Кружок «Музыкальная шкатулка».
Пояснительная записка.
Данная программа «Музыкальная шкатулка» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих умеренную степень умственной отсталости, ТМНР.
Программа «Музыкальная шкатулка» (творческое) входит в комплексную программу формирования основ музыкальной куль туры элементарных знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Цель программы: коррекция недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитание положительных качеств личности (дружелюбие, дисциплинированность, коллективизм),способствует эстетическому воспитанию.
Основные задачи программы: создание благоприятной и радостной атмосферы, развитие музыкальных и творческих способностей детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности, способствовать развитию общей духовной культуры, развитие внутренних психических процессов.
Основная идея программы нацелена: на формирование музыкальной культуры и осуществление коррекции отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах у детей с тяжелыми множественными нарушениями через исполнительскую деятельность, музыкально – пластические движения, музыкальную импровизацию в основу которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» носит воспитательный характер и направлена на осуществление следующих задач:
- способствовать развитию музыкального слуха, чувства ритма, памяти;
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
- способствовать формированию активности в музыкальной деятельности;
- способствовать формированию умения игрового музицирования на простых музыкальных инструментах;
- способствовать развитию элементарных ритмических движений;
- способствовать развитию умения сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
Основные формы и методы организации образовательного процесса.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника с умственной отсталостью: игры, беседы, просмотр тематических видеофильмов, развивающих мультфильмов, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; выступление на школьных праздниках.
Программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих умеренную степень умственной отсталости, ТМНР.
Данная программа рассчитана на один год обучения, 66 часов (2 часа в неделю). Продолжительность занятия 30 - 40 минут.
Задачами реализации программы являются:
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание);
- выполнение инструкции учителя;
- выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени;
- от начала до конца;
- с заданными параметрами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В процессе исполнения и слухового восприятия музыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих умеренную степень умственной отсталости, ТМНР. формируется опыт творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к жизни, осваиваются основные сферы музыкального искусства и виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание). Изучение особенностей построения (форм) музыкальных произведений, основных средств музыкальной выразительности.
Освоение музыкального материала, включенного в программу, будет способствовать формированию музыкальной культуры у детей, развитию их творческого потенциала.
Виды музыкальной деятельности на занятиях направлены на реализацию принципов развивающего обучения. Они включают в себя: музыкально–ритмические движения, инструментальное музицирование, инсценирование песен и музыкальных игр, музыкальные пальчиковые игры, прослушивание детских песен из знакомых мультфильмов, двигательно – слуховые упражнения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Тема | кол-во часов | Предполагаемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Краски осени. «Осенняя песенка» (муз. Д.Львова-Компанейца, сл. Л. Дымовой). | 1 | 06.09.18. | |
2 | Прослушивание песни « Огородная хороводная». Разучивание движений. | 1 | 07. 09.18. | |
3 | Песня – игра « Огородная хороводная». | 1 | 13. 09.18. | |
4 | Ритмика. Знакомство с танцем ко «Дню учителя». Прослушивание песни «Бабушки – старушки». | 1 | 14. 09.18. | |
5 | Ритмика. Знакомство с танцем ко «Дню учителя». Просмотр видеосюжета к танцу. | 1 | 20. 09.18. | |
6 | Ритмика. Танец ко «Дню учителя», отработка элементов, движений. | 1 | 21. 09.18. | |
7 | Ритмика. Танец ко «Дню учителя», отработка элементов, движений. | 1 | 27. 09.18. | |
8 | Ритмика. Танец ко «Дню учителя», отработка элементов, движений. | 1 | 28. 09.18. | |
9 | Ритмика. Отработка всего танца ко «Дню учителя». | 1 | 04.10.18. | |
10 | Ориентировка в пространстве. Музыкальная игра « Солнышко и дождик». | 1 | 05.10.18. | |
10 | Песня-упражнение "Ходим-бегаем" Е. Тиличеевой. | 1 | 11. 10.18. | |
11 | Танцевальные упражнения с элементами инсценировки. «Проказник – поросёнок». | 1 | 12. 10.18. | |
12 | Двигательно – слуховая координация. Упражнение «Зайчонок и бельчонок». | 1 | 18. 10.18. | |
13 | Двигательно – слуховая координация. «Резвые ножки». | 1 | 19. 10.18. | |
14 | Двигательно – слуховая координация. «Друг за другом». | 1 | 25. 10.18. | |
15 | Музыкальная пальчиковая гимнастика «У бабы Фроси пяток внучат». | 1 | 26.10.18. | |
16 | Игры на музыкальных инструментах. Барабан. Пальчиковая гимнастика «Бум-бум барабан». | 1 | 01.11.18. | |
