СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Музыкальная шкатулка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой программе указано описание моей работы с детьми.Прграмма называется "Музыкальная шкатулка"

Просмотр содержимого документа
«Программа Музыкальная шкатулка»

Администрация Коченевского района Новосибирской области

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Коченёвская средняя общеобразовательная школа №13



Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета Директор МКОУ

«___» _______________2023 Коченевской СОШ №13

протокол №______ ___________ О.С. Эбель













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЕЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Музыкальная шкатулка»

Возраст обучающихся: 7-15 лет

Срок реализации: 1 год

















Автор – составитель программы:

Малышева Жанна Викторовна

педагог дополнительного образования









Коченево, 2023

СОДЕРЖАНИЕ



РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ………………3

Пояснительная записка………………………………………………………………………………..

Цель и задачи программы…………………………………………………………………………

Содержании программы………………………………………………………………………………

Прогнозируемые результаты………………………………………………………………………



РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……………

Календарный учебный график…………………………………………………………………………

Условия реализации программы……………………………………………………………………

Методические материалы………………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………………………………..





1. Пояснительная записка.


Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы.

Д.Шостакович


Направленность программы, общая характеристика

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребёнка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет.

Но почему-то хочется вернуться в него. Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье?

Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает музыка. Музыка связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Да, жизнь трудная, что и говорить, но всё же…давайте себе в утешение вспомним М.Пришвина: «Для чего мы живём? – Для музыкального преображения мира».

Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом.

Вся жизнь детей насыщена музыкой. Она пользуется у детей неизменной любовью.

Актуальность

Большое и разностороннее влияние музыки на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь дети, постигая тайны музыки, чувствуют себя более раскованно, свободно, естественно.


Адресат программы

Адресатом программы являются обучающиеся (девочки и мальчики) в возрасте 7-15 лет, которым интересно изучать музыку.

Комплектование учебных групп ведется с учетом возрастных, гендерных, индивидуально-психологических, физических и иных особенностей. Набор в группы ведется по заявлению родителей или законных представителей детей. Наполняемость группы не более 22 человек. Обучение направлено на воспитание художественной культуры школьников, на развитие их интереса к предмету и музыкальному творчеству, его традициям, на умение вести поисковую работу по нахождению нужного материала.


Объем и сроки освоения программы

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС второго поколения предназначена для использования в начальных классах. Она рассчитана на 34 часа в год.


Возраст обучающихся – 7 - 15 лет.

Срок реализации 1 год.

Младшая группа (1-4 класс) – 34 часа

Старшая группа (5-9 класс) ­ 34 часа


Форма обучения – очная.


Уровень программы – стартовый.


Режим занятий: Теоретические и практические занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу по 45 минут в учебном кабинете.


Основной целью программы является пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобщению разнообразных музыкальных знаний.

Данная цель обуславливает необходимость решения некоторых основных задач, пробуждающих у детей устойчивый интерес к музыке, желание слушать и «слышать» ее, получая эстетическое удовольствие.

Воспитательные:

- воспитать эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания;

- воспитание умения самостоятельной работы и в коллективе;

- воспитать у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- воспитание художественного вкуса обучающихся.

Обучающие задачи:

- обучить знакомству с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;

- обучить приобретению необходимых качеств слухового внимания, умений следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;

- усвоить некоторые понятия и представления о музыкальных явлениях и средствах выразительности;

- обучить умению о передаче своих впечатлениях о прослушанной музыке словами и рисунками.

Развивающие задачи:

- развить музыкальное и ассоциативно-образного мышления;

- развить способности обучающихся к запоминанию музыкальных произведений;

- развить интерес к классической музыке.

Реализация основных задач предполагает решение частных задач:

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- обучение детей эмоционально осознанному восприятию музыкального образа;

- развитие умения анализировать музыкальное произведение, опираясь на субъективную оценку;

- обучение детей творческому самовыражению.



