СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к рабочей программе 8,9

Название курса

химия

Класс

8,9

Количество часов

208 (по 2 часа в неделю)

Составить рабочей программы/составитель приложения к рабочей программе

Рабочая программа по химии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательным стандартом общего образования второго поколения .(Приказ МО и Н  РФ №1897 от 17 декабря 2010г), Программы по химии для 8,9 классов  (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).

Цель курса

-ввести  понятия и законы химии, ознакомить с химической  символикой;

- наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на 

  основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности в процессе проведения

  химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с  

  возникающими жизненными потребностями;

 -воспитывать отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и

  элементу общечеловеческой культуры.

 

Задачи курса

 - применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в   быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.                                                                    

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»



«Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Успеновки»




Рассмотрено

на заседании МО учителей

предметного цикла

Протокол №_____от

«____ » ___________2018 года

Руководитель МО

___________

Согласовано

Зам. директора по УВР

__________

«____»___________ 2018 года

Утверждено

Директор МОАУ СОШ

с. Успеновки

_________ И.А.Шапорина.

Приказ № ________

«____» ____________ 2018 года






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД













по химии

для 8 класса

учитель Шульга И.А

квалификационная категория I







Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с программой основного общего образования:

«Химия» 8-11 классы (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна ( Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2015.)

Учебники:

О.С. Габриеляна, «Химия 8»,2015г




кол-во часов в неделю 2 кол-во часов в год 70


2018



Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2.Приказ образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).

3.Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении санПин2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015г.

4.Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

5.Приказа Министерства образования и науки РФ №253 от 31 марта2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

6. Образовательная программа основного общего образования МОАУ СОШ с.Успеновки 2017-2022 учебный год.

7.Учебного плана МОАУ СОШ с.Успеновки 2018-2019 учебный год

8.Положения о структуре, порядке и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОАУ СОШ с.Успеновки, реализующей программы общего образования № 4 от 23.05.2018г.

9. «Химия» 8-11 классы (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна ( Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2015.)

Программа разработана на 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю, их них плановых контрольных работ – 4, практических работ – 7 (при двухчасовой программе работы «Ионные реакции» и «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца» не проводятся).

Цели:

-ввести понятия и законы химии, ознакомить с химической символикой;

- наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на

основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности в процессе проведения

химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с

возникающими жизненными потребностями;

-воспитывать отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и

элементу общечеловеческой культуры.

Задачи:

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Планируемые предметные результаты:

-осознание роли веществ в природе и технике; объяснение круговорота веществ в природе и его роль;

-рассмотрение химических процессов, приведение примеров химических процессов в природе;

формулирование общих признаков химических процессов и их различия;

-использование химических знаний в быту для объяснения значения веществ в жизни и хозяйстве человека;

-объяснение мира с точки зрения химии: перечисление отличительных свойств химических веществ; различение основных химических процессов; определение основных классов неорганических веществ, понимание смысла химических терминов;

-овладение основами методами познания, характерными для естественных наук (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение), осознание их роли в познании природы; проведение химических опытов и экспериментов и осознанное объяснение их результатов;

-умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе, использование знаний химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов; различение опасных и безопасных веществ.

Содержание программы

Введение (5 ч.)

Химия как часть естествознания, наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях. Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, описание, эксперимент, измерение, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Лабораторные опыты.

  1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.

  2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.

Краткие сведения из истории возникновения химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI веке, развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В.Ломоносова, А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева.

Химический элемент, атом, молекула. Знаки химических элементов. Язык химии. Химическая формула, индексы и коэффициенты. Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов. Группы и периоды периодической системы. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Расчетные задачи.

  1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.

  2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.


Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч.)

Атомы как форма существования химических элементов. Строение атома. Понятие о составе атома и атомного ядра. Раскрытие взаимосвязи понятий: протон, нейтрон, массовое число. Доказательства сложного строения атома, опыты Резерфорда.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20. Изотопы. Заряд атомного ядра. Физический смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для элементов А-групп). Понятие о металлических и неметаллических свойствах элементов, причины изменения этих свойств в периодах и группах на основе строения их атомов.

