СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Истоки нравственности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка для учащихся 7 - 9 классов "Истоки нравственности"

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Истоки нравственности"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка

«Истоки нравственности»

для 7-9 классов

(духовно-нравственное направление)



Цель программы внеурочной деятельности «Истоки нравственности» - формирование истинных общекультурных ценностей Человека.

Задачи курса:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

  • научить давать оценку жизненной ситуации и поступков людей с точки зрения нравственности;

  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

  • научить детей всматриваться в мир, понимать людей, которые живут рядом, учить строить с ними отношения, основанные на нравственных законах;

  • прививать детям стремление к постоянному самопознанию, нравственному развитию;

  • формирование способности к «самостоянию» во взрослой жизни.

Программа знакомит учащихся с общечеловеческими нравственными ценностями, объективно освещает культурные особенности, традиции и обычаи разных народов и народностей, обучая основам этической мудрости; содержит основные положения по защите достоинства личности на принципах толерантности и гуманности.



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации подростков.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально -психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

В результате прохождения программного материала к концу 9 класса

у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

1. Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи.

1. Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

1. Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию.





Содержание курса

Раздел 1: Моральный и нравственный мир подростка

Общее понятие о морали, как нравственных правилах общения, регулирующих все отношения людей и определяющих требование к их поведению.

Изучения в процессе методик использования диагностических и игровых нравственных проявлений личности, влияния и наличия нравственных потребностей подростов

Знакомство с делами, действиями и поступками как главными показателями нравственности человека. Характеристики нравственного облика подростков. Определение возможностей усвоения нравственных знаний детьми. Рассмотрение типичных особенностей нравственного мира подростков.

Раздел 2: Основные понятие морали

Значения моральных знаний в жизни каждого человека. Основные моральные понятия как база нравственной грамотности, их содержания и характеристики. Рассмотрения конкретных случаев понимания этих понятий в жизни. «Добро» и «зло» как опорные понятия нравственных знаний и нравственных оценок, как центральные понятия морали. Критерии добра и зла.

Долг, как внутренняя потребность человека; сущность и различные уровни чувства долга. Долг как нравственная обязанность человека по отношению к другим людям, обществу и к самому себе.

Достоинство и честь как показатели нравственной ценности человека; их взаимосвязь с понятием честности, справедливости и долга. Связи этих понятий с понятием вежливости и тактичности.

Совесть как внутренний регулятор поведения человека, как выражения общественной сущности человека. Содержание понятие «совесть». Виды эмоционального проявления совести: стыд, раскаяние, угрызение совести и др. ответственность как нравственное требование к личности и долг человека за достижения требуемого результата и за последствия их своих действий. Гуманность как общечеловеческий принцип деятельности и нравственные качества личности.

Раздел 3: Нравственные нормы как правила поведения.

Понятия о нравственных нормах общества как правилах поведения и поступков, как наиболее простых нравственных требованиях и законах обязательные для каждого человека в отдельности.

Нравственные нормы как моральные представления и понятия и как элемент моральных отношений. Понятия о возникновении моральных норм.

Применение нравственных норм к конкретным обстоятельствам, выработка привычек их выполнения без принуждения. Разбор конкретных примеров, характеризующие нравственные нормы и их усвоение взрослыми и школьниками. Значение нравственных норм для общества и жизни человека. Нравственные нормы и их усвоение - признак нравственной зрелости людей.

Раздел 4: Моральные отношения и нравственные ценности.

Понятие о моральных отношениях людей как совокупностей, зависимостей и связей, возникающих в процессе общения и нравственно - значимой деятельности; зависимость моральных отношений людей от определённых обязанностей. Знакомство с наиболее общими нравственными обязанностями человека по отношению к обществу, другим людям и самому себе. Организация нравственных отношений людей в обществе. Отношение человека к Родине и обществу, преданность Отечеству и патриотизм. Нравственные нормы, регулирующие отношения человека к Родине.

Отношение человека к труду, людям труда, общественному достоянию и собственности. Отношение людей к природе, и забота о её сохранности.

Отношение человека к другим людям. Проблема товарищества и дружбы. Отношение к коллективам и группам общения. Отношение человека к самому себе. Анализ своего поведения. Особенности своего места в коллективах общения. Стремление к самосовершенствованию. Нравственные ценности как форма моральных отношений общества, их виды.

5 раздел: Культура нравственного поведения.

