СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «Трудные вопросы обществознания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка рассчитана на более углубленное изучение обществознания, рассмотрение наиболее сложных тем.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Трудные вопросы обществознания»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Шумячский Дом детского творчества







Рабочая программа кружка

«Трудные вопросы обществознания»




Автор-составитель:

Степанова Надежда Федоровна,

педагог дополнительного образования





Шумячи

2017 год


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004г.

2. Программы по обществознанию. 10 – 11 классы, профильный уровень». Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова, М: «Просвещение», 2012год.



Эта программа представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

Основными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.

В данной программе сохраняется преемственность по отношению к основной школе путем более углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Но вводятся и ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку, изучаются вопросы будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.


Цели данного курса:

1)социализация, т.е. подготовка к жизни в информационном обществе в XXI в.;

2) воспитание патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины;

3) самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

4) коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;

5) уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;

6) умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам;

7) конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма и критиканства.

Задачи курса:


- развивать умения самостоятельно работать с обществоведческой, справочной, энциклопедической литературой, ресурсами Интернета;

- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, развивать умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения;

- воспитывать чувство сопричастности к явлениям, происходящим в обществе;

- формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.


Возможные виды деятельности

При изучении курса целесообразно использовать различные источники (доступные фрагменты произведений философов, социологов, политические документы, периодическую печать). Это поможет извлечь бесценную обществоведческую информацию, сопоставить с авторским текстом и сформировать, таким образом, собственную позицию на изучаемую проблему курса.


Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на 2017-2018 учебный год. Рассчитана программа на 72 часа





Результаты освоения курса:

В результате изучения обществознания уровне ученик должен

Знать

- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- основные социальные институты и процессы;

- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.;

Уметь

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текс, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно – следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально – экономических и гуманитарных наук;

- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

- формулировать на основе приобретенных социально – гуманитарных знаний собственного суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, владеть приемами исследовательской деятельности, участвовать в проектной деятельности;

- применять социально – экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ;

- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- осуществление конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Содержание программного материала (72ч.)

Введение. Задачи курса (1 ч.).

Раздел I. Социальное развитие современного общества.(28 часов)

Социальные отношения. Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. Социальные статусы и роли. Ролевой конфликт.

Социальные роли в юношеском возрасте. Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения. Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Демография в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном обществе. Государственная политика поддержки семьи. Молодежь как социальная группа. Проблемы молодежи в современной России. Тенденции развития социальных отношений в России.

Раздел II. Политическая жизнь современного общества.(10часов)

Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе. Основные направления политики государства. Правовое государство. Политическая идеология. Политические партии и движения. Типология политических партий. Политический процесс, его формы. Особенности политического процесса в современной России. Истики и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях. Тема 3.Сознание и познание(18 часов)

Проблема познаваемости мира. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Виды и уровни человеческих знаний. Мифология, жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Социальное познание. Самопознание и самооценка. Трудности познания человеком самого себя.

РазделIII. Духовная культура.(12 часов)

Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура. Роль религии в жизни общества.

Раздел IV Современный этап мирового развития.

Целостность и многообразие современного мира. Глобализация, ее последствия. Традиционная и индустриальная цивилизация. Глобальные проблемы современности. Современная мировая политика.

Обобщение по всему курсу(1 час).Целостность и противоречивость современного мира.


Основные понятия курса:

Авторитет, адаптация, альтернатива, анимизм, аморальное поведение, благо, брак, вестернизация, вкус, власть, вознаграждение, государство, гражданство, девиация, диада, досуг, законодательство, занятие, идол, имидж, индивидуальность, индивидуализм, индивидуум, инновация, искусство, канон, конституция, конфликт, конфронтация, культ, культура, культурный ареал, лидер, личный статус, манеры, миграция, миф, мифология, мода, мораль, мотив, Мы-группа, народная культура, народность, непроизводительный труд, норма, нравы, образ жизни, общество, обычай, обязанность, отрасль, политика, поп-культура, право, престиж, привычки, прогресс, работа, регресс, респондент, рецидивист, ритуал, роль, святость, сила, символ, сленг, социализация, субкультура, теология, тинэйджер, титул, тотемизм, традиция, традиционное общество, трудоустройство, уровень допустимого поведения, феминизм, фетишизм, фрустация, художественная культура, цивилизация, эгоизм, элитарная культура, эсканизм, этикет, этноцентризм, Я-концепция.



Календарно-тематическое планирование.


Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Дополнительные материалы

1

Введение. Задачи курса

2



Раздел I. Социальное развитие современного общества.(40 часов)




2.

Социальная структура и социальные отношения.

2



3.

Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

2



4.

Социальные институты. Типы и функции социальных институтов.

2



5.

Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.

2



6.

Социальные статусы и роли. Ролевое поведение.

2



7.

Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.

2



8.

Социальные ценности и нормы.

2



9.

Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура.


2




10.

Отклоняющееся поведение и социальный конфликт.

2




11.

Социальное сотрудничество. Социальные интересы.

2



12.

Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира.

2



13.

Межнациональное сотрудничество и конфликты.

2



14-15.

Проблемы регулирования межнациональных отношений. Пути разрешения конфликтов.

2




16.

Демографическая ситуация в России и мире. Демографическая политика в России


2




17.

Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности.

2



18.

Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная политика поддержки семьи в РФ.

2



19.


Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры.

2



20.

Тенденции развития социальных отношений в России. Конституционные основы социальной политики РФ.


2




21.

Тестирование по теме: «Социальное развитие современного общества».

2




Раздел II. Политическая жизнь современного общества. (14 ч.)




22.

Политическая система общества, ее структура.

2




23.

Государство в политической системе, его признаки и функции.

2



24.

Основные направления политики государства.

2



25.

Правовое государство, его признаки. Гражданское общество.

2



26.

Политические идеологии. Политические партии.

2



27.

Политический лидер. Политическая культура.

2



28.

Тестирование по теме.

2




Раздел III. Духовная культура. (6 ч.)




29.

Духовная жизнь людей. Духовное развитие общества. Мировоззрение, его виды и формы.

2



30.

Мораль и нравственность. Нравственная культура.

2



31.

Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Религия в современном мире.

2





Раздел IV. Современный этап мирового развития. (10 ч.)




32.

Целостность и многообразие современного мира.

2



33.

Глобализация, ее последствия.

2



34.

Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации. Особенности традиционного общества.

2



35.

Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.

2



36.

Итоговое занятие. Целостность и противоречивость современного мира. Взгляд в будущее.

2












Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:


  1. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова. Человек и общество, М.: «Просвещение», 2013год

  2. А.И.Кравченко. Обществознание. М.: «Русское слово», 2009год

  3. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. Обществознание. М.: «Русское слово», 2010год

4.Е.Н.Салыгина, Ю.Г. Салыгина. Обществознание. М.: «Вентана-Граф», 2012год

5.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2007;

6. Школьный словарь по обществознанию. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007;

7.Единый государственный экзамен 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 ,2015, 2016 Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ - Центр.

8.Интернет-ресурсы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!