МБОУ «КУРУМКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«Рассмотрено» Руководитель МО: Зарубина В.П/_________/ Протокол № ___ от «__»_____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «КСОШ №1» Балдакова Т.Б. /________/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «КСОШ №1»: Бадмаев В.В. / __________/ Приказ № ____ от « ____ » __________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Познавательная химия»
Возраст: 14-15 лет
ФИО учителя-предметника: Дудеева О.Ц.
Сроки реализации рабочей программы: 2022-2023 г г
Курумкан, 2022 год
1. Пояснительная записка
В обучении химии большое значение имеет эксперимент. Анализируя результаты проведённых опытов, учащиеся убеждаются в том, что те или иные теоретические представления соответствуют или противоречат реальности. Только осуществляя химический эксперимент, можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории. . В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения . Реализация указанных целей возможна при оснащении школьного кабинета химии современными приборами и оборудованием . В рамках национального проекта «Образование», Федерального проекта в сфере образования «Современная школа» это стало возможным благодаря созданию в общеобразовательных организациях центров образования естественнонаучной направленности «Точка роста» . Внедрение этого оборудования позволит качественно изменить процесс обучения химии . Количественные эксперименты позволят получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных учащиеся смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников .
Центры образования естественнонаучной направленности «Точка роста» созданы с целью развития у обучающихся естественнонаучной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественнонаучной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Химия».
Программа «Познавательная химия» по внеурочной деятельности в рамках «Точка роста» для 8-9 классов разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом и детализирует содержание курса внеурочной деятельности, дает подробное распределение часов и последовательность изучения тем и разделов.
Данная программа позволяет расширить и углубить у учащихся практическое применение полученных теоретических знаний по химии.
Программа рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю), ориентирована на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами.
Курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем
Актуальность программы в том, что она создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
При разработке программы акцент делался на вопросы, которые в базовом курсе химии основной школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем. Задачи и упражнения подобраны так, что занятия по их осмыслению и решению проходят либо параллельно с изучаемым на уроках материалом, либо как повторение уже полученных знаний.
Практическая значимость программы заключается в том, чтобы активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.
С помощью этого метода обучающие получат возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.
Новизна данной программы заключается в возможности изучения учащимися новых тем, не рассматриваемых программой предмета, с помощью проблемно- ситуативного обучения. Это позволяет строить обучение учащихся с учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни.
Цель курса: расширение и углубление знаний по предмету, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи курса:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Формирование умения решать творческие задачи.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
2. Планируемые результаты освоения содержания курса
Личностными результатами являются:
в ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; классифицировать изученные объекты и явления; давать определения изученных понятий;
описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
делать выводы и умозаключения из наблюдений; безопасно обращаться веществами.
в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части,
планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами. - в ценностно - ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека. - в сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Метапредметными результатами являются:
умение определять средства, генерировать идеи, необходимые для их реализации; - владение универсальными естественно-научными способами деятельности: измерение, наблюдение, эксперимент, учебное исследование;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использовать различные источники для получения химической информации.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить следующие результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
Когнитивного компонента будут сформированы:
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.
Деятельностного компонента будут сформированы:
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность выбора профильного образования.
Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Обучающийся получит возможность для формирования:
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся Научится:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
планировать пути достижения целей.
Получить возможность научиться:
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся Научится:
проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета.
Получит возможность научиться:
самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
организовать исследование с целью проверки гипотезы; - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов; - делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся Научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
строить монологическое контекстное высказывание;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Получить возможность научиться:
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия.
3. Формы и виды учебной деятельности
В процессе занятий ведущими методами и приемами организации деятельности учащихся являются:
− метод слухового восприятия и словесной передачи информации; приемы: рассказ, лекция, дискуссия, беседа, выступление;
− метод стимулирования и мотивации;
приемы: создание ситуации успеха, поощрение, выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности, корректное предъявление требований, заинтересованность результатами работы;
− метод передачи информации с помощью практической деятельности; приемы: составление плана, тезисов выступлений, редактирование, оценивание
выступлений, составление схем и таблиц;
− метод контроля;
приемы: анализ выступлений, наблюдения, самооценка, оценка группы, тесты, выступления на занятиях, защита проекта.
Формы организации обучения:
− групповые;
− индивидуальные;
− фронтальные.
4. Формы контроля результатов освоения программы
Формы контроля:
текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
5. Содержание учебного курса
№ | Тема | Количество часов |
1 | Химия-наука о веществах | 2 |
2 | Вещества | 12 |
3 | Мир опытов и экспериментов | 16 |
4 | Индивидуальные проекты | 5 |
| ИТОГО: | 35 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Использование оборудования центра «Точка роста» |
1. | Немного из истории химии. Химия вчера, сегодня, завтра. | 1 | Демонстрационное оборудование |
2 | Правила техники безопасности. Знакомство с цифровой лабораторией по химии Releon. Подготовка датчиков к работе | 1 | Цифровая лаборатория по химии |
3. | Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. | 1 | |
4. | Практическая работа № 1 «Чистые вещества и смеси». | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
5. | Вода и ее свойства | 1 | |
6. | Практическая работа № 2 «Очистка воды и воздуха от твердых частиц» | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
7. | Практическая работа № 3 «Очистка воды от растворимых примесей» | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
8. | Практическая работа № 4 Определение температуры кристаллизации вещества | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
9 | Практическая работа № 5 Термохимические процессы | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
10 | Практическая работа № 6 Экзотермические и эндотермические реакции | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
11 | Практическая работа № 7 Пересыщенные растворы | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
12 | Решение задач | 1 | |
13 | Решение задач | 1 | |
14 | Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам. Электролитическая диссоциация. | 1 | |
15 | Практическая работа № 8 Электролитическая диссоциация | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
16 | Практическая работа № 9 Влияние температуры на диссоциацию | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
17 | Практическая работа № 10 Влияние концентрации растворов на диссоциацию | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
18 | Практическая работа № 11 Влияние растворителя на диссоциацию | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
19 | Практическая работа № 12 Определение рН растворов | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
20 | Решение задач | 1 | |
21 | Практическая работа № 13 Сильные и слабые электролиты | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
22 | Практическая работа № 14 Реакции нейтрализации. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
23 | Практическая работа № 15 Свойства бромной воды | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
24 | Практическая работа № 16 Растворение йода в KI | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
25 | Практическая работа № 17 Плавление и кристаллизация серы | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
26 | Практическая работа № 18 Свойства аммиака | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
27 | Практическая работа № 19 Влияние жесткой воды на мыло. Оценка общей жесткости воды | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
28 | Практическая работа № 20 Определение мутности растворов | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
29 | Практическая работа № 21 Определение содержания железа в природных водах | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
30 | Практическая работа № 22 Определение концентрации нитрат-ионов с использованием нитрат-селективного электрода | 1 | Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплектпосуды и оборудования для ученических опытов комплект химических реактивов |
31 | Подготовка индивидуальных проектов | 1 | |
32 | Подготовка индивидуальных проектов | 1 | |
33 | Подготовка индивидуальных проектов | 1 | |
34 | Подготовка индивидуальных проектов | 1 | |
35 | Защита индивидуальных проектов | 1 | |