Понятие культуры нравственных взаимоотношений людей, нравственные основы внешней и внутренней культуры поведения человека. Культура нравственных взаимоотношений старших и младших поколений, детей разного возраста, мальчиков и девочек. Содержание правил культурного поведения подростков. Правила вежливости, правила точности и обязательности. Культура речи, культура внешнего вида. Правила гостеприимства. Поведение на улице, в общественных местах и транспорте. Уважительное отношение мальчиков и девочек. Общие правила культурного поведения у подростков.
















п/п

Распределение часов курса

Классы


«Истоки нравственности»

7

8

9

1.

Нравственный мир подростка.

4

4

5

2.

Основные понятия морали и нравственные понятия, характеризующие различные виды отношений людей

9

9

9

3.

Нравственные нормы как правила

поведения

7

7

7

4.

Моральные отношения и нравственные ценности

8

9

8

5.

Культура нравственного поведения

6


5


5

Итого часов

34

34

34


Распределение содержания программы

7 класс

8 класс

9 класс

Нравственные

отношения человека

Мы живем среди людей

Может ли человек

прожить один?

Правила культуры

общения

Что такое нравственная

оценка?

Что значит уважать

людей?

Общечеловеческие

нравственные ценности

Что такое нравственные

ценности?

Человек- высшая

ценность

Главные ценности

человека

Ценности и моральный

долг

Что такое добродетели?

Нравственный облик

человека, самовоспитание

Человек как личность

Личностью не рождаются -

личностью становятся

Что такое нравственные

качества личности?

Виды (группы)

Нравственных качеств

личности

Выбор позиции

Как быть уважаемым?

Уважение старших - закон жизни людей

Как уважать родителей?

Не быть равнодушным

Другие и я

Как быть

предупредительным

Не давши слова - крепись, а давши - держись!

Дружба всего дороже

Почитание, почтение, уважение - в чём отличие?

Принципиальность и беспринципность - что это?


Смысл и счастье жизни

Жизнь дана на добрые дела

Главные понятия морали

Добро и зло в жизни людей

Добро и зло в сказках и мифах

За что люди говорили «спасибо»?

Осуждение кровной мести

Добро и зло в первобытном обществе

По каким правилам жили люди в родовой общине?


Чего я хочу от общества?

Кто важнее - я или другие?

Личные и общественные интересы - что главное?

Что такое

целеустремлённость?

Гуманность - принцип жизни

Нравственное совершенствование

Что значит иметь идеал?

Есть ли идеальные люди?

Как жить - для себя или для людей?

Делай хорошее для других - станешь сам лучше!

Нравственное

самовоспитание - каковы его приемы?




Тематическое планирование



  1. класс. Нравственные отношения человека.

Тема 1. Мы живём среди людей

Человек среди людей. Может ли человек прожить один? Правила культуры общения. Правила этикета. Что такое нравственная оценка?

Тема 2. Что значит уважать людей? (12 часов)

Что значит уважать людей? Как быть уважаемым? Уважение старших - закон жизни людей. Как уважать родителей? Правила взаимоотношений с родителями. Не быть равнодушным.

Тема 3. Другие и я

Как вести себя с другими людьми? Другие и я. Как быть предупредительным? Не давши слова - крепись, а давши - держись! Почему говорят: «Слово серебро, а молчанье - золото»? Дружба всего дороже. Правила дружбы. Дружба и друзья. Почитание, почтение, уважение - в чём отличия? Принципиальность и беспринципность - что это?

Обобщение.

  1. класс. Общечеловеческие нравственные ценности

Тема 1. Что такое нравственные ценности

Нравственные ценности. Виды ценностей. Человек-мера всех вещей. Семейный очаг. Жизненные цели. Моральный долг. Подвиг. Нравственные нормы. Добродетель. Главные добродетели людей. Жизнь. Смысл жизни. Счастье. Добро. Добрые поступки. Легенды.

Тема 2. Главные понятия морали

Совесть. Справедливость. Ответственность. Человеколюбие. Добро и Зло. Мифы. Предания. Сказания. Легенды. Сказки. Слова вежливости. Месть. Кровная месть. Первобытное общество. Родовая община. Основные принципы народной нравственности. Добро и зло в средние века. Добро и Зло в истории человечества. Добро и Зло в разные эпохи. Благо.

  1. класс. Нравственный облик человека, самовоспитание.

Тема 1. Человек как личность.

Личностью не рождаются - личностью становятся. Психологический анализ личности, особенности черт характера. Предпосылки развития личности. Формирование личности. Воспитание в себе положительных черт и борьба с нежелательными чертами личности. Влияние семьи и общества на формирование личности. Нравственные характеристики личности.

