«Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Успеновки»
Рассмотрено на заседании МО учителей предметного цикла Протокол №_____от «____ » ___________2018 года Руководитель МО ___________ Наполова И.А. | Согласовано Зам. директора по УВР __________ Литус Н.О.. «____»___________ 2018 года | Утверждено Директор МОКУ СОШ с. Успеновки _________ И.А.Шапорина. Приказ № ________ «____» ____________ 2018 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
по химии
для 9 класса
учитель Шульга И.А
квалификационная категория I
Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с программой основного общего образования:
«Химия» 8-11 классы (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна ( Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2012.)
Учебники:
О.С. Габриеляна, «Химия 9»,2015г
9 кл. кол-во часов в неделю 2 кол-во часов в год 68
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.Приказ образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
3.Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении санПин2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.,24 ноября 2015г.
4.Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
5.Приказа Министерства образования и науки РФ №253 от 31 марта2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
6. Образовательная программа основного общего образования МОАУ СОШ с.Успеновки 2017-2022 учебный год.
7.Учебного плана МОАУ СОШ с.Успеновки 2018-2019 учебный год
8.Положения о структуре, порядке и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОАУ СОШ с.Успеновки, реализующей программы общего образования № 4 от 23.05.2018г.
9.Рабочая программа О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2013.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»
Цели:
- Изучить важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения и понятия о принципах химического производства;
- Развить умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
- Раскрыть роли химии в решении глобальных проблем человечества;
- Развивать личность обучающихся, формировать у них гуманистические отношения и экологически целесообразное поведение в быту и в трудовой деятельности.
Задачи:
- освоить важнейшие знания об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладеть умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Планируемые предметные результаты:
понимать:
- о положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;
- основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных метало; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы;
- причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
- строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;
- понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
научиться:
- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
- характеризовать свойства классов химических элементов(щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и элементов(алюминия,
железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;
- распознавать важнейшие катионы и анионы;
- решать расчётные задачи с использованием изученных химических понятий;
- разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ,
причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами, и практически использованием веществ;
- составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
- выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
9 КЛАСС
Повторение – 6 часов
Строение атома. Химическая связь. Строение вещества
Классы неорганических соединений. Свойства веществ
Химия металлов - 17 часов
Положение элементов – металлов в таблице Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Физические свойства металлов
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Металлы в природе. Общие способы получения металлов.
Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов
Щелочные металлы. Щелочноземельные металлы. Алюминий. Железо.
Практическая работа №1
Изучение химических свойств металлов.
Химия неметаллов - 26 часов
Общая характеристика элементов-неметаллов
Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение
Водород.
Водородные и кислородные соединения неметаллов
Галогены.
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе
Сера. Аллотропия и свойства серы
Сероводород. Сульфиды
Кислородсодержащие соединения серы. Серная кислота Круговорот серы в природе
Общая характеристика элементов подгруппы азота.
История открытия элементов подгруппы азота
Азот – простое вещество
Аммиак
Соли аммония
Оксиды азота
Азотная кислота
Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе
Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе
Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли
Кремний и его свойства. Соединения кремния
Лабораторные опыты
Качественная реакция на сульфид-ион
Качественная реакция на сульфат-ион
Качественная реакция на ион аммония
Качественная реакция на нитрат-ион
Качественная реакция на карбонат-ион
Практические работы
Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»
Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».
Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов.
Характерные химические свойства неорганических веществ - 14 часов
Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова
Изомерия.
Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов
Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов
Спирты.
Карбоновые кислоты
Жиры
Углеводы
Аминокислоты и белки.
Лабораторные опыты
Окисление спирта в альдегид
Изучение свойств карбоновых кислот
Изучение свойств жиров
Изучение свойств глюкозы
Качественная реакция на белки
Изготовление моделей углеводородов
Итоговое повторение курса химии основной школы -5 часов
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная
Методы обучения:
-По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
-По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разно -уровневая.
