Зам. директора
____________Г.Л. Полежаева
2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП СПО-ППССЗ) базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.
Дисциплина «Основы финансовой грамотности» обеспечивается следующими дисциплинами: «Математика», «Обществознание», «Статистика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Код, наименование ОК, ПК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | составлять личный финансовый план и бюджет; рассчитывать стоимость покупки при приобретении ее в кредит; рассчитывать страховой взнос; анализировать способы инвестирования денежных средств; рассчитывать доходность финансовых инструментов с учетом инфляции; применять налоговые льготы, социальные и имущественные налоговые вычеты. | способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов; структуру, способы составления и планирования личного бюджета; стратегии и способы достижения финансовых целей; влияние инфляции на стоимость активов; принципы кредитования физических лиц; формы дистанционного банковского обслуживания; правила безопасности при пользовании банкоматом; правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом; виды страхования в России; место инвестиций в личном финансовом плане; виды финансовых продуктов для различных финансовых целей; место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане; налоговые льготы и налоговые вычеты; виды финансового мошенничества; основные признаки и виды финансовых пирамид. |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 2.4 Организовывать работу исполнителей. |
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | демонстрация интереса к будущей профессии; оценка собственного продвижения, личностного развития; положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; участие в исследовательской и проектной работе; участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан; проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве; участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической. | – понятия гражданина и защитника великой страны; – принципы честности, порядочности, открытости; понятия экономически активного населения, студенческого и территориального самоуправления; условия добровольчества, формы общественных организаций; –нормы правопорядка; идеалы гражданского общества; принципы обеспечения безопасности; права и свободы граждан России. Понятие субкультур, групп с деструктивным и девиантным поведением. Меры по предупреждению социально опасного поведения окружающих; – понятия труда; сетевой среды, личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»; – основы родной культуры, истории, этнографии; – понятие старшего поколения, волонтерских движений; меры социальной поддержки; – понятия ценности личности человека, уникальности, формы и виды деятельности; – различные этнокультуры, социальные, конфессиональные и иные группы. Мероприятия по сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; – правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; меры по предупреждению либо преодолению зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Характеристика психологической устойчивости и принципы ее формирования в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; – способы защиты окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; – понятие эстетических ценностей, обладающих основами эстетической культуры; – понятия семейных ценностей, семьи; принципы воспитания детей, демонстрирующих неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания; – этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму; решения в условиях риска и неопределенности; – принципы ответственности, пунктуальности, дисциплинированности, трудолюбия, критического мышления, нацеленного на достижение поставленных целей; профессиональная жизнестойкость; – мир труда и профессий. |
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР 13 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности. |
ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР 15 Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий. |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Личное финансовое планирование | Содержание учебного материала: | 14 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4, ЛР1-ЛР15 |
Лекционные занятия | 6 |
Человеческий капитал и принятие финансовых решений. 1. Человеческий капитал. Активы. Пассивы. 2. Чистый доход. 3. Принципы применения человеческого капитала. | 2 |
Принятие решений 1. Виды решений 2. Определение целей 3. Выбор альтернативы 4. SWOT-анализ как один из способов принятия решений | 2 |
Семинарские занятия | 4 |
Финансовое планирование 1. Финансовое планирование. Цель финансового планирования. 2. Этапы построения ФП. Бюджет. Доходы. | 2 |
Домашняя бухгалтерия и личный финансовый план 1. Регулярный и нерегулярный доход. Источники поступления денег. 2. Расходы, и их виды. Сбережения. 3. Этапов ведения бюджета. | 2 |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа №1 «Семейный бюджет» | 2 |
Практическая работа №2 «Составление личного финансового плана» | 2 |
Самостоятельная работа студента №1: пример развития человеческого капитала. | 2 |
