Субъекты избирательных правоотношений | 2 | 04.12;11.12 | |
8 | Избирательные права граждан. Защита избирательных прав граждан. | 2 | 18.12;25.12 | |
9 | Избирательная кампания | 2 | 15.01;22.01 | |
10 | Основы организации и деятельности избирательных комиссий | 2 | 29.01;05.02 | |
11 | Избирательный процесс | 2 | 12.02;19.02 | |
12 | Политические дебаты и выборы президента | 2 | 26.02;04.03 | |
13 | Выборы депутатов парламента РФ | 2 | 11.03;18.03 | |
14 | Подготовка и проведение выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в РХ | 2 | 01.04;08.04 | |
15 | Я и политика | 2 | 15.04;22.04 | |
16 | Обобщение. Итоговое повторение по курсу | 2 | 29.04;06.05 | |
17 | Резерв | 2 | 13.05;20.05 | |