Положительные и отрицательные характеристики личности человека. Понятие «нравственные качества личности» Виды нравственных качеств личности. Нравственный рост человека, воспитание моральных качеств. Основные нравственные нормы.

Понятие «культура». Материальная и духовная культура.

Нравственная культура личности. Обобщение: взаимодействие морали, которая действует, и личности ( ее нравственного развития, культуры ее нравственного поведения.

Тема 2. Выбор позиции.

Чего я хочу от общества? Понятие «общество». Проблемы личности и коллектива. Общество, в котором мы живем. Общество и окружающая среда.

Кто важнее - я или другие? Проблема осознания себя среди других людей и своего места назначения в обществе. Целеустремленность как нравственная черта личности. Гуманность - принцип жизни. Гуманность в семье, гуманность в обществе. Что значит иметь идеал? Смысл и содержание понятия идеал. Идеал как положительная движущая сила дел и поступков, целей и задач в жизни человека.





Тема 3. Нравственное совершенствование

Нравственная оценка - что это такое? Моральное совершенствование. Анализ собственных нравственных действий. Поиск путей нравственного самосовершенствования. Понятие самосознание. Самосознание индивида и самосознание общества. Совершенство и несовершенство.

Если идеальные люди! Понятие идеальный, идеальные люди. Как жить- для себя или для людей. Представление о смысле жизни человека. Характеристика нравственного облика человека. Делай хорошее для других - станешь сам лучше! Формирование нравственной мотивации, нравственной позиции человека. Понятие самовоспитание, самоконтроль, самообладание. Нравственное самовоспитание как стремление к самосовершенствованию.

Распределение часов, программный материал и

формы проведения занятий.


7 класс


урока


Тема

Часы

Рекомендованные произведения

для обсуждения

Формы

проведения

занятий

Раздел I: Мы живем среди людей (9 час.)

Цель - Показать мир общения людей.


1


Человек среди людей

1

«О милых сердцу» (глава из книги С.Соловейчика «Пушкинские

проповеди»)

А. Алтаев «Леонардо да Винчи».

Беседа

2


Может ли человек прожить один?

1

Жюль Верн «Таинственный

остров»

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

И.Ильин. «Рождественское

письмо»

Дискуссия

3

Когда мы

испытываем

одиночество?

1

В.Распутин. «Мама куда-то

ушла...»

Беседа

4

Правила культуры общения

1

Д.С.Лихачев. «О воспитаности».

Ч. Диккенс «Новый год»

Чайная церемония

Ролевая игра





5

Правила этикета

1

Правила житейского обхождения, введённые Петром Первым

Правила светской жизни и этикета

Ситуации-пробы

6-7

Культура общения и цивилизации.

2

Народные изречения.

Пословицы.

Обычаи. Традиции.

Сообщения

учащихся

8-9

Что такое "

нравственная

оценка"?

2

М. Зощенко «Человека обидели»

А. Чехов «Двое в одном вагоне»

Д. Лондон «Храм гордыни»

Диспут

Раздел II: Что значит " уважать людей" (12 час.)

Цель - Выявить нравственные качества людей.

10

Что значит " уважать людей"

1

И. Тургенев «Нищий»

Д.С.Лихачев. «Человек должен быть интеллигентным».

Беседа

11-13

Как быть

уважаемым?

3

А. Свирин «Экспедиция к

предкам»

Александр Невский

«О милости», «О народном признании» (главы из книги С.Соловейчика «Пушкинские

проповеди»).

Сочинение -

миниатюра

14-16

Уважение старших - закон жизни людей.

3

С. Аксаков «Буран»

В. Сухомлинский «Отец и сын».

Составление

родословной

17-18

Как уважать

родителей?

2

Свод семейных правил

«Домострой»

Конфуций.

К.Паустовский. «Телеграмма».

Проект «Мои

родители»

19-21

Не быть

равнодушным.

3

С. Михалков «Чужая беда» (басня)

А.П.Чехов. «В аптеке».

Кодекс

неравнодушных

Раздел III: Другие и я (12 час.)

Цель - Оценить поведение человека.





22

Как вести себя с другими людьми.

2

Д.С.Лихачев. «Что объединяет людей», «Быть веселым, но не быть смешным».

Ролевая игра

23

Другие и я.

1

А. Грин «Алые паруса»

Д.С.Лихачев. «Когда следует

обижаться»

Диспут

24

Любовь как главный

закон жизни.

1

В.Распутин. «Век живи - век люби»

Беседа

25

Не давши слова - крепись, а давши - держись.