17 | Игры на музыкальных инструментах. Молоточек. Пальчиковая гимнастика «Тук-тук молотком». | 1 | 02.11.18. | |
18 | Игры на музыкальных инструментах. Дудочка. Пальчиковая гимнастика «Ду-ду-ду». | 1 | 15. 11.18. | |
19 | Музыкальная игра «Ну ребята не зевайте». | 1 | 16. 11.18. | |
20 | «Игра с платочком». Аудиозапись вариаций Моцарт из оперы «Волшебная флейта». | 1 | 22. 11.18. | |
21 | «По тропинке». Игра на музыкальных инструментах (маракасы, ложки, бубен). | 1 | 23. 11.18. | |
22 | «Чем играем?» . Игры на разных музыкальных инструментах. | 1 | 29. 11.18. | |
23 | Музыкальная игра «Весёлый оркестр». | 1 | 30. 11.18. | |
24 | Упражнение на координацию речи и движения "Зимние забавы", Н. Нищева. | 1 | 06.12.18. | |
25 | «Игры в снежки». | 1 | 07. 12.18. | |
26 | Игровые упражнения, музыкально – ритмическая деятельность в новогодних играх, плясках, песнях – хороводах. В круг выходят девочки (Н.Шуть). Музыкальная игра «Санки» (движения по тексту). | 1 | 13. 12.18. | |
27 | Музыкальное упражнение «Елочки-пенечки». | 1 | 14. 12.18. | |
28 | Хоровод «Маленькой ёлочке холодно зимой». | 1 | 20. 12.18. | |
29 | Музыкальная игра «Мороз». | 1 | 21.12.18. | |
30 | «Кабы не было зимы» Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. | 1 | 27. 12.18. | |
31 | Новогодняя сказка «Волк и козлята». | 1 | 28. 12.18. | |
32 | «Песенка Крокодила Гены» из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. | 1 | 17.01.19. | |
33 | В. Шаинский и М. Пляцковский — «Улыбка». | 1 | 18. 01.19. | |
34 | Ю. Энтин — «Танец маленьких утят». Танец. | 1 | 24. 01.19. | |
35 | М. Дунаевский и Ю. Энтин — «Песня Водяного». Игра « Водяной». | 1 | 25. 01.19. | |
36 | Русская народная — «Два веселых гуся». Обыгрывание песни. | 1 | 31. 01.19. | |
37 | К. Румянова и В. Шаинский — «Песенка мамонтенка». | 1 | 01.02.19. | |
38 | Ритмика. Знакомство с танцем к «8 марта». Прослушивание песни. | 1 | 07. 02.19. | |
39 | Ритмика. Знакомство с танцем к «8 марта». Прослушивание песни, просмотр видеосюжета. | 1 | 08. 02.19. | |
40 | Ритмика. Знакомство с танцем к «8 марта». Отработка элементов, движений. | 1 | 14. 02.19. | |
41 | Музыкально-ритмическая игра «Смелый пилот». «Хочу быть, как ты!». | 1 | 15. 02.19. | |
42 | Ритмика. Танец к «8 марта». Отработка элементов, движений. | 1 | 28. 02.19. | |
43 | Ритмика. Танец к «8 марта». Отработка элементов, движений. | 1 | 01.03.19. | |
44 | Танец к « 8 марта». Отработка движений всего танца. | 1 | 07. 03.19. | |
45 | Музыкальная игра «Весенние заботы». | 1 | 14. 03.19. | |
46 | Прослушивание аудиозаписи: «Весенняя пляска». Музыкальная игра – «Встреча с солнышком» О. Стрелкова. | 1 | 15. 03.19. | |
47 | Прослушивание аудиозаписи: «Весна - красна». | 1 | 21. 03.19. | |
48 | Прослушивание музыки из альбома «Звуки весны». | 1 | 22. 03.19. | |
49 | Игра с движениями – «Паровозик чух-чух, таки-таки». | 1 | 04.04.19. | |
50 | Игра «Самолет - Танец с движениями». | 1 | 05. 04.19. | |
51 | Музыкальная игра – «Мальчик-с-пальчик, где ты был?» | 1 | 11. 04.19. | |
52 | Прослушивание песен к 9 мая. «Раз, два, левой». Марш. Подготовка к праздничному концерту. | 1 | 12. 04.19. | |
53 | Прослушивание песен к 9 мая. «Быть мужчиной». Подготовка к праздничному концерту. | 1 | 18. 04.19. | |
54 | Прослушивание песен к 9 мая Катюша. Подготовка к праздничному концерту. | 1 | 19. 04.19. | |
55 | Подготовка к праздничному концерту. | 1 | 25. 04.19. | |
56 | Подготовка к праздничному концерту. | 1 | 26. 04.19. | |
57 | Пeceнки для развития речи. «Ёжик». | 1 | 08.05.19. | |
58 | Пeceнки для развития речи. «Автобус». | 1 | 15. 05.19. | |
59 | Пeceнки для развития речи. «Бабочки». | 1 | 16. 05.19. | |
60 | Пeceнки для развития речи. «Начнём урок». | 1 | 17. 05.19. | |
61 | Пeceнки для развития речи. «А мы скажем». | 1 | 22. 05.19. | |
62 | Пeceнки для развития речи. «Ну-ка, повторяйте». | 1 | 23. 05.19. | |
63 | Пeceнки для развития речи. «Мячик мячик, мой дружок». | 1 | 24. 05.19. | |
64 | Прослушивание песен. «Здравствуй, лето!» | 1 | 29. 05.19. | |
65 | Итоговое занятие. | 1 | 30. 05.19. | |
По плану за год – 66 часов |
Мониторинг базовых учебных действий
Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня.
Баллы | Уровень сформированности навыка |
| |
0 | Навык или умение отсутствует |
1 | Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним) |
| |
2 | Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого |
3 | Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого |
4 | Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно |
| |
5 | Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно |
Литература:
О. Н. Трифонова, "Солнечная радуга": музыкальная коррекция нарушения речи у детей. Ростов-на-Дону, издательство "Феникс", 2008 г.
М. Ю. Картушина, "Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет". Москва, издательство "ТЦ Сфера" 2005 г.
Г. И. Анисимова, "1000 музыкальных игр для развития дошкольников". Ярославль, ООО Академия развития, издательство «Астрель», 2005 г.
Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. – СПб.: Союз художников, 2007.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание // Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. М.: Просвещение, 2003.
Интернет ресурсы:
https://ipleer.fm/q/музыкальная игра с движениями
https://educontest.net/ru/298633/музыкально-дидактические игры