СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Птицы нашего края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Птицы нашего края".Защита проекта в 1 классе.

Цель проекта:расширение и углубление представлений детей о птицахнашего края и формирование бережного отношения к ним.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Птицы нашего края"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Г.Астрахани

«Средняя Общеобразовательная школа №64»









ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:

«Птицы нашего края»





Участники проекта

Ученики 1 класса «Д»

Руководитель проекта:

Сибирякова С.Н





Астрахань

2016 г.





ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ:



Чтение, окружающий мир, технология, ИЗО.





Методы работы:

Объяснительно-иллюстративный

Поисково – исследовательский.



Предполагаемые результаты:

1)Воспитывать любовь к родному краю, отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду.

2) -расширять знания детей о жизни птиц, и об особенностях их образа жизни.

















Оглавление:

Тема проекта 1.

Данные об участниках проекта.

Актуальность темы 4

Цель и задачи 5-6

План проведения проекта 7-9

Этапы работы над проектом. 10-12

Теоретическая часть 13-18

Работа по поиску материала 19-22

Полученные результаты 23

Список использованной литературы 24

Рефлексия 25





















Актуальность выбранной темы:

Представьте себе мир без птиц : рощу без соловья ,поле без жаворонка ,деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев….Кажется ,мы так привыкли к ним ,что порой не замечаем.Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых , мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Младший школьный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания школьников , эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы (птицам) .К сожалению, в нашем обществе принято в общении с окружающим миром придерживаться лишь своих личных интересов. Такие понятия как помощь ближнему, взаимовыручка из нравственных побуждений, а не ради выгоды теряют свою актуальность. И чтобы этого не произошло необходимо пристальное внимание к этой проблеме. И начинать нужно как можно раньше. Дети этого возраста активно стремятся приобрести новые знания, научиться у старших новым действиям; выражают потребность глубже узнать окружающее. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.

Экологическое воспитание школьников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Изучению этой темы способствуют:

-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;

- большой выбор и доступность детской литературы о птицах;

- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;

- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.



































Цель проекта:

расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.

Система работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершённость каждого вида работы и мониторинг результатов, активное использование совместной деятельности детей и взрослых, что позволяет решать следующие задачи:

Образовательные задачи:

- формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе;

- знакомить детей с жизнью птиц , их повадками, особенностями образа жизни;

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, оригами и выполнения поделок из природного материала;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.

- дифференцировать понятия « перелётные» - «зимующие».

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;

- формировать экологическое сознание детей.

-воспитание любви к родному краю.













Конкретные ожидаемые результаты:

• Расширение кругозора детей о зимующих и перелетных птицах.

• Улучшение предметно-развивающей среды.

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.



































Планирование поэтапных мероприятий.

1. Этап. Подготовительный.

• Подготовка материала для изодеятельности, чтения, игровой деятельности.

• Подбор методической литературы.

• Приобретение иллюстраций по теме.

• Определение знаний детей о птицах.



2. Этап. Реализация проекта.

-Подбор бесед о птицах.

- Наблюдения.

-Чтение художественной литературы.

-Дидактические игры.

-Подвижные игры.

-Продуктивная деятельность.

-Просмотр мультфильмов.

-Работа с родителями.

3. Этап. Заключительный

-Оформление результата проекта в виде презентации.

- Участие в городском конкурсе «Лучшая кормушка для птиц»

- Изготовление и установка скворечников.

-Защита проекта



ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ :

ЭТАПЫ


Содержание

работы

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Сроки


Начинание


















Определение темы, уточнение целей. Выбор рабочих групп.

Тема : « Птицы нашего края»

Цель работы:

Учить детей самостоятельно искать

Необходимую информацию с использованием различных источников ,анализировать и обобщать факты.

Учить работать в группа ,обмениваться информацией, выражать свою точку зрения и обосновывать ее, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Создавать условия для вовлечения каждого ученика в активный, познавательный и творческий процесс.















Учащиеся распределяются по тематическим группам .Уточняют информацию, обсуждают задания.



На данном этапе учитель проводит беседу с учащимися с целью выявления имеющихся знаний по данной проблеме.

Учитывая итоги проведенной беседы, учитель создает проблемную ситуацию, организует обсуждение возникших вопросов.


март

Рефлексия




Анализ выполнения проекта, достигнутых успехов. Причины неудач. Анализ достижения цели.

