Содержание программы

Учебный план




 

 

Календарно - тематическое планирование

 

 

 

 

 Количество часов

 

 



 


 

Название темы

 

Всего

 

Теория

 

 

Практика

1

В мире загадочных звуков

1

 

 

2

Выразительные и изобразительные возможности музыки

1

 

 

3

В стране музыкальных инструментов

1

 

 

4

Песня, танец, марш –музыкальные жанры

1

 

 

5

Русский детский фольклор

1

 

 

6

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

1

 

 

7

Музыкальное развитие детей. Природа и музыка. Прогулка.

1

 

 

8

Музыкальная шкатулка (игры, конкурсы и викторины)

1

 

 

9

Народные песни. Колыбельные

1

 

 

10

 Жанры народной музыки.

1

 

 

11

Духовная музыка

1

 

 

12

Песни о родном городе.

1

 

 

13

Поем песни о родном городе.

1

 

 

14

Учимся слушать музыку. Народные инструменты.

1

 

 

15

Слушаем музыку русских композиторов.

1

 

 

16

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера

1

 

 

17

«Коляда, Коляда! Отворяй ворота». С Рождеством Христовым! Музыка на новогоднем празднике.

1

 

 

18

 Великие композиторы в детстве. Симфоническая сказка «Петя и волк » С. Прокофьева.

1

 

 

19

Великие композиторы в детстве. М. Мусогорский «Картинки с выставки »

1

 

 

20

Наши любимые мелодии. Все в движении.

1

 

 

21

Много ли песен мы знаем – игровая викторина.

1

 

 

22

Хороводные песни, игры, танцы. Расскажу сказку.

1

 

 

23

 Хороводные  обрядовые песни, игры, танцы.

1

 

 

24

Масленица по – нашему. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

 

 

25

Обычаи, обряды, культурные традиции нашей земли

Русские народные инструменты. Плясовые наигрышы.

1

 

 

26

Обычаи, обряды, культурные традиции земли русской

1

 

 

27

Народное творчество коренного населения Шумовые инструменты

1

 

 

28

Народные приметы. Народное  декоративно- прикладное творчество..

1

 

 

29

Светлый праздник Пасхи

1

 

 

30

Музыкальные инструменты –орган. И все это –Бах!

1

 

 

31

Природа и музыка. Весна и лето.

1

 

 

32

К своим истокам прикоснись. В гости к народной кукле.

1

 

 

33

Самородки и мастера Новосибирской  области

1

 

 

34

В гостях у сказки .

1

 

 

 

 

Планируемые результаты

 

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения воспитанников к искусству; знание музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности. Важным показателем успешности достижения результатов является участие воспитанников в различных формах культурно-досуговой деятельности объединения, класса, школы.

 

1. Диагностика певческих данных.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Ролевые игры.

4. Участие в массовых мероприятиях.

5. Беседы с родителями.

6. Анкетирование и тестирование.

7. Открытые занятия и концерты.

Планируем участвовать во всех выше указанных формах работы.

 

Методическое обеспечение программы.

 

            1. Пакет диагностик.

            2. Методы работы

                        - беседы,

                        - прослушивание музыкального материала,

                        - наглядные пособия,

                        - раздаточный материал для игр,

                        - просмотр видеофрагментов.


Список литературы и использованных ресурсов

 

К реализации данной программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

- учебный кабинет с музыкальным инструментом (фортепиано);

-актовый зал с музыкальным инструментом (фортепиано);

- MP 3 проигрыватель;

- TV, DVD;

- аудио и видео записи.

- Литература о музыке.

 

Оценочные материалы, способы проверки учащихся


В начале года проводится начальная диагностика уровня знаний, умений и навыков учащихся. По результатам реализации программы проводится промежуточная и итоговая аттестация по разработанным и апробированным методикам (в игровой форме, викторина, отчётный концерт, презентация, творческий проект), которые позволяют определить уровень теоретической и практической подготовки учащихся и соотнести их с прогнозируемым результатам образовательной программы.

