МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЛЕВСКОЙ ЛИЦЕЙ» КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол №__ от «__ » _________ 2019г. Руководитель МО_________________ /Ю.В. Халина / | Принято на заседании педагогического совета Протокол № __ от «__ » _________ 2019г Председатель педагогического совета ____________ /В. Я. Ильюта/ | Утверждаю Директор МБОУ «Полевской лицей» _____________ /А.А.Алтухов/ Приказ № ____ от «____»______________2019г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«ПРИКЛАДНОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Срок реализации:1 год
Возрастная группа:14-15 лет
Учитель: Богданова Ольга Станиславовна
д.Полевая
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Прикладное обществознание» разработана на основе:
Примерной программы основного общего образования по обществознанию. Обществознание. Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2014
Программы для общеобразовательных учреждений. «Обществознание» (5-11 кл.). М.: Дрофа, 2014.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 года, рег.№19993.
Федеральный базисный учебный план для ОУ РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004г № 1312)
Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
Дополнительная общеобразовательная программа МБОУ «Полевской лицей»
Актуальность изучения данной программы:
Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
Цели и задачи изучения предмета:
Главная цель программы – овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.
Задачи:
-освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;
-для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
-содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Рабочая программа рассчитана на 37 часов. Срок реализации программы один учебный год.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Предусматривается формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
● исследование реальных связей и зависимостей;
● умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);
● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
● владение навыками редактирования текста;
● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
● формулирование полученных результатов;
● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
№ п/п | Название темы занятия | Содержание |
1 | Введение. 1 час. | Место философии в системе обществознания. |
2 | Тема 1. Современное общество. 4 часа. | Общество – динамичная саморазвивающаяся система. |
3 | | На пути к современной цивилизации. |
4 | | Глобальные проблемы современности. |
5 | | Происхождение человека и становление общества. |
6 | Тема 2. Человек среди людей. 4 часа. | Человек. Индивид. Личность. |
7 | | Личность и мораль. Потребности человека. |
8 | | Многообразие малых групп. |
9 | | Семья как малая группа. |
10 | Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. 4 часа. | Экономика. Товар и деньги. Спрос и предложение. |
11 | | Право собственности. Потребитель и его права. |
12 | | Роль государства в экономике. Предпринимательство. Труд. |
13 | | Заработная плата и стимулирование труда. |
14 | Тема 4. Политика и право. 5 часов. | Основы Конституционного строя РФ. |
15 | | Участие граждан в политике и управлении. |
16 | | Трудовое и семейное законодательство. |
17 | | Административное и уголовное законодательство. |
18 | | Международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. |
19 | Тема 5. Духовная жизнь общества. 4 часа | Формы и разновидности культуры. |
20 | | Искусство. Культурные нормы. |
21 | | Образование. Наука. Религия. |
22 | | Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. |
23 | Тема 6. Социальная жизнь общества. 5 часа | Социальная структура. Социальная стратификация. |
24 | | Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения. |
25 | | Конфликты в обществе. Семья. |
26 | | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. |
27 | | Социальная значимость здорового образа жизни. |
| Тема 7. Сфера политики и социального управления. - 10 часов. | |
28 | | Власть. |
29 | | Понятие и признаки государства. |
30 | | Разделение властей. |
31 | | Формы государства. |
32 | | Политический режим. Демократия. |
33 | | Местное самоуправление. |
34 | | Участие граждан в политической жизни |
35 | | Политические партии и движения. |