Устное обсуждение проекта, его результатов. Беседа по теме : «Что я нового узнал, работая над проектом?»










- Закрепляют знания о птицах.

- Наблюдают за птицами.

- Прослушивают аудиозаписи с голосами птиц.

- Просматривают мультфильмы.

- Разрешают проблемные ситуации.

- Экспериментирование (сравнение разных видов перьев птиц).

- Работают в творческой мастерской.

- Создают книги дома с родителями.

- Экологическая акция, изготавливают дома с родителями кормушки.


Учащиеся –участники проекта обмениваются мнениями, отвечают на вопросы :

-Что удалось в проекте?

-Какие впечатления оставила работа над проектом, презентацией?

-Работу какой творческой группы вы хотели особо оценить?

-Что, на ваш взгляд, не удалось в проекте? Что бы посоветовали своим друзьям ? Как и над чем можно еще поработать


Направляет процесс анализа, обобщает.



апрель

1 этап

Знакомство с проектом.

(Теоретическая часть)

«Боги дали нам птиц,

чтобы мы видели,

что такое красота….»

Конфуций



















Орнитологическая коллекция

Международный день птиц

1 апреля во всем мире отмечается Международный день птиц. Эта дата выбрана не случайно, потому что, именно 1-го апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц. «День птиц»- это не только годовщина конвенции, но и время прилета птиц с зимовок.

В России этот праздник имеет давнюю историю, в «Месяцеслов» он отмечен как день встречи перелетных птиц- «Герасим Грачевник», на Руси он совпадал со временем прилета грачей и получил такое народное название. Чтобы ускорить наступление тепла в день Герасима пекли из ржаного теста фигурки птиц и пели особые песенки-заклички. Одна из старейших традиций этого дня развешивать скворечники, синичники и другие «птичьи домики».

Для Астраханской области этот день имеет особое значение, так как на территории нашего края можно встретит представителей 260 видов птиц. Одних можно наблюдать круглый год, других - лишь во время миграции.

Самыми маленькими представителями орнитофауны Астраханской области являются Ремез Каспийский и Королек Желтоголовый.

Ремезы чаще всего гнездятся на деревьях и в кустарнике. Их подвешенные гнезда имеют уникальную структуру: по форме они напоминают рукавицу с входом на месте большого пальца. Строительство гнезда начинает самец, создавая грушевидную структуру, а после того как самка откладывает в него 5-8 яиц, самец достраивает продолговатый ход, завершая постройку.

Самой маленькой птичкой Астраханской области по праву считается Королек Желтоголовый. Отличительная черта этого вида - ярко выраженная золотисто-желтая полоска на темени. Длина тела этой птички 9 см, а вес не превышает 8 грамм. Корольки за лето успевают отложить две кладки. Летом они питаются в основном насекомыми, а зимой семенами.

Познакомиться с этими представителями птичьего мира можно будет после открытия музея-заповедника. В фонде «Природа» хранится большая коллекция шкурок, мумий и тушек этих птиц, добытых в начале XX века на территории Астраханской области.  Обилие корма привлекает в астраханскую область массу птиц. С незапамятных времен пролегают вдоль берегов Каспия большие птичьи дороги. Здесь, на мелководье, богатом растительностью, можно встретить более 250 видов птиц, наиболее распространены водоплавающие, голенастые, воробьиные. Эти благодатные для птиц места называют авандельтой - что означает «перед дельтой». Авандельта - это огромный мелководный водоем, где волжские воды, прежде чем соединиться с солеными водами Каспия, раскатываются по широкому ложу.

Весной и осенью авандельта кажется «черной» от множества скопившейся здесь птицы (10 млн.). Жизнь в авандельте кипит повсюду. На песчаных островах отдыхают пеликаны. Свои гнезда-плоты они устраивают в низовьях. Птицы эти, а в Астраханской области живут 2 вида пеликанов - розовый и кудрявый - занесены в Красную книгу. Питаются пеликаны рыбой. Единственная в своем роде плавательная перепонка между всеми 4 пальцами отличает членов отряда веслоногих от остальных водных птиц, а сильно растяжимый горловой мешок на нижней стороне клюва – среди их родичей - бакланов. Этот кожистый мешок, вместимостью 10 литров, пеликан использует как бредень, отлавливая им рыбу. Пеликаны прекрасно летают, парят в воздухе, но им трудно нырять за рыбой, так как в полости его тела есть «воздушные мешки», которые делают его тело очень легким, поэтому птицы ныряют за рыбой с большой высоты, когда камнем бросаются вниз. До революции пеликанов истребляли из-за красивого оперения. В настоящее время сотрудники заповедника строят для птиц искусственные плоты, на которых птица выводит потомство.

