МБДОУ № 27 «Журавушка» г.Зеленодольск республика Татарстан Проект «Птицы нашего края»
Среднесрочный проект
в средней группе № 4
«Птицы нашего края»
Воспитатели: Шилова И.В.
Царева Ю.Н.
Актуальность
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда,
проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из
наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление
человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь
к ней, научить беречь окружающий мир.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей
недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих
и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.
Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – нашего края».
Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит
формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо
ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с
родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его
интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка.
Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё
суждение по этой проблеме.
Участники: воспитатели, родители и дети средней группы .
Срок реализации проекта: среднесрочный (с 27.03 по 7.04. 2017 г.).
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни.
Задачи:
- уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли
человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего
строения, позволяющие летать.
- развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
- познакомить с зимующими и перелётными птицами.
- воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о
птицах ближайшего окружения.
Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Этапы реализации проекта «Птицы – нашего края».
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Заключительный этап.
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили
вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью:
- Птицы, какие они?
- Что ты знаешь о птицах?
- Как узнать птицу?
- Как разделить птиц на перелетных и зимующих?
- Какое значение имеют птицы в жизни человека?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
- определили цель и задачи проекта,
- разработали план-график работы,
- изучили познавательную, художественную и
методическую литературу,
- сделали подборку игр для детей среднего дошкольного возраста.
Птицы
Перелётные:
З имующие:
Бывают птицы разные
Другие –те народ иной:
Одни бояться вьюг
В мороз над лесом кружат.
И улетают на зиму
Для них разлука с
На добрый, тёплый юг.
Родиной
Страшнее лютой стужи.
2. Основной этап.
С детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией.
На прогулках мы наблюдали за жизнью птиц в весенний период. Определяли: какие птицы прилетают на участок детского сада, подкармливали птиц в кормушках.
Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода . Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.
С детьми мы повесили кормушки на территории детского сада. Каждый день добавляли в кормушку разный корм. В итоге проведённых наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о перелетных друзьях.
Грач
Соловей
Скворец
Сколько гибнет их-
не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Сделали выводы:
- Птицы становятся заметными и более активными с
приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее,
тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают.
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено.
- Воробьи и голуби прилетают стайками, сороки по одиночке.
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм,
поэтому подкормку необходимо продолжить.
Проводили организованную образовательную деятельность по следующим образовательным областям:
познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, физическому и художественно-эстетическому
развитию. Узнали много нового о птицах родного края, их образе жизни. Дети научились рисовать, лепить
из пластилина и соленого теста, способом оригами складывать птиц.
Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птицах, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры».
Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, что перышко улетает дальше ткани и бумаги.
Дети, совместно с родителями, изготовили альбом «Птицы нашего края»
с фотографиями и рисунками.
Схема осуществления проекта
«Птицы - нашего края»
Центр познания: Беседы на тему: «Птицы, какие они?», «Зимующие и перелетные
птицы», «Учитесь жалеть и беречь». Разрешение проблемных ситуаций: «Что бы вы
сделали, если бы увидели, что птенец выпал из гнезда?», «Кто весной к нам прилетел?»
ООД: Познание «Перелётные и зимующие птицы»; Развитие речи «Описание перелётных
птиц», «Описание зимующих птиц»
Книжный уголок: Чтение и обсуждение с детьми произведений о птицах:
К.Д. Ушинского «Ласточка», В. Даля «Ворона», Александрова А. «Скворцы»,
А.Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы», Разучивание поговорок:
«Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки», «Увидел
грача-весну встречай!» Вечер загадок и отгадок «Почтальон Печкин спешит к нам
в гости». Просмотр презентаций: "Птицы нашего края".
Центр творчества: Аппликация, оригами, поделки из природного и бросового
материала, лепка, рисование: «Снегири - как розовые яблоки», «Птицы прилетели»,
«Волшебный птичий хоровод», «Воробьи в лужицах», «Учимся лепить птиц».
Центр экспериментирования: «Что дальше улетит: ткань, бумага или птичье перо?»,
« В воде купался - сух остался».
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на
перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь
картинку из частей».
Пальчиковые игры: «Воробьи», «Десять птичек - стайка», «Веселое путешествие»,
«Птенчики в гнезде».
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры»,
«Не боимся мы кота».
Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать
кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком
тему недели?», Домашнее задание: «Зимующие птицы», подборка книг, журналов о
птицах, оформление рисунков и поделок «Птицы».
3. Заключительный этап.
- Презентация «Птицы нашего края»
- Выставка семейных творческих работ «Птицы»
- Проведение итогового мероприятия «Праздник птиц»
- Семьи, принявшие активное участие в проекте, были награждены
дипломами.
В реализации проектной деятельности:
1. Знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы нашего края» у детей
развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети
каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и
покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.
Список литературы:
1. О.А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию», часть Санкт-Петербург, 2004.
2. Лысаков, В.Г. 1000 загадок – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. -318 с.: ил.
3. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? –М.: ГНОМ иД, 2004.
4. «Покормите птиц зимой» Александр Яшин.
5. «Пернатые друзья лесов» Строкова В.В.
6. «Экологическое окно в детском саду» методические рекомендации
В.М.Корнилова
7. Сыпченко Е.А. Иннавационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. –
СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « Детство – ПРЕСС»,2013.-96с.
8. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду.- М.: Издательство
«Скрипторий 2003»,
2011.-160с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!