Тема 2. Депозит | Содержание учебного материала: | 10 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4, ЛР1-ЛР15 |
Лекционные занятия | 2 |
Накопления и инфляция 1. Понятие инфляции 2. Основные причины инфляции | 2 |
Семинарские занятия | 2 |
Банк и банковские депозиты 1. Банковский вклад. Депозит. 2. Классификация вкладов. 3. Процентная ставка. Простой процент. Сложный процент. 4. Депозитный договор. 5. Депозитный риск. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа № 3 «Определение суммы процентов по депозитам. Изучение депозитного договора» | 2 |
Самостоятельная работа студента №2 «Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)» | 4 |
Тема 3. Кредит | Содержание учебного материала: | 8 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4, ЛР1-ЛР15 |
Лекционные занятия | 2 |
Кредит как часть личного финансового плана 1. Кредиты, принципы кредитования. 2. Виды банковских кредитов для физических лиц. 3. Кредитная история 4. Коллекторские агентства | 2 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа №4 «Расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит» | 2 |
Самостоятельная работа студента №3 «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)» | 4 |
Тема 4. Расчетно-кассовые операции | Содержание учебного материала: | 6 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4, ЛР1-ЛР15 |
Лекционные занятия | 2 |
Банковские операции для физических лиц. 1. Банковские операции для физических лиц 2. Формы дистанционного банковского обслуживания 3. Безопасность платежей | 2 |
Самостоятельная работа студента № 4 Составить памятку «Правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом» | 4 |
Тема 5. Страхование | Содержание учебного материала: | 10 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4, ЛР1-ЛР15 |
Семинарские занятия | 2 |
Страхование. 1. Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. 2. Виды страхования в России. 3. Страховые компании и их услуги для физических лиц. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа №5 «Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов.» | 2 |
Самостоятельная работа студента №5 Составить чек-лист «Действия страховщика при наступлении страхового случая» | 6 |
Тема 6 Инвестиции | Содержание учебного материала: | 10 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4, ЛР1-ЛР15 |
Лекционные занятия | 4 |
Инвестиции 1. Понятие инвестиций и их виды 2. Способы инвестирования, доступные физическим лицам | 2 |
Фондовый рынок и его инструменты 1. Структура фондового рынка 2. Виды ценных бумаг 3. Фондовая биржа 4. Инвестиционный портфель. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа №6 «Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся №6 «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска» | 4 |
Тема 7 Пенсии | Содержание учебного материала: | 4 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4, ЛР1-ЛР15 |
Семинарские занятия | 2 |
Пенсионная система в РФ. 1. Пенсия, государственная пенсионная система в РФ. 2. Виды пенсий. 3. Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа №7 «Изучение финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений». | 2 |
Тема 8 Налоги | Содержание учебного материала: | 6 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4, ЛР1-ЛР15 |
Семинарские занятия | 2 |
Налоговая система в РФ 1. Налоги. Налоговый кодекс РФ. 2. Налоговая система РФ. 3. Виды налогов для физических лиц. 4. Налоговые вычеты для физических лиц | 2 |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа № 8 «Определение сумм налогов для физических лиц» | 2 |
Практическая работа № 9 «Использование налоговых льгот и налоговых вычетов» | 2 |
Тема 9 Мошеннические действия на финансовом рынке | Содержание учебного материала: | 4 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4, ЛР1-ЛР15 |
Семинарские занятия | 2 |
Пирамиды и финансовое мошенничество 1. Виды финансового мошенничества. 2. Основные признаки и виды финансовых пирамид. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа № 10 «Правила личной финансовой безопасности» | 2 |
| ИТОГО | 72 | |
Реализация учебной дисциплины требует наличия Кабинета финансов, денежного обращения и кредита.
- комплект учебно-наглядных пособий.
1. Богдашевский А. Основы финансовой грамотности- М.: Альпина Паблишер, 2019 г.
2. Жданова А. О. Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся СПО. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 г.
3. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность – М. : «Академия», 2019 г.
1. Интернет журнал «Мои финансы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://моифинансы.рф/
2. Интернет портал «Финансовая культура» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fincult.info/
3. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.minfin.ru/ru
4. Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pfrf.ru
5. Проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dni-fg.ru/
6. Роспотребнадзор [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru
7. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nalog.ru
8. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.cbr.ru