Строение молекул. Виды химической связи. Ионы, образованные атомами неметаллов и металлов. Ионная химическая связь.

Взаимодействие атомов неметаллов между собой, образование ковалентной связи. Электроотрицательность атомов. Понятие о ковалентной полярной связи. Схемы образования ковалентной, ионной, металлической связей.

Лабораторные опыты.

  1. Изготовление моделей молекул бинарных соединений.

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»


Тема 2.  Простые вещества (7 ч.)

Знакомство с общими физическими свойствами металлов и неметаллов, понятие об аллотропии. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Положение металлов и неметаллов в периодической системе. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий.

Важнейшие простые вещества-неметаллы: кислород, водород, азот, сера, фосфор, углерод. Аллотропия неметаллов.

Количество вещества, моль, молярная масса и молярный объем. Кратные единицы количества вещества (миллимоль и киломоль). Число Авогадро. Взаимосвязь физико-химических величин: количества вещества, массы и числа частиц.

Расчетные задачи:

  1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

  2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро.

Лабораторные опыты.

  1. Ознакомление с коллекцией металлов.

  2. Ознакомление с коллекцией неметаллов.

Тема 3. Соединения химических элементов (12 ч.).

Понятие о степени окисления и валентности. Умение находить валентности и степени окисления по формуле вещества, составлять формулы бинарных соединений по валентности и степени окисления. Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических веществ. Состав, названия, классификация и представители классов: оксидов, оснований, кислот, солей.

Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая), их взаимосвязь с видами химической связи и их влиянием на физические свойства веществ.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Представление о законе постоянства состава веществ.

Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Примеры жидких, твердых, газообразных смесей. Понятие « доля», расчет массовой и объемной доли компонента в смеси.

Расчетные задачи.

  1. Расчет массовой и объемной доли компонентов смеси веществ.

  2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

  3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей вещества.

Демонстрации.

Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода(IV). Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты.

  1. Ознакомление с коллекцией оксидов.

  2. Ознакомление со свойствами аммиака.

  3. Качественная реакция на углекислый газ.

  4. Определение рН растворов кислоты, щелочи, воды.

  5. Ознакомление с коллекцией солей.

  6. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток.

  7. Ознакомление с образцом горной породы.

Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов»


Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12 ч.)

Физические явления и химические реакции. Физические явления в химии (дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование).

Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакция горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения, коэффициенты в уравнениях химических реакций как отношения количеств веществ, вступающих в реакцию и образующихся в результате химической реакции. Первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества одного из участвующих или получающихся соединений по известной массе или количеству вещества другого соединения.

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена (на примере химических свойств воды). Понятие о реакции нейтрализации. Экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые.

Расчетные задачи.

  1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

  2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

  3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации.

Примеры физических явлений: а) плавление парафина, б) возгонка иода; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором и мелом; в) получение гидроксида меди(II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Лабораторные опыты.

  1. Прокаливание меди в пламени спиртовки.

  2. Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом.

Практическая работа №2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

Практическая работа №3. Анализ почвы и воды.

Контрольная работа №3 по теме «Химические реакции»

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (22 ч)


Растворение как физико-химический процесс, зависимость растворимости веществ от температуры.

Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

Электролитическая диссоциация. Понятие об электролитах и неэлектролитах, механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Ионы. Катионы и анионы. Основы ТЭД в виде четких положений. Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты.

Ионные уравнения реакций, условия протекания этих реакций до конца в свете ионных представлений.

Понятие о кислотах, основаниях и солях как классах электролитов, их классификация по различным признакам. Общие свойства кислот, оснований и солей в свете ионных представлений. Реакции ионного обмена.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. Свойства простых веществ, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях.

Демонстрации.

. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди(II). Горение магния.

Лабораторные опыты.

  1. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами.

  2. Взаимодействие кислот с основаниями.

  3. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

  4. Взаимодействие кислот с металлами.

  5. Взаимодействие кислот с солями.

  6. Взаимодействие щелочей с кислотами.

  7. Взаимодействие щелочей с солями.

Практическая работа №4. Признаки химических реакций.