На плоских, низких островках, сложенных из ракушек, обитают представители чайковых. Серебристая и морская - бывают только на пролете, обыкновенная и черноголовый хохотун (занесен в Красную книгу) - гнездятся.

На песке, в небольших ямках-гнездах - пестрые, под цвет песка и ракушек, яйца или уже пушистые комочки - птенцы. Птенцы чаек, подрастая, собираются в «детские сады», находящиеся под присмотром нескольких взрослых птиц, а родители добывают корм. Птенцы, покрытые коричневым крапчатым пухом, надежно защищены в гнезде до тех пор, пока не научатся летать.

Зона авандельты постепенно сменяется култучной зоной, и здесь на деревьях птицы устраивают колониальные поселения. Колонии бакланов и цапель - одна из основных особенностей Астраханского заповедника. Колонии - это настоящие птичьи города, где каждое дерево - как улица или переулок. На одном дереве располагается 20 и более гнезд. Колония бакланов - это лишенные листьев и коры деревья с большими громоздкими гнездами. Помет баклана ядовит, он разъедает листья, кору и постепенно дерево засыхает. Баклан питается рыбой, селится ближе к вершине деревьев. Связано это с тем, что бакланы, хотя и прекрасные летуны, взлетают тяжело. Если они сидят на дереве, то сначала падают вниз, громко хлопая крыльями, а потом уже медленно поднимаются вверх. Бакланы - это подводные рыболовы, способны в погоне за рыбой нырнуть в глубину на 10 м. Добычу бакланы поворачивают так, чтобы не оцарапать горло плавниками и чешуей. В Японии и странах Дальнего Востока - рыбаки используют прирученных бакланов для ловли рыбы.

В колониях бакланов можно встретить разнообразных цапель (серую, рыжую, белую) Когда-то человек истреблял цапель из-за красивых брачных перьев-«эгреток», которыми украшали модницы шляпки, и поэтому в 1918 г. в дельте Волги их осталось всего 4-6 особей, Сейчас у нас гнездится 5 тыс. пар белых цапель.

В периоды миграции многочисленны в Астраханской области и утки - чирок-свистунок, красноголошй нырок, более редки широконоски, белоглазый нырок (занесен в Красную книгу), шилохвость.

При отсутствии густой прибрежной растительности, что особенно характерно для соленых водоемов, окружающие их пляжи - прекрасные кормовые биотопы для куликов. Видовой состав их здесь очень разнообразен: тулес, турухтан, веретенник, ходулочник, шилоклювки.

После прилета больших белых цапель появляются поменьше: малая белая, кваква. Малая белая цапля, в отличие от большинства цапель, которые подстерегают добычу, сохраняя полную неподвижность, выслеживают добычу, бродя по мелководью. Подобравшись к рыбе, они хватают ее молниеносным движением клюва или же вспугивают рыбу частыми ударами лапы. Желтая цапля прилетает вместе с теплолюбивыми каравайками и колпицами. Птицы эти редки, занесены в Красную книгу. Желтая цапля ловит добычу (беспозвоночных), сидя на плавающих листьях растений. Каравайки - близкие родственники цапель, строят гнезда, прикрывшись густой кроной деревьев.

Кваква - также житель прирусловых лесов дельты. Названа она так за характерный крик, от цапель отличается коренастым телосложением и более короткой шеей.

Колпицы гнездятся вместе с другими птицами. Самая крупная колония расположена у с. Курченко и имеет статус гос. заповедника. Гнездится там до 200 пар колпиц. Кладка содержит 3-5 яиц (яйцо белое, на тупой половине яйца - красно-бурые пятна). Птенцы появляются в 1-й половине июня. Гнезда можно встретить на невысоких ивах, в кустарниках и среди тростника. Характерная особенность внешнего вида колпиц, по которой их легко узнать - клюв-лопаточка. В народе колпицу называют - «косец». Эта птица интересно добывает пищу: стоит на мелководье, опустив в воду клюв-лопаточку, водя им из стороны в сторону, как бы покачивая поверхность воды. Проходя через клюв, вода пропускается, а пища задерживается. Пищей служат мальки рыб, различные беспозвоночные, насекомые. На зимовку улетает в Пакистан, Иран или Африку.