36 | | Выборы, референдум |
37 | | Гражданское общество и правовое государство |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы занятия | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая | Оборудование | Примечание |
Введение. 1 час. | | |
1 | Место философии в системе обществознания. | 1 | 7.09 | | Презентация | |
Тема 1. Современное общество. 4 часа. | | |
2 | Общество – динамичная саморазвивающаяся система. | 1 | 14.09 | | Презентация | |
3 | На пути к современной цивилизации. | 1 | 21.09 | | Презентация | |
4 | Глобальные проблемы современности. | 1 | 28.09 | | Презентация | |
5 | Происхождение человека и становление общества. | 1 | 5.10 | | Презентация | |
Тема 2. Человек среди людей. 4 часа. | | |
6 | Человек. Индивид. Личность. | 1 | 12.10 | | Презентация | |
7 | Личность и мораль. Потребности человека. | 1 | 19.10 | | Презентация | |
8 | Многообразие малых групп. | 1 | 26.10 | | Презентация | |
9 | Семья как малая группа. | 1 | 2.11 | | Презентация | |
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. 4 часа. | | |
10 | Экономика. Товар и деньги. Спрос и предложение. | 1 | 9.11 | | Презентация | |
11 | Право собственности. Потребитель и его права. | 1 | 16.11 | | Презентация | |
12 | Роль государства в экономике. Предпринимательство. Труд. | 1 | 23.11 | | Презентация | |
13 | Заработная плата и стимулирование труда. | 1 | 30.11 | | Презентация | |
Тема 4. Политика и право. 5 часов. | | |
14 | Основы Конституционного строя РФ. | 1 | 7.12 | | Презентация | |
15 | Участие граждан в политике и управлении. | 1 | 14.12 | | Презентация | |
16 | Трудовое и семейное законодательство. | 1 | 21.12 | | Презентация | |
17 | Административное и уголовное законодательство. | 1 | 28.12 | | Презентация | |
18 | Международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | 11.01 | | Презентация | |
Тема 5. Духовная жизнь общества. 4 часа | | |
19 | Формы и разновидности культуры. | 1 | 18.01 | | Презентация | |
20 | Искусство. Культурные нормы. | 1 | 25.01 | | Презентация | |
21 | Образование. Наука. Религия. | 1 | 1.02 | | Презентация | |
22 | Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | 1 | 8.02 | | Презентация | |
Тема 6. Социальная жизнь общества. 4 часа | | |
23 | Социальная структура. Социальная стратификация. | 1 | 15.02 | | Презентация | |
24 | Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения. | 1 | 22.02 | | Презентация | |
25 | Конфликты в обществе. Семья. | 1 | 1.03 | | Презентация | |
26 | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. | 1 | 15.03 | | Презентация | |
27 | Социальная значимость здорового образа жизни. | 1 | 22.03 | | Презентация | |
Тема 7. Сфера политики и социального управления. - 10 часов.- 10 часов. | | |
28 | Власть. | 1 | 29.03 | | Презентация | |
29 | Понятие и признаки государства. | 1 | 5.04 | | Презентация | |
30 | Разделение властей. | 1 | 12.04 | | Презентация | |
31 | Формы государства. | 1 | 19.04 | | Презентация | |
32 | Политический режим. Демократия. | 1 | 26.04 | | Презентация | |
33 | Местное самоуправление. | 1 | 3.05 | | Презентация | |
34 | Участие граждан в политической жизни | 1 | 10.05 | | Презентация | |
35 | Политические партии и движения. | 1 | 17.05 | | Презентация | |
36 | Выборы, референдум | 1 | 24.05 | | Презентация | |
37 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | 31.05 | | Презентация | |
Предполагаемые результаты:
Предлагаемый учебный курс должен помочь обучающимся:
- В приобретении опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:
работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
-анализ современных общественных явлений и событий;
-аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах.
Список литературы
Основная литература:
1.Аверьянова Г.И. Обществознание: Тематические тренировочные задания. М.: Эксмо. 2014.
2. И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов. М.: Эксмо. 2014.
3. Л.Н.Боголюбова, Н.Л. Городецкая, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 6-9 классы, базовый уровень. М.: Просвещение. 2014г.
4. Конституция РФ.- М. - 2014.
5. Сборник кодексов РФ. – М. 2014.
Дополнительная литература:
П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель. 2015 .
А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение. Эксмо. 2014.
17