СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Познавательная химия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для реализации программы "Точка роста" на оборудовании цифровой лаборатории

Просмотр содержимого документа
«Программа "Познавательная химия"»



МБОУ «КУРУМКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

Зарубина В.П/_________/

Протокол № ___ от

«__»_____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «КСОШ №1»

Балдакова Т.Б. /________/


«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ

«КСОШ №1»:

Бадмаев В.В. / __________/

Приказ № ____ от

« ____ » __________ 2022 г.






























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности «Познавательная химия»

Возраст: 14-15 лет

ФИО учителя-предметника: Дудеева О.Ц.

Сроки реализации рабочей программы: 2022-2023 г г

















































Курумкан, 2022 год

1. Пояснительная записка

В обучении химии большое значение имеет эксперимент. Анализируя результаты проведённых опытов, учащиеся убеждаются в том, что те или иные теоретические представления соответствуют или противоречат реальности. Только осуществляя химический эксперимент, можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории. . В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения . Реализация указанных целей возможна при оснащении школьного кабинета химии современными приборами и оборудованием . В рамках национального проекта «Образование», Федерального проекта в сфере образования «Современная школа» это стало возможным благодаря созданию в общеобразовательных организациях центров образования естественнонаучной направленности «Точка роста» . Внедрение этого оборудования позволит качественно изменить процесс обучения химии . Количественные эксперименты позволят получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных учащиеся смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников .

Центры образования естественнонаучной направленности «Точка роста» созданы с целью развития у обучающихся естественнонаучной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественнонаучной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Химия».

Программа «Познавательная химия» по внеурочной деятельности в рамках «Точка роста» для 8-9 классов разработана в соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом и детализирует содержание курса внеурочной деятельности, дает подробное распределение часов и последовательность изучения тем и разделов.

Данная программа позволяет расширить и углубить у учащихся практическое применение полученных теоретических знаний по химии.

Программа рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю), ориентирована на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами.

Курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем

Актуальность программы в том, что она создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

При разработке программы акцент делался на вопросы, которые в базовом курсе химии основной школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем. Задачи и упражнения подобраны так, что занятия по их осмыслению и решению проходят либо параллельно с изучаемым на уроках материалом, либо как повторение уже полученных знаний.

Практическая значимость программы заключается в том, чтобы активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.

С помощью этого метода обучающие получат возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

Новизна данной программы заключается в возможности изучения учащимися новых тем, не рассматриваемых программой предмета, с помощью проблемно- ситуативного обучения. Это позволяет строить обучение учащихся с учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни.

Цель курса: расширение и углубление знаний по предмету, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи курса:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения.

  1. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  1. Формирование умения решать творческие задачи.

  2. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

2. Планируемые результаты освоения содержания курса

Личностными результатами являются:

  • в ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;

  • в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.

Предметными результатами освоения программы являются:

  • в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; классифицировать изученные объекты и явления; давать определения изученных понятий;

описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

делать выводы и умозаключения из наблюдений; безопасно обращаться веществами.

  • в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части,

планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами. - в ценностно - ориентационной сфере:

анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека. - в сфере безопасности жизнедеятельности:

оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Метапредметными результатами являются:

  • умение определять средства, генерировать идеи, необходимые для их реализации; - владение универсальными естественно-научными способами деятельности: измерение, наблюдение, эксперимент, учебное исследование;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использовать различные источники для получения химической информации.

Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить следующие результаты:

В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:

Когнитивного компонента будут сформированы:

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Деятельностного компонента будут сформированы:

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

  • готовность выбора профильного образования.

Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся Научится:

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • планировать пути достижения целей.

Получить возможность научиться:

  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся Научится:

  • проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета.

Получит возможность научиться:

  • самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • организовать исследование с целью проверки гипотезы; - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов; - делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся Научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  • строить монологическое контекстное высказывание;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Получить возможность научиться:

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия.

3. Формы и виды учебной деятельности

В процессе занятий ведущими методами и приемами организации деятельности учащихся являются:

− метод слухового восприятия и словесной передачи информации; приемы: рассказ, лекция, дискуссия, беседа, выступление;

− метод стимулирования и мотивации;

приемы: создание ситуации успеха, поощрение, выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, корректное предъявление требований, заинтересованность результатами работы;

− метод передачи информации с помощью практической деятельности; приемы: составление плана, тезисов выступлений, редактирование, оценивание

выступлений, составление схем и таблиц;

− метод контроля;

приемы: анализ выступлений, наблюдения, самооценка, оценка группы, тесты, выступления на занятиях, защита проекта.

Формы организации обучения:

− групповые;

− индивидуальные;

− фронтальные.

4. Формы контроля результатов освоения программы

Формы контроля:

  • текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);

  • тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);











5. Содержание учебного курса

Тема

Количество часов

1

Химия-наука о веществах

2

2

Вещества

12

3

Мир опытов и экспериментов

16

4

Индивидуальные проекты

5


ИТОГО:

35




  1. Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол- во часов

Использование оборудования центра

«Точка роста»

1.

Немного из истории химии. Химия вчера, сегодня, завтра.

1

Демонстрационное оборудование

2

Правила техники безопасности. Знакомство с цифровой лабораторией по химии Releon. Подготовка датчиков к работе

1

Цифровая лаборатория по химии

3.

Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.

1

4.

Практическая работа № 1

«Чистые вещества и смеси».

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

5.

Вода и ее свойства

1


6.

Практическая работа № 2

«Очистка воды и воздуха от твердых частиц»

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

7.

Практическая работа № 3

«Очистка воды от растворимых примесей»

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов



8.

Практическая работа № 4

Определение температуры кристаллизации вещества

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов


9

Практическая работа № 5

Термохимические процессы

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов


10

Практическая работа № 6

Экзотермические и эндотермические реакции

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов


11

Практическая работа № 7

Пересыщенные растворы

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов


12

Решение задач

1


13

Решение задач

1


14

Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам.

Электролитическая диссоциация.

1


15

Практическая работа № 8

Электролитическая диссоциация

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

16

Практическая работа № 9

Влияние температуры на диссоциацию

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

17

Практическая работа № 10

Влияние концентрации растворов на диссоциацию

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

18

Практическая работа № 11

Влияние растворителя на диссоциацию

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

19

Практическая работа № 12

Определение рН растворов

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

20

Решение задач

1


21

Практическая работа № 13

Сильные и слабые электролиты


1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

22

Практическая работа № 14

Реакции нейтрализации. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

23

Практическая работа № 15

Свойства бромной воды

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

24

Практическая работа № 16

Растворение йода в KI

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

25

Практическая работа № 17

Плавление и кристаллизация серы

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

26

Практическая работа № 18

Свойства аммиака

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

27

Практическая работа № 19

Влияние жесткой воды на мыло. Оценка общей жесткости воды

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

28

Практическая работа № 20

Определение мутности растворов

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

29

Практическая работа № 21

Определение содержания железа в природных водах

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

30

Практическая работа № 22

Определение концентрации нитрат-ионов с использованием нитрат-селективного электрода

1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов

31

Подготовка индивидуальных проектов

1


32

Подготовка индивидуальных проектов

1


33

Подготовка индивидуальных проектов

1


34

Подготовка индивидуальных проектов

1


35

Защита индивидуальных проектов

1




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!