1

Н.С.Лесков «Человек на часах»

Дискуссия

26

Почему говорят:

"Слово-серебро, а

молчание - золото»

1

Высказывания мудрецов и поэтов

Ф.И.Тютчев.

Мини-сочинение

27

Дружба - всего

дороже

1

В.Осеева «Плохо».

Анализ ситуаций

28

Правила дружбы.

1

В.А.Сухомлинский «Письма

к сыну»

(письмо 11,16)

Свод законов

дружбы

29

Дружба и друзья

1

Если хочешь иметь друзей...

Портрет друга

30

Почитание, почтение, уважение - в чем отличия?

1

В. Сухомлинский. «Именинный пирог».

Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек».

Беседа

Творческое

задание

31-33

Принципиальность и беспринципность, что это?

3

Ж.Верн. «Вокруг света в

восемьдесят дней».

В.Шукшин. «Волки».

Проект

34

Обобщение

1






№ урока

Тема

Часы

Рекомендованные

произведения

для обсуждения

Формы проведения

Раздел I. Что такое нравственные ценности (13 часов)

Цель: раскрыть понятие нравственные ценности

1

Что такое

«ценности»

1

Н.Рерих

«Культура — почитание света»

Беседа

2

Человек-

высшая ценность

1

С.Михалков «Смена»

О.Генри «Кому что нужно»

Круглый стол

3

Главные

ценности

человека

1

В.А.Сухомлинский

«Чей родственник

дедушка?»

Работа в творческих группах

4

Главные

ценности

человека

1

Д.Лихачев. «Мелочи

поведения».

Д.С.Лихачев. «Самая

большая ценность -

жизнь»

Диспут

5

Ценности и

моральный долг

1

В.Солоухин «Варвара Ивановна».

А.П.Чехов. «На

мельнице».

Беседа

6

Ценности и

моральный долг

1

М.Е..Салтыков-Щедрин

«Добрая душа»

Анализ заданных

ситуаций

7

Что такое

«подвиг»?

1

Н. Долинина. «Жизнь- подвиг»

К.Рылеев. «Иван

Сусанин»

В.Быков. Дожить до рассвета».

Беседа

8

Что такое

1

В.Короленко

Сочинение-



«подвиг»?


«Мгновение».

В.Быков. Дожить до рассвета».

рассуждение

9

Нормы жизни как ценность

1

С.Михалков «Мелочи жизни?»

С.Соловейчик «О стезе правды»

Круглый стол

10

Что такое

«добродетели»?

1

Л.Андреев «Друг»

Анализ заданных

ситуаций

11

Главные

добродетели

людей

1

Д.Лондон. «Любовь к жизни»

Ролевые игры

12

Смысл и счастье

жизни

1

Л.Н.Толстой. «Напутствие молодежи»

В.Брюсов. «Работа»,

«Труд»

Беседа

13

Жизнь дана на добрые дела

1

Т.Блинова. «Письмо»

Сочинение-

рассуждение


Раздел II. Главные понятия морали (21 час)

Цель: Показать особенности базовых понятий морали как

общечеловеческих ценностей.

14

Главные понятия морали

1

Антуан де Сент-

Экзюпери

«Планета людей»

Беседа

15

Добро и зло в жизни людей

1

Ю.Миролюбов «Два

брата»

Д.Всеславин «К людям»

Диспут

16

Миф и

представление о мифе

1

Н.А.Афанасьев

«Происхождение

мифов»

Сочинение-

рассуждение

17

Добро и зло в сказках и мифах народов мира

1

Любимые народные

сказки

Мифы древних славян

Скандинавские мифы

Ролевая игра





18

Добро и зло в сказках народов мира

1

Мифы и предания

Древнего Китая

Ролевая игра

19

За что люди

говорили

«спасибо»?

1

Р.Мертлик «Античные легенды и сказания»

И.Ефремов «Таис

Афинская»

Анализ заданных

ситуаций

20

Осуждение кровной мести

1

В.Каргалов «Хазарский поход»

Диспут

21

Добро и зло в

первобытном

обществе

1

М.Шахнович.

«Первобытная

мифология»

Анализ заданных

ситуаций

22

По каким

правилам жили люди в родовой общине

1

В.Ключевский. «Лекции по русской истории»

Я.Берлин «Великая

семья человечества»

Беседа

23

Нравственность Древней Руси

1

Сказка «Березка»

Ю.Миролюбов «Земля»

Беседа

24

Нравственность Древней Руси

1

Р.Романовский

«Родина»,

Д.Всеславин

«Солнышко»,

С.Голицын «Сказание о Земле Московской»

Ролевая игра

25-26

Что считалось добром и злом в истории

человечества

2

«О добрых чувствах»

(глава из книги

С.Соловейчика

«Пушкинские

проповеди»).