Практическая работа №5. Приготовление раствора сахара и расчет массовой доли его в растворе

Практическая работа №6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач.


Контрольная работа №4 по теме «Электролитическая диссоциация»

Повторение (2ч)

Решение расчетных задач (на вычисление массовой доли растворенного вещества)

Итоговое повторение по курсу химии 8 класса по темам «Основные классы неорганических веществ», «Типы химических реакций»

В программу включены следующие формы организации образовательного процесса: рассказ, беседа, проблемные задания, тренинг, групповая и индивидуальная работа учащихся, работа в парах, практические и лабораторные работы. Форма промежуточной аттестациитестирование. Преобладающая форма текущего контроля знаний – контрольная работа.


Календарно-тематический план



п\п

дата

Тема урока

дата

план

факт

план

факт

Введение (5 ч.)


  1



Инструктаж по ТБ. Предмет химии. Вещества.



   2

 

 


Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.



3



Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами



4



Знаки химических элементов. Периодическая таблица хим. элементов Д. И. Менделеева



5

 


 

Валентность. Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.



Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч.)




   6

 


Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер:  протоны, нейтроны







7



Изотопы.







8



Строение электронных оболочек атомов.







9



Периодическая таблица хим. элементов Д. И. Менделеева и строение атомов







10



Ионная химическая связь







11



Ковалентная химическая
связь.







12



Полярная химическая связь







13



Металлическая связь







14



Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах хим. связи.







15



Контрольная работа №1 по теме « Атомы химических элементов».








Тема 2.  Простые вещества (7 ч.)



16



Анализ контрольных работ. Простые вещества-металлы.



17



Простые вещества-неметаллы. Общие физические свойства неметаллов. Аллотропия.



18

 


Количество вещества



19



Молярная масса.




20



Молярный объем



21



Решение задач по теме «Молярная масса и молярный объем»



22



Зачетная работа по теме «Простые вещества»

 



Тема 3. Соединения химических элементов (12ч.).




23



Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов.




24



Оксиды и летучие водородные соединения.




25



Основания




26



Кислоты




27



Соли как производные кислот и оснований.





28



Номенклатура солей.




29



Урок-упражнение по теме «Соединения химических элементов»




30



Контрольная работа № 2 по теме « Соединения химических элементов».




31



Анализ контрольных работ. Кристаллические решетки.




32



Чистые вещества и смеси.




33



Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)




34



Решение задач по теме «Массовая доля»





Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12 ч.)



35

 


Физические явления.



36



Химические реакции. Закон сохранения массы веществ.




37



Практическая работа №2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой.



38



Практическая работа № 3. Анализ почвы и воды



39



Химические уравнения



40



Реакции разложения



41



Реакции соединения



42



Реакции замещения.



43



Реакции обмена



44



Решение задач по теме «Химические реакции»



45



Свойства воды. Очистка воды. Аэрация.



46



Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами».

 



Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (22 ч)



47



Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов.



48



Практическая работа №4. Признаки химических реакций.



49



Электролитическая диссоциация.



50



Электролиты и неэлектролиты



51



Основные положения ТЭД.



52



Практическая работа № 5 . Приготовление раствора сахара  и определение массовой доли сахара  в растворе



53



Ионные уравнения реакций



54



Кислоты, их классификация и свойства.




55



Основания, их классификация и свойства.




56



Оксиды, их классификация и свойства. Горение

 



57



Соли, их классификация и свойства



58



Практическая работа № 6 Свойства кислот, оснований, солей.



59



Генетический ряд металлов



60



Генетический ряд неметаллов.



61



Генетическая связь между классами неорганических веществ



62



Практическая работа № 7
Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений».



63



Решение задач по теме «Электролитическая диссоциация»



64



Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме « ТЭД»



65



Контрольная работа №4. по теме «Электролитическая диссоциация»

 


66



Анализ контрольных работ. Окислительно-восстановительные реакции.




67



Метод электронного баланса



68



Уравнения ОВР



Повторение (2ч.)



69



Решение расчетных задач (на вычисление массовой доли растворенного вещества)



70



Итоговое повторение по курсу химии 8 класса по темам «Основные классы неорганических веществ», «Типы химических реакций»

















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!