- Начальная диагностика проводится с детьми в начале учебного года, чтобы выявить уровень ЗУН, которые имеют дети.

- Итоговая аттестация проводится в конце учебного года. Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, игры, кроссворда, практическую часть в виде концерта, конкурса.

Диагностические методики, позволяющие определить достижения учащихся:

- выявление творческого потенциала;

- развитие самостоятельной деятельности;

- активизация аналитической деятельности;

- развитие познавательной деятельности учащихся;

- методика выявления уровня самооценки учащихся;

- личностное достижение учащихся;

- тесты о духовно – нравственной личности;

- методика отслеживания творческих достижений учащихся.


Методическое и дидактическое обеспечение программы


В процессе работы по настоящей Программе используются информационно-методические материалы:

- методика музыкального воспитания детей;

- русская музыкальная литература;

- зарубежная музыкальная литература;

- хроника музыкальной жизни Тамбова;

- творчество великих композиторов;

- развитие и воспитание голоса детей;

- методические разработки по темам программы,

- методические разработки по темам программы;

- методика проведения итоговой аттестации учащихся;

- игровые конкурсные программы;

- информационная и справочная литература;

- сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга учащихся;

- наглядные пособия по темам (карточки со средствами музыкальной выразительности, портреты композиторов, карточки с изображением нот, пауз, ритмических рисунков, творческих заданий);

- инструкция по технике безопасности и охране певческого голоса;

- диагностические методики для определения уровня ЗУН и творческих способностей учащихся;

- новые педагогические технологии в общеобразовательном процессе (сотрудничество педагога с учащимися, создание ситуации успешности, взаимопомощи в преодолении трудностей, активизация творческого самовыражения);

- видео и фотоматериалы.


Формы подведения итогов реализации


- тематические концерты;

- отчётные концерты;

- конкурсы;

- зональные фестивали;


Формы отслеживания результатов образовательной общеразвивающей программы


- входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование;

- текущий контроль - беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины, игра, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование, тематический концерт, отчётный концерт;

- итоговый контроль (итоговая и промежуточная аттестация) – зачетная работа по теме, игра, участие в тематических, отчётных концертах;

- тематический;

- предварительный;

- устный;

- письменный;

- фронтальный;

- индивидуальный.

 


Реализация программы

 

Большие возможности для реализации программы создают интересы воспитанников, родителей, школьных учителей, представители социума поселения. Эти интересы следует целенаправленно изучать. Также особое значение при осуществлении программы имеет социальный и профессиональный статус педагога-воспитателя. Следует подчеркнуть необходимость целенаправленной рекламы работы детского объединения, создания собственного бренда.


Цель, задачи и результат воспитательной работы

 

 Цель воспитания – создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством овладения знаниями и практическими умениями в вокальной деятельности.

- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме;

- развитие воспитательного потенциала семьи;

- поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.

Задачи воспитания –

 1.Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.

3. Способствовать воспитанию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

5.Воспитывать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

6. Воспитывать гражданина и патриота России, своего края, своей малой Родины;

-  способствовать профессиональному самоопределению.

 

Результат воспитания –  уважительное отношение к труду;

- старательность и аккуратность в работе;- умение работать в коллективе; организовывать сотрудничество с педагогом и сверстниками;

- умение сформировать собственную позицию; учитывать мнение и интересы других;

- умение реализовывать свой творческий потенциал;

- умение планировать свою деятельность;



Планируемые результаты реализации программы воспитания

 

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы

 Работа с коллективом обучающихся:

-организация мероприятий, направленных на развитие творческого коммуникативного потенциала обучающихся и содействие формированию активной гражданской позиции,

-участие в общешкольных мероприятиях, в конкурсах.

   Работа с родителями - Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации). Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность детского объединения (организация турниров с приглашением родителей, открытых занятий, мастер-классов, показательных выступлений, совместных мероприятий и т.д.)