Л.Н.Гумилев «Образы

утраченного»

Работа в творческих группах

27

Что считалось

добром и злом в разные эпохи

1

Народные пословицы и поговорки разных народов

Викторина

28

Что считалось

добром и злом в разные эпохи

1

Ю.Соколова

«Осадная башня

штурмующих небо»

Анализ заданных

ситуаций

29

Что такое

«благо» и стоит ли его творить?

1

Е.Гришковец. «Шрам»

Диспут

30

Кому тяжелее

жить: доброму

или злому?

1

Кир Булычев «Поделись со мной»

Диспут

31-34

Итоговые

уроки

4

Углубление отдельных тем

Обобщение














Название разделов и тем

Часы

Рекомендованные

произведения

для обсуждения

Форма проведения занятий

1 раздел. Человек как личность

Цель: дать более полное понятие о человеке как «личности» (12 часов)

1-4

Личностью не

рождаются -

личностью

становятся

4

Н.А.Бердяев. «О назначении человека»

И.Ефремов.«Лезвие бритвы»

В.О.Богомолов. «Иван»

(просмотр фрагментов к/ф «Иваново детство»).

Беседа

5

Нравственные

характеристики

личности

1

Милтс А.А. «Гармония и дисгармония личности»

Беседа

6-7

Что такое

нравственные

качества личности

2

А.Н. Толстой

«Русский характер».

М.Шолохов «Судьба

человека».

Беседа.

8

Виды нравственных качеств личности

1

С. Михалков Басни.

Беседа

9

Основы формирова­ния нравственных

качеств личности

1

Н. Чернышевский «Что

делать?»

Алексеев С. «Молодой князь и бояре»

Обухова Л. «Любимец века»

Беседа


10-11

Что такое

нравственная культура личности

2

Киплинг Р.О. «Если...»

«О презрении к обману» (глава из книги

С.Соловейчика «Пушкинские проповеди»)

Беседа

12

Что такое культура нравственного поведения

1

У.Шекспир Сонеты

И.Бунин «Красавица»

Беседа - диалог




9 класс









2 раздел. Выбор жизненной позиции.

Цель: учить делать осознанный выбор нравственной жизненной позиции

(11 часов)

13­

14

Чего я хочу от общества?

2

Джером Д.К. «Почему мы не любим иностранцев?»

Беседа-обсуждения

15

Общество и

окружающая среда

1

Ю.Миролюбов. «Лесовики».

Борейко В. «Традиции и легенды о деревьях».

Проект «Общество, в котором я хотел бы жить»

16­

17

Что важнее: я или другие

2

Грин А. «Судьба первого взгляда»

Брагин М.« В грозную пору».

Д.С.Лихачев «Что

объединяет людей».

Дебаты

18

Личные или общест­венные интересы - что главное?

1

В.Распутин. «Живи и

помни».

Беседа

19­

20

Что такое

целеустремленность?

1

Д.С.Лихачев. «Цель и

самооценка».

Р.Шейко «Елена

Образцова».

Беседа

21

«Что такое

гуманность?»

1

Ю.Миролюбов «Калики

перехожие»

Диспут

22­

23

Гуманность -

принцип жизни

2

И.Бунин. «Подснежник».

А.Платонов «Песчаная

учительница».

Беседа

3 раздел. Нравственное совершенствование (11 часов)

24

Что значит иметь идеал?

1

Г.Р.Державин. «Вельможа».

«О лживом идеале» (глава из книги С.Соловейчика

«Пушкинские проповеди»).

Беседа

25

Нравственная оценка- что это

1

«Жизнь человека» (притча)

Беседа






такое?




26

Надо ли нравственно совершенствоваться?

1

Г.Соколова. Стихи

Беседа

27

Есть ли идеальные люди?

2

Бердяев Н. «О назначении человека»

Диспут

28­

30

Как жить: для себя

или для людей?

3

«О следе жизни» (глава из книги С.Соловейчика

«Пушкинские проповеди»).

М.Пыляев «Незаметные

герои».

Беседа

Диспут

31

Делай хорошее для других - станешь сам лучше

1

О.Генри. «Из любви

к искусству»

Сочинение -

рассуждение

32-­

34

Нравственное самовоспитание -

каковы его приемы

3

Г.И.Успенский. «Петькина карьера».

А.П.Чехов. «Размазня».

В.Распутин. «Пожар».

Б.Васильев «Летят мои

кони».

Беседа

Круглый стол







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!