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Учебно- тематический план по химии, 9 класс,
(2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа - повторение)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В т.ч. |
уроки | Практич раб | Контр.раб |
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса. Строение атома. Химическая связь. Строение вещества.Классы неорганических соединений. Свойства веществ. | 6 | 6 | | |
2. | Раздел 2. Металлы | 17 | 15 | Практическая работа №1. «Получение и свойства соединений металлов» | К.р.№1 |
3. | Раздел 3. Неметаллы | 26 | 22 | Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода» Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов. | К.р.№2 |
4. | Раздел 4. Характерные химические свойства неорганических веществ | 14 | 14 | | |
5. | Повторение | 5 | 4 | | К.Р.№3 итоговая |
6. | Итого | 68 | 61 | 4 | 3 |
Календарно – тематическое планирование по химии, 9 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов, повторение курса – 2 часа),
УМК О.С.Габриеляна
№№ п/п | Название разделов, Тема урока | Колич. часов | Д/з, Вопросы подготовки к ГИА | дата |
план | факт |
Повторение основных вопросов курса 8 класса (6 часов) |
1-2 | Вводный инструктаж по ТБ.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | 2 | §3,в4-7(п) | | |
3-4 | Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. | 2 | §1,2,в1-10§3 | | |
5 | Скорость хим.реакций,зависимость скорости хим.реакций от разл.факторов. | 1 | По уч 8 кл.§29-31,в5,6(п),§5,6. | | |
6 | Химическое равновесие и условия его смещения. | 1 | По уч.8 кл.§32-33,в1,3,4(п) §5,6. | | |
Раздел 2. Металлы (17 часов) |
1-2 (7-8) | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства. | 2 | §7,8в1-6,с26 | | |
3 (9) | Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы.. | 1 | §9-12в2,4(п) | | |
4-5 (10 -11) | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов | 2 | §11-13в1-7(п) | | |
6-7 (12-13) | Щелочные металлы и их соединения. | 2 | §14 Вопр.1,2,5 | | |
8-9 (14-15) | Щелочноземельные металлы и их соединения. | 2 | §15 в.1,2,4,5 | | |
10 (16) | Соединения кальция. | 1 | §15 | | |
11-12 (17-18) | Алюминий и его соединения. | 2 | §16,в5-8(п) | | |
13-14 (19-20) | Железо и его соединения. | 2 | §17,в1-7(п) | | |
15 (21) | Практическая работа №1. Получение и свойства соединений металлов. | 1 | Отчет по работе. | | |
16 (22) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». | 1 | Подгот. к контр.раб. | | |
17 (23) | Контрольная работа № 1 по теме 1. | 1 | | | |
Раздел 3. Неметаллы (26 часов) |
1 (24) | Общая характеристика неметаллов. | 1 | §18,в1-6(п) | | |
2 (25) | Химические элементы в клетках живых организмов | 1 | §18(п) | | |
3 (26) | Водород | 1 | §19,з 4(п) | | |
4 (27) | Вода. Вода в жизни человека | 1 | §20,21в 7-9(п) | | |
5 (28) | Общая характеристика галогенов. | 1 | §22,в2-5(п) | | |
6 (29) | Соединения галогенов. Получение галогенов. | 1 | §23,24в2-4(п) | | |
7 (30) | Кислород, его физические и химические свойства. | 1 | §25,в1-3,7,8(п),А14,С3 | | |
8 (31) | Сера, её физические и химические свойства. Оксиды серы. | 1 | §26,27в1-3(п) | | |
9 (32) | Серная кислота и её соли. | 1 | §26,27в1-3(п) | | |
10 (33) | Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». | 1 | §25-27,в(п) Отчет по работе. | | |
11 (34) | Азот, его физические и химические свойства. | 1 | §28,в1-5(п) | | |
12 (35) | Аммиак и его свойства. Соли аммония. | 1 | §29, 30 в7,8,10(п) | | |
13 (36) | Оксиды азота (II) и (IV). | 1 | §31с156,в6(п) | | |
14 (37) | Азотная кислота и её свойства. | 1 | §31в2,3,7(п) | | |
15 (38) | Соли азотной кислоты. | | §31,сообщ.об аз.удобр. | | |
16 (39) | Фосфор, его физические и химические свойства. | 1 | §32,в3-5(п) | | |
17 (40) | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. | 1 | §31,в1,2(п) | | |
18 (41) | Углерод, его физические и химические свойства. | 1 | §33,в5,6,8(п) | | |
19 (42) | Оксиды углерода. | 1 | §34,в1-3(п) | | |
20 (43) | Угольная кислота и её соли. | 1 | §34,в5-7(п) | | |
21-22 (44-45) | Кремний и его соединения. | 2 | §35,в1,3,4(п) | | |
23 (46) | Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». | 1 | Отчет по работе. | | |
24 (47) | Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов. | 1 | Отчет по работе | | |
25 (48) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». | 1 | Подгот. к контрольной работе. | | |
26 (49) | Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы» | 1 | Провести РНО. | | |
Раздел 4. Характерные химические свойства неорганических веществ (14 часов) |
1-2 (50,51) | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | 2 | §36,в1,2,6(п) | | |
3-4 (52,53) | Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества. | 2 | §37,в4,5(п) | | |
5 (54) | Классификация химических реакций. Скорость химической реакции. | 1 | §38,в2(п), | | |
6,7 (55, 56) | Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций | 2 | §39в4,5(п) | | |
8,9 (57,58) | Окислительно –восстановительные реакции | 2 | §40в1-4(п) | | |
10,11 (59,60) | Неорганические вещества, их номенклатура и классификация | 2 | §41,в1-5(п) | | |
12,13,14 (61,62,63) | Характерные химические свойства неорганических веществ | 3 | §42,в1,2,4,5(п) | | |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (5 часов) |
1 (64) | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Строение веществ. | 1 | Реш.зад. и упр. | | |
2 (65) | Классификация химических реакций. Классификация веществ. | 1 | Реш.зад. и упр. Подготовка к контрольной работе | | |
3,4 (66,67) | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | 2 | В формате ГИА | | |
5 (68) | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | Подг.сообщ.о хим.загр. | | |
7