Напротив - внизу, под защитой деревьев и густых зарослей живут фазаны. Петухи окрашены ярко, не то, что серые скромные самочки. Питаются фазаны семенами растений, насекомыми и червями. Птенцов выращивают в фазанариях.

Для култучной зоны заповедника характерны небольшие, заросшие рогозом и желтыми кувшинками озера. Здесь мы увидим плавучее гнездо чомги (по научному - поганки). Распушив рыжие с черным воротнички, они очень привлекательны в брачном наряде. Гнезда их плавают на воде, они прикреплены к стеблю или ветке, Материал гнезда гниет, температура повышается, что способствует инкубации яиц. Питается свежей рыбой, способны нырять под воду вместе с птенцами, которые предварительно забираются на спину матери и прячутся в ее оперении. Эту птицу когда-то истребляли из-за красивого оперения -на западе из шкурки чомги модницам изготавливали шляпки. За густыми зарослями тростника - огромные кучи из стеблей водных растений - это гнездо лебедя-шипуна. Агрессивные, задиристые они не терпят присутствия других лебедей. Лебеди шипят, трубят, а когда ухаживают за птенцами - лают по-собачьи. Еще лебеди-шипуны отличаются от кликунов тем, что клюв у них красный с черным наростом. Гнездится он у нас, а улетает на зимовку в более южные районы Каспия. 1-е гнездо было обнаружено в 1938 г. на Обжоровском участке заповедника. В 1956 г. был наложен запрет на добычу лебедей охотниками - эти меры плюс высокая плодовитость (откладывают до 12 яиц) привели к тому, что в середине 80-х гг. численность этих птиц достигла 10000 пар.



















2 этап

Работа по поиску материалов.

1.Беседа с библиотекарем.

2.Знакомство с «Красной книгой Астраханской области».

При подготовке к защите проекта мы посетили школьную библиотеку. Библиотекарь Галина Анатольевна поделилась с нами информацией и познакомила с нужной для нас литературой. У нас была прекрасная возможность познакомиться с книгами, энциклопедией .Это было интересно!



Работа по поиску материалов.

1.Проводили поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.

2.Вступали в коммуникативные отношения с целью получить информацию.

3.Осуществляли выбор и процесс планирования.

4.Оценивали ресурсы.

5.Определяли свое место(роль) в проекте.

6.Представляли продукт своей(групповой)деятельности.

7.Изготовляли с родителями скворечники и кормушки.

8.Рисовали рисунки и делали поделки «Птицы».

9.Участвовали в конкурсе «Кормушка для птиц».

































Заключительный этап:

Анализ результатов проекта. Рефлексивная деятельность участников. Создание плаката «Покормите птиц зимой». Защита проекта «Птицы нашего края ».


Оценивание результатов

Чтобы оценить результативность проекта, было проведено – анкетирование (в начале проекта и в конце проекта).

Анкета№1 -

Анкета №2

Работа проекта получилась познавательной, увлекательной, интересной. Родители

проявляли инициативу, были увлечены работой над проектом, с одобрением относились к проводимым мероприятиям.

Результаты проекта

1. У детей сформированы навыки ухода за птицами.

2. Дети проявляют гуманное отношение к птицам.

3. У обучающихся расширился кругозор о птицах.

4. У обучающихся активизировался словарный запас.

5. Развились творческие и интеллектуальные способности, умение делать выводы, анализировать.

6. Научились проводить эксперименты.

7.В процессе подготовки и проведения мероприятий проекта наш класс стал более дружным.

Обучающие и родители приняли активное участие в проекте.















Анкета

Каких птиц нашего края ты знаешь?


Как питаются птицы зимой?


Как помочь птицам зимой?


Делал ли ты кормушку или скворечник для птиц?


































Список литературы:



1.«Комплексные занятия» Н.Е.Вераксы.

2. Тематический словарь в картинках «Дикие птицы средней полосы» Васильева С. И.

3. « Познаем окружающий мир – птицы» Т. Куликовская

4. Воронкевич О. А. "Экология".

5. Комарова Т. С. "Занятие по изодеятельности".

6.Пензулаева Л. И. "Подвижные игры".

7.«Наши птицы» В. Бианки



ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ:

http://plant.astrakhan.ws/kniga.php

http://astrakhanzapoved.ru/%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%90/fauna/





























РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!