 

Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год

№п/п

Месяц, дата

Название мероприятия

Форма

Направление воспитания

1.

сентябрь

Родительское собрание обучающихся .

Родительское собрание

Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности

2.

октябрь

Поздравление «Мои любимые бабушка и дедушка»

Концерт

Духовно-нравственное воспитание и приобщение к культурному наследию

Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности.

3.

ноябрь

 

Видео-поздравление, посвященное  Дню матери

Концерт

Духовно-нравственное воспитание и приобщение к культурному наследию

Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности

4.

 

 

 

 

декабрь

 

Выступление на новогодний вечер

концерт

Духовно-нравственное воспитание и приобщение к культурному наследию

Воспитание общей культуры обучающихся.

 

5.

1 раз в четверть

 

инструктаж

Беседа

Формирование сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

6.

 

 

 

май

 

Выступление на концерте «День Победы»

Концерт

Формирование у обучающихся гражданско-патриотического сознания



Список литературы


1. А.Кудряшов «Песни для детей»: Ростов-на-Дону «Феникс», 2008г.

2. А.Суязова «Мир вокального искусства» (программа, разработки занятий, методические рекомендации), Волгоград: «Учитель», 2008г.

3. В.Бекетова «Композиторы – классики для детского хора» (выпуск 2): «Музыка», 2002г.

4. В.П.Кашалаба«Чудо из чудес» (нотный сборник): «Санкт-Петербург», 2011г.

5. В. Тур «Мюзиклы для детей»: из-во «Невская нота», 2016г.

6. Г.Г.Цыганова,И.С.Королькова«Юному музыканту-пианисту»: Ростов-на-Дону «Феникс», 2012г.

7. Г.Гладков «Обыкновенное чудо» (музыкальный сборник), М:Дрофа,2010г.

8. Г. Гладков «Проснись и пой!»,М: Дрофа, 2008г.

9. Д.Тухманов, Ю.Энтин «Весёлые нотки»: Челябинск,2004г.

10. Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 1-4» (методическое пособие): Волгоград, 2009г.

11. Е.Н.Птичкин «Мы живём в гостях у лета», М.: Дрофа, 2007г.

12. Е.А.Гальцова «Детско-юношеский театр мюзикла»: «Учитель»,2009г.

13. Е.Крылатов «Всё сбывается на свете», М:Дрофа, 2006г.

14. И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Мир музыкальных праздников» (методические разработки и сценарии:Москва, 2008г).

15. И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран», М.: «Музыка», 2008г.

16. И.Трифонова «Фонопедический метод развития голоса»(методическая разработка): «Санкт-Петербург», 2002г.

17. Королькова «Крохе - музыканту» (часть1), Ростов - на-Дону: изд-во - «Феникс», 2007г

18. К.Линклэйтер «Освобождение голоса» ,М: « Музыка»,2012г

19. Л.В. Романова. «Школа эстрадного вокала», М.: « Музыка»,2012г.

20. Л.Абидова «История джаза и современных музыкальных стилей»,

«Турон Икбол», 2007г.

21. Л. Гительман « История зарубежного театра» , СПб.: Питер, 2005г.

22. Н.Б.Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства»:

«Музыка», 2006г.

23. Н.В.Панова «Конспекты по элементарной теории музыки»: Москва,2010г.

24. О.Харламова, С.Самоленко «Живи, моя Россия!»: Тамбов, 2005г.

25. Р.Паульс «Птичка на ветке» (песни для детей): Композитор «Санкт-Петербург», 2004г.

26. С.В.Крупа-Шушарина, И.А.Яворовская «Сборник песен для детей и юношества»: Ростов-на-Дону «Феникс», 2011г.

27. Т.С.Максимова «Музыка 3 класс» (поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского), Волгоград: «Учитель», 2008г.

28. У.Сарджент «Джаз»,М.: « Музыка»,2012г..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!